Исследовательская работа по русскому языку демонстрирует наблюдения над лексическим значением слова, особенностями синонимов и антонимов
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskoe_dvizhenie_slova.pptx | 1.74 МБ |
Слайд 1
Районный конкурс исследовательских и проектных работ «Шаги в науку» Филология Лексическое движение слова Прибыткова Арина, учащаяся 7 «а» класса МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Руководитель: Исакова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Оглавление 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Список использованной литературы
Слайд 3
Введение Русский язык обладает огромным потенциалом. Он богат своим словарным составом, словообразовательными возможностями. В настоящее время русскоговорящие граждане нашей страны по-разному обращаются со словом, и это не всегда положительное отношение. Можно пронаблюдать следующие моменты: неоправданное употребление иностранных слов в речи, повсеместное сокращение их. Человек перестает относиться к слову как важному инструменту отношений в обществе. А слово способно сотворить разные чудеса в жизни человека. Порой, мы не всегда вникаем в подлинное значение слова. Современный человек спешит: этого требует время. Нам некогда задумываться над тем, что мы говорим, поэтому мы теряем слово как важный источник информации, передачи чувств, нашего восприятия мира. А ведь история каждого слова многогранна. Слова вступают между собой в различные взаимоотношения. Особенно интересны эти взаимоотношения в лексике языка. Примером тому могут стать синонимы, антонимы, которые в какой-то мере способны более ярко обрисовать лексическое значение, и даже сформировать более правдивое отношение к слову. Итак, моя цель - пронаблюдать, какие лексические изменения бывают у слов разных частей речи.
Слайд 4
Гипотезой нашей работы является то, что при наиболее полном рассмотрении лексического значения слова путем создания целой системы синонимов и антонимов можно выявить все семантические особенности его. Таким образом, такое лексическое «движение» слова способно раскрыть весь спектр значения одного слова, а тем самым изменить отношение к нему. Целью нашего исследования является рассмотрение лексического «движения» слова как способа раскрыть в полной мере его значения. Задачи нашей работы: 1. Изучить теорию по теме «Лексика». 2. Рассмотреть лексическое «движение» на примере отдельных слов 3. Сделать выводы по проделанной работе.
Слайд 5
2. Основная часть Как известно, лексика – это весь словарный запас языка. Любое слово имеет лексическое значение. Слова тесно взаимодействуют между собой; их могут связывать отношения смысловой мотивированности внутри одного и того же слова (многозначность), эквивалентности (тяжелый – тяжеловесный), противоположности. Такие лексические отношения пронизывают всю лексику, организуя ее как систему. Изучив теорию по теме исследования, мы выяснили следующее. Лексика – это весь словарный состав языка; Лексическое значение - внутреннее содержание слова ; Антонимы – слова, противоположные по значению ; Синонимы – слова, близкие по значению или тождественные по своему значению, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской . Семантика слова – это система всех значений отдельного слова. В словарях не всегда можно выявить весь спектр значения слова. Это можно сделать только путем создания системы синонимов и антонимов отдельного слова.
Слайд 7
Синонимическое дерево
Слайд 10
В итоге, можно сделать вывод, что труд, в каком-то роде, антоним слову трусость ; злой – антоним слову состоятельный . Цветной – синоним слову нежный ; изучать – синоним слову побороть . Это наблюдение позволило расширить представление об определенных словах. Вот так, казалось, слова, которые никак не могут быть синонимами, оказались родственниками, а слова, которые по определению не могут быть антонимами, оказались противоположны друг другу в своих значениях.
Слайд 11
Заключение Таким образом, мы пришли к выводу, что подобное лексическое «движение» слова способно раскрыть все возможные понятия. В речи, как в устной, так и в письменной необходимо более внимательно относиться к слову. Синонимы и антонимы не просто помогают избегать речевых ошибок в тексте или в предложении, но и осмысленно употреблять слова. Следовательно, у нас есть прекрасный способ более полного изучения отдельно взятого слова. Тем самым мы сможем быть внимательны к словам. В ходе нашего исследования мы пришли к следующему умозаключению, что слово не просто имеет лексическое значение, а обладает целым смысловым полем.
Слайд 12
Список использованной литературы : Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник./З.Е.Александрова.-6-е изд., перераб . и доп. – М.: Русский язык, 1989. - 495 с. Большой универсальный словарь русского языка/сост. И.С.Иванов . – М.: Центрополиграф , 2010. - 927 с. Дудников, А.В. Русский язык: учебное пособие / А.В.Дудников , А.И.Арбузова , И.И.Ворожбицкая.-7-е изд., испр . - М.: Высшая школа, 2003.-414 с. 4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.- 352 с.: ил.
Сказка об одной Тайне
Крутильный маятник своими руками
Городецкая роспись
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Два морехода