Исследовательская конкурсная работа, представленная на Региональный Проект "Сто имен Тувы", посвященный 70-летию вхождения ТНР в состав СССР.
Эта работа об удивительно творческой личности, влюбленном в свою работу педагоге Шумовой Любови Петровне, для которого наша школа-интернат стала родным домом и постоянным местом работы. Работа была удостоена второго места.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shumova_l.p._-_uchitel_na_fone_vremeni.docx | 42.81 КБ |
ГБОУ «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
Проект «100 имен Тувы»,
посвященный 70-летию вхождения ТНР в состав СССР
Исследовательская работа
Шумова Любовь Петровна - учитель на фоне времени
Выполнила Савкина Мария Юрьевна 11 класс
Россия, Республика Тыва г. Кызыл
ГБОУ «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
Руководитель: Фиклистова Людмила Георгиевна
педагог-психолог ГБОУ «Республиканская школа-интернат «Тувинский кадетский корпус»
Введение
Те, у которых мы учимся, правильно
называются нашими учителями, но не всякий,
кто учит нас, заслуживает это имя.
И. Гёте
Тема, выбранная мной в качестве исследования, представляет для меня большой интерес по многим причинам:
Во-первых, сегодня, к сожалению, образ учителя незаслуженно рисуется в средствах массовой информации серыми, а то и черными красками. Это несправедливо, о чем с уверенностью можно сказать, исходя из истории нашей школы-интерната. На сегодняшний день более чем для 160 ребят разного возраста родным домом стала школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И учителя в нашей школе не просто учителя. Учителя, через руки, ум и сердце которых прошли десятки обделенных с детства детей. Наши учителя - пример неиссякаемого творчества и настоящей заботы о будущем воспитанников.
Во-вторых, этой работой я попытаюсь выразить благодарность своей любимой учительнице, которая для меня не просто учитель биологии, а воспитатель, психолог, наставник и вторая мама в одном лице.
Цель исследования: доказать, что честное добросовестное отношение к труду, постоянное повышение профессионального мастерства, постоянное стремление к педагогическим открытиям и искренняя любовь Учителя к детям позволяют Учителю добиться больших успехов в выбранной профессии в любое время, в любую эпоху, а воспитанникам школы-интерната - укрепить веру в себя, найти верный путь в жизни.
Задачи исследования:
Предмет исследования: профессиональная деятельность и достижения учителя биологии, заместителя директора школы-интерната по научно-методической работе Шумовой Любови Петровны.
Методы исследования: Для достижения цели и решения задач использованы такие методы исследования, как, изучение достижений воспитанников, интервью, анализ, обзор СМИ разных лет. В работе дана краткая информация о трудовой деятельности учителя, наградах и званиях, историческая справка о школе, рассказы о выпускниках и сохранившиеся фотографии.
Актуальность исследования: В 2014 году нашей школе-интернату исполнилось 56 лет, актуальным является изучение истории школы, ознакомление молодого поколения с людьми, являющимися частью этой истории, их трудовыми достижениями. Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не может быть под солнцем”, - писал великий педагог Я.А. Коменский.
Место исследования: Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыл.
Сроки проведения исследования: 2013-2015 учебный год
«… Учитель! Перед именем твоим
позволь смиренно преклонить
колени!»
Н.А. Некрасов
История – это люди, а история школы – это, прежде всего учителя и ученики.
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была основана в 1958 году.
Здесь работают опытные и прекрасные преподаватели, терпеливые, знающие психологию и жизнь трудных подростков. Это подлинные подвижники, отдающие детям все силы своей души. Каждый из педагогов заслуживает уважения, внимания и поощрения. Ведь нет важнее дела, чем воспитание души, развитие личности, формирование гражданина, которое зачастую зависит от Учителя. Где бы ты не находился, чтобы ты не делал: стоял бы в строю или врезался в облака, к твоим мыслям, к твоему делу, к твоей страсти - всегда имеет отношение рука учителя. И не важно, кем ты работаешь: пекарем или художником. Основа всего - школа, Учитель.
Я хочу рассказать об удивительно творческой личности, влюбленном в свою работу педагоге, для которого наша школа-интернат стала родным домом и постоянным местом работы. Профессия таких людей должна начинаться с большой буквы, как начинается слово Родина, как пишется слово Отечество.
24 марта 1951 года в семье сельского интеллигента в деревне Федоровка Каа-Хемского района родилась большеглазая девочка Люба. С самого детства отличалась эта девочка от других детей своей целеустремленностью, основательностью и серьёзным отношением ко всему, что она делала. Так, придя домой из школы 1 сентября 1958 года, Люба заявила родителям – вырасту - буду учительницей! И родители поверили - значит так и будет!
Окончив 8-летнюю школу Люба, не раздумывая, поступила в Кызылское педучилище. Училась она легко и с интересом, поторапливая время – скорее бы в школу - скорее бы давать уроки малышам!
После окончания педучилища, теперь уже Любовь Петровна Зерницкая, была направлена в Бурен-Хемскую среднюю школу, где начала свой трудовой стаж пионерской вожатой. Вышла замуж, родила сына и вновь окунулась в любимую работу.
В Кызылскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шумова Любовь Петровна пришла работать старшей вожатой в далеком 1973 году. С тех пор вся ее профессиональная деятельность и вся жизнь связана с этой школой.
В школе-интернате спортсменку, комсомолку, красавицу встретил опытный директор, народный учитель республики Тыва Мухаммедгареев Фарид Валеевич.
«Будешь плохо работать – уволю!» - такое первое напутствие от директора получила молодая, деятельная и заводная учительница. Но Любовь Петровна ничего не умеет делать вполсилы, без полной отдачи своего сердца. Она привыкла быть победителем – иначе она не может! Соревнование ли в школьные годы по лыжам, студенческий ли туристический слет, или соревнования среди школьных пионерских дружин!
И в школе-интернате с приходом новой вожатой произошли позитивные перемены. Дружина стала правофланговой. «Лучшие из лучших» - так стали отзываться о пионерах дружины имени Ф.Э.Дзержинского. В школе- интернате организовали свой пионерский лагерь труда и отдыха «Дзержинец». И много лет, забыв про отпуск, пионервожатая проводила лето с детьми. Дни в лагере всегда были заполнены до предела работой и отдыхом. С утра все работают в огороде, на пришкольном садовом участке, или наводят порядок на территории. А после обеда - игры, различные конкурсы, спортивные соревнования. Много времени всегда уделялось трудовому воспитанию школьников, развитию у ребят уважения к работе земледельца, чтобы воспитанники выходили из школы-интерната зрелыми тружениками и патриотами своей страны. Ребята самостоятельно выращивали огород и сад, заготавливали овощи для своей столовой на зиму. Помогали также совхозу в прополке огурцов, помидор, капусты и картофеля в Кара-Хаке. Конечно, не все сразу получалось у старшей вожатой. Работать приходилось не жалея сил, энергии и личного времени. И надежными и верными помощниками для нее всегда были муж и сын.
Чтобы вести за собой, надо много знать и не останавливаться в этом движении ни на один день. В 1976 году Любовь Петровна поступила, а в 1982 году окончила Кызылский педагогический институт факультет «Биология». Практику проходила в школе-интернате. С первого дня работы Любовь Петровна стремилась к преподавательской деятельности. Замещала заболевших учителей. Ни один раз просила она Фарида Валеевича перевести ее учителем. Но мудрый и опытный руководитель находил разумное объяснение своему отказу: «Хорошего учителя биологии я найду всегда, а где можно найти еще такую же старшую вожатую? Не найти!!! Поэтому, работай Любочка, работай!»
И лишь с 1990 года Любовь Петровна полностью посвятила себя любимому предмету и классному руководству. И очень долгое время она была заместителем директора школы по научно-методической работе.
С первого и до сегодняшнего дня Любовь Петровна стремится дать воспитанникам глубокие, крепкие знания по своему предмету. Оценивает успехи каждого строго, но всегда справедливо. Шумова учит так, чтобы ребята могли поступить в высшие учебные заведения страны. Разработанные ею уроки проходят в виде конференций, семинаров, путешествий, игр.
Щедро делится она опытом и со своими коллегами через открытые уроки, лекции на курсах повышения квалификации учителей республики и просто добрыми советами. Много лет Любовь Петровна руководила методическим объединением учителей биологии города, бессменный руководитель методического совета школы. Совсем неудивительно, что она в 2004 году стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель года» (Постановление Правительства РТ №1003 от 10 ноября 2004 г. г. Кызыл.). В 2005 году представляет родную республику на Всероссийском конкурсе «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» и получает Диплом за педагогическое мастерство в городе Калининграде.
Помимо уроков, Любовь Петровна ведет активную исследовательскую и агитаторскую работу со своими воспитанниками в области экологии и охраны окружающей среды и здоровья человека. Она – руководитель экологического клуба в школе-интернате.
Ежегодно во время летних каникул ее с ребятами можно встретить в степном Эрзинском кожууне, в горной Монгун-Тайге или в местечке Тос-Булак, а в последние годы они исследовали окрестности озер Дус-Холь, Хадын, Кок-Холь. «Если хочешь интересной жизни – займись исследовательской деятельностью, - говорит она своим воспитанникам, - внимательно смотри по сторонам, ходи по миру с открытыми глазами, ведь интересные темы лежат, буквально, под ногами». Неоценимый вклад в подготовку начинающих исследователей нашей республики вносит Любовь Петровна. И конечно, под руководством такого увлеченного и знающего педагога, юные исследователи экологического кружка всегда достойно защищают свои труды на республиканских, всероссийских и международных конференциях и симпозиумах. Более 15 лет подряд Дипломами и Благодарностями, подписанными светилами науки РАН РФ, за высочайший уровень руководства в исследовательской деятельности молодежи при подготовке научных работ на Всероссийскую научную конференцию отмечается труд наставника и учителя. В 2014 году Любовь Петровна получила Нагрудный знак «Педагог – Новатор» Программы «Шаг в будущее» за выдающиеся педагогические достижения в исследовательском обучении, научной подготовке школьников, как искателей истины, за творческий поиск, целеустремленность, неиссякаемую энергию, многолетнюю плодотворную работу в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее». (Наградной акт от 24 марта 2014 года № 24)
Под чутким руководством Любови Петровны воспитанница Оюн Надежда за работу «Биогеоценетическая характеристика пастбищ Центральной Азии» награждена Дипломом II степени в Москве, стала лауреатом Евразийского фестиваля на Байкале. Ее работа публиковалась в «Научных трудах молодых исследователей программы «Шаг в будущее» (том 5, 2002 г); Надя приняла участие в седьмой Российской научной и инженерной выставке «Шаг в будущее» в 2003 году. Без вступительных экзаменов Надежда поступила в ТГУ, закончила его с Красным дипломом, а по окончании – трудится в аспирантуре при МГУ (на фото - в лаборатории у Нади); в настоящее время она обучается и пишет диссертацию в Академии наук РФ. И не без основания Надежда считает, что своим успехом в жизни, в карьере она обязана своему любимому учителю, Любовь Петровне Шумовой.
Сайзана Чомужук за цикл работ «Некоторые физиологические особенности растений степных фитоценозов» получила специальный приз, приглашение принять участие в Евразийском молодежном научном фестивале «Шаг в будущее» 2002 года, на Евразийском фестивале «Байкал-2003» Сайзана стала его лауреатом. Она дважды была рекомендована программой «Шаг в будущее» на Международную выставку в США штат Орегона. Без вступительных экзаменов была зачислена в ТГУ. Во время обучения в ТГУ пять лет занималась в научном отряде, постоянно выезжала в экспедиции. Несколько лет работала в республиканском Аграрном лицее в Сукпаке и продолжала заниматься исследовательской деятельностью.. И теперь Чомужук Сайзана Владимировна преемственник Любовь Петровны – работает в нашей школе на должности заместителя директора по методической работе. Никогда Сайзана не теряла связи со своей наставницей и любимой учительницей, поставившей ее на верную дорогу И до сих пор Шумова Любовь Петровна лучший советчик и авторитетный наставник для Сайзаны Владимировны.
Чойган Намзырай без вступительных экзаменов был зачислен в ТГУ и закончил его с Красным дипломом. Еще в школе он стал лауреатом общественной международной премии «Достояние Сибири» в номинации «Надежда Сибири», имеет золотой нагрудный знак «Достояние Сибири» за исследовательскую работу «Состояние популяции редких видов грызунов в экосистемах пустынь, полупустынь и степей Убсунурской котловины». И ему привила любовь к исследованиям, научила трудолюбию, бережному отношению к природе родного края «биологиня» школы-интерната Любовь Петровна. Поэтому для Чойгана любой праздник является поводом поздравить учительницу, пожелать ей здоровья и успехов в ее благородном труде.
Чойганмаа Допай добилась высоких результатов в региональной программе «Шаг в будущее» в Красноярске, ее работу «Антропогенное воздействие на степные экосистемы местечка Тос-Булак» Молодежное жюри признало лучшей в области экологии. В Москве в 2009 году она получила диплом I степени. Ее работа «Состояние пастбищных экосистем Монгун-Тай гинского кожууна опубликована в сборнике «Научные труды молодых исследователей «Шаг в Будущее». Чойганмаа – лауреат премии Президента Российской Федерации, учрежденной для поддержки талантливой молодежи. Она закончила вторую Медицинскую академию в Москве. С любовью и искренней благодарностью отзывается Чойганмаа об учителе биологии, справедливо считая, что огромный вклад в воспитанницу вложила именно Любовь Петровна, открыла в ней лучшее, не дала пойти неверным путем.
Виктория Кудрявцева с работой «Динамика пастбищных экосистем Южной Тувы (Эрзинский кожуун)» в 2010 году выступала в Российской Академии наук и заняла первое место, благодарность ректора МГТУ имени Баумана. На региональной программе «Шаг в будущее» в г. Красноярск Виктория получила Свидетельство кандидата в состав Национальной делегации Российской Федерации для участия в конкурсе проектов I-SWEEEP (США, Хьюстон, штат Техас, май 2012год.) и Рекомендацию на выставку «Шаг будущее» г. Москва март 2011. Защищая свою работу на Международной выставке в Москве на программе «Шаг в будущее», она получила: Свидетельство участника выставки программы «Шаг в будущее»; Диплом I степени на Юбилейном Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее»; Диплом победителя Юбилейного Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» Москва март 2011 г; Абсолютное первенство в номинации «Лучшая работа в области охраны окружающей среды»; Рекомендацию экспертного Совета Российской программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» для издания в научных трудах программы «Шаг в будущее»; Свидетельство «Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»; БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ МЕДАЛЬ за большие успехи в научной деятельности. (Фото в приложении)
Сейчас Виктория учится в Медицинской академии г. Красноярска. А главным человеком в строительстве своей судьбы Виктория считает своего руководителя Шумову Любовь Петровну.
Зита Тулуш трижды выезжала на программу «Шаг в будущее» в Москву, два раза была обладателем диплома II степени. Зита закончила Томскую медицинскую академию. Сейчас она прекрасный врач и успешный человек.
Работа воспитанницы школы-интерната Виктории Жерносек «Лекарственные растения окрестностей источника Тос-Булак» была отмечена дипломом международного форума «Одаренные дети» в Москве. Первый раз со своей работой она приняла участие во Всероссийской конференции еще в 6 классе. А в республиканской конференции в секции «Экология, нравственность и здоровье» заняла II место.
Савкина Мария на Всероссийской конференции молодых исследователей 2014 г. в Москве завоевала II место за работу «Экологические проблемы окрестностей Памятника природы озера Дус-Холь».
Клинникова Настя стала лауреатом конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» с работой «Биоразнообразие флоры окрестностей Памятника природы озера Дус-Холь».
Но не награды и поощрения - главное в исследовательской работе воспитанников школы-интерната. Беспокойство о негативном изменении экологии родной республики – вот причина и стимул исследовательских работ школьников. В ходе исследовательской деятельности воспитанники приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей. Усиливается стремление к получению теоретических и практических знаний в области экологии и биологии, способствующих решению экологических задач. Во время экспедиций ведутся не только наблюдения и сбор материалов по изучению экологического состояния флоры и фауны. Члены экспедиционных отрядов проводят очистку территорий, на которых проводились исследования. (Фото в приложении)
Традицией также стали ежегодные акции «Енисей – чистые берега» (Фото в приложении). Воспитанники школы-интерната отлично знают - спасти леса, поля, гладь рек – может только человек разумный. Наученные Любовью Петровной любить, заботиться о сохранении красоты и достопримечательностей Тувы, юные исследователи в своих работах призывают мировое сообщество беречь общий дом – планету Земля.
Исследовательская деятельность воспитанников школы-интерната представляет собой коллективно организованный труд. Где каждый выполняет то или иное исследовательское задание, осваивает коллективные принципы организации труда, осознает коллективные нормы трудовой деятельности. Это, как отмечал А.С.Макаренко, позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям. А где еще, как не в интернате, смогут получить социальный интеллект воспитанники.
Своим самоотверженным трудом скромная учительница борется со статистикой, утверждающей, что огромный процент выпускников детских домов и интернатов рано или поздно оказывается на скамье подсудимых. Она делает все, чтобы ее учеников ждало славное и радостное будущее – и научное и человеческое. Чтобы из обделенных в детстве детей вырастали молодые ученые – гордость не только республики, но и всей страны. В своем кабинете, который даст фору прекрасно оборудованным классам любой элитной гимназии, Любовь Петровна учит своих воспитанников логически мыслить, «зрить в корень», доводить начатое до конца, никогда не отчаиваться и помнить, что только труд побеждает уныние. Чуткое отношение и мудрые советы не раз помогут в жизни ее воспитанникам. Очень многим она помогла не оступиться в жизни в трудную минуту. Добрым словом и искренней благодарностью вспоминают выпускники школы-интерната свою любимую «Биологиню».
Трудно подсчитать, сколько обделенных материнской любовью с самого рождения детей прошло через её руки и сердце, скольким она помогла поверить в себя, скольких она научила, для скольких стала примером. Проводником к жизненным успехам и человеческому счастью стала для воспитанников Любовь Петровна.
Начав изучение трудовой деятельности Любовь Петровны, мне хотелось перечислить все ее награды и поощрения с первого до сегодняшнего дня. Но, поверьте, этого не получилось. Так много Грамот, Благодарностей, Дипломов, Сертификатов и Свидетельств выдающихся успехов этого педагога с большой буквы, что не хватит ни времени, ни бумаги. Добавлю только:
С 2000 года является председателем экспертной группы при Главной аттестационной комиссии (биология) Институте оценки качества образования Республики Тыва.
С 2004 года является экспертом по основам организации и проведения единого государственного экзамена по биологии. Части С. С 2008 года председатель экспертной комиссии.
С 2011 года Любовь Петровна является экспертом в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Тыва. Экспертиза по соответствию содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников Федеральным государственным образовательным стандартам образовательных учреждений Республики Тыва.
Интервью Любови Петровны:
- Любовь Петровна, если бы вам пришлось вновь делать выбор профессии, вы его бы изменили?
- «Нет, я бы вновь выбрала профессию учителя биологии. Я люблю свою работу и просто добросовестно выполняю свои обязанности. Принцип моей работы – систематичность. А жизненный принцип – «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед, и только все вместе. Я согласна с высказыванием К.Д. Ушинского. Он говорил: «Если вы выберете работу по душе и вложите в нее свою душу, счастье само отыщет вас». Вот моё счастье меня и отыскало!
Из отзыва учителя начальных классов Тереховой Т.И.
- Татьяна Ивановна, вы очень долго работаете «бок о бок» с Любовь Петровной и больше других знаете ее. Расскажите о ней…
- «Любовь Петровна - добросердечная, отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь. Человек, который очень сильно любит свою работу и свой предмет. С коллегами позиционирует себя как справедливый и чуткий коллега и товарищ. В числе первых осваивает современные технологии развития образования. С первого и до сегодняшнего дня она стремится использовать все самое интересное, рожденное педагогической наукой и практикой. Щедро делится своим опытом и с молодыми педагогами, являясь на протяжении многих лет наставником начинающих молодых педагогов».
Из отзыва учителя русского языка и литературы Шалагиной Натальи Николаевны:
- Вы пришли работать в школу-интернат, когда Любовь Петровна уже здесь работала. Что вы можете о ней рассказать?
- «С Любовь Петровной мы начинали работать еще в пионерской дружине. Будучи старшей пионервожатой, Любовь Петровна заряжала всех вокруг позитивной энергией, задором и увлеченностью. Она всегда была активным участником всех общественных дел и мероприятий, проходивших в школе. Она и сейчас полна сил, энергии и творческих замыслов. Не каждый молодой учитель может сравниться с ней в этом!»
Из отзыва технического работника Сары Шагдыровны:
-Любовь Петровну вы знаете и как педагога, и как человека, ведь вы еще и соседки по огороду. Что вы можете о ней рассказать?
- «Любовь Петровна как никто другой умеет радоваться успехам коллег и всегда рядом, если кого-то постигла неудача. Чуткая, добрая, по-матерински заботливая. Душой болеет за каждого воспитанника. Как соседка по огороду – душевная и отзывчивая. Всегда поделится секретом заготовки компотов, солений и выращивания цветов».
Как автор, могу добавить: У каждого, наверное, есть в жизни важный человек, который оставляет неизгладимый след в жизни, решающим образом влияет на всю жизнь, человек, который нас выводит в люди. Таким человеком для меня стала Шумова Любовь Петровна. Работать с Любовь Петровной мне приходилось иногда нелегко. Она всегда строга, требовательна, но, принимая нас такими, какими мы есть, всегда видит в своих учениках, прежде всего, своих детей и признает за нами право на ошибку. Ее работа не ограничивается урочными и внеурочными часами. Это самоотверженное, душевное отношение к детям, большая любовь к своему краю и предмету. Мой наставник Любовь Петровна - Человек, открывающий для меня секреты науки и приобретения истинных ценностей. Я благодарна судьбе за то, что в ней есть Любовь Петровна!
Обрекая себя на вечную самоотдачу, учитель получает великое счастье – видеть, как покоряют все новые и новые высоты те, кого они с малых лет поддерживали и направляли. И хочется верить, что еще немало добрых дел получит Тува из ее ковчега, и по-прежнему будет она продолжать сеять разумное, доброе, вечное!!!
За всю историю нашей школы в ее стенах преподавали и преподают учителя, которыми по праву можно гордиться. Это мастера своего дела умные и талантливые люди, методически грамотные педагоги, опытные и мудрые наставники… Учителя – это указатели на нашей дороге жизни. Где–то они ограничивают, где-то предупреждают, где-то поощряют, и все это ради того, чтобы мы достигли своей цели, не сойдя с это самой дороги.
Я не стесняюсь быть благодарной Любовь Петровне - Педагогу с большой буквы, которого любят, ценят и уважают и дети, и коллеги! Низкий поклон ей за трудолюбие и терпение, за веру в каждого воспитанника, за мудрость и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. А еще – за отданные детям силы, нервы, здоровье.
Список используемых источников и литературы
1. Архив школы-интерната;
2. Материалы газет:
- «Тувинская правда» февраль 1966 г статья «Соревнуются школьники»;
- «Тувинская правда» №55 от 5 апреля 1976 г «…Как Любовь Петровна»;
- «Тувинская правда» № 15 от 4 февраля 1983 год статья «Тепло на всю жизнь»;
- «Тувинская правда» № 61 от 6 июня 2002 г.- «Скромная учительница биологии»;
- «Тувинская правда» №126 от 26 октября 2002 г «50 лет юннатам Тувы»;
«Тувинская правда» №113 от 31 августа 2004 статья «Замечательная учительница» из рубрики «Расскажу о хорошем человеке»;
-«Вести Кызыла» №22 от 3 июня 2004 г «Я б в ученые пошел…»;
- «Тувинская правда» № 95 от 20 июля 2004 г статья «Торе-Холю нужна… тишина»;
- «Вести Кызыла» №39 от 6 октября 2004 г «Учитель – святое слово» .;
- «Тувинская правда» №144 от 13 ноября 2004 г «Юные исследователи окружающей среды» в;
- «Тувинская правда» №19 от 22 февраля 2005 г «Юные звезды Тувы» ;
- газета «Педсовет» спецвыпуск от 5 октября 2005 г статья «Любовь Шумова- «Диплом за педагогическое мастерство» для меня – настоящая награда и признание»;
- «Тувинская правда» №114 от 4 октября 2005 г статья «Из Калининграда – с новыми планами»;
- «Тувинская правда» №67 от 30 июня 2011 г статья «Уметь зажечь звезду» из рубрики «О личности»;
- «Центр Азии» №3 от 28 января 2011 г. статья Особая миссия учителя биологии»;
- «Тувинская правда» №55 от 25 мая 2013 г статья «Оставила частичку души»;
- Заметки из «Плюс-Информ» №14 от 3 апреля 2013 г;
3. Фотоматериал из личного архива Шумовой Л.П.
Лиса Лариска и белка Ленка
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Нора Аргунова. Щенята
Фильм "Золушка"
Простые новогодние шары из бумаги