В статье говориться о том, какие черты характера присущи спортсменам в различных видах спорта
Вложение | Размер |
---|---|
sport_i_harakter.docx | 24.84 КБ |
sport_i_harakter.docx | 24.84 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-интернат №5 с углубленным изучением отдельных предметов "Образовательный центр "Лидер" городского округа Кинель Самарской области
Доклад по физкультуре на тему:
Психологические аспекты формирования характера в спорте
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………………….....3
II. Теоретическая часть ………………………………………………………………………………..………….…….3
2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………….…..3
2.2.Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………………4
III. Практическая часть………………………………………………………………….……6
3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе………………………………………..………6
IV. Заключение…………………………......................………………………………………7
I. Введение
Как на наш характер влияют регулярные тренировки? Зависит ли это влияние от вида спорта, который мы выбираем?
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
II. Теоретическая часть
2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, будут рассмотрены все из них, а также влияние спорта на их формирование.
Следует заметить, что все черты характера изменяются на протяжении всей жизни, от сильных раздражителей - меняются быстро, а также слабых, но постоянных, как спорт – меняются медленно.
1. Отношение человека к другим людям.
Положительные черты:
- общительность;
- чуткость и отзывчивость;
- уважение к другим людям.
Спорт влияет очень положительно, особенно в подростковом возрасте, когда черты характера стремительно формируются и часто меняются. Спорт, особенно командные виды спорта, формируют положительные черты, такие как: общительность, чуткость и отзывчивость (командный вид спорта сплачивает людей), уважение друг к другу (уважение и дружба неотъемлемая часть команды, если каждый ее член уважает друг друга, то она становится более сильной).
2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.
Положительные черты:
-трудолюбие;
-склонность к творчеству;
-добросовестность в работе;
-ответственное отношение к делу;
-инициативность;
-настойчивость.
В этой ситуации, спорту нет равных среди других занятий, причем, любому виду спорта. Спорт развивает, не только умение тяжело работать, но самое главное – любовь к тяжелой работе. Только трудолюбивый и настойчивый человек сможет добиться успеха в спорте. Со временем, когда спортсмен выходит на высокий уровень, появляется инициативность к обучению и склонность к творчеству (тренировки – это творческий процесс, особенно на высоком уровне подготовки).
3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.
Положительные черты:
-чувство собственного достоинства;
-правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность;
-скромность.
Спорт очень благотворно влияет на чувство собственного достоинства (ЧСД). Чаще всего, скромные и самокритичные спортсмены остаются в тени, про них никто не знает, так что тяжело определить их реальное количество. Особенно благотворно спорт влияет на людей с заниженным ЧСД. Занятия спортом, соревнования и поддержка других людей повышают ЧСД.
4.Черты, характеризующие отношение человека к вещам.
Положительные черты:
-аккуратность;
-бережность.
К вещам, в спорте, особое отношение, у многих видах спорта особые законы. В пример можно привести штангу в тяжелой атлетике. Штангу нельзя переступать (за такое можно и получить по голове), не в коем случаи штангу нельзя пинать. Штанга очень почитаемый и важный предмет, и каждый тяжелоатлет относится к ней с уважением. Этот пример дает понять, что спорт развивает аккуратность и бережность. Спорт выступает в качестве стимула, который будет вырабатывать аккуратность и бережность, особенно у взрослых людей.
2.2. Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование.
1. Отношение человека к другим людям.
Негативные черты:
-замкнутость;
-черствость;
-грубость;
-презрение к людям.
Не все виды спорта положительно влияют на отношения человека к другим людям. Назовем их «Нарциссические виды спорта». Это все одиночные виды спорта, особенно те, в которых на соревнованиях не идет контакт между человеком и человеком, а человека с предметом, например, бодибилдинг, пауэрлифтинг и тяжелая атлетика. Спортсмены данных видов спорта, очень отличаются от обычных людей, если хорошего футболиста сложно отличить от обычного среднестатистического человека, то 140 килограммовый тяжелоатлет достаточно отличается. Эти отличия и порождают у людей призрение к другим людям. Из-за их физических отличий, они считают себя отличными от других.
У единоборцев могут проявляются признаки «Нарциссического вида спорта», но в меньшей мере. Связано это с тем, что в единоборствах прививают уважение к сопернику, партнеру по спаррингу.
2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.
Негативные черты:
-лень;
-недобросовестность в работе;
-безответственное отношение к делу;
-пассивность.
Лень и безответственность быстро искореняется тренером, смотря на других спортсменов, человек сам подсознательно, иногда осознанно, стараться и стремится к результату, прививая себе положительные черты.
3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.
Негативные черты:
-самомнение, иногда переходящее в наглость;
-тщеславие;
-обидчивость;
-эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания;
-эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе.
Спорт повышает самооценку, но иногда это сказывается отрицательно, очень многие переходят эту черту, и ЧСД может перерастать в эгоизм, эгоцентризм, тщеславие. Это происходит очень часто. Если исключения, ведь не только спорт может влиять на поведение человека, но и множество других факторов от воспитания в семья до влияния генов.
III. Практическая часть
3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе
Для подтверждения своей точки зрения и большего исследования темы, я решила найти в Интернете мнения спортсменов, что они думают о взаимосвязи между спортом и характером.
Константин Лопухин, кандидат в мастера спорта по скалолазанию:
«Упорство, даже упёртость. Многие спортсмены из года в год ездят на одну и ту же трассу до тех пор, пока у них наконец не получится ее пройти. Кроме того, скалолазание делает человека изобретательнее. Без этого на вершину не попасть. Ведь подъем – та еще головоломка. Прежде чем лезть наверх, сидишь и придумываешь ход за ходом: где куда встать и за что зацепиться. Кроме того, гора побуждает тебя постоянно выходить за пределы зоны комфорта. Именно этим меня скалолазание и вдохновляет – ощущением роста собственных возможностей. Час назад не умел и боялся, а теперь умею и не боюсь».
Антон Рыкачевский, год занимается слэклайном*:
«Слэклайн учит концентрации. Отвлекся – упал. Концентрация в этом деле особенная, напоминает игру на музыкальном инструменте. Мне трудно сказать, что именно происходит на ленте, как именно я удерживаю равновесие, о чем думаю в эти моменты. Тело все знает само. Оно будто отождествляется с лентой, незаметно для себя я начинаю дышать в такт ее колебаниям. Чтобы пройти по веревке длиной 100 метров, мне нужно минут шесть. Спрыгиваю с нее с ясной головой и в хорошем настроении. Те же ощущения, только сильнее, испытываю и после прохода по ленте на большой высоте. Это отдельное направление слэклайна – хайлайн. Ленту вешают между горами, домами, деревьями и ходят по ней со страховкой. Сначала мне было так страшно, что я даже руки не мог оторвать. Сердце начинало бешено колотиться, как только я надевал страховочную систему. Зато после первого пройденного хайлайна эйфория была неописуемая. А где-то после тридцатого пропал страх и появилось самое ценное для меня – ощущение пустоты, как во время медитации».
* Слэклайн (калька с англ. slackline – «провисающая веревка») – хождение по слабо натянутой ленте шириной 2–6 сантиметров.
Юрий Столяров, тренер по маунтинбайку в спортивном центре «Стрела»:
«Горный велосипед привлекает своей отзывчивостью. Он превращает мои усилия в расстояние. Благодаря ему преодоление препятствий становится увлекательной и зрелищной игрой. Какие качества характера он развивает? Тренировки сделали меня терпеливее: ведь результаты никогда не приходят сразу. Я научился преодолевать страх неудачи. От падений не застрахован никто, но это не значит, что не надо снова и снова пробовать. А еще благодаря горному велосипеду я стал точнее рассчитывать и разумнее расходовать свои время и силы».
Алексей Васильев, мастер спорта по гребному слалому, тренер в клубе «Бурная вода»:
«Рафтинг, или сплав по горной реке, – это командный вид спорта. У каждого участника здесь свои функции, и каждый несет ответственность не просто за успех в соревнованиях, но за здоровье всех членов экипажа. Этот вид спорта учит быстро ориентироваться в новой обстановке и мгновенно принимать решение, сохраняя голову ясной даже в трудных ситуациях».
Наталья Молчанова, мастер спорта по подводному плаванию, тренер по фридайвингу*:
«Какие качества характера я приобрела или развила, занимаясь фридайвингом, сказать трудно. Но этот вид спорта однозначно научил меня сохранять внутреннее равновесие даже в трудных жизненных ситуациях. Ведь погружение на глубину сродни медитации. Нырнуть на глубину нескольких метров можно только расслабленным и сконцентрированным, с чистой головой. Иначе воздуха надолго не хватит: каждая напряженная мышца, любая мысль или волнение значительно увеличивают расход кислорода. Кроме того, погружаясь в подводный мир без звуков и света, я полнее ощущаю прелесть жизни, когда выныриваю на поверхность».
* Подводное плавание при задержке дыхания.
Опираясь на личный опыт спортсменов, я могу сказать, что спорт также может научить человека принятию решения в сложной или даже опасной для жизни ситуации, учит концентрации, терпению, упорству, преодолению страха.
IV. Заключение
Спорт проявляет двоякое влияние на черты характера, с одной стороны – положительное, а с другой – негативное. Самый важный вывод: во всем нужно знать меру.
Спорт позволяет побеждать не только в ходе соревнований, приобретённые качества способствуют реализовываться личности в повседневной жизни, они не позволят вам опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.
Спорт принимает нас такими, какие мы есть и делает нас лучше. Неважно, занимаетесь вы профессиональным или любительским спортом, важно, чего вы хотите достичь, чем готовы пожертвовать ради достижения поставленной цели.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-интернат №5 с углубленным изучением отдельных предметов "Образовательный центр "Лидер" городского округа Кинель Самарской области
Доклад по физкультуре на тему:
Психологические аспекты формирования характера в спорте
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………………….....3
II. Теоретическая часть ………………………………………………………………………………..………….…….3
2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………….…..3
2.2.Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………………4
III. Практическая часть………………………………………………………………….……6
3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе………………………………………..………6
IV. Заключение…………………………......................………………………………………7
I. Введение
Как на наш характер влияют регулярные тренировки? Зависит ли это влияние от вида спорта, который мы выбираем?
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
II. Теоретическая часть
2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, будут рассмотрены все из них, а также влияние спорта на их формирование.
Следует заметить, что все черты характера изменяются на протяжении всей жизни, от сильных раздражителей - меняются быстро, а также слабых, но постоянных, как спорт – меняются медленно.
1. Отношение человека к другим людям.
Положительные черты:
- общительность;
- чуткость и отзывчивость;
- уважение к другим людям.
Спорт влияет очень положительно, особенно в подростковом возрасте, когда черты характера стремительно формируются и часто меняются. Спорт, особенно командные виды спорта, формируют положительные черты, такие как: общительность, чуткость и отзывчивость (командный вид спорта сплачивает людей), уважение друг к другу (уважение и дружба неотъемлемая часть команды, если каждый ее член уважает друг друга, то она становится более сильной).
2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.
Положительные черты:
-трудолюбие;
-склонность к творчеству;
-добросовестность в работе;
-ответственное отношение к делу;
-инициативность;
-настойчивость.
В этой ситуации, спорту нет равных среди других занятий, причем, любому виду спорта. Спорт развивает, не только умение тяжело работать, но самое главное – любовь к тяжелой работе. Только трудолюбивый и настойчивый человек сможет добиться успеха в спорте. Со временем, когда спортсмен выходит на высокий уровень, появляется инициативность к обучению и склонность к творчеству (тренировки – это творческий процесс, особенно на высоком уровне подготовки).
3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.
Положительные черты:
-чувство собственного достоинства;
-правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность;
-скромность.
Спорт очень благотворно влияет на чувство собственного достоинства (ЧСД). Чаще всего, скромные и самокритичные спортсмены остаются в тени, про них никто не знает, так что тяжело определить их реальное количество. Особенно благотворно спорт влияет на людей с заниженным ЧСД. Занятия спортом, соревнования и поддержка других людей повышают ЧСД.
4.Черты, характеризующие отношение человека к вещам.
Положительные черты:
-аккуратность;
-бережность.
К вещам, в спорте, особое отношение, у многих видах спорта особые законы. В пример можно привести штангу в тяжелой атлетике. Штангу нельзя переступать (за такое можно и получить по голове), не в коем случаи штангу нельзя пинать. Штанга очень почитаемый и важный предмет, и каждый тяжелоатлет относится к ней с уважением. Этот пример дает понять, что спорт развивает аккуратность и бережность. Спорт выступает в качестве стимула, который будет вырабатывать аккуратность и бережность, особенно у взрослых людей.
2.2. Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование.
1. Отношение человека к другим людям.
Негативные черты:
-замкнутость;
-черствость;
-грубость;
-презрение к людям.
Не все виды спорта положительно влияют на отношения человека к другим людям. Назовем их «Нарциссические виды спорта». Это все одиночные виды спорта, особенно те, в которых на соревнованиях не идет контакт между человеком и человеком, а человека с предметом, например, бодибилдинг, пауэрлифтинг и тяжелая атлетика. Спортсмены данных видов спорта, очень отличаются от обычных людей, если хорошего футболиста сложно отличить от обычного среднестатистического человека, то 140 килограммовый тяжелоатлет достаточно отличается. Эти отличия и порождают у людей призрение к другим людям. Из-за их физических отличий, они считают себя отличными от других.
У единоборцев могут проявляются признаки «Нарциссического вида спорта», но в меньшей мере. Связано это с тем, что в единоборствах прививают уважение к сопернику, партнеру по спаррингу.
2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.
Негативные черты:
-лень;
-недобросовестность в работе;
-безответственное отношение к делу;
-пассивность.
Лень и безответственность быстро искореняется тренером, смотря на других спортсменов, человек сам подсознательно, иногда осознанно, стараться и стремится к результату, прививая себе положительные черты.
3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.
Негативные черты:
-самомнение, иногда переходящее в наглость;
-тщеславие;
-обидчивость;
-эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания;
-эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе.
Спорт повышает самооценку, но иногда это сказывается отрицательно, очень многие переходят эту черту, и ЧСД может перерастать в эгоизм, эгоцентризм, тщеславие. Это происходит очень часто. Если исключения, ведь не только спорт может влиять на поведение человека, но и множество других факторов от воспитания в семья до влияния генов.
III. Практическая часть
3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе
Для подтверждения своей точки зрения и большего исследования темы, я решила найти в Интернете мнения спортсменов, что они думают о взаимосвязи между спортом и характером.
Константин Лопухин, кандидат в мастера спорта по скалолазанию:
«Упорство, даже упёртость. Многие спортсмены из года в год ездят на одну и ту же трассу до тех пор, пока у них наконец не получится ее пройти. Кроме того, скалолазание делает человека изобретательнее. Без этого на вершину не попасть. Ведь подъем – та еще головоломка. Прежде чем лезть наверх, сидишь и придумываешь ход за ходом: где куда встать и за что зацепиться. Кроме того, гора побуждает тебя постоянно выходить за пределы зоны комфорта. Именно этим меня скалолазание и вдохновляет – ощущением роста собственных возможностей. Час назад не умел и боялся, а теперь умею и не боюсь».
Антон Рыкачевский, год занимается слэклайном*:
«Слэклайн учит концентрации. Отвлекся – упал. Концентрация в этом деле особенная, напоминает игру на музыкальном инструменте. Мне трудно сказать, что именно происходит на ленте, как именно я удерживаю равновесие, о чем думаю в эти моменты. Тело все знает само. Оно будто отождествляется с лентой, незаметно для себя я начинаю дышать в такт ее колебаниям. Чтобы пройти по веревке длиной 100 метров, мне нужно минут шесть. Спрыгиваю с нее с ясной головой и в хорошем настроении. Те же ощущения, только сильнее, испытываю и после прохода по ленте на большой высоте. Это отдельное направление слэклайна – хайлайн. Ленту вешают между горами, домами, деревьями и ходят по ней со страховкой. Сначала мне было так страшно, что я даже руки не мог оторвать. Сердце начинало бешено колотиться, как только я надевал страховочную систему. Зато после первого пройденного хайлайна эйфория была неописуемая. А где-то после тридцатого пропал страх и появилось самое ценное для меня – ощущение пустоты, как во время медитации».
* Слэклайн (калька с англ. slackline – «провисающая веревка») – хождение по слабо натянутой ленте шириной 2–6 сантиметров.
Юрий Столяров, тренер по маунтинбайку в спортивном центре «Стрела»:
«Горный велосипед привлекает своей отзывчивостью. Он превращает мои усилия в расстояние. Благодаря ему преодоление препятствий становится увлекательной и зрелищной игрой. Какие качества характера он развивает? Тренировки сделали меня терпеливее: ведь результаты никогда не приходят сразу. Я научился преодолевать страх неудачи. От падений не застрахован никто, но это не значит, что не надо снова и снова пробовать. А еще благодаря горному велосипеду я стал точнее рассчитывать и разумнее расходовать свои время и силы».
Алексей Васильев, мастер спорта по гребному слалому, тренер в клубе «Бурная вода»:
«Рафтинг, или сплав по горной реке, – это командный вид спорта. У каждого участника здесь свои функции, и каждый несет ответственность не просто за успех в соревнованиях, но за здоровье всех членов экипажа. Этот вид спорта учит быстро ориентироваться в новой обстановке и мгновенно принимать решение, сохраняя голову ясной даже в трудных ситуациях».
Наталья Молчанова, мастер спорта по подводному плаванию, тренер по фридайвингу*:
«Какие качества характера я приобрела или развила, занимаясь фридайвингом, сказать трудно. Но этот вид спорта однозначно научил меня сохранять внутреннее равновесие даже в трудных жизненных ситуациях. Ведь погружение на глубину сродни медитации. Нырнуть на глубину нескольких метров можно только расслабленным и сконцентрированным, с чистой головой. Иначе воздуха надолго не хватит: каждая напряженная мышца, любая мысль или волнение значительно увеличивают расход кислорода. Кроме того, погружаясь в подводный мир без звуков и света, я полнее ощущаю прелесть жизни, когда выныриваю на поверхность».
* Подводное плавание при задержке дыхания.
Опираясь на личный опыт спортсменов, я могу сказать, что спорт также может научить человека принятию решения в сложной или даже опасной для жизни ситуации, учит концентрации, терпению, упорству, преодолению страха.
IV. Заключение
Спорт проявляет двоякое влияние на черты характера, с одной стороны – положительное, а с другой – негативное. Самый важный вывод: во всем нужно знать меру.
Спорт позволяет побеждать не только в ходе соревнований, приобретённые качества способствуют реализовываться личности в повседневной жизни, они не позволят вам опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.
Спорт принимает нас такими, какие мы есть и делает нас лучше. Неважно, занимаетесь вы профессиональным или любительским спортом, важно, чего вы хотите достичь, чем готовы пожертвовать ради достижения поставленной цели.
Как нарисовать портрет?
Как нарисовать небо акварелью
Агния Барто. Сережа учит уроки
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Прекрасная химия