Городская конференция по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «1911 – 2017: уроки столетия»
Уроки жизни в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.1 МБ |
Творческая работа | 43.56 КБ |
Слайд 1
Д.С . Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» Уроки жизни Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы . Д.С. ЛихачёвСлайд 2
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С. Лихачёв
Слайд 3
« Письма» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты. Такие книги способны поддерживать нравственное начало в обществе.
Слайд 4
Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. ... Солдат в бою, моряк в волнах, Злосчастный узник в одиночке,– Кто б ни был я – не все ль равно? В моем нутре гнездится страх. На склоне «жизнь» я бурной ночкой Вишу, как камешек в горах Над бездной «смерть». И лишь одно С безумством страсти я кричу: Я жить хочу! Я жить хочу!..
Слайд 5
Письмо 1. «Большое в малом» Д.С.Лихачев с родителями. 1929 г. …Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
Слайд 6
Письмо 2. «Молодость – вся жизнь» … Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно.
Слайд 7
Подумаем вместе В чём вы видите самую большую цель в жизни? Письмо 6. «Цель и самооценка» Когда человек выбирает себе в жизни цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.
Слайд 8
Нужна ли доброта?
Слайд 9
Письмо 7. «Что объединяет людей» Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Вот почему нужно начинать с себя.
Слайд 10
Самое лучшее, что я хочу сказать молодому поколению, - спешите учиться, спешите получать образование Письмо 26. «Учитесь учиться»
Слайд 11
Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать . Д.С. Лихачёв А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас »
Слайд 12
Дело каждого в отдельности и вех вместе – приумножать добро, хранить традиции, ценить историю свою, родную, и историю всего человечества. Д.С . Лихачёв придумал 10 заповедей человечества. Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Городская конференция по
духовно-нравственному и
патриотическому воспитанию
«1911 – 2017: уроки столетия»
Уроки жизни
в «Письмах о добром и прекрасном»
Д.С. Лихачёва
Автор: Гринчук Екатерина, 9А
МБОУ «СОШ №10»
Руководитель: Захарова Е.В.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №10»
2016-2017 учебный год
Если жить только для себя,
то от прожитого не останется и следа.
Если жить для других, то другие
сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Есть свет и тьма, есть благородство
и низость, есть чистота и грязь: до первых
надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться?
Выбирай достойное, а не легкое.
Д.С. Лихачев
Получали ли вы письма когда-нибудь? Любите ли вы получать письма? Какие чувства рождаются в вашей душе при получении долгожданного письма от дорогого для вас человека?
Когда-то заставляли танцевать раньше, чем отдадут письмо. Великий Л.Н. Толстой говорил: «В танце раскрывается душа человека». Слово «душа» и связывает танец и письмо. Письмо – это откровение души.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! Пишу тебе письмо. Сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню… Я буду тебе табак тереть, богу молиться… А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам…» Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу.
Но это письмо не дошло. Почему, сегодня знает любой, кто читал рассказ А.П. Чехова «Ванька».
Кто-то сказал, что письмо – это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.
Письма, о которых я сегодня хочу рассказать, адресованы детям и прочитаны многими молодыми поколениями. Это «Письма о добром и прекрасном». В них личность автора писем, великого ученого и исследователя. Уже в 80-х годах XX века, будучи пожилым человеком, автор, ученый, собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвященные родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению России. Из писем мы узнаем, что такое интеллигентность, почему она залог личного счастья человека. Что значит быть красивым человеком? Почему искусство недоступно бессильным? Как подготовиться к путешествию, чтобы поездка оставила неизгладимое впечатление на всю жизнь? Это – удивительная книга академика Дмитрия Сергеевича Лихачева
Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий.
В книге 47 писем, и каждое из них – это замечательный и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».
Дмитрий Сергеевич сам очень любил книгу – и рукописную, и старопечатную, и современную хорошую книгу. В книгах ему были дороги не только слова, но и мысли, чувства людей, которые писали эти книги или о которых эти книги были написаны. Он сам обогащался, читая книги, и всегда делился найденными духовными сокровищами с другими людьми. Оттого воспитательное значение трудов академика Д.С.Лихачева не меньше, чем собственно научное.
«Письма о добром и прекрасном» написаны для того, чтобы показать, какими моральными и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек. Книга учит нас, что нужно делать, чтобы совершенствовать личность, чтобы быть интересным окружающим. И главные качества, по мнению ученого, – честь, совесть, интеллигентность.
Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.
В июне 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения Д.С. Лихачева. О таких людях говорят – «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу – как наши предки старались и умели жить по совести.
Первое письмо в книге «Письма о добром и прекрасном» называется «Большое в малом». Начинается это письмо так: «В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
«Общим правилом» Дмитрия Сергеевича было – «блюсти большое в малом». Такой жизненной философии он научился на Соловках, когда отбывал свое заключение в лагере особого назначения (1928–1930 гг.). Был в его лагерной жизни день, который дал ему такой жизненный опыт, что в дальнейшем он каждый день воспринимал как дар.
Случилось так, что во время приезда родителей Д.С.Лихачева пошла волна арестов и расстрелов. Под конец пребывания их на Острове к Дмитрию Сергеевичу вечером пришли из роты и сказали: «За тобой приходили!». Все было ясно: его приходили арестовывать. «Я сказал родителям, — вспоминает Д.С.Лихачев, — что меня вызывают на срочную работу, и ушел: первая мысль была – пусть арестовывают не при родителях». Со страшной ночи, когда его чёть не расстреляли, произошел переворот. Каждый день – подарок Бога. Нужно быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. Так Дмитрий Сергеевич научился воспринимать каждый день своей жизни как новый дар. Отсюда и появилось его удивительно бережное отношение ко времени, к своим обязанностям, к окружающим людям. Поэтому для него уже не было мелочей жизни.
Д.С. Лихачев считал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – ненарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже». Лихачев полагал, что в мире всеобщего цинизма и хаоса у нас есть спасение – наша великая литература, из нее можно и должно черпать духовную красоту и богатство. У нас есть наш русский язык, слово.
В своих «Письмах» автор поднимает вопросы, которые касаются не только духовного мира человека, но и того, как он должен вести себя в обществе в течение всего жизненного пути.
Во втором письме «Молодость – вся жизнь» Д. Лихачев говорит о том, что у каждого человека круг общения формируется с молодости, на основе возникающих между людьми взаимоотношений. Именно поэтому еще с малых лет человек должен понимать, что каждое решение и каждый поступок, совершенный им в молодости, будет отражаться на его дальнейшей жизни. Также автор считает, что все привычки, сформировавшиеся в молодости, сохраняются в человеке на всю оставшуюся жизнь. «Подлинные друзья приобретаются в молодости. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости».
«Ставь перед собой цель, но только ту, которая позволит тебе остаться человеком», – об этом говорит писатель в письме «Цель и самооценка». Поскольку только четко поставленная цель позволяет человеку пройти по жизненному пути с достоинством и получить настоящую радость. Истинная цель, по мнению писателя, должна диктоваться добротой по отношению к окружающим, близким людям, народу, стране и ко всей Вселенной. «Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах», – говорит Д. Лихачев. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, всей вселенной.
В письме «Про зависть» автор хочет показать читателю, что зависть — пагубное чувство. Оно развивается в человеке только тогда, когда он не нашел себя, слился с массой других людей и не отличает себя от них. Д. Лихачев, прежде всего, хочет сообщить читателям о том, что зависть развивается именно там, где человек сам себе чужой. Автор хочет, чтобы человек не завидовал никому, а развивался как личность и достигал собственных вершин. «Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать», - считает писатель.
«Добро выше практической нужды!» — утверждал Дмитрий Сергеевич. Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он всегда черпал силы для добродетельной жизни. В добре он находил незыблемые основы для повседневной жизни. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!
«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. «Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков. Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения».
Дмитрий Сергеевич не скрывает, что сферы добра достигнуть труднее, чем очутиться в сфере зла. Но его размышления о добре и зле помогают, во-первых, стряхнуть со зла ореол «неизбежного» превосходства над добром («Сфера добра большая. Она прочная»), а во-вторых, они ясно показывают, что именно из-за «легкости» зла и «трудности» добра – добро требует от каждого из нас подвига.
В жизни, как бы на маскараде, – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует, как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии, угрожая человеку самым страшным образом, если человек не желает склоняться ко злому делу или начинанию. В современном мире есть вполне сформировавшийся символ зла – это терроризм. По мере того, как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность. Поэтому Дмитрий Сергеевич Лихачев учил даже в малом не допускать компромиссов со своей совестью и никогда не вставать на сторону зла.
Что же такое «добро» в понимании Д.С.Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма – во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.
На вопрос: «Что объединяет людей?» — Лихачев отвечает: «Этажи заботы». «Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».
Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» – шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.
Из писем мы понимаем, как важно уметь работать над собой, уважать другого человека, беречь и ценить все то, что дарит нам ее Величество – Жизнь. Все в этой жизни прекрасно и важно, все в этом мире происходит не зря. Пусть сегодня вам не повезло, пусть удача обошла стороной или друзья забыли о твоем юбилее – не беда. Это не повод обозлиться на всех и все вокруг. Просто остановись, подумай, что в тебе не так, что мешает тебе: излишнее самолюбие, зависть, обида? Подумай и попробуй начать изменение своей жизни с себя самого. Неприятные минуты жизни – это уроки, которые преподносит нам судьба, чтобы понять истинную ценность простых вещей повседневной жизни.
Дмитрий Сергеевич Лихачев советует: «Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, – доброту.»
«Если хочешь изменить мир вокруг себя, начни с себя». Сегодня трудно говорить о положительных изменениях в обществе, если каждый на своем месте не пересмотрит свое поведение, свое отношение к окружающим нас людям, к природе, к вещам – ко всему!
Большая часть писем посвящена искусству, воспитательной роли памятников культуры. Неслучайно ученый ставит понятия красоты и добра рядом, называя книгу «Письмами о добром и прекрасном»: именно это ценно в художественной культуре, во всей эстетической жизни для Лихачева. Он пишет: «Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее (Письмо 32-е «Понимать искусство»). Необходимость нравственного отношения к миру, без чего оказывается невозможной нормальная жизнедеятельность человека и общества, необходимость воспитания в себе такого отношения – вот одно из самых важных «открытий», которые Лихачев не просто сделал как учитель, но и наглядно доказал и показал как ученый.
Пожалуй, главная цель молодого человека сегодня – усвоение знаний, освоение профессии или того, что может помочь в будущей работе. Среди «Писем о добром и прекрасном» есть одно письмо, под номером 26, которое так и называется: «Учитесь учиться». «Мы вступаем в век, – пишет Д.С. Лихачев, – в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же, как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование, – заключает Лихачев, – может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться».
На первый взгляд, если рассуждать отвлеченно, знания и нравственность, знания и культура – понятия, не связанные напрямую; но если задуматься над тем, как человеческие знания функционируют, как и в каких ситуациях, в каких условиях люди пользуются ими, то становится очевидной взаимосвязь между наукой, техникой, политикой, медициной, вообще любой деятельностью человека – и «доброй совестью».
В своем заключительном письме «Путями доброты» писатель говорит читателю, что человек должен подниматься на самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – помнить о прошлом и заглядывать в будущее. Однако Д.С. Лихачев считает, что жить только для себя – не главное в жизни, так как в таком случае от прожитого не останется и следа, ведь счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать счастливыми других людей. Именно поэтому люди должны помогать друг другу, а не становиться эгоистами: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль» (Письмо 46-е).
Мысли Лихачева оказываются глубоко созвучны мудрости многих поколений наших предков — той мудрости, которая позволяла им достигать настоящего единства народа, общества даже в те сложные исторические моменты, когда не было единства политического, а иногда и географического, мудрости, которая учила человека искать счастья в самом высоком – любви к ближнему.
Заканчивая свои «Письма» молодому поколению, вступающему в жизнь, Лихачев высказывает удивительную для современности мысль: «В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен... А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас» (Письма 46-е, 3-е). Вместе с приведенными выше словами о «главной жизненной задаче» это высказывание Лихачева складывается в подлинно духовный идеал: жизнь как служение, служение Добру!
Лихачев имел полное право закончить книгу своих писем простыми словами: «Поверьте мне!». Ведь сам он был подлинно счастливым человеком. И даже по меркам современности он был успешным человеком. Он дожил до глубокой старости. В своей профессии (и далеко за ее пределами) он получил мировое признание. Но самое удивительное то, что Д.С. Лихачев умел быть счастливым в таких страшных обстоятельствах, когда, наверное, сам вопрос о счастье становится бессмысленным. Его воспоминания о годах, проведенных в Соловецком лагере особого назначения, о времени Ленинградской блокады и других тяжелых испытаний, показывают: Лихачев умел видеть и запоминать среди окружающих его ужасов эпохи доброе и прекрасное, и именно это позволяло ему испытывать радость, делало его счастливым человеком. Принципы этой «науки быть счастливым» он и постарался изложить языком, доступным современному человеку, в своих «Письмах о добром и прекрасном».
Д.С. Лихачев так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам» (Письмо 46-е). По своей сути эта книга — голос нашей собственной культуры, ее послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем.
Будьте добрее, милосердней, порядочней, умней! Не бойтесь казаться белыми воронами среди грубых и невежественных молодых людей, оставаясь чистыми и светлыми душой. Просто найдите слова, чтобы убедить и их в необходимости меняться к лучшему.
Книга, с которой я познакомилась, уверена, поможет нам в формировании наших личностных качеств. Мне вдруг захотелось прочитать ее всю, все 46 писем Дмитрия Лихачева, которые сделают нас другими, способными «и в крупном, и в малом повышать уровень счастья в жизни». Прочитайте обязательно «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, улыбнись миру, и мир улыбнется вам в ответ.
Использованная литература
Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана.
«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.
Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
Высказывания Д. С. Лихачева
Рисуем лошадь акварелью
Лиса Лариска и белка Ленка
Как я избавился от обидчивости
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Одеяльце