Автор проекта рассказывает о головоломках, о том, как нужно разгадывать головоломки и останавливается на одной из них - "Судоку", потому что считает, это одна из тех игр, которая будет интересна одноклассникам и поможет им без переутомления стать более собранными, внимательными, сосредоточенными на уроках. Цель данного проекта - познакомить с головоломкой «судоку» и заинтересовать этой игрой одноклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
"Судоку" - игра для всех. | 1012 КБ |
Департамент образования мэрии города Новосибирска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
"Средняя общеобразовательная школа №186"
Районный конкурс проектов
учащихся 1-4 классов
Направление: научно-техническое
Судоку – игра для всех.
Автор: Городецкая Николь
МБОУ СОШ №186,
4 класс, Октябрьский район
г. Новосибирска
Консультант проекта:
Курнявко Ирина
Викторовна,
учитель начальных классов
Контактный телефон руководителя:
89232261159
Новосибирск 2018
Портфолио проекта
Паспорт проекта.
Проект «Судоку – игра для всех».
Участники проекта: Городецкая Николь
Консультант проекта: учитель начальной школы высшей квалификационной категории Курнявко Ирина Викторовна
Класс: 4
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ СОШ № 186, Октябрьского района, города Новосибирска.
Предметная область: математика.
Время работы над проектом: октябрь 2017 г. - февраль 2018 г. (долгосрочный).
Проблема проекта: одно из самых интересных занятий моих одноклассников – решение головоломок. Привлечь одноклассников к решению головоломки «судоку».
Цель проекта: Заинтересовать и научить одноклассников решать головоломку «судоку».
Задачи:
- узнать, что такое головоломка, и какие они бывают;
- узнать историю создания головоломки «судоку»;
- изучить правила игры и научиться решать «судоку»;
- понять, в чем состоит преимущество игры «судоку»;
- выяснить, знают ли мои одноклассники «судоку»;
- привлечь к решению «судоку» моих одноклассников;
- создать комплект карточек «судоку», для учащихся начальной школы.
Тип проекта (по виду деятельности): практико-ориентированный
Используемые технологии: мультимедиа.
Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, раздаточный материал для младших школьников.
Содержание: что такое головоломка, виды головоломок, из истории «судоку», правила игры в «классическое «судоку», преимущества «судоку», личный опыт в решении головоломок.
Область применения результата проекта:
- внеурочная деятельность.
Результативность: создан раздаточный материал для младших школьнков.
Описание работы над проектом.
Актуальность.
В прошлом учебном году я с большим удовольствием посещала кружок "Эрудит", где мы с ребятами решали интересные логические задачи и разгадывали ребусы. Головоломки - это одно из самых моих любимых занятий. Дома у меня много различных головоломок. Однажды я принесла головоломки в школу и поняла, что они интересны не только мне. А как-то раз я заметила, как мама увлеченно решала головоломку, которая называлась «судоку». Я тоже заинтересовалась её решением, и мама научила меня разгадывать «судоку». Своим открытием решила поделиться с одноклассниками, которые тоже проявляют немалый интерес к решению различных головоломок. Передо мной встал вопрос, как привлечь одноклассников к решению головоломки «судоку»?
Я поставила перед собой цель: заинтересовать и научить одноклассников решать головоломку «судоку».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Узнать, что такое головоломка, и какие они бывают.
2. Узнать историю создания головоломки «судоку».
3.Изучить правила игры и научиться решать «судоку».
4. Понять, в чем состоит преимущество игры «судоку».
5. Выяснить, знают ли мои одноклассники «судоку» .
6. Привлечь к решению «судоку» моих одноклассников.
7. Создать комплект карточек «судоку», для учащихся начальной школы.
Определив цель и задачи, я предположила, что решение головоломки «судоку» позволит также расширить круг интересов моих одноклассников и развить их логическое мышление.
Далее я составила план действий работы над проектом:
Для того чтобы решить поставленные задачи и достигнуть цели проекта, я использовала следующие методы исследования:
За информацией я обратился к следующим источникам:
II. Основная часть.
1. Что такое головоломка.
Во- первых, я обратилась к толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, чтобы узнать лексическое значение слова «головоломка». Итак, «Головоломки, ж. (разг.). Сложная, трудноразрешимая загадка, задача. || Игрушка, требующая разрешения подобной задачи». Я поняла, что головоломка — непростая задача, для решения которой, требуется, прежде всего, сообразительность.
Во- вторых, я попыталась узнать, как появились головоломки. Вновь обратившись за информацией в сеть Интернета, я выяснила, что все началось с математики, и многие древние задачи были похожи на головоломки. Уже в древней Месопотамии, почти пять тысяч лет назад, составляли и решали достаточно сложные задачи на определение неизвестной величины. Позже в Древнем Египте появились первые задачники. Логические головоломки находят и в древнегреческих манускриптах, и на стенах египетских пирамид, и во многих других исторических документах и памятниках. Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XI и XX веков. В это время была изобретена до сих пор популярная во всем мире головоломка «Пятнашки». Она была так популярна, что некоторые работодатели издали приказ о запрете приносить её на работу. В 1974 году венгром Эрнё Рубиком был изобретен кубик Рубика. Это стало следующим шагом в развитии головоломок. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. До сих пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика.
В современном мире очень много разнообразных игр, конструкций, печатных изданий, цель которых развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.
2. Виды головоломок.
Точной классификации головоломок нет, но условно их можно разделить на несколько групп, которые я представила в таблице.
Виды головоломок | Определение | Примеры |
Устные головоломки | Задачи, условие которых можно сообщить устно и для их решения не требуется привлечения никаких дополнительных предметов. | |
Головоломки с предметами | Логические задачи с обычными бытовыми предметами. | головоломки со спичками, монетами, картами |
Механические головоломки | Предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнурковые, шкатулки) | кубик Рубика, пятнашки, проволочные (меледа), танграм |
Печатные головоломки | Напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие - то символы по определенным правилам. | кроссворд, ребус, судоку |
Компьютерные головоломки | Компьютерные игры, целью которых является решение логических задач, требующих от игрока включения логики, стратегии и интуиции или в иных случаях некоторого наличия удачи. | тетрис, сапер |
Как оказалось, большинство моих собственных головоломок относятся к механическим. (Приложение №1)
3. Как я разгадываю головоломки.
Мои родители, зная мой интерес к головоломкам, всегда стараются купить для меня что - то новенькое. Конечно, самое интересное, разгадать головоломку! Как это делаю я?
Сначала головоломку я внимательно рассматриваю, чтобы понять, что именно требуется сделать. Покручу в руках и проверю свои первые, сходу пришедшие на ум догадки. Чаще всего, головоломка с первого раза не решается, поэтому стараюсь "посмотреть на неё с другой стороны», в этот момент появляются новые мысли. Бывает, головоломка решается очень быстро, а иногда это достаточно долгий процесс. Еще, я поняла, что тут, как и в любом деле важна практика. Есть определённые типы головоломок, которые решаются по одному принципу. Поэтому чем больше я их решаю, тем больше навыков получаю.
Помощь родителей – это ещё один способ решения головоломки, который работает всегда. Обычно, мне помогает папа. Это не значит, что он решает за меня, просто иногда нужна небольшая подсказка, направление, чтобы решение нашлось.
Особенно в головоломках мне нравится конечный результат. Когда головоломка решена – это маленькая победа, это ощущение того, что ты узнал что- то новое, это возможность поделиться своим успехом с окружающими.
4. Из истории «судоку».
Итак, передо мной - головоломка «судоку». Чтобы узнать значение слова «судоку», я вновь, обратилась к Толковому словарю Ушакова, но, к сожалению, такого слова в нём не оказалось. Продолжив поиски значения этого слова в других словарях, я выяснила, что в современных словарях слово "судоку" не зафиксировано. Но в дополнительной литературе мне удалось найти синонимичные конструкции к этому слову:
В переводе с японского «су» - цифра и «доку» - стоящая отдельно.
Основу данной головоломки — игру «Латинский квадрат» — придумал Леонард Эйлер - знаменитый математик, который трудился многие годы в Петербургской академии на благо Российской науки. Спустя почти два столетия, к «латинским квадратам» приложил руку Ховард Гарнс, американский архитектор, который подрабатывал, придумывая головоломки для газет. В 1979 году он модернизировал игру Эйлера и опубликовал её в американском журнале головоломок и кроссвордов. В 1984г. «судоку» стала популярной в Японии. В 2004г. она попадает в журналы Англии. В 2005г. ее узнают в Европе, Австралии и России.
5. Правила игры в «классическое судоку».
Как оказалось, видов «судоку» очень много. Я нашла информацию о том, что существует 200 различных видов «судоку». Но мне нравится играть в классическое «судоку».
Классическое «судоку» - это квадрат размером 9*9. Он разделен на маленькие квадраты со стороной 3*3клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В некоторых из них, уже в начале игры, стоят цифры (от 1 до 9). В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, данное «судоку» можно отнести к лёгким или сложным. Поэтому каждый может подобрать «судоку» своего уровня сложности.
Цель игры – заполнить все оставшиеся пустые ячейки цифрами от 1 до 9. Сделать это нужно так, чтобы цифры не повторялись:
- в каждом столбце,
- в каждой строке,
- в любом из малых квадратов.
Решать «судоку» можно несколькими способами.
Я это делаю так:
1.Сначала «судоку» нужно рассмотреть и выбрать строку, столбец или малый квадрат, где меньше всего пустых клеток. Например, если это строка - выбираю в ней конкретную клетку.
6. Преимущества «судоку».
Есть несколько причин, почему мне захотелось познакомить Вас, именно с «судоку».
Во-первых, в «судоку» можно играть везде. Она не занимает много места, ее даже можно скачать в телефон. Игра «судоку» в мобильном телефоне указывает на ошибки (если цифра неверная, то она подсвечивается) или дает подсказку в решении.
Во-вторых, чтобы хорошо учиться, на уроках надо быть собранным, внимательным и четко выполнять все задания учителя. «Судоку», одна из тех игр, которая в интересной форме, без переутомления, может помочь развить все эти качества.
В – третьих, «судоку» имеет одно единственное верное решение, а значит, ее решение приносит положительные эмоции.
В – четвёртых, «судоку» не только интересно решать, но ещё и полезно. Учёные многочисленными исследованиями доказали благотворное влияние разгадывания этой головоломки на работу головного мозга. А именно:
Играя в «судоку», нужно запоминать те числа, которые стоят в той или иной клетке.
Решая «судоку», нужно выбирать различные варианты решения (по вертикали, по горизонтали, отдельным квадратам).
Она учит принимать решения гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.
Если перестать играть в середине игры, то придется начинать все сначала.
«Судоку» дарит чувство маленькой победы после того, как Вы решите головоломку, особенно, если она была сложной.
7. Результаты опроса.
Я решила выяснить, знают ли «судоку» мои одноклассники и умеют ли они её решать. Ребятам я предложила несколько вопросов. (Приложение №2)
В опросе принимали участие 26 человек, в том числе 12 мальчиков и 14 девочек. Принципиальных отличий в ответах мальчиков и девочек выявлено не было, поэтому далее анализ проводился в целом по классу. Очень многие ребята отметили, что знают такие настольные игры, как шашки и шахматы. Были названы игры, которых не знала я, например, «Дженго и дубль 2». В целом, можно отметить, что мои одноклассники знают и играют в настольные игры.
Ответы на вопросы №2,3,4, показали, что хотя многие и знают, что такое «Судоку», но 81% учащихся не умеет её решать. Очень радует, что этот же процент (81%) хочет научиться. ( Приложение №3) По результатам опроса можно сделать вывод, что интерес нашего класса к головоломкам очень высок и самое главное - есть желание научиться чему - то новому.
Так как многие ребята хотели научиться решать «судоку», на классном часе я вместе с мамой провели мастер-класс по решению «судоку». Я рассказала одноклассникам, что такое «судоку», цель головоломки и основные принципы её решения. Для примера было предложено два квадрата «судоку». (Приложение №4) Первый квадрат мы заполняли все вместе, повторяя правила решения. Второй квадрат ребята попытались решить сами. Первыми, кто справился с решением головоломки, были Мезенцева Вика и Матусевич Руслан. Ребята объединили свои усилия в решении «судоку» и быстро поняли принцип разгадывания предложенной головоломки.(Приложение № 5)
По окончании мастер-класса, я задала ребятам несколько вопросов. (Приложение №6)
В данном опросе принимали участие 26 человек. 88% ребят поняли принцип решения «судоку» и научились его решать. 84% учащихся ответили, что им понравилось решать «судоку», и 65% ребят хотели бы продолжить изучать «Судоку». (Приложение №7) В устной беседе ребята говорили , что где-то видели, слышали слово «судоку», но не понимали, о чем идет речь. Многие остались довольны тем, что познакомились с этой игрой и очень рады, что удалось решить головоломку!
III. Заключительная часть.
Таким образом, гипотеза о том, что решение головоломки позволит расширить круг интересов моих одноклассников, нашла своё подтверждение. Ребята научились решать головоломку «судоку», и у многих возникло желание пробовать свои силы в решении более сложных «судоку». Можно считать, что задачи решены и цель работы достигнута.
Для учащихся начальной школы я создала комплект карточек «судоку» (Приложение №8) , которые можно использовать на занятих по внеурочной деятельности.
Цель комлекта «судоку» – развитие у ребят интереса к «судоку», развитие любознательности и воображения. А так же решение данных задач научит думать и анализировать, что обязательно должно пригодиться в учебе!
Я убедилась, что головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает очень много положительных чувств и эмоций: интерес, искреннее удивление, азарт, улыбку, желание идти до конца и победить!
В дальнейшем хочу узнать о геометрических головоломках таких как, «Волшебный круг», головоломка «Пифагора» и научиться их решать.
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать,
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя!
Источники информации
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/80502/
http://fb.ru/post/board-games/2015/8/31/1289
Приложения
Приложение №1. Мои головоломки «Механические»
Приложение 1.
Головоломка 3 D Проволочные головоломки
Пластиковые головоломки Деревянные головоломки
Приложение №2. Вопросы для анкеты №1.
1.Какие игры вы знаете, в которых можно соединить знание математики и настольную игру?
2.Знаете ли вы, что такое «судоку»?
3. Умеете ли вы решать «судоку»?
4. Если нет, то хотели бы вы научиться решать «судоку»?
Приложение №3. Результаты анкеты.
Приложение №4. «судоку»
7 |
| 2 |
|
| 4 | 8 | 3 |
| 3 | 4 |
| 8 | 2 | 6 |
| 7 |
| |
|
| 3 |
| 6 |
| 9 |
| 2 | 1 |
| 8 |
|
| 3 | 9 |
| 6 | |
5 | 6 |
|
|
| 9 |
| 1 | 4 | 7 | 6 |
|
| 9 |
|
| 4 |
| |
6 | 4 |
| 3 |
| 2 | 5 |
| 8 |
| 8 |
| 1 | 5 | 2 |
| 3 |
| |
| 2 | 5 | 9 | 1 |
| 3 | 4 |
|
| 3 |
|
| 6 |
| 4 |
|
| |
9 |
| 7 |
|
| 5 | 2 |
| 1 |
| 7 |
| 9 |
| 4 |
| 1 |
| |
3 | 8 |
| 5 |
|
|
| 2 | 9 | 8 | 2 |
|
| 4 |
|
|
| 9 | |
1 |
| 9 |
| 2 |
| 4 |
| 5 |
|
|
|
|
|
| 3 |
|
| |
| 5 | 4 | 8 |
|
| 6 |
| 3 | 4 | 1 |
| 3 |
| 9 |
| 6 | 2 |
Приложение 3. Решение «судоку»
Приложение №6 Вопросы для анкеты№2.
Приложение №7.
Приложение №8
9 | 4 | 2 | 3 | 7 | 8 | |||
1 | 6 | 5 | 2 | 3 | ||||
7 | 6 | 9 | 8 | 1 | 5 | |||
6 | 9 | 1 | 2 | 5 | 3 | |||
3 | 8 | 7 | 5 | 4 | 2 | |||
5 | 2 | 8 | 6 | 1 | 7 | |||
6 | 8 | 3 | 1 | 7 | 4 | |||
4 | 8 | 7 | 5 | 9 | 3 | 1 | ||
3 | 1 | 6 | 7 | 5 | 2 |
8 | 6 | 7 | 9 | 4 | 5 | |||
7 | 2 | 4 | 1 | 5 | 8 | 9 | 6 | |
5 | 9 | 6 | 2 | 7 | 1 | |||
5 | 3 | 2 | 7 | 9 | 6 | 4 | ||
9 | 8 | 1 | 3 | 6 | 7 | 5 | ||
7 | 2 | 6 | 5 | 9 | 8 | 3 | ||
2 | 3 | 7 | 6 | 5 | 4 | 9 | ||
6 | 4 | 2 | 1 | |||||
1 | 5 | 9 | 2 | 7 | 6 | 8 |
4 | 8 | 2 | 7 | 6 | ||||
5 | 2 | 1 | 3 | 7 | 9 | 8 | ||
3 | 7 | 6 | 8 | 2 | 1 | |||
6 | 1 | 4 | 7 | 5 | 9 | |||
4 | 7 | 5 | 8 | 9 | 6 | 2 | ||
8 | 9 | 5 | 3 | |||||
7 | 3 | 2 | 5 | 9 | 8 | |||
9 | 5 | 1 | 8 | 6 | 2 | 7 | 4 | |
2 | 6 | 9 | 4 | 3 | 5 |
7 | 8 | 3 | 2 | 9 | 6 | |||
3 | 9 | 8 | 7 | 5 | 1 | |||
2 | 1 | 9 | 5 | 8 | 7 | 3 | ||
5 | 3 | 2 | 7 | 6 | 8 | |||
8 | 4 | 1 | 3 | 7 | 5 | |||
9 | 7 | 5 | 6 | 4 | 1 | |||
2 | 8 | 4 | 9 | 6 | 7 | |||
6 | 7 | 5 | 2 | 1 | 9 | 4 | ||
9 | 1 | 3 | 6 | 2 | 5 |
1 | 3 | 5 | |||
5 | 2 | 4 | |||
3 | 1 | 2 | |||
6 | 2 | 3 | |||
6 | 3 | ||||
3 | 5 | 6 |
4 | 3 | 5 | |||
1 | 3 | 2 | |||
6 | |||||
2 | 5 | 3 | 1 | 4 | |
4 | 1 | 6 | |||
2 | 4 |
1 | 4 | |||||||||
5 | ||||||||||
4 | 1 | 6 | 5 | 2 | ||||||
3 | 5 | 1 | ||||||||
2 | 1 | 5 | 4 | |||||||
3 | ||||||||||
6 | 4 | 5 | 1 | |||||||
3 | 6 | |||||||||
3 | 6 | 4 | 5 | |||||||
5 | 1 | 2 | ||||||||
2 | 4 | 6 | ||||||||
3 |
1 | 2 | 5 | |||
5 | 1 | 3 | |||
4 | 1 | ||||
5 | 3 | 4 | |||
5 | 2 | ||||
1 | 6 | 5 |
5 | 2 | 6 | 3 | 4 | |
4 | 1 | 3 | 2 | 6 | |
3 | 2 | ||||
5 | |||||
4 | |||||
1 | 2 | 3 |
Как нарисовать небо акварелью
Дерево в снегу
Ветер и Солнце
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Нас с братом в деревню отправили к деду...