Выбор темы исследования связан с юбилеем школы. Юбилейный год – это всегда не только подведение итогов, но и планы на будущее, связанные с решением задачи формирования личности школьника. Актуальность темы данного исследования в определении значимости истории школы для процесса развития ученика.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkoly_no13_v_pechati.docx | 43.99 КБ |
«История школы №13 в печати: нам есть чем гордиться и есть чему учиться»
Сухецкая Анастасия Дмитриевна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 13»
8 «В» класс
Содержание научной статьи
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………….2
1.Теоретическая часть…………………………………………………………………………………...3
2.Практическая часть………………………………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………………………………..10
«История школы №13 в печати: нам есть чем гордиться и есть чему учиться»
Сухецкая Анастасия Дмитреевна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 13»
8 «В» класс
Введение.
13 сентября 2019 состоится празднование замечательной даты – сорокалетие школы №13 г. Нижневартовска. Школа №13 – одна из обычных типовых школ города Нижневартовска, и на первый взгляд, ничем не примечательная. Но в библиотеке на стеллаже приютилось несколько пухлых папок под заголовком «Школа №13 в периодической печати». Школьный библиотекарь Хазипова Зинаида Григорьевна более 20 лет собирает материалы печати о школе №13 (Приложение I). Страницы газет, журналов и книг рассказывают о динамично развивающейся успешной школе, талантливых учениках и творческих педагогах.
С момента открытия образовательного учреждения внимание к школьной жизни проявляют СМИ. Своими публикациями они создают образ школы. Соответствует ли реальным достижениям позитивный печатный образ школы, и какое значение история школы на страницах печати имеет для современного школьника?
Цель работы: определить, насколько полно и достоверно истории школы №13 освещена в печатных СМИ, чем может гордиться школа, и как образ школы на страницах печати влияет на формирование личности школьника.
Задачи работы: исследовать материалы печати по истории школы №13; систематизировать изученный материал; проанализировать его с позиции достоверности, полноты отражения; выявить влияние печатного образа школы на формирование личности школьника; пополнить экспозиции школьного музея материалами периодической печати о школе.
Объект исследования – школа №13 и ее отражение в периодической печати публикации.
Предметом данного исследования является достижения школы №13, ее учеников и педагогов.
Основной метод исследования - анализ печатных источников информации. Кроме того автор опирается в своих выводах на результаты опроса.
Выбор темы исследования связан с юбилеем школы. Юбилейный год – это всегда не только подведение итогов, но и планы на будущее, связанные с решением задачи формирования личности школьника. Актуальность темы данного исследования в определении значимости истории школы для процесса развития ученика.
Практическая значимость работы заключается в следующем: в пополнении материалов экспозиций школьного музея, результаты работы можно использовать на уроках истории и краеведения, они также будут размещены на сайте школы.
Новизна работы заключается в том, что впервые освещение вопросов жизни школы №13 в печатных СМИ рассматривается как фактор, влияющий на процесс формирования личности школьника.
1.Теоретическая часть.
Во многих школьных музеях в роли экспонатов выступают печатные периодические издания. Они рассматриваются как носители информации. Но по мнению Т.А. Абрамовских [1, с.3], «СМИ играют роль интерпретатора окружающей действительности… медиа не просто информируют аудиторию о текущих событиях, но и формируют ее отношение к ним».
С начала своего возникновения на рубеже XIX - XX веков школьные музеи активно включены в учебно-образовательный процесс. Автор пособия по музейной педагогике Б,А.Столяров обращает внимание на первостепенную роль экспонатов школьного музея в дореволюционной России как наглядностей, предназначенный для демонстрации на уроках. С 30-х годов XX века основным направлением музейной работы в советской школе становится краеведение и гражданско-патриотического воспитания. В постсоветский период школьные музеи остаются центрами патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся [4, с.52-53]. Опыт работы школьных музеев в Российской Федерации за последние десятилетия обобщен в методическом пособии В.Е. Туманова. Автор резюмирует, что «возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе края,… школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Наблюдающийся в последние годы интерес к возрождению школьного музея должен придать ему новый импульс развития с учетом потенциальных возможностей его педагогического воздействия на учительскую и детскую аудиторию» [5, с.154].
Но прежде чем подробно знакомиться содержанием публикаций в периодической печати о школе №13 обратимся и энциклопедической информации. Школа №13 города Нижневартовска открыта в 1979 году. С 1993 года школа приобрела экспериментальный статус как «Школа Здоровья». Разрешение на эксперимент дано отделом народного образования и утверждено решением Исполкома Городского Совета народных депутатов от 28 июня 1993 года, решение №235/3. Научный консультант школы – академик П.И. Третьяков. В 1996 году Нижневартовская школа №13 была удостоена сертификата Джорджа Сороса, в 1997-2005 годах регулярно становилась победителем различных этапов Всероссийского конкурса «Школа года». В 2000 году учебному заведению было присвоено звание «Школа века». Школа внесена в энциклопедию «Лучшие школы России». Два года подряд за многолетнюю качественную подготовку выпускников школа №13 награждена дипломом Российской академией образования «Знак качества образования». В 2005 году она удостоена звания «Школа высшей категории». Образовательное учреждение дважды награждено грантом губернатора ХМАО-Югры. Результатом многолетнего качественной работы педагогического коллектива по развитию школы стала победа в 2006 году во Всероссийском конкурсе среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Школа награждена грантом Президента РФ за высокие результаты. [2, с.476].
Действительно, школа №13 имеет огромные успехи, и они по достоинству оценены на самом высоком уровне. Но насколько полно и достоверно в печати отражены блестящие достижения школы?
2.Практическая часть.
2.1«Школа здоровья» на страницах печати.
Началась история школы в далёком 1979 году. 13 сентября новая школа распахнула двери для первых учеников и учителей. Последовали долгие годы становления и развития.
Немало прошло лет, прежде чем загремела слава о школе №13. Школа своими успехами словно оспаривала устоявшееся мнение, что 13-число несчастливое. « Тринадцатое – число счастливое», «А может потому у нас так интересно, что мы – тринадцатая» - так назывались некоторые из статей об образовательном учреждении. О школьных достижениях часто писали местные газеты «Местное время», «Варта» и «Новости Приобъя». Неоднократно о школе публиковались статьи центральной прессе: в журнале «Вестник образования», в «Учительской газете» (Приложение II). Анализ периодической печати показал что, она содержит информацию о всех успехах учебного учреждения.
Основанием для получения наград стали достижения школы и ее учеников. Многочисленные победы не были случайностью. Авторы статей о школе в один голос заявляют, что успехи связаны с изменением организация работы учебного учреждения. Огромный поток информации о реализации программы «Школа здоровья» можно узнать со страниц не только местной печати, но и центральной прессы (Приложение III). Реализуя программу «Здоровье», педагогический коллектив начал работу над созданием целостной системы мероприятий в учебной и внеклассной деятельности по сохранению и коррекции здоровья детей школьного возраста и педагогов, освоением механизма организации здоровьесберегающего режима, созданием организационно - педагогических условий, способов обучения, методик и прогрессивных технологий. С 1999 года школа стала окружной площадкой «Здоровье детей Югры». Школа удостоена диплома «Здоровое поколение 21 века» за вклад в развитие здорового образа жизни.
Реализовалась комплексная программа по укреплению здоровья учащихся (ЛФК, ОБЖ, валеология, три часа физкультуры, плавание, корригирующая гимнастика, ритмика, занятия психологического общения, логопедические занятия). Созданы лечебно - физкультурный комплекс, специализированные реабилитационные кабинеты.
Здоровье человека - понятие многогранное. Всем известно, что это не только физическая сила и крепкий организм. В это понятие входят моральные принципы и духовность. В школе был создан свой центр дополнительного образования. Ребята объединились по интересам в секции и кружки: ушу, волейбол, лыжи, легкая атлетика, туризм, шейпинг, театральная студия, кукольный театр, вокальная студия, спортивно - хореографическая и изобразительная студия.
Успешным направлением работы школы стало гражданско-патриотическое воспитание школьников, и это не случайно. Духовное здоровье – одно из важнейших составляющих человека (Приложение IV). Школа №13 на протяжении многих лет активно реализует комплексно-целевую программу по военно-патриотическому воспитанию учащихся «Патриот»:
В местной печати неоднократно публиковались статьи о различных мероприятиях гражданско-патриотического направления. Так на страницах газеты «Варта» от 22 января 2002 года сообщалось, что старшеклассники школы №13 стала родоначальниками традиции-акции «Посылка солдату» и звучало обращение к школьникам других школ города последовать примеру.
Неоднократно местная печать информировала своих читателей еще об одной традиции школы №13, связанной с трагическим событием (Приложение V). В школе каждый год отмечается 18 марта - День памяти выпускника школы Сергея Полянцева, который всегда будет примером мужества для ребят. Сергей учился в школе 1983-1993гг. В 1994 году Сергей был призван в ряды Вооруженных Сил. Служил в воздушно-десантных войсках в Наро-Фоминске. Попал в Чечню. В одном из боёв 18 марта 1995 года был ранен. Сергей погиб, исполняя свой воинский долг.
Был награждён Орденом мужества посмертно. Похоронен Сергей Полянцев в городе Нижневартовске. В школьном музее организована экспозиция, посвящённая памяти Сергея. В 2002 году, в день рождения Сергея Полянцева, 23 апреля в школе была открыта мемориальная доска в память о нем.
2.2 Руководители школы.
Важную роль в становлении и развитии каждого образовательного учреждения отводится по праву его руководителю. Большой, неоценимый вклад в становление и развитие школы №13 в разные годы внесли ее директора. Это яркие личности, высококвалифицированные педагоги, грамотные профессиональные руководители, и, по праву, заслуженно немало статей в местной и центральной прессе посвящено им (Приложение VI).
Петренко Альбина Ивановна - первый директор школы. Руководила школой в период с 1979 года по 1982 год. На годы ее руководства выпала самое сложное время - становление школы.
Шароглазова Александра Алексеевна. Руководила школой в период с 1983 года по 1986 год. За период ее руководства была проведена существенная работа по обустройству здания школы и прилегающей к ней территории.
Набока Николай Иванович. Руководил школой в период с 1986 года по 1987 год.
Шлапочук Юлия Алексеевна, директор школы с 1987 года по 2004 год. Она стала вдохновителем и организатором создания модели «Школа Здоровья». «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РФ», «дипломант Всероссийских конкурсов «Директор года» (1997-2001г.). Многократно местные СМИ рассказывали об этом удивительном педагоге и руководителе образовательного учреждения, брали у ней интервью. Страницы газет пестрят словами благодарности в ее адрес.
Петрученко Татьяна Валерьевна. Руководила школой с 2004 года по 2014 год. Время ее руководства сопряжено с бурым развитием всех процессов, происходящих в школе. Это время глубоких преобразований в системе образования нашей страны. Татьяна Валерьевна смогла грамотно обобщить опыт своих предыдущих коллег, умело сохранить все лучшее, что было наработано в прежние годы, преумножить школьные традиции и вывести школу на новый качественный виток ее развития. Под руководством Петрученко Т.В. школа становится победителем во Всероссийском конкурсе среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и награждается грантом Президента РФ.
В настоящее время директором школы является Корнилова Татьяна Николаевна.
2.3«Учителями славится Россия…»
Над внедрением программы «Здоровье» слаженно трудился весь педагогический коллектив целеустремлённых, энергичных, творческих учителей. И местные газеты и центральная пресса неоднократно рассказывали читателям о педагогах школы, брали у них интервью. Среди преподавателей МОСШ №13 девять педагогов удостоены звания «Отличник народного образования», семеро – «Почётный работник общего образования», двое – «Заслуженный учитель России», трое - Соросовский учитель. Благодаря мастерству педагогов технологии в 2001 году в школе прошла первая в округе олимпиада по технологии и стала традиционным местом проведения, о чем сообщала газета «Варта» за 19 января 2001года. И в настоящее время в станах школы №13 продолжают трудиться педагоги, чьи имена и лица можно увидеть на страницах печати. Как не гордиться такими славными учителями (Приложение VII).
В реализации программы «Здоровье» особую значимость приобрели уроки физической культуры. Практически сразу система оздоровительной работы дала положительные результаты. Ежегодно спортивные школьные команды становились победителями и призерами различных состязаний. Как отметила в интервью газете «Варта» за 24 октября 2001 заместитель директора по воспитательной работе Печенкина Л.Н.: «Многие замыслы не были бы реализованы, если бы в школе не было замечательных преподавателей физической культуры. Геннадий Горбачев, Олег Кузнецов, Валерий Бурнашев – настоящие педагоги-новаторы, всю душу вкладывают в ребят. С приходом в школу Юлии Шагалиевой у детей появилось новое направление – туризм». Имена этих педагогов не раз звучали на страницах печати, как и информация о достижениях их воспитанников. Олег Аркадьевич Кузнецов и Юлия Николаевна Зобелева (Шагалиева) продолжают педагогическую деятельность в школе №13. Юлия Николаевна, зам директора, является на сегодняшний день единственным в школе кандидатом педагогических наук. Олег Аркадьевич совместно с учителем физической культуры Халтуриным Андреем Витальевич много лет подряд готовят победителей и призеров соревнований и олимпиад не только городского, окружного, но и всероссийского уровня. Более 15 лет прививает навыки здорового образа жизни младшим школьникам в стенах родной школы выпускница Гребенникова Елена Николаевна. И о каждом из наших уважаемых педагогов физической культуры найдутся строки и статьи в печати. (Приложение VIII)
2.4 Достижения учеников и выпускников.
В действительности, школе было чем гордиться и не только достижениями в спорте. За годы внедрения программы (с 1993 по 2002 год) 80 учащихся стали призерами городских олимпиад, 4 - окружных олимпиад, 1-всероссийской олимпиады. Участники творческого объединения и декоративно-прикладного искусства успешно выступали в городских, региональных, всероссийских конкурсах. Десятки страниц местной печати повествовали о достижениях лучших учеников.
В 2006 году вышла в свет энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» [3, с.442]. В ее вошли лучшие учащиеся школы, один из них – Дмитрий Яковенко. Материалы местной печати на протяжении многих лет публиковали статьи об успехах одаренного школьника из школы №13. (Приложение IX). Информацию о биографии и спортивных достижениях шахматиста можно узнать в электронном ресурсе. Дмитрий кончил школу с золотой медалью. Он увлекался точными науками: математикой, физикой. Выигрывал Всероссийскую математическую олимпиаду зоны Сибири. По серии фотоснимков из газетных статей можно проследить, как смышленый мальчик становится серьезным соперником в шахматном спорте: неоднократно побеждает на соревнованиях среди юношей на российском и международном уровне.
Дмитрий - чемпион России, Европы и мира по шахматам. В восемнадцать лет он стал международным гроссмейстером (2001). Чемпион Европы (2012). Победитель командного чемпионата мира в составе команды России (2010). Победитель командного чемпионата Европы в составе команды России (2007), Серебряный призёр олимпиады в составе команды России (2012), Обладатель Кубка России (2013). В настоящее время российский шахматист Дмитрий играет в командном чемпионате России за команду «Югра».
После окончания школы, в 1999 году Дмитрий Яковенко поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. В 2004 году он окончил университет с «красным дипломом». В 1999 году Яковенко занял второе место на чемпионате мира по шахматам среди юниоров до 16 лет. В 2001 году Яковенко стал чемпионом мира среди юношей до 18 лет. В 2005 году он выиграл турнир в Монреале и занял второе место на чемпионате России. В 2006 году Яковенко вновь стал серебряным призёром чемпионата России по шахматам. В ноябре 2007 года Дмитрий Яковенко стал чемпионом Европы в составе сборной России. В марте 2012 года Дмитрий одержал единоличную победу на Чемпионате Европы по шахматам в Пловдиве с результатом 8½ очков из 11 и завоевал титул чемпиона Европы. Наивысший рейтинг 2760 (июль 2009 года). Шахматист Дмитрий Яковенко – один из самых известных выпускников школы.
Год за годом развивались, прокладывала путь к успеху школа №13. Она стала ярким примером успешного проведенной реорганизации стандартного учебного процесса [3, с.442]. История развития школы и ее блестящие результаты достоверно и достаточно полно отражены в печати. Школе №13, ее педагогам и ученикам по праву могут гордиться школьной историей.
2.5 Нам есть чему учиться.
Годы новаторского эксперимента стали историей. Знание истории – это духовная сила каждого гражданина, формирующая чувство патриотической гордости, вдохновляющая на новых свершения. Наше прошлое – это опыт, наличие которого предоставляет возможность развиваться и двигаться вперед. И знание истории школы – не исключение.
В школе сохраняются традиции, уходящие своими корнями в историю «Школы здоровья». Ученики 6 «Г» класса с гордостью рассказали в беседы о своем участии в акции «Посылка солдату» и том. как им было приятно читать ответное письмо от Немкова Ивана, солдата срочной службы, выпускника школы №13.. Школьники познакомились с новыми материалами школьных экспозиций – статьями из газет, журналов и книг. После очередного посещения школьного музея учениками 6 «г» класса было проведено анкетирование, которое показало положительные результаты (Приложение X).
Новым направлением в работе школы стало развитие шахматного спорта. Информация СМИ о шахматных партиях Дмитрия дает возможность сегодняшним школьникам развивать свое шахматное мастерство. Результаты анкетирования среди учащихся 5-7 классов показали, что интерес к шахматам после знакомства с биографией выпускника школы Д. Яковенко повысился на 20%. Популяризация шахматного спорта сегодня особенно важна, так как на государственном уровне обращено внимание на приоритет шахмат в развитии интеллектуальных способностей.
За последние годы школьники из тринадцатой неоднократно становились призерами и победителями олимпиад по таким учебным дисциплинам, как технология, география, экология, физкультура. Учащимися 11 «Б» класса Белова Ира и Хамидуллин Руслан рассказали школьникам 6 «Г» класса о своих успехах и о том, что уверенность в победе им вселяли, в том числе и знания о достижениях своих наставников и их учеников прошлых лет. Знакомство с историей родной школы оказали на шестиклассников положительное влияние. Это подтвердили результаты анкетирования: 100% опрошенных заявили, что гордятся школой и своими учителями, 25% - желают принять участие в работе музея, 60% - высказали желание быть успешными, из них 20% - приложить большие усилия к занятию спортом и достичь успеха, 15% - технологией.
Результаты опроса показали, что печатная информация о родной школе усилила интерес учащиеся 6 «Г» класса к истории школы; факты и события школьной истории, достижения педагогов не оставили их равнодушными; многие школьники проявили желание добиться больших успехов. Следовательно, печатная информация об истории школы может способствовать повышению познавательного интереса учеников, вызывать определенные чувства, то есть влиять на формирование личности школьника.
Таким образом, была подтверждена гипотезу исследования о том, что истории образовательного учреждения на страницах печати, представленная в экспозициях школьного музея привлекает внимание школьников; способствует формированию чувства гордости за родную школу, повышает мотивацию достижения успеха учеников, воспитывает уважительное отношение к учителям.
Заключение.
В ходе теоретического этапа исследования, при изучении соответствующую литературу:
В ходе выполнения практической части работы подтверждено предположение о том, что:
В итоге подтверждена гипотеза о том, что истории образовательного учреждения на страницах печати, представленная в экспозициях школьного музея привлекает внимание школьников; способствует формированию чувства гордости за родную школу, повышает мотивацию достижения успеха учеников, воспитывает уважительное отношение к учителям.
Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Академик Д.С. Лихачёв считал, что «Память и знания прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст… Мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, …но и хранить историю, эту безмерную глубину окружающего». У школы славная история, связанная с историей родного города и страны. Накопленный большой опыт, сложившиеся традиции дают новую творческую силу коллектив учителей и учеников.
Список литературы
Электронные ресурсы:
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Солдатская шинель
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Марши для детей в классической музыке