Поисково - исследовательская работа «Школьный музей: от истоков к современности» предполагает знакомство с историей создания школьного музея «Родина». Рассмотрены вопросы создания музея, изучена информация о руководителях музея, о членах Совета музея – активных помощниках на протяжении периода существования музея. Представлена жизнь музея в настоящее время. Представлены выводы и дальнейшие перспективы работы школьного историко-краеведческого музея.
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo_-_issledovatelskaya_rabota_shkolnyy_muzey_ot_istokov_k_sovremennosti.docx | 43.34 КБ |
Оглавление
Введение …………………………………………………………………. 3
Заключение ………………………………………………………………… 13
Источники …………………………………………………………………. 14
Приложения
Введение
Жизнь школы сильно и прочно связана с историей музея. Являясь членом Совета школьного музея «Родина», понимаю, что музей - это место, где происходит соприкосновение с прошлым, это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, это центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника, интереса к родной истории, родной природе, культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка.
История нашего школьного музея богата, он существует несколько десятков лет. Нам стало интересно, какова же история его возникновения, как он работает сегодня? Это явилось темой нашей исследовательской работы «Школьный музей: от истоков к современности».
Мы поставили перед собой цель: изучить историю создания и развития школьного музея «Родина».
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Исследовать историю создания школьного музея «Родина», встретиться с бывшими руководителями и активистами музея.
2. Изучить фонды музея.
3. Познакомиться с деятельностью музея в настоящее время.
Актуальность работы заключается в огромной роли музея по воспитанию патриотизма школьников, привитию уважения к истории своей Родины.
При написании работы использовались 2 вида источников:
1. Устный (беседы с руководителями и активистами музея «Родина»).
2. Письменный («Летопись школы №6», архивные материалы школьного музея, переписка с активистами музея, «Ребятам есть чем гордиться» статья районной газеты «Нива» от …).
Объект исследовательской работы: школьный историко – краеведческий музей.
Предмет исследования: документы, имеющиеся в музее по данной теме, встречи с очевидцами: ветеранами педагогического труда - бывшими руководителями музея, членами Совета музея.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что изучение архивных материалов музея, касающихся темы его создания, формирует дополнительные знания по истории не только музея, но и школы, района и края, в котором живу.
Новизна исследования данной работы заключается в том, что для освещения темы впервые привлечены и соединены воспоминания педагогов, экскурсоводов и выпускников школы, работавших в музее.
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщённый материал может быть размещен в музее и использован для экскурсионной работы, может стать началом книги «Летопись школьного музея».
Поисково - исследовательская работа проводилась на основе материалов, хранящихся в школьном музее «Родина», собранных в период с 1975 года по 2018 год, встреч с бывшими руководителями и членами Совета музея, анализа печатных материалов районной газеты по данной теме.
На основе письменного источника («Летопись школы №6»), воспоминаний бывших руководителей и активистов музея, статьи районной газеты «Нива» «Ребятам есть чем гордиться», изучаем историю создания и развития школьного музея «Родина».
Чтобы добиться поставленной цели, нами были использованы следующие методы:
1. исследование создания музея;
2. отбора информации;
3. систематизация материала.
Начав поисково - исследовательскую работу по данной теме, мы познакомились с архивными материалами нашего музея – «Летописью школы №6» и узнали, что 1 сентября 1975 года в селе Донском гостеприимно распахнула двери для ребят средняя школа №6. В том же году по инициативе Пыхтиной Антонины Георгиевны, директора школы, была создана Комната Боевой Славы, которая располагалась на третьем этаже здания.
Из беседы с Ляховой Раисой Ивановной, заслуженным учителем и основателем школьного музея мы уточнили интересные факты о создании Комнаты БС. «Вместе с учителями и учащимися школы проделали многогранную работу, - вспоминает она. Проводили большую поисковую работу по истории родного села, оформляли стенды и витрины. Пыхтина Антонина Георгиевна организовала сбор списков участников Великой Отечественной войны. А фамилии тех, кто не пришел с войны, были написаны на Скорбной стене в комнате Боевой Славы.(фото из летописи) Сколько дворов обошли ребята, скольких старожилов опросили, записали их воспоминания, бережно принесли в школу реликвии прошлых лет: орудия труда, предметы быта, фотографии, фронтовые письма. И те вещи, которые хранились в Комнате БС, стали приобретать для ребят совершенно иное значение».
Так, в течение учебного 1975 – 76 года благодаря совместной работе педагогов и учащихся, были оформлены стенды: «Герой Советского Союза – наш земляк А.В. Невдахин», «Защитники села Донского», «Женщины – участницы Великой Отечественной войны», «Женщины – труженицы тыла».
Славной традицией стало проведение патриотических мероприятий: интересные встречи с жителями и гостями нашего села, с ветеранами ВОВ, шефство над ними, экскурсии и лекции, походы по местам боевой славы, линейки и героические поверки. (фото с летописи)
Вот как описывает Ляхова Р.И. героическую поверку в день освобождения села Донского от немецко-фашистских захватчиков 21 января, проводимую в нашей школе и селе: военным штабом школы, куда входили участники ВОВ и ученики – старшеклассники, разрабатывалась операция «Дорогой отцов», утверждались командиры взводов. И каждый взвод готовился к проведению Героической поверки: приглашал ветеранов ВОВ, готовил рапорт о проделанной работе по операции «Дорой отцов». Накануне 21 января каждому взводу вручались зашифрованные письма. В них указывалось время (7 часов утра) и место явки (у Вечного огня) проведения поверки. А ранним утром, в 7 часов, собирались все учащиеся школы, жители села, ветераны войны в парке у Вечного огня, не смотря на мороз и холод, подтверждая тем самым свою верность и память погибшим. (фото из летописи)
Операция «Дорой отцов» продолжалась до 23 февраля: взводы под руководством командиров шли на подшефные улицы поздравлять ветеранов войны и труда, оказывали помощь семьям погибших воинов и семьям, чьи сыновья находились на военной службе в рядах Советской армии. (фото из летописи)
Очень насыщенной в те дни была работа и в Комнате БС: проводились экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ (фото из летописи).
К восьмидесятым годам собрано было уже так много интересного материала, что необходимо было найти ему применение. Этот материал был использован в написании поисковых работ. Первые упоминания о поисковой деятельности встречаются мне также в «Летописи школы»: в 1979-80 учебном году на районной туристско – краеведческой конференции по пяти направлениям школа заняла первые места! («К тайнам природы» (6б), «В боях отстояли Отчизну свою»(5а), «В буднях великих строек» (5б), «Искусство принадлежит народу» (7а), «Идеи Ленина живут и побеждают»(8в)).
С того момента Раиса Ивановна много времени и сил отдавала поисковой работе, организовав клуб «Поиск». Ее ученики неоднократно выступали с поисковыми заданиями на районных и краевых туристско – краеведческих конференциях «Отечество», занимая призовые места. А Лена Афанасова с поисковой работой «Их помнит мир спасённый» побывала даже в Москве, участвуя во Всероссийской конференции «Отечество».
За годы работы в школьном музее (1975 - 2000 гг), Ляховой Р.И. собраны богатейшие материалы о нашем селе, односельчанах, участниках ВОВ. Ученики нашей школы приняли участие в акции «Ленинградским детям», внесли свою скромную лепту в создание памятника эвакуированным детям Ленинграда, погибшим во время бомбежки. Памятник поставлен в деревне Лычково Новгородской области. Ляхова Р.И. была инициатором сооружения памятника на месте захоронения односельчан, расстрелянных фашистами на окраине села. Рассматривая раскладушки для тематических выставок, я обратила внимание, что очень много написано ее каллиграфическим почерком ручкой с пером. Мне запомнились ее слова: «Музей - хранитель истории, и работать я старалась так, чтобы дети знали историю своей малой и большой Родины, потому что без прошлого нет настоящего».
С 2000 по 2011 года руководителем музеем была Сухинина Алла Николаевна. Комната БС постоянно пополнялась новыми материалами, исследованиями, поисковыми работами учащихся. За большую поисково-исследовательскую работу и успехи в воспитании учащихся комната Боевой Славы в 2002 году получила статус школьного музея. «Родина» - так назвали свой музей учащиеся школы. Профиль музея – историко - краеведческий. «Наш музей не имел отдельного помещения, он включал в себя 4 зала (рекреации): зал Боевой Славы, зал Истории школы, Экологический зал, Художественный салон. Имелся архив и книга учета музейных экспонатов, - делится воспоминаниями Сухинана А.Н. Работу музея возглавлял Совет музея, а каждый класс являлся поисковым отрядом, который получал задание от Совета музея, в ходе выполнения которого учащиеся узнавали новые неизвестные подробности о жизни знаменитых земляков, об истории и развитии с.Донского и Труновского района. В результате поисковых работ учащихся фонды залов ежегодно пополнялись и обновлялись.
«Какие наиболее интересные работы вы помните? – задаем вопрос Алле Николаевне, «все они интересны по-своему»: так, в поисковой работе «Есть память, которой не будет забвенья» рассказывается об оккупации села Донского, о зверски загубленных замученных мирных граждан в годы Великой Отечественной войны. Поисковикам нашей школы удалось установить фамилии расстрелянных, и по инициативе ребят на памятнике «Жертвам фашизма от трудящихся Труновского района» в 2003 году была установлена мемориальная доска с их фамилиями, как память благодарных потомков.
В память об учениках школы, погибших в «горячих» точках и Афганистане, на средства собранные учителями и учениками, в школе в 2008 году была установлена мемориальная доска. Её открытие проходило торжественно и трогательно с участием родителей погибших. Открытию мемориальной доски посвящен фильм, который сделали сами ребята «Да, это страшно умирать, когда так надо возвратиться», лекторами подготовлена лекция для зала Боевой Славы с одноименным названием. А поисковая работа «Ах, война, что ж ты подлая сделала…» рассказывает о бывшем ученике Владимире Костыш, который погиб в Чечне в 2000 году.
В 2010 году, в год учителя, актив Совета музея «Родина» выступил с инициативой поставить памятник на местном кладбище одному из первых учителей Донского, участнику ВОВ Асееву А.М. На обращение ребят откликнулись не только ученики школ Донского, но и некоторые организации и предприниматели села. На собранные деньги с помощью сельского Совета на местном кладбище был установлен памятник Учителю, ветерану, написана поисковая работа по данной теме.
Старшеклассники, используя музейные экспонаты и презентации, с удовольствием проводили экскурсии и лекции, с поисковыми заданиями неоднократно занимали призовые места в районе. Музей стал методической базой для проведения районных и краевых семинаров по героико-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
С гордостью Алла Николаевна делилась воспоминаниями о том, что музей «Родина», участвуя в смотре-конкурсе сельских школьных музеев, занял первое место среди сельских школ России (фото грамоты). Деятельность музея «Родина» отмечена грамотами и дипломами как районного, так и краевого уровня (грамота районного отдела образования, краевого Совета ветеранов, дипломом комитета по делам молодежи; дипломом второй степени Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»). Работа музея «Родина» постоянно освещалась в местной газете «Нива».
Одно поколение краеведов сменялось другим и всегда с большим интересом, энтузиазмом увлекались ребята школы музейной работой. Яркими членами Совета музея того периода, из рассказа Сухининой А.Н., были Лыкова Женя, Иванисова Таня, Михаил Чернов, Афанасова Лена, Яворницкая Наташа, Белевцева Мария и многие другие.
Мне удалось встретиться с Евгенией Лыковой и Татьяной Иванисовой, завязалась переписка с Михаилом Черновым.
Во время встреч и переписки с бывшими активистами музея, я еще раз убедилась, что работа по изучению истории села и школы, общественная деятельность в качестве экскурсоводов и лекторов не прошли бесследно. Для Михаила - это стало выбором профессии, он заведующий отделом научно-просветительной, образовательной и экскурсионной деятельности ГБУК СК «Музейно-выставочного комплекса «Моя страна. Моя история» города Ставрополя, а для Евгении и Татьяны - глубоким чувством патриотизма, позывом на самоотверженный труд и подвиг.
Идут года, но и сейчас музей остается центром военно-патриотического воспитания школьников . Вот уже 7 год руководит музеем Емельянова Наталья Ивановна, продолжая начатое дело предшествующими руководителями.
Функционируют все четыре зала: зал Боевой Славы, зал Истории школы, Экологический зал, Художественный салон.
Организатором всей работы музея остается Совет музея, который ведет работу различного характера: организационную, экскурсионно-массовую, поисковую, методическую, работу с социумом. Членами Совета разрабатываются поисковые задания для классов, утверждаются лекторы и экскурсоводы, тематика лекций и экскурсий.
Анализ документации школьного музея, работа с книгой учета экспонатов основного и вспомогательного фондов музея показали, что материал, собранный за время существования музея пополняется и насчитывает около 2000 экспонатов (фотографии, письма, материалы переписки, снаряжение бойцов времен Великой Отечественной войны, пули, награды, книги, архивные документы). В результате поисковой работы учащихся фонды залов ежегодно пополняются и обновляются. За годы существования музей посетило свыше тысячи человек, было проведено более 3,5 тыс. тематических и обзорных экскурсий и лекций, уроков мужества, встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и почетными жителями села Донского, заочные путешествия по местам солдатской славы и конференции. Школьники участвуют в патриотических акциях «Забота», «Обелиск», «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка», «Напиши письмо ветерану» и других. Активистами музея создана Книга Судеб, в которой собран материал о ветеранах, над которыми шефствовали ученики нашей школы.
На базе музея сформирован поисковый отряд «Патриот», члены которого занимаются поисково - исследовательской деятельностью, направленной на увековечивание имен погибших односельчан во время ВОВ, изучение истории родного села. Ежегодно члены отряда принимают участие в районном слете туристско- краеведческой конференции «Отечество», в которой неоднократно занимали призовые общекомандные места:
2016 -201 7 учебный год - II общекомандное место, 2017 -2018 учебный год - I общекомандное место. Большую поисковую работу вели Обрященко Ольга (с 2014 по 2018 год (руководитель Коробкина Р.Г.)) и Соколенко Анастасия (2016-2018гг, руководитель Емельянова Н.И.). Они - победители районного, лауреаты и призеры краевого, дипломанты федерального этапа туристско - краеведческого движения «Отечество».
Свою деятельность по патриотическому воспитанию школьный музей проводит в тесном сотрудничестве с районным музеем, Советом ветеранов, библиотекой, отделом по молодежной политике, РДК. Периодически работа музея освещается в районной газете «Нива».
Наш музей участвует в районных и краевых конкурсах – смотрах, занимая призовые места:
2013 г. - 2-е место в районном конкурсе школьных музеев, посвященном 70- летию освобождения Ставропольского края от немецко-фашистских захватчиков;
2018 г. - 2-е место в районном конкурсе-смотре школьных музеев, посвященном 75- летию освобождения Ставропольского края от немецко-фашистских захватчиков.
В 2019 году Совет музея «Родина» и лично Емельянова Н.И. отмечены грамотой ………….
Проанализировав работу школьного музея «Родина», я пришла к выводу, что школьный музей несёт огромный потенциал в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить истинного Гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего села и школы.
Заключение
В ходе поисковой работы нам удалось обобщить сведения о деятельности школьного музея «Родина» от истоков до современности. Встретиться с бывшими руководителями и активистами музея, составить презентацию по данной теме.
Мы пришли к выводу, что музей является воспитательным и образовательным пространством. Он полезный и доступный для учащихся и педагогов. Необходимо еще больше привлекать учащихся к деятельности музея, участию их в исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работе. Считаем, что важной стороной деятельности школьных музеев должен быть взаимообмен опытом, методическими находками, а также участие в мероприятиях и акциях музееведческой направленности на уровне школы, района, края, страны.
Материал поисковой работы я размещу на сайте нашего образовательного учреждения. А свою исследовательскую работу я хочу закончить такими замечательными словами:
Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века-
След эпохи, что вдаль унеслась!
Спасибо за внимание!
Источники
1. Архивные материалы школьного историко - краеведческого музея «Родина»;
2. Воспоминания, интервью с бывшими руководителями и активистами школьного музея: Ляховой Р.И., Сухининой А.Н., Черновым М., Лыковой Е., Иванисовой Т.
3. Фонды школьного музея – поисковые работы «Учитель, сколько в имени твоем…» (о Ляховой Р.И., Сухининой А.Н.); раскладушки и альбомы, содержащие материалы о деятельности музея в период 1975 – 2005 гг.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Фокус-покус! Раз, два,три!
Что есть на свете красота?
Госпожа Метелица
Огонь фламенко