Исследовательская работа по литературе "Изображение русского национального характера в рассказах В.М. Шукшина и Т.Б. Хамагановой" выполнена ученицей 10 класса. Тема, выбранная для исследования, очень актуальна в условиях кризиса в нашей стране, потерей внутренних ориентиров для человека. На основе анализа рассказов В.М. Шукшина из цикла "Деревенская проза" и книги бурятской писательницы, Т.Б. Хамагановой "Русский национальный характер"сравниваются характеры героев и выявляются особенные черты русского национального характера. Обращение к произведениям этих современных писателей неслучайно: их объединяет деревенская тема, схожесть характеров, образность языка, автобиографичность.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект по литературе | 34.83 КБ |
Очерк по литературе | 1.52 МБ |
Тема проекта: «Изображение русского национального характера в рассказах В.М. Шукшина и Т.Б. Хамагановой»
Актуальность проекта:
Сегодня тема, связанная с изучением русского национального характера необычайно актуальна. В условиях кризиса конца XX - начала XXI веков, когда русский народ утратил жизненные силы, он нуждается в подтверждении своих достоинств, в том числе на уровне исследования русского национального характера. Обращение к русской литературе подобно прикосновению к целительному источнику, из которого каждый может извлечь веру, надежду, любовь и пример для служения Родине.
Небывалый интерес к русскому характеру вдохновил многих писателей создать лучшие произведения нашей классики. Герои этих произведений явились примером для подражания и источником нравственного становления многих поколений читателей. Современные писатели с интересом вновь и вновь обращаются к этой теме.
Меня давно интересовала тема национального характера в произведениях русских писателей, особенно современной литературы, которая ближе мне. Особенно хочется отметить рассказы В. Шукшина и Т. Хамагановой, современной бурятской писательницы. Ее книга так и называется «Русский характер». Мне захотелось поближе познакомиться с творчеством этих писателей и проследить основные черты русского национального характера. Лучше узнать характер моих земляков.
Гипотеза: предполагаю, что черты русского национального характера можно найти в современной русской литературе.
Цель: определить особенности русского национального характера в произведениях современной русской литературы на примере анализа рассказов русского писателя В.М. Шукшина и бурятской писательницы В.Б. Хамагановой.
Задачи:
Объекты исследования:
Рассказы В. Шукшина из цикла «Деревенская проза», книга Т.Хамагановой «Русский характер».
Методы исследования:
Анализ художественной научной, критической литературы; наблюдение, сравнение, обобщение.
Оглавление
I. Введение.
II. Основная часть:
III.Заключение.
I. Введение
Мой народ, не склонивший
своей головы,
Мой народ, сохранивший
повадку травы:
В смертный час зажимающий
зерна в горсти,
Сохранивший способность на
северном камне расти.
Мой народ, терпеливый и
добрый народ,
пьющий, песни орущий, вперед
устремленный, встающий-
Огромен и прост-
Выше звезд: в человеческий рост!
Мой народ, возвышающий
лучших сынов,
Осуждающий сам проходимцев
своих и лгунов,
Хоронящий в себе свои муки-
и твердый в бою,
Говорящий бесстрашно
великую правду свою.
И. Бродский
Со времен своего возникновения Россия была необычной страной, она никогда не соответствовала шаблонам, не подпадала ни под какие мерки. И от этого ее характер труден для понимания.
Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятливость, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить характерные его черты, найти корни трагических событий истории России.
Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля, проявились в самые тяжелые годы. Все мы помним о самоотверженности и силе духа русского солдата-защитника Родины. О доброте и милосердии русских матерей. Все это лучшие черты национального характера. К сожалению, наряду с лучшими качествами, в русском человеке могут уживаться лень и безответственность.
Интерес к проблеме о русском национальном характере возник в русской литературе еще в XIX веке. Небывалый интерес к русскому характеру вдохновил многих писателей создать лучшие произведения нашей классики: Л. Толстой «Война и мир», Н. Лесков «Левша», «Очарованный странник», И. Гончаров «Обломов». Герои этих произведений явились примером для подражания и источником нравственного становления многих поколений читателей. Современные писатели с интересом вновь и вновь обращаются к этой теме. Например, А Толстой «Русский характер», А.Платонов «Юшка», М. Шолохов «Судьба человека».
Рассмотрим особенности национального характера в рассказах современного русского писателя В.М. Шукшина и бурятской писательницы В. Хамагановой.
II.Основная часть
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Пережил военное детство, работал в колхозе. Сменил много рабочих профессий – все это закалило характер будущего писателя и обогатило бесценным жизненным опытом. В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК, познакомился с режиссером И. Пырьевым, учился в мастерской М. Ромма и С. Герасимова, на одном курсе с Андреем Тарковским. Работал как актер и режиссер, был удостоен многих наград за кинематографическую деятельность. Параллельно с основной работой он начал писать рассказы.
Для Василия Макаровича деревня – не столько географическое, сколько социальное, национальное и нравственное начало, где сходится все человеческие отношения. Писатель думал о России, о русском национальном характере вообще.
Шукшин стал одним из создателей деревенской прозы. Свое первое произведение, рассказ «Двое на телеге», писатель напечатал в 1958 году. Затем в течение пятнадцати лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. В сборник рассказов «Сельские жители» писатель включил цикл «Они с Катуни», в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае.
Произведения писателя отличались от того, что писали деревенщики: Белов, Распутин, Астафьев, Носов. Шукшин не восторгался природой, не вдавался в долгие рассуждения, не любовался народом и деревенской жизнью. Его короткие рассказы – это эпизоды, выхваченные из жизни, короткие сценки, где драматическое перемежается с комическим.
Герои деревенской прозы Шукшина часто относятся к литературному типу «маленького человека». Классики русской литературы – Гоголь, Пушкин, Достоевский – не раз выводили в своих произведениях подобные типажи. Остался актуальным образ и для деревенской прозы. При типичности персонажей герои Шукшина отличаются независимым взглядом на вещи, который чужд был Акакию Акакиевичу Гоголя или станционному смотрителю Пушкина. Мужики сразу чувствуют неискренность, они не готовы подчиняться выдуманным городским ценностям.
Во всех своих рассказах писатель рисует два разных мира: город и деревня. При этом ценности первого отравляют второй, нарушая его целостность. Шукшин пишет о приспособленчестве горожан и непосредственности, открытом взгляде на мир деревенских мужиков.
Всю свою жизнь Василий Макарович Шукшин работал над проблемой создания, воплощения в литературе русского национального характера.
Его герой — одинокий человек с мятущейся душой и нерастраченной щедростью сердца. Наивный и искренний «чудик» не находит понимания среди людей, поглощенных материальными проблемами. И потому начинает «куролесить», вызывая еще большее неприятие окружающих, что неизбежно порождает конфликт. В рассказах В. М. Шукшин последовательно проводит мысль о том, что «чудики» не могут найти свое место в этой жизни»
Главный герой рассказа «Чудик» – Василий Князев, механик тридцати девяти лет. Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось. Говорящее имя сообщает нам о том, что герой отличается от других людей. Василий Егорович Князев, простой сельский киномеханик. Он незлобив, простодушен, искренен, открыт сердцем, как ребенок. Доброта не позволяет ему взять верх в семейной жизни, он только пытается иногда смотреть строго «круглыми иссиня-белыми глазами» Зато жена безбоязненно может стукнуть его по голове пару раз шумовкой. При этом не возникает в душе Князева зла, он нежно любит свою супругу, пишет ей романтичные, как семнадцатилетний мальчик, послания («Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь»). Подписывается он под этим шедевром просто: «Васятка». И в этом он весь. Да, он простой деревенский парень, Васятка, а не какой не Василий Егорыч, мужчина тридцати девяти лет от роду.
этого, глубоко страдает, но ничего поделать с собой не может. Очень показателен в этом плане эпизод с пятидесятирублевой купюрой. Обнаружив ее, Чудик приходит в восторг от того, что может кого-то обрадовать своей великолепной находкой. У него не возникает и мысли присвоить ее, молча удалиться. Поразительная, кристальная честность заставляют Василия кричать о находке на весь магазин. Он чувствует себя героем, благородным рыцарем. Через несколько минут Чудик понимает, что пятьдесят рублей принадлежат ему самому. Но чувство стыда не позволяет ему вернуться в магазин и заявить о пропаже. Ведь никто ему теперь не поверит. Готовясь получить взбучку от жены, Василий возвращается домой.
«Убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъяснила жена», герой снова отправляется в путь. Интересно его поведение в самолете. Чудик робеет, удивляется всему и своего удивления не скрывает. Чудику противопоставлен его сосед, читающий газету. Важный и напыщенный, он отказывается вступать в разговор, демонстрирует Чудику свое превосходство. Ремни при посадке он не пристегивает и, даже потеряв свою вставную челюсть при посадке, не произносит ни слова. Василий, обнаружив пропажу соседа, весело сообщает ему об этом, надеясь обрадовать его. «Почему надо обязательно руками трогать!» — брезгливо восклицает «читатель». Но его слова не обижают Чудика, он спокойно сообщает, что микробов у него нет, чем шокирует раздосадованного соседа.
Брат Василия, встретившись с ним, искренне радуется. Он счастлив пообщаться наконец с родной душой. Нелегко живется Дмитрию, в его жене много «злости», Сама родом из деревни, буфетчица в управлении, Софья уважает только «ответственных» и руководителей. Муж ее и приехавший к нему брат не такие. За что она постоянно «пилит» Дмитрия и за что возненавидела ни в чем неповинного перед ней Василия. «В деревне-то люди лучше, незаносистые»,— пытается доказать ей муж, но у Софьи на этот счет есть свое мнение. Она и детей воспитывает «по-особому»: «на пианинах замучила», «в фигурное катание записала». Такая стратегия воспитания непонятна ни Дмитрию, ни Василию, которые подлинную ценность видят в простоте и доброте. Многие их земляки стали достойными людьми, будучи воспитанными в деревне. Ничего плохого в Софьином подходе к воспитанию, в сущности, нет, но она забыла собственные корни, отреклась от них, относится к ним презрительно, и это вызывает авторское осуждение. Пытаясь угодить Софье, Чудик расписывает детскую коляску и только потом догадывается, что такой человек, как она, «не поймет народного творчества».
Возвращение домой, в родную стихию, вызывает у Чудика искреннюю радость. Босиком он бежит по теплой мокрой земле, высоко подпрыгивает и громко поет любимую песню. Он счастлив и свободен от тех предрассудков, которые мешали ему быть самим собой в городе. Автор любуется им, любуется и читатель.
Название «Чудик» носит только один рассказ Шукшина. А вот героев, подобных Василию, у Шукшина много. Всех их объединяет, по мнению исследователя Б. Панкина, неловкость, доброжелательность до неправдоподобия, застенчивость, уступчивость и гордость, несчастность и способность никогда не унывать.
Чудик странен для городских жителей, его ненавидит собственная сноха. При этом необычность, непосредственность Чудика и людей, ему подобных, по убеждению Шукшина, делает жизнь прекраснее. Автор говорит о таланте и красоте души своих героев-чудиков. Их поступки не всегда согласуются с привычными нам моделями поведения. Они падают на ровном месте, обожают собак, удивляются людской злобе и в детстве хотят стать шпионами.
«Сельские жители» - это рассказ о людях сибирской деревни. Фабула проста: семейство получает письмо от сына с приглашением приехать к нему в гости в столицу. Бабка Маланья, внук Шурка и сосед Лизунов представляют подобную поездку необычным событием. В характерах героев просматриваются простодушие, наивность и непосредственность, они раскрываются через диалог о том, как ехать и что взять с собой в дорогу. В этом рассказе открытый финал, благодаря которому читатель сам может достроить и додумать сюжет, дать оценки и подвести итоги.
Русский человек, каким он выглядит во многих произведениях Шукшина, силен, прежде всего, своей неизбывной любовью к родной земле, к родным березкам, не может жить русский человек без песни, именно народной песни.
Ключевое понятие в концепции характера Василия Шукшина – доброта. Быть добрым, полагал Шукшин, необходимо, иначе не проживешь жизнь достойно.
В рассказе «Сапожки» шофер, Сергей Духанин. купил жене сапожки, каких она и «во сне не носила». Но не подумал только он, что они ей вовсе не пригодятся. Для чего эти сапожки, если на улице грязь по колено, да и не налезут они на Клавкину ногу. Расстроился Сергей и решил их бросить в колодец. Но выясняется, что подарок все-таки остался в семье: поносит их ко всеобщей радости Клавкина дочь. «Спешите делать добро, приносите радость своим близким!» - хочет нам сказать Василий Шукшин
Всегда у Шукшина так, как и в жизни, все не так просто. Шукшин заставляем своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание как бы со стороны. Часто Шукшин для «исследования» берет человека во время душевного надлома, сдвига, когда человеку кажется, что силы и жизнь уже растрачены понапрасну, что спел он уже свою песню, но спел плохо.
Главный герой рассказа Шукшина «Гринька Малюгин» совершает подвиг: уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Когда к раненому герою в больницу приходит журналистка, Гринька стесняется слов о подвиге, долге, спасении людей. Поразительная скромность персонажа граничит со святостью. Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими.
Название рассказа «Алеша Бесконвойный», заключающее в себе прозвище главного героя, указывает на чудаковатость, независимость персонажа. «Его когда-то звали не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость…»
Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор. Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина. Всю свою жизнь Василий Макарович Шукшин работал над проблемой создания, воплощения в литературе русского национального характера.
Итак, русский национальный характер в рассказах В.С. Шукшина получил особое значениесреди качеств, присущих характеру русских, писателем выделяются доброта и скромность, способность к сопереживанию и нетерпение к фальши, мудрость и простодушие и в то же время, смелость и мужество.
Вот основные черты национального характера героев В. Шукшина:
- это беспокойные «чудики», не похожие на других,
- они не понятны окружающим,
- они чувствуют трагическое одиночество.
- они импульсивны и порывисты,
- это люди-правдоискатели,
- они нуждаются в свободе,
- они противостоят равнодушию окружающих,
- они живут в гармонии с природой,
- они стремятся признать свою правоту,
- они хотят понять, в чем смысл жизни,
- мечтают о чуде.
2. Изображение русского национального характера в прозе Т.Б. Хамагановой
Татьяна Бальжинимаевна Хамаганова - режиссер, член союза журналистов России, член Евразийской Академии Телевидения и Радио. Входит в «Золотой фонд женщин Сибири». Родилась и выросла в Мухоршибирском районе Бурятии. С детства была знакома не только с обычаями, укладом жизни бурят, но и семейских, которые жили в соседних селах. «Все детство мы учились и дружили с ребятами из соседних деревень,» - вспоминает Хамаганова..
«Сегодня о российской глубинке пишут незаслуженно редко,- считает автор. - Ведь, пока жива деревня, есть в ней люди, каждый из которых – целая история.» Т. Хамаганова является автором телевизионного проекта о семейских старообрядцах.
Так же, как и В Шукшин, Т.Хамаганова пишет о деревенских жителях.
В ее книгу «Русский характер» вошли рассказы о жителях русской деревни. Герои и ситуации, в которые они попадают, их общение, дела и чаяния – все настолько реально, что кажется, будто каждый из них – твой добрый друг и сосед.
Герои рассказов Т. Хамагановой - наши земляки. Это люди разных поколений, но их объединяет простота характера и наивность, что придает им сходство с шукшинскими «чудиками». Судьба этих героев связана с русской деревней. Старинный уклад жизни, простота нравов русской глубинки помогает раскрыть лучшие черты характера героев. Они открыты душою, стараются жить по совести, добры, гостеприимны и радушны; живут неторопливо, размеренно в гармонии с природой.
Семейные ценности являются главными для героев Т. Хамагановой. Традиционно поселения старообрядцев состояли из семей, где соблюдались патриархальные устои, воспитывалось уважение к старшим, духовная чистота, любовь к труду.
Глубина русской души выразилась и в языке героев, полном пословиц и поговорок: «где б ни жить, только б сыту быть», «сказал, как узлом завязал», «авось да небось, да как-нибудь», «не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок».
Т. Хамаганова пишет: «Во всех историях я постаралась протянуть «красную нить» - цепочка должна быть непрерывной. По мере своих возможностей, талантов и дара каждый человек должен делать что-то доброе каждый день».
В рассказе «Акимыч» я увидела, какие добрые и веселые люди живут в деревне. Они помогут вам в трудную минуту, ничего не требуя взамен. Герой рассказа, Акимыч, выполняет свою работу не абы как, а обязательно с выдумкой, смекалисто и с усердием. У него неуемный характер, упертое нутро, поэтому он быстро добивается, чего хочет. В тоже время он хороший хозяин, любит порядок и подчинение, соблюдает старые традиции, считает себя человеком старой закалки, относит себя к старообрядцам.
Главный герой рассказа «Мечтой о расстояниях», Мартемьян Кашеваров очень напоминает героя из рассказа В. Шукшина «Алеша Бесконвойный». Этот простой деревенский мужик - философ, который задумывается о смысле жизни, любит помечтать. «В этой жизни должно быть все по-другому, что-то героическое должно происходить, неизведанное, если хотите, волшебное». – рассуждает герой. За это ему попадает от тещи и от жены. Имея «неконфликтный» характер и «непознанную» душу, герою сложно справиться с простыми житейскими трудностями. Как-то чинив крышу, он упал и сломал обе ноги. Лежа на вытяжке в районной больнице, он познакомился с фотохудожником, Иваном Никанорычем, который оказался мудрым человеком. Он то и научил Мартемьяна замечать красоту в том, что рядом, искать индивидуальность в каждом человеке. Так Мартемьян и сделал, разглядел красоту и влюбился в собственную жену, Наталью. Понял он, что нет никого дороже и милее ее на свете. «И все небо было в радуге!» - так заканчивает свою историю Т. Хамаганова.
Продолжает ряд мечтателей дед Тимоха, главный герой рассказа «Любовь-волшебная страна». Он великий выдумщик и фантазер, который постоянно попадает в смешные истории. К любому делу дед Тимоха подходит творчески, не любит скуки, не сидит, сложа руки. То необычную лавку смастерит, то цветных павлинов к воротам прибьет. У него необычная мечта – развести этих павлинов у себя в курятнике. «Будто они из сказки какой выпали, будто волшебник добрый диво дивное сотворил для восторга жизни..»- объясняет герой.
Сейчас он спешит закончить свой эксперимент «крупного масштаба», а именно плот к 55-летнему юбилею совместной жизни с бабой Шурой. В деревне любят стариков за доброту и приветливость. Жизнь прожили в ладу, по совести, потому и дети хорошие выросли, а их у них шестеро.
Сюрприз, который готовил дед Тимоха удался. В назначенный день, утром, когда баба Шура погнала гусей к пруду, он выплыл к ней на плоту под алыми парусами, как Грэй к своей Ассоль.
А вот совсем еще юный герой рассказа «Мечты сбываются» - деревенский паренек, Павел, мечтает увидеть океан. Но он не может бросить в беде свою девушку. Павел делает все, чтобы она встала на ноги, и женится на ней. «То ли удачная операция, то ли добрая энергетика и умные пальцы деда Молона, то ли бесконечная любовь и уверенность Паши, а может всё вместе сотворили чудо. Сонька стала садиться, а потом попробовала с поддержкой мужа встать и сделать шаг. Так день за днем, шаг за шагом, она вернулась к полноценной жизни.» - пишет Т. Хамаганова. А Павел Гаврилович, так с уважением стали называть его люди, не отказался от своей мечты. Вместе с женой решил уехать во Владивосток к океану.
Ситуации, в которые попадают герои Татьяны Хамагановой, не выдуманы, а знакомы ей с детства. Да и герои, ее земляки. Культура семейских - старообрядцев отложила отпечаток на их характере.
Крепкие семьи, в которых главное порядок и уважение. Приветливость и открытость, простота и доброта к людям, и в то же время, настойчивость, нравственная ответственность и мужество, умение мечтать – все это привлекает в героях рассказов Т. Хамагановой. Это и есть основные черты самобытности русского характера, в которых помогает разобраться бурятская писательница. Это то, что близко и понятно нам.
III.Заключение
Интерес к проблеме о русском национальном характере возник в русской литературе еще в 19 веке. Но и сегодня он остается актуальным для литературы, которая всегда была основой русской духовности.
Вопрос о национальном характере в современной литературе находит разрешение в теме русской деревни. Думается, что не случайно, вспомним, что в19 веке – это был фольклор. Ведь русская глубинка – это нравственное начало, где сходятся все человеческие отношения. Именно там еще сохранились традиции и обычаи наших предков, самобытность русского народа.
Исследование проблемы русского национального характера в современной литературе было проведено нами на примере рассказов В. Шукшина и Т. Хамагановой. Оно показало, что в этом вопросе у писателей много общего: деревенская тема, выбор героя-чудака, яркий образный язык со множеством пословиц и поговорок. Все эти рассказы очень достоверны и незамысловаты, потому что носят отпечаток автобиографичности. Судьбы писателей связаны с деревней.
Однако в рассказах В. Шукшина остро ощущается драма одиночества героя, разлад между городской и деревенской жизнью, прослеживается тема умирания русской деревни. Рассказы Т. Хамагановой, как в русских сказках, имеют счастливый конец, сбываются мечты героев и жизнь налаживается. Неизменным остается внутренний стержень героев-чудаков, их высокая духовность.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что у писателей много общего, но есть и свои особенности.
Итак, проблема русского национального характера в рассказах В.С.Шукшина получила особое значение. Писателем выделяются особые черты: доброта и скромность, способность к сопереживанию и нетерпение к фальши, мудрость и простодушие и в то же время, смелость и мужество.
Культура семейских-старообрядцев отложила отпечаток на характере героев Т. Хамагановой. В ее рассказах мы видим примеры крепких, счастливых семей, в которых главное порядок и уважение. Черты национального русского характера, которые выделяет бурятская писательница – это приветливость и открытость, простота и доброта к людям, настойчивость, нравственная ответственность и мужество.
Герои В.Шукшина и Т. Хамагановой учат нас видеть мир в красках, фантазировать, стремиться к своей мечте. Все это лучшие черты русского национального характера.
В заключение можно сказать, что русский народ, является особенным, не похожим на другие народы. Наша задача сохранить эти особенные черты русского национального характера.
Список литературы:
1.Б.П. Вышеславцев. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6.
2. В.Коробов. Василий Шукшин. Творчество. Личность. - Советская литература, М. 1977г.
3. Н.О.Лосский. Характер русского народа. // Вопросы философии. 1996. №4.
4. И.Толченова. Слово о Шукшине. - Современник, М. 1982 г.
5. Т.Хамаганова. Русский характер. – СПб: МКС, 2017. – 264 с.
6. В.Шукшин. Избранное. - М.Просвещение,1992, - 352 с.
Отчего синичка развеселилась
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Хризантема и Луковица
Акварель + трафарет = ?
Красочные картины Джастина Геффри