Цель проекта:
Изучить математические задачи и их значение в Древнем мире, современном и будущем.
В рамках проекта проведен обзор задач разных времен и народов от старинных до настоящих и высказано предположение о виде задач будущего.
Продукт проекта - буклет.
Работа носит познавательный характер и может быть использована на уроках математики, на дополнительных занятиях и классных часах.
Данная работа расширяет знания учащихся по математике. Работа над проектом учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных задач с помощью средств ИКТ.
Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий
Вложение | Размер |
---|---|
ikonnikova_-_proekt.doc | 818 КБ |
buklet_k_proektu.doc | 2.21 МБ |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
школа №27
Математические задачи:
вчера, сегодня, завтра
Работу выполнила:
ученица 7 А класса
Иконникова С. А.
Наставник:
учитель математики
Турсукова Т. А.
Озерск 2019
Аннотация наставника
Тип проекта: информационно- познавательный
Цель проекта:
Изучить математические задачи и их значение в Древнем мире, современном и будущем.
В рамках проекта проведен обзор задач разных времен и народов от старинных до настоящих и высказано предположение о виде задач будущего.
Продукт проекта - буклет.
Работа носит познавательный характер и может быть использована на уроках математики, на дополнительных занятиях и классных часах.
Данная работа расширяет знания учащихся по математике. Работа над проектом учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных задач с помощью средств ИКТ.
Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий
Содержание
2. Математика в древности…………………………………………….5
2.1. Вавилон………………………………………………………………5
2.3. Египет………………………………………………………………...6
2.4. Греция………………………………………………………………...7
2.5. Китай………………………………………………………………….8
2.6. Индия………………………………………………………………....8
2.7. Страны ислама……………………………………………………….9
2.8. Россия………………………………………………………………..10
3. XXI век……………………………………………………………….11
4. Будущее……………………………………………………………...12
5. Вывод………………………………………………………………...13
6. Список литературы………………………………………………….14
7. Приложение………………………………………………………….14
Введение
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Без знания основных математических законов и умений ими пользоваться в современном мире становится очень трудно обучаться практически любым профессиям. С цифрами и операциями с ними имеют дело не только финансисты и бухгалтера. Астроном не сможет определить без таких знаний расстояние до звезды и наилучшее время наблюдения за ней, а молекулярный биолог — понять, как бороться с генной мутацией. Инженер не сконструирует рабочую систему сигнализации или видеонаблюдения, а программист не найдет подход к операционной системе. Многие из этих и других профессий без математики просто не существуют.
Цель проекта:
Изучить математические задачи и их значение в Древнем мире, современном и будущем.
Задачи проекта:
Практическая значимость моей работы состоит в том, что это учебное пособие можно использовать как на уроках математики, так и на внеурочных занятиях.
Математика в древности
Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике.
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность. Дальнейшее развитие математики началось примерно в 3000 до н.э. благодаря вавилонянам и египтянам.
Наиболее древние письменные математические тексты датируются примерно началом II тыс. до н. э. Математические документы сохранились только в Египте, Вавилоне, Китае и Индии.
ВАВИЛОН
В древнем Вавилоне математика зародилась задолго до нашей эры. Вавилонские памятники в виде глиняных плиток с клинописными надписями хранятся в различных музеях мира, в том числе в ленинградском Эрмитаже и московском Музее изобразительных искусств. Найдены сорок четыре глиняные таблицы — своеобразная математическая энциклопедия древних вавилонян. В них даны достаточно удобные способы решения ряда практических задач, связанных с земледелием, строительством и торговлей. Научные достижения древних вавилонян заключаются в следующем.
Вавилоняне создали шестидесятеричную систему счисления, в основе которой лежало не число 10, как у нас, а число 60. Они создали систему мер и весов, в которой каждая последующая мера больше предыдущей в 60 раз. Отсюда ведет начало наше деление мер времени — часа, минуты, секунды — на 60 частей, круга — на 360°.
ЕГИПЕТ
Вторым после Вавилона культурным центром глубокой древности был Египет (занимал примерно ту же территорию, что и современный Египет). В этой «стране пирамид» за много тысяч лет до нашей эры возводились гигантские сооружения в виде храмов и пирамид. Некоторые из этих памятников сохранились до настоящего времени. Различные строительные работы, развитие земледелия, основанного на искусственном орошении, рано вызвали потребность в математических познаниях и особенно в геометрии. Математические правила, нужные для земледелия, астрономии и строительных работ, древние египтяне записывали на стенах храмов или на папирусах — лентообразных свитках из особого писчего материала растительного происхождения.
Оказывается, как показала расшифровка папирусов, египтяне еще четыре тысячи лет назад решали ряд практических задач по арифметике, алгебре, геометрии, причем в арифметике пользовались не только целыми числами, но и дробями.
Около пяти тысяч лет назад при фараоне Джосере был признан богом мудрости великий врачеватель, государственный деятель и первый известный нам по имени математик Имхотеп.
Математические правила, нужные для земледелия, астрономии и строительных работ, древние египтяне записывали на стенах храмов или на папирусах. Еще 4 тыс. лет назад они решали практические задачи по арифметике, алгебре и геометрии, причем в арифметике пользовались не только целыми числами, но и дробями. Высшим достижением египетской математики является точное вычисление объема усеченной пирамиды с квадратным основанием.
ГРЕЦИЯ
Первыми учителями древних греков были египтяне. В VII в. до н.э. иностранным путешественникам был открыт свободный доступ в Египет. Этим широко пользовались ученые древней Греции, совершавшие путешествия в «страну пирамид». Примерно с IV в. до н. э. древние греки стали на путь самостоятельных изысканий по математике и достигли в этом направлении значительных успехов, особенно по геометрии. В III в. до н. э. древнегреческая геометрия достигла своего апогея в работах Евклида, написавшего тринадцать книг по геометрии, объединенных общим названием «Начала».
В трудах Евклида логическая сторона геометрии была доведена до очень высокого уровня, который был превзойден только на рубеже XIX и XX вв. в трудах немецкого математика Гильберта и его школы.
Древние греки интересовались не только вопросами элементарной геометрии (тогда этого термина не было), но и заложили прочные основы высшей геометрии (работы Аполлония, Архимеда и др.).
Значительных успехов в теории чисел достигли Пифагор и его ученики.
КИТАЙ
Китайская культура, включая и математику,— древнего происхождения. Многие важнейшие открытия в науке и технике, сделанные китайскими учеными, значительно опередили открытия в других странах.
ИНДИЯ
Индия имеет большую и богатую самобытную культуру, истоки которой уходят в седую древность. Много тысяч лет тому назад, еще до нашей эры, в Индии строились оросительные каналы, городские водосточные системы, строились многоэтажные здания из хорошо обожженного кирпича. В далеком прошлом индийцы владели искусством керамического производства (производство изделий из обожженной глины), умело пользовались гончарным кругом, успешно развивали ювелирное дело (изготовление изделий из драгоценных камней и металлов).
Еще в глубокой древности в Индии были накоплены большие знания в области грамматики, астрономии и других наук.
Наибольших успехов индийские ученые достигли в области математики. Они явились основоположниками арифметики и алгебры, в разработке которых пошли дальше греков.
Величайшим достижением древнеиндийской математики является прежде всего открытие позиционной системы счисления, состоящей из десяти индийских цифр, включая и знак нуль, называемый по-индийски «сунья», что дословно означает «ничто». Интересно заметить, что в первоначальном начертании нуль изображался точкой и лишь спустя много веков – в виде маленького кружка. Кто первый из индийских ученых стал употреблять десятичную систему, неизвестно. Однако есть основание думать, что эта система была изобретена в начале I в. н. э. Что касается первого употребления знака нуля, то этот факт относится ко II в. н. э.
СТРАНЫ ИСЛАМА
Под «арабской» культурой надо понимать главным образом культуру народов, покоренных арабами. В этом свете видное место в развитии математики в странах Арабского халифата (государства, завоеванные арабами) на протяжении более 500 лет, с IX по XVI век, неизменно принадлежало ученым народов Средней Азии и Закавказья и прежде всего таджикам, узбекам, азербайджанцам.
В области арифметики среднеазиатским ученым принадлежит усовершенствование позиционной шестидесятеричной системы счисления, в которой за основание принято число 60; открытие десятеричных дробей, а также распространение десятеричной позиционной системы счисления.
РОССИЯ
Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX – X вв. В Древней Руси времени Ярослава Мудрого (978–1054) уже существовали общеобразовательные школы.
Феодальная раздробленность и иноземное нашествие сыграли роковую роль в исторической судьбе, и надолго задержали культурное и научное развитие Киевской и Новгородской Руси. Поэтому вновь математика начинает развиваться на Руси только в XVI в. После освобождения от татарского ига. Первые русские рукописные книги по математике XVI–XVII вв. были вытеснены замечательной книгой Л.Ф. Магницкого «Арифметика».
У каждого старца по 7 костылей,
На каждом костыле по 7 сучков,
На каждом сучке по 7 кошелей,
В каждом кошеле по 7 пирогов,
В каждом пироге по семь воробьёв.
Сколько всего? (Старинная народная задача).
XXI ВЕК
В XXI веке математические задачи несколько отличаются от задач несколько веков назад. Математика продвинулась далеко вперёд, но задачи всё также часто используются в быту. Сейчас задачи можно встретить в школьных учебниках математики. Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми. В начальном обучении математике велика роль текстовых задач.
Решая текстовые задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления.
Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический и т. д. В основе каждого метода лежат различные виды математических моделей.
Математика в жизни общества и отдельного человека затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений. Современный технический прогресс тесно связан с усложнением и развитием математического аппарата. Компьютеры и телефоны, самолеты и космические аппараты никогда бы не появились, не будь людям известна эта наука. Однако роль математики в жизни человека этим не исчерпывается. Наука помогает ребенку осваивать мир, обучает более эффективному взаимодействию с ним, формирует мышление и отдельные качества характера. Впрочем, сама по себе математика не справилась бы с такими задачами.
Несмотря на развитие человечества, принцип текстовых задач и их решения не изменился. С развитием информационных технологий и Информатики, как науки, задачи стали использоваться и здесь.
БУДУЩЕЕ
В будущем, скорее всего, математические задачи не перестанут использоваться в быту. Они будут играть важную роль в развитии детей.
Также, благодаря задачам, совершаются и будут совершаться полёты в космос – на другие планеты.
Сейчас учёные активно используют компьютерные алгоритмы для моделирования определённых ситуаций для дальнейшего прогнозирования. Это может касаться как космических технологий, так и природных явлений.
Выводы
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Приложение: буклет.
Зимовье зверей
Иван Васильевич меняет профессию
Можно от Солнца уйти...
Почему Уран и Нептун разного цвета
Девочка-Снегурочка