Данная работа ученика 4 класса для научно-практической конференции "Мое первое исследование" объединяет в себе личный опыт занятий плаванием в течение четырех лет и исследование здоровья учеников начальной школы занимающихся спортом.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tekst.doc | 97.5 КБ |
plavanie_dlya_zdorovya.pdf | 569.76 КБ |
«Плавание – здоровье для всех!»
Введение:
Плавание – мой любимый вид спорта. Уже пятый год я занимаюсь в спортивной секции олимпийского резерва и замечаю, что плавание оказывает благоприятное влияние на мой организм. Я становлюсь выносливее, быстрее, сильнее, простудные заболевания появляются все реже. А в школе по болезни я не пропустил ни одного дня за все 4 года обучения.
Цель:
Определить и показать положительное влияние плавания на мое здоровье и здоровье других детей.
Задачи:
1. Влияние занятий плаванием на здоровье
В свое время древние греки были большими энтузиастами плавания. Философ Платон заявлял, что люди, не умеющие плавать, необразованны, а самым обидным для греков было высказывание что он «не умеет ни бегать, ни плавать». В наши дни мы не относимся к этому так категорично. Но без сомнения, плаванье - жизненно необходимое умение, незаменимое с точки зрения здоровья, которому нужно учиться с детства.
О пользе плавания
Было замечено что дети, регулярно занимающиеся плаванием, реже болеют простудой. А значит, плавание развивает иммунную систему, является эффективным способом закаливания, повышает устойчивость к воздействию низких температур и делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. Защитные свойства иммунной системы повышаются в результате изменения состава крови, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.
Кроме того, В.Е. Гармонова и О.Н. Борейко в своей статье «Оздоровительное значение плавания» выделяют еще 7 веских причин для занятий плаванием:
Польза плавания в бассейне состоит в том, что оно помогает заметно улучшить тонус мышц и сделать их более сильными. Особенно если сравнить плавание с другими аэробными нагрузками. Например, во время бега единственное препятствие для тела — это воздух, плотность которого невелика. Плотность воды в двенадцать раз больше, соответственно любое ваше движение требует большего усилия, и тренировка проходит более эффективно.
Во время плавания наши суставы и связки находятся в постоянной работе. Совершая круговые вращения руками, мы тренируем плечевые суставы, движения ногами укрепляют тазовые. Кроме того, неоценимую пользу приносит плавание позвоночнику: во время тренировок он вытягивается, позвонки встают на место – что в целом способствует улучшению гибкости и подвижности нашего тела от макушки и до кончиков пальцев.
Кроме трицепсов и пресса, плавание тренирует еще одну очень важную мышцу: сердце. Аэробная нагрузка, которую мы получаем во время занятий в бассейне, укрепляет этот жизненно-важный орган и помогает ему бесперебойно выполнять его функцию: сокращаться и расслабляться. Что, в свою очередь, приводит к улучшению кровяного потока по всему телу.
Плавание — один из самых энергозатратных видов фитнеса, а потому идеально для тех, кто следит за своим весом. В среднем за 10 минут брасса можно потерять до 60 калорий, во время плавания на спине цифра увеличивается до 80, фристайл отнимет у вас 100 калорий, а баттерфляй – все 150.
Благодаря оптимальной влажности воздуха в бассейне плавание не только не вызывает у астматиков дискомфорта, но и помогает бороться с приступами. Даже если вам незнакома эта проблема, знайте: плавание увеличивает объем легких и помогает научиться дышать правильно.
Здоровье организма неразрывно связано с количеством холестерина в нашей крови. Поэтому плавание в бассейне улучшает состояние кровеносных и лимфатических сосудов.
Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей – девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ослабленных и так далее.
Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер – чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.
Итак, в плавание оказывает на организм человека несравненно положительное влияние. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.
2. Отношение медицинских работников к занятиям спортом в детском возрасте.
Все медицинские работники однозначно сходятся во мнении о положительном влиянии умеренных физических упражнений на организм. Врачи говорят, что основное значение детского спорта состоит в раннем развитии моторики организма и укреплении здоровья, а отнюдь не в раннем приобщении к «медалям и славе».
Медики утверждают, что занятия физической культурой и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепляют здоровье, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение.
Если эти занятия проводятся с учетом особенностей возрастного развития и под контролем спортивного врача, то они обеспечивают гармоничное развитие организма здорового школьника, а у больных очень часто многие заболевания переходят в более легкую форму или совсем излечиваются благодаря плаванию.
Мне самому врачи поставили в 3 года диагноз: «Бронхиальная астма». Родители отвели меня в бассейн. После одного года занятий приступы прекратились. Это потому, что
Все это позволяет больным вести здоровый образ жизни и не беспокоится о том, что очередной приступ астмы может испортить им какое-либо мероприятие.
Кроме того, плавание с лечебными целями назначают следующим пациентам:
Дозированное занятие плаванием помогают излечивать болезни сердечно-сосудистой системы, такие как ишемию, стенокардию, миокардит.
На эту тему я взял интервью у Зуевой Елены Алексеевны, медсестры с 32 летним стажем работы. Она работает в бассейне и считает, что плавание очень полезно для здоровья. Она заявляет, что плавание укрепляет иммунитет, мышцы и скелет, сердечно-сосудистую и нервную систему. Елена Алексеевна знает много случаев в своей практике, когда занятие плаванием способствовало выздоровлению человека.
В связи с этим, я решил сам опросить моих сверстников, занимающихся и не занимающихся спортом, о состоянии их здоровья и количестве пропусков в школе по болезни. Были опрошены 20 спортсменов-пловцов из моей группы и 27 одноклассников.
3. Исследование состояния здоровья детей-спортсменов.
Я провел анкетирование среди 20 ребят из моей группы по плаванию и выяснил следующие закономерности.
Количество детей с различными заболеваниями | |||||
Не было заболеваний | Частые ОРЗ | Аллергия | Перелом позвоночника | Бронхиальная астма | |
11 | 5 | 1 | 1 | 2 | |
Состояние здоровья в результате занятий плаванием заметно улучшилось | 9 | 5 | 1 | 1 | 2 |
Состояние здоровья в результате занятий плаванием не изменилось | 2 | - | - | - | - |
Вывод: Большая часть опрошенных (18 человек из 20) замечает положительное влияние занятий плаванием.
Даже дети, которые и до занятий плаванием не жаловались на свое здоровье, заметили укрепление мышц, улучшение координации, повышение иммунитета, редкость простудных заболеваний.
Все дети, пришедшие в спорт с заболеваниями по рекомендациям врача (9 человек), чувствуют улучшение состояния здоровья:
бронхиальная астма в ремиссии после 1 года занятий, аллергия проявляется реже, после компрессионного перелома происходит постепенное укрепление мышц спины.
4. Исследование состояния здоровья моих одноклассников.
Я также опросил ребят из моего класса, результаты опроса представлены ниже.
Опрошено 27 учащихся 4 «в» класса |
Занимающихся постоянно спортом – 17 детей |
Не занимающихся спортом – 10 детей |
Состояние здоровья в результате занятий спортом не изменилось – 1 ребенок | Состояние здоровья в результате занятий спортом заметно улучшилось – 16 детей |
Вывод: Большая часть опрошенных замечает положительное влияние занятий спортом.
5. Сравнение количества пропусков занятий в школе по болезни.
Кол-во пропусков занятий в школе по болезни | Не занимаются спортом 10 чел. | Занимаются разными видами спорта 17 чел. | Занимаются плаванием 20 чел. |
1 раз в месяц | 2чел. - 20% | 3 чел. – 18% | 1чел. - 5% |
1 раз в четверть | 3 чел. – 30% | 2чел. - 12% | 3чел. - 15% |
1 раз в полугодие | 2 чел. – 20% | 7чел. - 41% | 4чел. - 20% |
1 раз в год | 3чел. – 30% | 5чел. – 29% | 12чел. - 60% |
Вывод:
Проанализировав полученные данные, я сделал вывод: чаще всех болеют дети, не занимающиеся спортом (половина детей – 1 раз в месяц, 1 раз в четверть).
Реже болеют дети, которые занимаются разными видами спорта (основная масса – 1 раз в полгода).
И меньше всех пропускают занятия по болезни дети, которые занимаются плаванием (60% - 1 раз в год).
Общий вывод
На основе проделанной работы я пришел к выводу, что плавание - самый лучший вид спорта для здоровья!
Занимайтесь плаванием!
Список литературы
- Марта Рыбак «Плавай как мы!»
- Н.Н. Кардамонова «Плавание: лечение и спорт»
-А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста»
- Тарри Лафлин «Как рыба в воде»
- Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н.Ж. Булгакова и др. – М.: Изд. центр «Академия»,2008
- Каптелин, А.Ф. Плавание в лечебных целях
- Статья В.Е. Гармонова и О.Н. Борейко «Оздоровительное значение плавания»
- http://zozhlife.ru/sport/plavanie/polza-dlja-organizma-cheloveka.html
- http://zozhlife.ru/sport/plavanie/polza-dlja-organizma-cheloveka.html
Приложение.
Анкета для медицинского работника:
Анкета для спортсменов:
да, стало лучше нет, не изменилось
1 раз в месяц
1 раз в четверть
1 раз в полугодие
1 раз в год
совсем не пропускаю
Анкета для одноклассников:
1 раз в месяц
1 раз в четверть
1 раз в полугодие
1 раз в год
совсем не пропускаю
Пустой колос голову кверху носит
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Астрономический календарь. Март, 2019
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Н. Гумилёв. Жираф