Научно-исследовательская работа посвящена изучению социальных ролей, которые выполняют одноклассники автора работы. Было проведено анкетирование обучающихся 8 «Б» класса ГБОУ СОШ №2 пгт Усть-Кинельский на тему «Какие социальные роли вы выполняете?». 68% опрошенных одноклассников знают, что такое социальный статус. 50 % респондентов знакомы с основными видами социального статуса. 84 % участников опроса отметили, что выполняют роль «члена семьи», в том числе «сына, дочери, брата, сестры». 68% опрошенных одноклассников видят себя в будущем в роли «мужа, жены», 56% участников - в роли «работника, труженика», 20% респондентов мечтают побывать в роли «студента». Сделан вывод о том, что все одноклассники, имея на данный момент главный статус школьника, проходят социализацию и намерены продолжить её дальше.
Вложение | Размер |
---|---|
sots_statusy_i_roli_izmenennaya.docx | 48.79 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть – Кинельский г.о. Кинель
XXII научно − практическая конференция учащихся
«Наука − основа процветающего общества»
Секция «Обществознание»
Что такое социальный статус и социальная роль?
Автор:
Куликова Светлана,
учащаяся 8 «Б» класса
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть-Кинельский
Научный руководитель:
Верещагина Нина Ивановна,
учитель истории, обществознания
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть- Кинельский
Усть-Кинельский, 2018
Оглавление
Введение 3
Глава I. Что такое социальный статус? 4
1.1.Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях 4
Глава II. Что такое социальная роль? 8
2.1. Объяснение термина в словарях и энциклопедиях 8
2.2.Анкетирование на тему «Какие роли вы выполняете?» 12
Заключение 13
Список литературы 15
Приложения 16
Введение
Актуальность работы. Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например, семьи, но он в то же время может быть и членом школьного класса, спортивной секции, трудового коллектива, общественных организаций и др.
Входя одновременно во многие социальные группы, человек занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Понятия социального статуса и социальной роли необходимы для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них. Этим определяется актуальность темы данной работы.
Социология, основы которой изучаются в школе в рамках предмета «Обществознание», исследует общественные процессы и явления, ставит в центр своего внимания человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя.
С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Обучаясь в школе, мы, подростки, включены в разнообразные социальные связи, исполняем различные ролевые функции. Интересно узнать, какие роли выполняют мои одноклассники?
Цель данной работы: узнать, что такое социальный статус и социальная роль, какие социальные роли выполняют мои одноклассники?
Задачи:
1. Найти информацию о «социальном статусе», «социальной роли» в информационных источниках, специальной литературе.
2. Дать характеристику понятиям «социальный статус», «социальная роль».
3. Провести анкетирование учащихся 8 «Б» класса ГБОУ СОШ №2 на тему «Какие социальные роли вы выполняете?»
3. Проанализировать результаты анкетирования.
4. Сделать выводы о том, что такое социальный статус и социальная роль.
Предметами исследования являются источники, литература, интернет-ресурсы и результаты анкетирования.
Методы исследования - теоретический анализ источников, анкетирование, обобщение, моделирование, анализ данных опроса, сопоставление.
Теоретическая значимость заключается в изучении специальной литературы, расширении знаний о таких понятиях, как «социальный статус», «социальная роль».
Практическая значимость заключается в приобретении навыков изучения специальной литературы и Интернет-источников, умении проводить анкетирование, анализировать источники, данные анкетирования. Материалы данной работы могут использоваться на уроках обществознания в 8 классе.
Глава I. Что такое социальный статус?
1.1. Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях
Сложный характер развития общества определяется его сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них — экономическая, социальная, политическая, духовная сферы.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций.
Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.
Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности [7].
Для нашего исследования интерес представляет область социальной сферы, т.к. именно в этой сфере человек вступает в различные взаимоотношения и связи с другими людьми, именно здесь человек выполняет разные функции социальных ролей. Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.
В ходе работы были изучены литература и различные источники: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 8 класс» [3], «Современный словарь по общественным наукам» под редакцией О.Г. Данильяна [5], «Социологический словарь» Г.В. Осипова [4], «Новейший философский словарь» А.А. Грицанова [l], статья «Социальный статус и социальная роль» [7], интернет-энциклопедия «Википедия» [6] и другие интернет – источники [2, 8, 9].
Рассмотрим понятия «статус», «социальный статус».
Понятие «статус» (от лат. – состояние, положение) означает, по Г.В. Осипову: «1) положение, позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе; 2) совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, государственной организации» [4, с. 342].
В учебнике «Обществознание» за 8 класс авторы указывают, что «социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями и есть его социальный статус. Социальный статус во многом зависит от уровня образования человека, профессии, занимаемой должности, семейного положения и др.» [3, с. 190].
В статье «Социальный статус и социальная роль» подчеркнуто, что «социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества» [7].
В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором» [7]. Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.
Социальный статус — «это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем», - подчеркивает А.А. Грицанов [1]. Социальный статус включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (школе, вузе).
В разных группах один и тот же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, означающие признание окружающими заслуг индивида. В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли [7].
Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус, или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т. д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя, прежде всего, как программист; следовательно, программист — его главный статус. Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе [7].
Таким образом, социальный статус - это положение человека в обществе, совокупность прав и обязанностей. Социальный статус во многом зависит от уровня образования человека, профессии, занимаемой должности, семейного положения и др. Совокупность всех социальных статусов личности называется «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств. Статусы бывают предписанными, достигаемыми.
Глава II. Что такое социальная роль?
2.1. Объяснение термина в словарях и энциклопедиях
Социальный статус человека дет ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Что такое «социальная роль»? «Ожидаемое от человека поведение в соответствии с его занимаемым социальным статусом называется социальной ролью», - отмечают Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, авторы учебника «Обществознание. 8 класс» [3, с.191].
Социальная роль, по Г.В. Осипову, означает: «1) модель поведения, часть социального статуса; 2) динамическую сторону социального статуса, которая проявляется в устоявшихся в определенных обстоятельствах чертах поведения личности, которая связана с ее статусом и ожидается от нее другими людьми; 3) нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе» [4, с. 342].
Социальная роль - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.
Понятие «роль» было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном [9] и Дж. Г. Мидом [2] в 30-х годах XX века. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку в социологических и психологических теориях.
Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. «мест» в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый «социальный заказ», т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим «правилам игры», конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов социальной роли. Вот почему, в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом [6].
Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик: 1) уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны; 2) способом получения — предписанные или достигнутые; 3) масштабом проявления - строго ограниченные или размытые; 4) степенью формализации - строго установленные или произвольные; 5) мотивацией - на общую прибыль или на личное благо [8].
Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты.
Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны, не случайно в европейской социологии их часто не разграничивают. «Статус» в этом смысле слова эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение», — пишут английские социологи [7]. Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Например, статус матери включает в себя роли кормилицы, врача, воспитателя и т. п. Понятие роли позволяет также выделить механизм координации поведения разных субъектов в социальных общностях, институтах, организациях.
В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.
Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Вначале оно носит бессознательный для ребенка характер. Ему показывают, что и как нужно делать, поощряют за правильное выполнение роли. Например, маленькие девочки играют в куклы, помогают матерям по хозяйству; мальчики же играют в машины, помогают отцам в ремонте и т. п. Обучение девочек и мальчиков формирует у них разные интересы, способности, роли.
Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Например, талантливый шахматист может играть в силу определенных причин плохо, т. е. не справляться со своей ролью. Ролевое поведение, как правило, отличается от социальной роли (ожидаемого поведения) по многим признакам: способностям, пониманию, условиям реализации роли и т. п.
Ролевое исполнение определяется, прежде всего, ролевыми требованиями, которые воплощены в социальных нормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя.
Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя:
1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности;
2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли;
3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций.
Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и неприятелей и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий [1].
Статус ученика средней школы дает возможность приобщиться к результатам совокупного социального опыта человечества, т. е получить достоверные знания из различных областей науки, техники, культуры, овладеть необходимыми умениями и навыками.. В то же время овладение этим опытом является и обязанностью ученика, поскольку общество заинтересовано в отвечающей современным требованиям подготовки подрастающих поколений. Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, следовать установленному в ней распорядку, выполнять учебные задания и т.п. Поведение, ожидаемое окружающими от школьника, предполагает активное общение с одноклассниками, уважительное отношение к учителям.
Таким образом, социальная роль – это типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом, не вызывающее отрицательной реакции социальной среды, это поведение, которое можно ожидать от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Понятие «социальная роль» было введено американскими социологами Р. Линтоном [9] и Дж. Г. Мидом [2] в 30-х годах XX века. Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны. Социальный статус может включать несколько ролей. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве и продолжается в течение жизни.
2.2. Анкетирование на тему «Какие роли вы выполняете?»
С целью выявления у учащихся знаний о том, что такое социальный статус, а также сведений, какие роли выполняет ближайший социум, было проведено анкетирование среди одноклассников. В опросе приняли участие 25 учеников 8 «Б» класса ГБОУ СОШ №» п.г.т. Усть – Кинельский. Участникам опроса предлагалось ответить на 4 вопроса:
1. Что такое социальный статус?
2. Какие бывают социальные статусы?
3. Какие социальные роли вы выполняете?
4. Какие социальные роли вас ожидают в будущем?
Анализ данных показал, что на первый вопрос «Что такое социальный статус?» 68% опрошенных ответили, что это - «позиция (положение) человека в обществе», «это совокупность прав и обязанностей, определяющих положение человека в обществе». 32 % участников опроса не знают, что такое социальный статус.
На второй вопрос «Какие бывают социальные статусы?» половина респондентов назвали виды социального статуса. Ответы были такие: «Статусы бывают главными, неглавными», «личный статус человека», «статусы бывают предписанными, достигаемыми». Другие 50 % опрошенных не дали ответов.
На третий вопрос «Какие социальные роли вы выполняете?» большинство одноклассников указали сразу несколько ролей: роль ученика, члена семьи, спортсмена и др. 84 % опрошенных отметили, что выполняют роль «члена семьи», «сына, дочери, брата, сестры», 68% участников опроса ответили, что они – «ученики (ученицы)», на роль «друга» указали 32 % респондентов, роль «спортсмена» – 16 %, роль «члена музыкальной (творческой) группы» – 12%, роль гражданина России – только 8% опрошенных.
На четвертый вопрос «Какие социальные роли вас ожидают в будущем?» одноклассники одновременно называют несколько ролей: семьянином, тружеником, другом и др. 68% опрошенных одноклассников видят себя в будущем «мужем, женой», 56% участников опроса будут «работниками, тружениками», 20% респондентов мечтают быть «студентами», роль «гражданина РФ» указали 12%, роль «друга» – 12%. В том числе одноклассники указали такие профессии: врач - 28 %, ветеринар - 20%, программист – 12%, предприниматель- 8%, лингвист-переводчик- 4 %, профессиональный спортсмен – 4 % [Приложение №1].
Таким образом, 68% опрошенных одноклассников знают, что такое социальный статус. 50 % респондентов знакомы с видами социального статуса (указаны - главный, личный, достигаемый, предписанный статусы). 84 % участников опроса отметили, что выполняют роль «члена семьи», в том числе «сына, дочери, брата, сестры». 68% опрошенных одноклассников видят себя в будущем «мужем, женой», 56% участников опроса будут «работниками, тружениками», 20% респондентов мечтают быть «студентами». Роль «гражданина РФ» указали 12%, роль «друга» – 12%. 76 % восьмиклассников назвали профессии, т.е. уже знают, кем хотят стать в будущем.
Заключение
С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. Обучаясь в школе, мы, подростки, вступаем в разнообразные социальные связи, исполняем различные ролевые функции.
В ходе работы было выяснено, что такое социальный статус и социальная роль, какие социальные роли выполняет ближайшее социальное окружение.
Была проанализирована информация о «социальном статусе», «социальной роли» в таких информационных источниках, специальной литературе, как: «Современный словарь по общественным наукам» под редакцией О.Г. Данильяна [5], «Социологический словарь» Г.В. Осипова [4], «Новейший философский словарь» А.А. Грицанова [1] и другие интернет – источники.
Дана характеристика понятиям «социальный статус», «социальная роль». Социальный статус - это положение человека в обществе, совокупность прав и обязанностей. Социальный статус во многом зависит от уровня образования человека, профессии, занимаемой должности, семейного положения и др. Совокупность всех социальных статусов личности называется «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. Статусы бывают предписанными, достигаемыми.
Социальная роль – это типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом, не вызывающее отрицательной реакции социальной среды, это поведение, которое можно ожидать от индивида, занимающего определенную социальную позицию. Понятие «социальная роль» было введено американскими социологами Р. Линтоном [9], и Дж. Г. Мидом [2], в 30-х годах XX века. Социальный статус и роль тесно взаимосвязаны. Социальный статус может включать несколько ролей. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве и продолжается в течение жизни.
Было проведено анкетирование учащихся 8 «Б» класса ГБОУ СОШ №2 на тему «Какие социальные роли вы выполняете?». 68% опрошенных одноклассников знают, что такое социальный статус. 50 % респондентов знакомы с основными видами социального статуса. 84 % участников опроса отметили, что выполняют роль «члена семьи», в том числе «сына, дочери, брата, сестры». 68% опрошенных одноклассников видят себя в будущем в роли «мужа, жены», 56% участников − в роли «работника, труженика», 20% респондентов мечтают побывать в роли «студента». Все одноклассники, таким образом, имея на данный момент главный статус школьника, проходят социализацию и намерены продолжить её дальше.
Список литературы
1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. −[Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.ereading.club/chapter.php/149350/ 1122/Gricanov__Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html
2. Мид Джордж Герберт. − [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мид,_Джордж_Герберт
3. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с . С. 190
4. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Норма, 2000. – 488 с.
5. Современный словарь по общественным наукам /Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 528 с.
6. Социальная роль. − [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_роль
7. Социальный статус и социальная роль. −[Электронный ресурс].− Режим доступа: http:// grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-statusy-i-roli.html
8. Социологический словарь. Парсонс Толкотт.−[Электронный ресурс].− Режим доступа: https://sociological_dictionary.academic.ru/464/ПАРСОНС_Толкотт
9. Энциклопедия культурологии. Линтон. −[Электронный ресурс].− Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/478/ЛИНТОН
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Таблица результатов анкетирования тему
«Какие роли вы выполняете?»
№ | Содержание вопроса | Вариант ответа | % |
1 | Что такое социальный статус? | Позиция (положение) человека в обществе; это совокупность прав и обязанностей, определяющих положение человека в обществе. | 68 |
2 | Какие бывают социальные статусы? | Статусы бывают главными, неглавными; личный статус человека; статусы бывают предписанными, достигаемыми | 50 |
3 | Какие социальные роли вы выполняете? | Член семьи (сын, дочь, брат, сестра) | 84 |
Ученик (ученица) | 68 | ||
Друг | 32 | ||
Спортсмен | 16 | ||
Член музыкальной (творческой) группы | 12 | ||
Гражданин России | 8 | ||
4 | Какие социальные роли вас ожидают в будущем? | Муж, жена | 68 |
Работник, труженик | 56 | ||
Студент | 20 | ||
Друг | 12 | ||
Гражданин РФ | 12 | ||
В том числе: Врач | 28 | ||
Ветеринар | 20 | ||
Программист | 12 | ||
Предприниматель | 8 | ||
Профессиональный спортсмен | 4 | ||
Лингвист-переводчик | 4 |
Сказка об одной Тайне
Л. Нечаев. Яма
Щелкунчик
Лавовая лампа
Как нарисовать лимон акварелью