Трудовая занятость подростков в современных условиях является актуальной, социально-значимой, и одновременно мало исследованной темой. Работа написана с целью выявления проблем данного социально-экономического явления, как одного из важных факторов становления личности и поиска приемлемых путей их разрешения.
В исследовании содержится анализ статистических данных трудоустройства несовершеннолетних граждан города Радужного, представленных Агентством по трудоустройству молодежи и результатов анкетирования учащихся МОУ СОШ № 8 по вопросам трудовой занятости.
Проведенное исследование показало высокий уровень потребности в трудовой деятельности среди подростков и недостаточные возможности ее реализации. Выявлен ряд проблем в положении подростков на рынке труда и организации трудоустройства несовершеннолетних граждан. В работе определены социально-экономические причины проблем трудовой занятости учащейся молодежи города.
Автор приходит к выводу, что решение вопросов трудоустройства подростков зависит от степени активности юных горожан, а также совершенствования форм работы в данном направлении Комитетом по молодежной политике с привлечением общественности города Радужного. Также предложены конкретные меры, направленные на дальнейшее развитие трудовой занятости подростков и повышения эффективности работы в данном направлении.
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_zanyatosot.docx | 32.39 КБ |
Трудовая занятость подростков:
проблемы, поиски решения
Введение
Народная мудрость гласит: «Дети - наше будущее». Но каким оно будет зависит от успешности процесса социализации. Великий педагог В.А.Сухомлинский считал, что учеба и труд играют значительную роль в становлении личности [1]. В современных реалиях общественно-полезный труд детей и подростков как метод воспитания сведен на «нет». При этом в условиях рыночной экономики удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей одна из самых больных проблем не только для взрослого населения, но и для подростков. Стремление молодежи к независимости от старшего поколения напрямую связано с деньгами. Все вышеперечисленное заставляет задуматься об актуальности проблемы трудовой занятости подростков. Речь идет о вторичной занятости: в течение учебного года наряду с основным видом деятельности (получением образования) подростки выполняют различные виды работ за денежное вознаграждение.
Цель исследовательской работы – определение круга проблем временной занятости несовершеннолетних и поиск их решения.
В работе решаются следующие задачи:
- анализ социологической литературы по проблеме трудовой занятости подростков;
- выявление и рассмотрение причин, которые побуждают детей в возрасте от 14 лет трудоустраиваться;
- определение уровня адаптации подростков г. Радужный к требованиям современного рынка труда;
- выявление возможностей трудоустройства несовершеннолетних граждан.
Объектом исследования являются несовершеннолетние учащиеся МОУ СОШ № 8
как субъекты трудовой деятельности.
Предмет исследования - трудовая занятость подростков в условиях малого города.
В своей работе попытался найти подтверждение гипотезе - трудовая занятость несовершеннолетних является важным фактором социализации.
Новизна в решении проблемы трудовой занятости подростков состоит в использовании адаптированного для местных условий мирового, общероссийского и регионального опыта исходя из результатов его сравнительного анализа.
При написании работы использованы следующие методы исследования: анализ статистических данных, анкетирование, интервьюирование.
Глава 1. Проблема трудоустройства несовершеннолетних в социологической литературе
В современной социологической литературе вопрос занятости рассматривается, главным образом, в контексте решения проблем безработицы, например, в книге В.А.Павленкова «Рынок труда. Занятость. Безработица» [2], в работе А.А. Никифоровой «Рынок труда: занятость и безработица» [3]. Вторичная занятость подростков не может рассматриваться с подобных позиций, так как является дополнением к основному учебному виду деятельности. Вопросы трудоустройства несовершеннолетних подробно изложены в публикации Л.В. Кравченко, А.П.Кудря, Т.А. Никушиной «Где и как подростку найти работу?» [4], но данная работа имеют только просветительский характер, являясь рекомендацией.
Наибольший интерес вызывает статья В.П.Бусыгина, И.И. Харченко «Экономическое сознание и поведение школьников» [5], напечатанная в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» №2-2008. Ученые высшей школы рассматривают проблему занятости подростков в свете недостаточной организации работы общеобразовательных школ в данном направлении. Подобный подход не предоставляет возможности увидеть решение вопросов трудоустройства подростков в рамках приоритетных направлений молодежной политики соответствующих государственных социальных структур, а также проследить влияние вторичной занятости несовершеннолетних на формирование менталитета современной молодежи.
Анализ литературы по проблеме трудовой занятости несовершеннолетних показал, что вопрос с социологической точки зрения, в целом, недостаточно изучен. Трудоустройства подростков в условиях малых северных городов имеет ряд специфических особенностей, но данная проблема не являлась объектом исследования.
Все вышеизложенное заставляет рассмотреть проблему трудовой занятости подростков в свете ее влияния на формирования личностных качеств молодого поколения в новых рыночных реалиях в условиях малого северного города.
Глава 2. Трудовая занятость подростков: проблемы, поиски решения
2.1. Причины трудоустройства подростков
При исследовании трудовой занятости подростков в городе Радужном встал вопрос о её реальных объемах, так как официальная статистика не учитывает нелегальное устройство на работу. Данные социологического опроса показали, что уровень подростковой занятости составляет 36% от общей численности респондентов (Приложение 1), но проявляют желание совмещать работу с учебой — 73% , что свидетельствует о значимости проблемы занятости как для учащихся МОУ СОШ № 8, так, вероятно, для всех юных горожан (Приложение 2).
В ходе проведения анкетирования выяснилось:
Немаловажный фактор для части несовершеннолетних - трудное материальное положение в семье. Оказание помощи родителям является одним из мотивов трудоустройства для 13% респондентов. Этот факт косвенно подтверждается и мониторингом данных по трудоустройству несовершеннолетних в г. Радужный. В кризисный 2008 год в 2 раза возросло число обращений по вопросам трудоустройства в МУ ГМЦ «Вектор М». Из 100% трудоустроенных подростков 2010 году 29% находились в тяжелой жизненной ситуации.
Большинство подростков устраиваются на работу по собственному желанию (82,7%), на втором месте - инициатива родителей (6,8%), в ряде случаев(5,6%) - идея трудоустройства принадлежит друзьям (Приложение 4) .
Опрос родителей по проблеме трудовой занятости подростков показал:
Потребность подростков работать поддерживается родителями. При этом, если для несовершеннолетней молодежи наиболее значимой является финансовая сторона вопроса - получение собственного дохода, то для родителей – воспитательный аспект, Расходуя заработанные собственным трудом деньги, ребенок учится разумно их тратить. Нереализованное желание законным путем заработать деньги может послужить мотивом к совершению противоправных действий со стороны несовершеннолетних, склонных к негативному девиантному поведению.
2.2. Подросток на рынке труда
Изъявляя желание работать, подросток должен понимать, что он выступает в качестве своеобразного товара на рынке труда. Покупатель, в данном случае, работодатель, должен ценить этот товар. Основная задача любого работника - найти на рынке потребителя своего труда.
Мировой опыт показывает, что достаточно востребованным является неквалифицированный труд молодежи. Многие подростки используют свое свободное время, подрабатывая в магазинах, работая в гаражах, разнося газеты, работая в саду, занимаясь дизайном помещений и мойкой машин для людей, живущих по соседству [6].
В крупных российских городах России при сравнительно высоком уровне жизни населения обслуживающий труд подростков достаточно востребован. Там же большим спросом пользуется труд несовершеннолетних в сфере частного бизнеса. Московскими работодателями подросткам предлагается работа в должности подсобного рабочего, курьера, официанта, уборщика, фасовщика, упаковщика, грузчика, мойщика машин. Встречаются вакансии оператора ПК, секретаря.
В городе Радужном часть подростков работает в сфере частного бизнеса. Из числа опрошенных учащихся МОУ СОШ №8 38% при устройстве не заполняли трудовой договор, выполняя работу на устной договоренности с частным предпринимателем. Подростки работают грузчиками в магазинах, выполняют покрасочные работы, расклеивают объявления.
Желающий работать подросток должен осознавать, чем ценен его труд, что он может предложить работодателю? При ответе на этот вопрос учащиеся МОУ СОШ №8 отметили:
При этом учащиеся старшего звена более уверены в компьютерной грамотности, чем 14-15-летние подростки. (Приложение 6,7). Но владение некоторыми навыками не означает обладание достаточной квалификацией и способностью самостоятельно выполнить порученную работу.
Незнание ценности своего труда и реалий оплаты труда ведет к тому, что при незначительном опыте работы и невысоком уровне знаний и навыков несовершеннолетняя молодежь стремятся получить высокую заработную плату. Удовлетворены полученным доходом 47% респондентов, не довольны - 53% опрошенных.
Несовершеннолетние испытывают значительные трудности в поиске работы. Школьники называют следующие источники получения информации по вопросам трудоустройства (Приложение 8):
В крупных городах России, например в Санкт-Петербурге, Тюмени, вопросы занятости подростков освещены на сайтах центров занятости [7]. Подобная информация в интернете по г. Радужный предоставлена в недостаточном объеме [8].
В целом, положения несовершеннолетних на рынке труда достаточно проблематично. Претензии подростка в сфере трудоустройства зачастую не совпадают с реальными возможностями. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, "трудная" психология подростка – всё это создает дополнительные сложности.
Уровень доходов многих горожан не способствует росту спроса на обслуживающие виды труда со стороны подростков, им следует проявлять большую активность в поиске работы, предлагая свои услуги через доску объявлений, средства СМИ, знакомых.
Подросток учится адекватно оценивать свои возможности при поиске работы и в процессе трудовой деятельности. Несовершеннолетний гражданин вступает в новые для него общественные отношения – трудовые, которые дисциплинируют подростка, способствуют формированию чувства ответственности, инициативности, активности.
В поисках работы неустойчивая психика подростка сталкивается с первыми взрослыми трудностями, это способствует формированию социальной апатии, неуверенностью в собственных силах, неудовлетворенностью жизнью у части подростков. Незнание и непонимание законов рыночной экономики, является одной из причин разочарованности подростка. Правильно осмысленный опыт трудовой деятельности, наоборот, повышает мотивацию к более глубокой учебной деятельности, к дальнейшему развитие своих способностей в целях повышения конкурентоспособности.
2.3. Организация трудовой занятости подростков
В условиях недостаточной развитости рыночных отношений в России преобладают субсидированных формах занятости подростков. Наибольшее распространение получила программа "Временная занятость несовершеннолетних граждан". Большая часть детей занимается оказанием услуг по строительству, ремонту, уборке, озеленению, участвуют в сельскохозяйственных работах. К основным формам организации занятости подростков относятся: трудовые молодежные отряды, лагеря труда и отдыха; подготовка подростков к предпринимательской деятельности [9].
Дефицит государственного бюджета и постоянная нехватка денег на социальную сферу активизируют деятельность общественных структур. Существует опыт привлечения негосударственных организаций к решению проблемы трудовой занятости несовершеннолетних. В 2009-2010 годах Благотворительный фонд «Утешение» реализовал программу содействия занятости несовершеннолетних в Республике Карелия «Работающий подросток» при финансовой поддержке Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд» [10].
Формированию российского рынка труда присущи территориальные различия. Поэтому далеко не весь российский опыт организации трудовой деятельности подростков может быть применен в должном масштабе для решения проблем трудоустройства несовершеннолетних в условиях малого северного города. Многими видами деятельности, посильными для подростков, заняты женщины, например, уборкой территории, озеленением. Причиной этому является высокий процент женской безработицы в условиях северного региона, относительно низкий образовательный уровень части взрослого населения, неспособность к более квалифицированному труду.
В городе Радужном трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется Агентством по трудоустройству молодежи при МУ ГМЦ «Вектор М». Из интервью с руководителем Захаровой О.В. стало известно, что с рядом муниципальных предприятий города подписаны договора о совместной деятельности по организации временного трудоустройства граждан, на основе которых выделяются рабочие места:
В летний период создаются молодежные трудовые отряды. В них подростки заняты не только работой, но и вовлечены в спортивные, культурно-массовые мероприятия.
Динамика организации трудовой занятости несовершеннолетних через отдел по трудоустройству молодежи за последние четыре года выглядит следующим образом:
Организаторы трудовой деятельности также преследуют цель оградить ребенка от возможных правонарушений. С 2010 года введена аналитика трудоустроенных подростков, состоящих на учете в КДН. Из данной категории принято на работу 15 человек, что составляет около 3% трудоустроенных (Приложение 9).
Деятельность Агентством по трудоустройству молодежи только частично решает проблему трудовой занятости несовершеннолетних в силу ограниченности рамками финансирования. Она носит преимущественно социальный характер, и фактически не способствует профориентации подростков, что должно являться одним из приоритетных направлений организации трудовой занятости несовершеннолетних.
Следует признать недостаточный уровень организации трудовой деятельности подростков в городе, особенно в летний период. Учитывая ограниченность финансовых средств, выделяемых на реализацию программы по трудоустройству несовершеннолетних, необходимо принятие дополнительных мер для решения данной проблемы.
Основная проблема трудоустройства несовершеннолетних заключается в отсутствии экономической заинтересованности большинства работодателей на законных основаниях принимать на работу несовершеннолетних, «так как издержки, связанные с официальным оформлением подростка на работу, зачастую превосходят эффект от его труда» [5].
Немаловажную роль в решении многих городских проблем играет социальное партнерство Администрации города и предприятий. Если в соглашения о партнерстве будет добавлен пункт о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних для выполнения неквалифицированного труда, то подростки получат возможность не только заработать деньги, но и ближе познакомиться с производственными объектами города. Подобное решение также будет способствовать повышению качества профориентационной работы среди молодежи, которое на данный момент находится на очень низком уровне.
Особое внимание в городе уделяется развитию детского творчества. При должном уровне организации концертной, выставочной деятельности юные жители города, обладающие творческим потенциалом, могли бы иметь определенный доход от такого вида деятельности.
В условиях низкой востребованности труда подростков государственным и общественным организациям следует усилить работу по организации занятости подростков, более широко привлекая частные структуры.
Заключение.
В процессе исследования социальные аспектов трудовой занятости несовершеннолетних пришли к следующим выводам:
Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Вторичная трудовая занятость является важным элементом правильной социализации подростка. Она дает начало трудовой адаптации.
Материалы исследования могут быть использованы на уроках обществознания, классных часах. Дальнейшая работа над проблемой предполагает обращение с предложениями решения проблемы трудовой занятости подростков в Комитет по молодежной политике, что составляет ее практическую значимость.
Многие проблемы трудовой занятости несовершеннолетних имеют правовой характер. Предполагается продолжить исследование данной темы с юридической точки зрения.
Список литературы.
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Фокус-покус! Раз, два,три!
Заповеди детства и юности
Весенняя сказка