Проект создан как результат деятельности в рамках музейной педагогики
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_pryalki._issledovatelskiy_proekt.doc | 64 КБ |
Исследовательский проект «Путешествие прялки»
Авторы: Дерфлер Виктория, Полякова Виктория
Введение.
Нынешнее молодое поколение россиян, к которому я отношу и себя, имеет неограниченные возможности в получении информации. Вот только все чаще я задумываюсь над тем, что именно в прошлом мы ищем и находим сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры.
Можно пытаться создать что-то новое, а можно обратиться к проверенному веками опыту. И точно необходимо использовать «…живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности...», формы, «которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения...» (В.В. Путин).
Среди многочисленных форм деятельности в данном направлении поистине уникальной является музейная педагогика. Музейная комната в нашей школе была открыта в декабре 2008 г., в ней два отдела. Первый посвящён истории волжского казачества, второй проблемам развития экологии в области. Одной из самых интересных и посещаемых экспозиций музейной комнаты является «История быта народов, населяющих Саратовское Поволжье». Здесь собраны подлинные предметы быта из керамики, домашняя утварь, одежда. Среди них есть экспонаты, которым почти 100 лет. В данной исследовательской работе мы хотим проследить историю экспоната «Прялка».
Исследование истории данного экспоната показалось нам важным по нескольким причинам: во – первых, это типичный предмет быта народов, населявших Поволжье (в источниках встречается упоминание о русских прялках, прялках немецкого образца, использовались они и в казачьем быту), во – вторых, благодаря данному экспонату нам удалось проследить обрядовые традиции, связанные с ним на примере семьи Гориных.
Целью работы является знакомство с историей происхождения прялки, её назначением и обрядовыми традициями, сопровождавшими этот предмет в казачьих семьях и у народов, населявших Поволжье.
Исследовательская работа включала в себя несколько этапов:
1. Знакомство с историей экспоната: экспедиция в посёлок Лесопильный, где живёт семья Гориных – владельцев прялки.
2. Изучение происхождения названия «прялка», истории появления данного предмета быта, обрядов и традиций, связанных с прялкой
3. История прялки Гориных.
На наш взгляд, история данного экспоната позволяет получить представление о бытовой стороне жизни наших предков, познакомиться с обрядами и традициями.
Работая над темой, мы использовали не только материал, полученный из устной беседы с владельцами экспоната «Прялка», но и литературу:
толковые словари С.И. Ожегова и В.В. Розановой,
Интернет – информацию из энциклопедии «Википедия»,
книгу В.М. Цыбина и Е.А. Ашанина «История волжского казачества», авторы которой рассказывают об истории и жизни волжских казаков, подробно описывают духовный мир казака, особенности их жизненного уклада и т.д.
Глава I. История самопрялки.
Слово «прялка» можно встретить в немецком, французском, итальянском и, конечно же, русском языках. В Толковом словаре С.И. Ожегова прялка это – «приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Сидеть за прялкой…»1
В «Современном толковом словаре русского языка» В.В. Розановой значение понятия чуть отличается от предыдущего и под прялкой в данном случае понимается «приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью…»2
Различают два вида прялок.
Первый - прялка-донце. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. (Приложение 1)
Второй вид прялок – самопрялка состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. В России самопрялку ещё называют прялкой немецкого образца.3
Принято считать, что появилось самопрялка в Индии между 500 и 1000 годами нашей эры, откуда распространилась по миру.
В Европу прялка пришла через Ближний Восток и широко применяться стала в начале XIV в.
В XVI в. у прялки появилась педаль для вращения колеса.
В XVII – XVIII веках государями в Россию начинают активно привлекаться иностранцы, тогда же происходит колонизация Поволжья. Вместе с прочими иноземными предметами в обиход входит и самопрялка
____________________________________________________________________________________
1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
М., 2008г. С.629.
2 Розанова В.В. Краткий толковый словарь русского языка, М., 1988г. С.166.
3INTERNET. http: // ru. wikipedia. org/ wiki./ Прялка
или немецкая прялка (немцами тогда называли всех иностранцев).
В России самопрялки разделяли на русские(стояки) и чухонки(лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом. (Приложение 2)
Подготовленное для прядения льняное волокно или прикрепляли к деревянной лопасти, вставлявшейся в верхнюю часть стояка самопрялки, или к обычной прялке. Работа начиналась с того, что пряха вручную скручивала немного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она, нажимая ногой на подножку, приводила в движение, которое, в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и наматывалось на катушку. Главным достоинством самопрялок являлась эффективность работы: в день можно было спрясть
400 г шерсти.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. 4
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял ее, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. Таким образом, очевидно, что прялка была не рядовым предметом в доме. Она служила оберегом, с её помощью лечили хвори, она была символом благополучия замужней женщины. Не случайно её можно встретить даже в пословицах и поговорках.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Прялка не Бог, а рубаху дает
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
_______________________________________________
4 Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Издательство «Азбука», М., 2003г. С. 319.
И какими бы сказочными не казались все описанные выше обряды и традиции, они, тем не менее, сохранились до наших дней. Об этом свидетельствует судьба и история экспоната нашей музейной комнаты.
Глава II. Путешествие прялки.
История самопрялки в экспозиции нашего музея началась три года назад. В мае 2015 года ученики 4 «А» и 4 «В» классов готовились стать воспитанниками казачьего класса. Церемонии посвящения по установленной в школе традиции предшествует знакомство с историей волжского казачества. На одном из занятий казак Чумак Г.И. рассказывал ребятам о быте семей волжских казаков. Иллюстрируя свой рассказ, он показал школьникам фотографию предмета домашнего быта – самопрялки. Каково же было удивление ребят, когда их классный руководитель Горина Людмила Михайловна сказала, что у неё дома хранится точно такая же (Приложение №4).Будущие кадеты вместе со старшими товарищами – активом музейной комнаты во главе с Саакян Романом - отправились в «экспедицию» на ул. Лесопильную, д.131. Из беседы с Гориной Л.М. они узнали и записали историю самопрялки. В семье Гориных прялка передавалась от свекрови к снохе на протяжении целого столетия.
Первой владелицей прялки была Горина Екатерина Ивановна, которая родилась в с. Марьино Саратовской губернии, в семье крепостных крестьян. Женщина эта, как говорят семейные предания, отличалась богатырской силой. Когда лошадь зимой не могла сдвинуть с места тяжёлые сани, Екатерина сама впрягалась в них. Любимым её развлечением были кулачные бои, смотреть на которые ходила с превеликим удовольствием. Когда же сын её Горин Александр женился, то и подарила Екатерина Ивановна снохе – Гориной Анне Фёдоровне (1900 – 1995г.), уроженке д. Большая Чечуйка (ныне Ново – Бурасский район) прялку.
Когда пришедшие к власти большевики начали коллективизацию, семья из с. Марьино переехала в г. Баку. Оттуда Горины вернулись на Родину только через несколько лет и обосновались в посёлке Лесопильный, в простонародье он назывался Нахаловка, так как земли эти, находившиеся на окраине города, заселялись самовольно.
Уже после Великой Отечественной войны прялка от Анны Фёдоровны перешла к снохе – Гориной Раисе Ивановне, а от неё к нынешней владелице - учителю начальных классов МОУ «СОШ №43» Гориной Людмиле Михайловне.
Вот так простая прялка вместе со своими владелицами проехала от с. Марьино и д. Большая Чечуйка Саратовской области до г. Баку и обратно до
п. Лесопильный. Пережила вместе с хозяйками годы столыпинской реформы, коллективизацию, Великую Отечественную войну. Слушала песни народные, видела слёзы четырёх поколений матерей, слышала смех детей, была свидетелем боли и радости человеческой.
В августе 2015 г. Горина Л.М. передала свою семейную реликвию - прялку в фонд музейной комнаты нашей школы. (Приложение №1)
Заключение.
В результате работы над темой лекторская группа собрала интересный материал, который был систематизирован. На данный момент в фонде музейной комнаты на хранении находится самопрялка – стояк, оформлена мультимедийная презентация «Виды самопрялок, встречающихся в Поволжье», разработан материал для лекции «Путешествие прялки», в декабре 2008г. была поставлена музыкально – литературная композиция «Ах, ты доля, моя доля…». Л
Лекторская группа музейной комнаты готовит материал для лекции и мультимедийной презентации «Прялка жужжит и поёт…» (обряды, поверья, связанные с самопрялкой в фольклоре). В перспективе планируется постановка литературно – музыкальной композиции с участием школьного детского ансамбля народной песни.
Экскурсии по истории одного экспоната пользуются в нашей музейной комнате особенной популярностью, многие ребята и даже взрослые говорят, что так интересно наблюдать как экспонат оживает на глазах и «рассказывает» свою историю.
Список использованной литературы
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,
издательство ООО «ИТИ Технология» 2008г.
Розанова В.В. Краткий толковый словарь русского языка, М.,
издательство «Русский язык»,1988г.
Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. М., издательство «Азбука», 2003г.
Интернет – публикация. Свободная энциклопедии «Википедия», http: // ru. wikipedia. org/ wiki./ Прялка
Знакомые следы
Кто самый сильный?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Лиса Лариска и белка Ленка
Сверчок