XIV городская научно-практическая конференция учащихся «Роль научно-исследовательской работы учащихся в выборе профессии»
Образ зеркала в литературе
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.45 МБ |
Образ зеркала в литературе | 49.72 КБ |
Слайд 1
Собираем зеркала (символика образа зеркала в детской литературе) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Автор: Гринчук Екатерина, 8 А Руководитель: Захарова Е.В. учитель русского языка и литературы XIII городская научно-практическая конференция учащихся «Роль научно-исследовательской работы учащихся в выборе профессии»Слайд 2
Что скрывает зеркало… Ранее, люди часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала, его символического смысла в мифах, литературных сказках, в русской литературе XIX - XX века. Гипотеза: Зеркало – полноправный персонаж, имеющий важную роль в произведении.
Слайд 3
Повесть Н.В. Гоголь «Тарас Бульба » Нравственное падение Андрия «...надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и кинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом»
Слайд 4
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Зеркало – ключ к пониманию идеи произведения « Во мне два человека: один живёт, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»
Слайд 5
Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» Зеркало – ключ к пониманию идеи произведения «Чему смеетесь ? Над собой смеетесь!.. Эх вы!..» Николай Васильевич Гоголь
Слайд 6
С. Есенин «Чёрный человек» Черный человек – не воплощенное черное «я », а сам лирический герой.
Слайд 7
Зеркало Зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Зеркало как атрибут гадания. Мотив зеркала как художественный приём. Свойства зеркал в литературе «Отражение человека не тождественно ему именно потому, что «мы остаёмся в самих себе и видим только своё отражение, которое не может стать непосредственным моментом нашего видения и переживания мира: мы видим отражение своей наружности, но не себя в своей наружности ». М. Бахтин Феномен зеркала, претерпев значительную эволюцию и трансформацию, является одним из основополагающих мотивов в литературе ХХ столетия и темой многих поэтов и писателей.
XIV городская научно-практическая конференция учащихся
«Роль научно-исследовательской работы учащихся в выборе профессии»
Секция: филология
Тема: Образ зеркала в литературе
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Автор:
Гринчук Екатерина Андреевна
9 класс
Руководитель:
Захарова Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10»,
контактный телефон: 8-903-675-01-60
Город Реутов
Московская область
Апрель 2017
Оглавление
Из всех предметов интерьера вряд ли можно найти более загадочный, чем зеркала, которые во все времена были окружены ореолом мистики и тайны. До сих пор некоторые из нас пытаются с их помощью общаться с потусторонним миром, предсказывать будущее и узнавать тайны прошлого. Дата рождения первого зеркала теряется где-то в глубине веков. Известно лишь, что стремление увидеть свое отражение было присуще человеку с самых давних пор.
Что же такое зеркало? Это граница между мирами: нашими, привычными – и зазеркальными, где всё наоборот. В зеркало жадно смотрятся, от него ждут правды и попадают в самообман. Кривые зеркала смеются над людьми – и люди разбивают их на мелкие кусочки, чтобы никогда не слышать смеха зеркал. Зеркала дают возможность встретиться с собой как с другом. Зеркала знают будущее и всегда живут рядом с человеком. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем— что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков. В средневековых текстах зеркало является образом, символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет. Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть тайный смысл?
Отражает жизнь и литература. И, может быть, не случайно литература интересуется зеркалами. С какой целью авторы разных литературных жанров используют зеркало в своих произведениях?
Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала, его символического смысла в мифах, литературных сказках, в русской литературе XIX - XX века (преимущественно детской).
Задачи:
- узнать историю появления зеркал;
- выяснить значение зеркал у славян;
- изучить и выявить символику зеркала;
- выявить роль образа зеркала в произведениях детской литературы;
- определить особенности мотива зеркала в произведениях русских классиков.
Гипотеза: образ зеркала в литературе – мистический и загадочный образ. Зеркало – полноправный персонаж, имеющий важную роль в произведении.
Предмет исследования: художественные тексты русских и зарубежных писателей: В. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В. Губарев «Королевство кривых зеркал» и другие.
Объект исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с зеркалами или основанных на принципе «зеркала».
Актуальность: исследование «зеркальных» приёмов, образов и мотивов позволит более глубоко понять идейный замысел произведений, оценить их художественные достоинства, что может помочь в анализе произведений на уроках литературы, на различных конкурсах.
Методы: историко-аналитический, аналитический, сопоставительный.
Специалисты в области языковедения полагают, что слово «зеркало» пришло из Древнего Рима, латинское написание выглядело как spektrum.
Возраст самого древнего зеркала на земле – около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла использовались камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь. Ученые археологи считают, что самые ранние зеркала найдены в Турции, это полированные куски обсидиана, насчитывающие около 7500 лет.
Во времена Древней Греции и Древнего Рима состоятельные люди могли позволить себе купить зеркало из полированного до блеска металла. Изготовление такого зеркала было не простым занятием, а отполированные зеркала из стали или бронзы величиной были не больше ладони.
Первыми производителями зеркала стали Венецианцы. Технология была довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало эти слои, а из них тем временем вынималась бумага. Венеция ревностно охраняла свою монополию на зеркала. В 1454 году Дожи издали приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевали вернуться на родину. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.
Таким процесс производства зеркала оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл факт того, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясное изображение в зеркале.
Оснащение помещений зеркалами имеет в России, ее дворцах и дворянских усадьбах двухсотлетнюю историю. В бальных залах, светлых и высоких, русское дворянство с целью создания эффекта пространства уделяло особое внимание размещению окон и зеркал.
С развитием евроремонта, эксклюзивного интерьера, искусство применения зеркал в помещении обрело второе дыхание. Интересная тенденция последних лет – отход от зеркала как предмета утилитарной функции и применение для усиления иллюзии света и простора, скрывания недостатков планировки жилища. Правильное распределение источников света и его отражения существенно раздвигает рамки помещения, создавая иллюзию бесконечности пространства. Плоскость зеркала подвергается дизайнерским экспериментам: ее всячески расчеркивают, разрисовывают, «состаривают», придают цветность, используют отражающие свойства листового металла.
В оккультной науке зеркало является не только отражающей поверхностью, но и связующим звеном между человеком и душой (сознанием и подсознанием).
Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Это и галлюцинации, и видения, и голоса, и странные звуки, и внезапный холод, и ощущение чьего-то присутствия – в общем, всё, что имеет мощное влияние на психику человека. Основываясь на теории Парацельса, медики прошлого использовали подобные свойства зеркал для воздействия на подсознание человека, для гипноза и разного рода внушений.
Магия зеркал видна невооруженным глазом. Взять хотя бы законы отражения. Если вы протяните своему двойнику правую руку, оно помашет левой, а чтобы попасть в какую то точку в зазеркалье надо двигаться в противоположном направлении, то есть Л.Кэррол был не просто сказочником, а математиком, который рассказывает теорию зазеркалья.
Суеверий, связанных с зеркалами великое множество, они существуют и действуют до сих пор. Например, если вы собрались куда-то уходить из дома и вдруг, забыв что-то вернулись, надо обязательно взглянуть в зеркало. Это делается, чтобы восстановить защиту дома от негатива и дисгармонии, которые образовались из-за внезапного возвращения.
Зеркало в сказках и мифах может совершать разные магические действия, показывать другие места, будущее, разговаривать или даже убить.
Со времен античности в европейской культуре закрепилось понимание комедии, а затем и театра в целом как зеркала, в которое смотрится мир. Цицерон видел в комедии «зеркало привычек», Шекспир устами Гамлета формулирует мысль о назначение театра, «цель которого была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное — низости, и каждому веку истории — его неприкрашенный облик». Гамлету вторит герой Сервантеса Дон Кихот, разъясняя Санчо Пансо: актеры «беспрестанно подставляют зеркало, в коем ярко отражаются деяния человеческие, и никто так ясно не покажет нам различия между тем, каковы мы суть, и тем, каковыми нам быть надлежит, как комедия и комедианты». Изображения трех зеркал помещает в собственный герб Мольер. То же можно отнести и к литературе.
Зеркало, как предмет волшебный, обладающий магическими свойствами, наиболее часто используется в литературных произведениях. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию. И это, конечно, не могло не отразиться в фольклоре.
В литературе зеркало – достаточно распространенный персонаж или важная деталь.
Когда-то на Руси очень широкое распространение получило гадание: два зеркала направляли друг на друга, расставляли горящие свечи и внимательно смотрели в зеркальный коридор, создаваемый отражением двух зеркал, надеясь увидеть свою судьбу. До начала сеанса следует закрыть иконы, снять крестик и засунуть его под пятку — иными словами, полностью отказаться от всех священных сил. Возможно поэтому существует поверье, будто бы зеркало людям дал Дьявол, чтоб они не томились в одиночестве и имели возможность разговаривать сами с собой. Похожие гадания совершались над прорубью и колодцами, которые так же, как и зеркала являются входами и выходами в тонкие миры.
В славянской мифологии зеркало – символ «удвоения действительности». Граница между земным и потусторонним, тонким миром. По этой причине, разбитое зеркало — это нарушение границ, считается предвестником беды. Зеркало завешивали или оборачивали его к стене, когда в доме находился покойник, иначе, считалось, что усопший превратиться в упыря и будет вторгаться с «того света» в мир живых. Закрытие зеркал относилось и к просто опасным временам, когда в доме находились определенные лица, наиболее подверженные опасности. Нельзя было смотреть в зеркало ночью или во время грозы.
Особую опасность приносило зеркало в моменты рождения и смерти, когда происходит нарушение потусторонних границ. Во время родов, как и во время смерти, в доме завешивали все зеркала и следили, чтобы роженица не могла видеть себя. Запрещено было подносить ребенка до года к зеркалу, так как он мог испугаться. Но зеркало являлось и магической защитой, наряду с серпом, бороной, мужскими штанами, крапивой оно было сильным оберегом от злых ведьм.
В мифологии зеркало выступает как средство спасения от сил, несущих человеку гибель.
Геспериды в древнегреческом мифе дали Персею крылатые сандалии, шлем и волшебную сумку, в которой должен был принести голову горгоны Медузы.
Снаряженный таким образом, Персей полетел на север и достиг земли, где царила вечная тьма и обитали грайи, три ужасных сестры. У них на троих был всего один глаз и один зуб. Они пользовались ими по очереди. Это были единственные живые существа в тех краях, где жила горгона Медуза. Персей надел свой шлем, невидимым подобрался к пещере и, когда одна из сестер передавала другой глаз, забрал его себе. Убедившись, что они ничего не видят, он пообещал вернуть им глаз, если они расскажут ему, где найти Медузу. Сестры, горя желанием вернуть свое сокровище, сразу же сообщили Персею все, что он хотел знать, и Персей, вернув им глаз, отправился на поиски Медузы.
В мифе Персей побеждает страшную Медузу с помощью медного щита: голова Медузы превращается в камень. Медузу Горгону побеждает её же собственное отражение, то есть то зло, которое она творит. Посредством зеркального щита (он был именно медный, а не серебряный) Персей побеждает Медузу Горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Доказано, что металлы теплых оттенков: бронза, латунь, золото, и, в первую очередь, медь, поглощают «холодные». Они угнетают энергию и отражают «теплые», «солнечные. Поэтому в древности никогда не делали серебряных зеркал, считалось, что они отрицательно влияют на здоровье и настроение человека
Водная поверхность также символизирует зеркало, ведь она способна отражать. Широко известен древнегреческий миф о Нарциссе. «Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы Нарцисс был необыкновенно красив, но никого не любил - мысли его были заняты самим собой. За это богиня любви Афродита наказала его. Однажды, охотясь, он нагнулся у ручью, чтобы напиться, увидел своё отражение – и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал – всё глядел и глядел на себя... Так у ручья и умер. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюблённого юноши – нарциссом. А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала? (И ведь недаром зеркало в руках Афродиты - в римской мифологии Венеры - стало олицетворять самовлюблённость)».
Самовлюблённый Нарцисс навсегда застывает перед своим отражением в воде.
Миф о Нарциссе был придуман в древние времена, как предостережение не видеть свое отражение. Это связывалось с магией потому, что отражение человека воспринималось, как двойник и второе злое Я. По представлениям того времени второе Я чаще всего живет во сне. Скорее всего, цветок нарцисс воспринимался, как своеобразное растительное божество, которое способно умирать и воскрешать себя.
В балладе Жуковского «Светлана» девушка прибегает к самому страшному по мнению славян из гаданий – гаданию у зеркала. Здесь зеркало – способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов.
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Светлана смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх. И не смотря на достигнутый результат в гадании, девушка чувствует последствия этого обряда.
Гадание на зеркале выполняет сюжетообразующую роль, однако это не главное. В этой балладе намечается переход автора от романтических представлений к реалистическому взгляду на мир.
Выводы. Эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана» В.А. Жуковский отходит от канонов романтизма и вместо ожидаемой трагической развязки преподносит читателю светлый и оптимистический финал. В романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина эпизод гадания нужен был авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви.
Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного приёма, приближая сказку к серьёзной литературе.
Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках.
В русскую литературу образ зеркала входит с творчеством А.С.Пушкина, в котором ясно видеть можно подлинное качество человека. А какими качествами наделял Пушкин зеркала в своих произведениях?
Зеркала у Пушкина «верные», «льстивые», «любящие» тех, кого они отражают...
В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи тоже говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Так в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Вроде бы это хорошо: правдивость и неподкупность. Отображая только одну свою хозяйку, которая разговаривает, проводит много времени с ним, оно само должно приобрести черты злой царицы. Кажется, что они сблизились друг с другом и не могут существовать отдельно. Недаром же, разбив зеркало, царица почти сразу умирает сама.
Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее... »
А.С. Пушкин создал образ обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше.
Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково: «Свет мой, зеркальце, скажи...» Но с появлением соперницы обращение другое: «Ах ты, мерзкое стекло!» Зеркало отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы. Царица довольна ответом зеркальца. Глаголы «изображают» движение каждой части тела. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.
Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе.
Великий датский сказочник Г.Х. Андерсен удивительным образом расширяет, углубляет возможности зеркала. Под его пером зеркало становится литературным приёмом, позволяющим приблизить вроде бы истории для детей с захватывающим сюжетом к серьёзным проблемам, таким как добро и зло, самопознание человека.
В сказке Г.Х.Андерсена «Новый наряд короля» писатель не наделяет зеркало какими-либо волшебными свойствами, оно представлено здесь простым предметом, вещью, лишённой чего-то магического. Оно тоже персонаж, но безмолвный. Упоминается оно практически в конце сказки, но, несмотря на это, играет важную роль в раскрытии замысла автора.
Зеркало, безмолвно наблюдая за происходящим, ставит короля перед выбором, помогая осознать свои ошибки. Оно предлагает ему очнуться от этой иллюзии, но король отказывается. Зеркало искажает уродливую наружность короля и показывает его глупость. Андерсен высмеивает человеческий недостаток, и это в большой степени достигается с помощью зеркала. Оно как бы подводит итог в доказательстве того, что король крайне глуп: он куда больше верит чужим словам, чем собственным глазам. Зеркало обычно показывает правду. Так происходит в «Новом наряде короля».
Но зеркало несёт не только зло. Например, в сказке «Гадкий утёнок» отражение помогает утёнку осознать свою красоту и делает его счастливым: «...И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. И о, чудо! Он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!..». Счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. Здесь Андерсен использует зеркало как окно в мир добра, чтобы открыть истину несчастному. Гадкий утёнок из сказки Андерсена, увидев себя в отражении прекрасным лебедем, возрождается к жизни.
По Андерсену, зеркало ещё и можно использовать в злых целях, обманывать людей. Зеркало Зла, искажающее истину, кривое, смеющееся над красотой и добром, представлено ещё в одной сказке Г.Х. Андерсена – «Снежная королева». Андерсен наделяет его новыми возможностями, всё больше увеличивая его роль в произведении. Теперь зеркало выворачивало наизнанку добрую сторону мира и усиливало зло. Оно стало его материалом, его воплощением, так как и изобрёл его сам Дьявол.
Зеркало становится своего рода самостоятельным героем произведения и даже одним из главных персонажей, активно участвуя в развитии сюжета. Например, именно из-за осколков Кай попадает к Снежной королеве. Осколки кривого зеркала в данном случае являются метафорой отрицательных свойств и качеств. Герой пребывает во множестве своих отражений в расколотом на куски мире. Андерсен рисует образ осколков зеркала, посредством которых люди становятся злыми, бессердечными, причастными к царству зла. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? К чему приводит воздействие зловредной частички? Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом, умирает его душа.
Также автор рисует замерзшее озеро, на котором лед треснул «на тысячи кусков, ровных и правильных на диво». «Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». Снежной королеве не подвластны добрые чувства: любовь, милосердие, она холодна и бесчувственна. Какая же связь между заледеневшим озером и древним зеркалом тролля? Озеро — ещё один осколок, но созданный королевой, и лишь повторяющий некоторые его черты.
Только доброе и горячее сердце Герды способно противостоять натиску злой силы. Зло для Андерсена – холодные, чёткие, слишком правильные взгляды на жизнь, а добро – разнообразие нашего мира, его постоянное движение, краски.
Пьесу «Ревизор» обрамляют две яркие смысловые координаты: эпиграф и «немая сцена». Эпиграф предупреждает: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А финальный эпизод эту кривизну являет: действующие лица образуют «окаменевшую группу» и, по авторскому замыслу, «почти полторы минуты» должны неподвижно стоять перед зрителем в самых нелепых позах: «в виде столпа, с распростертыми руками и закинутою назад головой», в виде «вопросительного знака, обращенного к зрителям», «разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами». Текст «Ревизора» замыкается указанием на установление «зеркала» для зрительного зала в виде застывших фигур, в которых надо разглядеть себя.
В пьесе можно найти и еще ряд примеров эпизодов-отражений: сообщение о ревизоре в начале и в конце комедии, поочередное ухаживание Хлестакова за женой и дочерью городничего, поочередное чтение вслух чиновниками письма Хлестакова с повторением реакции на строки о себе (каждый норовит прекратить дальнейшее знакомство с текстом письма, как только слышит свою фамилию), сцены взяток, проходящих по единой схеме (от первоначального страха чиновников перед Хлестаковым, через его откровенное вымогательство денег к взаимному удовлетворению сторон).
Хлестаков из голодного постояльца гостиницы во II действии в двух последующих превращается в значительное лицо, а в V действии с точностью до наоборот этот путь проходит городничий: от упоения собой и преклонения перед ним окружающих до исступленного самоуничижения и скрытого злорадства подчиненных. В отчаянии он призовет: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком)». А затем Сквозник-Дмухановский будет исходить гневом из страха перед публичным скандалом и возможностью стать действующим лицом комедии: «Разнесет по сему свету историю; мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно: чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши». И только после этого прозвучит знаменитая фраза, которая вместе с эпиграфом появилась в публикации 1842 года: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!.. Эх вы!.. »
Словом, реплика адресуется «всему миру», она размыкает рамки сценического действия и делает «мир» участником происходящего, а «немая сцена» как зеркало для него заставляет задуматься и о соучастии.
Зазеркалье – страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир – вопреки сложившимся представлениям о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением».
Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает «побывать по ту сторону зеркала». С этого времени Оля принадлежит двум пространствам - миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение.
В Королевстве кривых зеркал кривое зеркало показывает мир в искаженном свете. Нушрок подводит голодного Гурда к кривому зеркалу с крошкой в руке, и мы видим «в зеркале толстого мальчика с огромной булкой». Кривое зеркало выступает здесь гиперболой.
«Королевство кривых зеркал» – нетипичная сказка, написанная в 1951 году. Впервые в русской детской литературе главный герой литературной сказки был отправлен в Зазеркалье.
Зеркало часто используется в литературе как метафора внутренней жизни человека.
Необходимо отметить, что образ-мотив зеркала трактуется расширительно. С зеркалом связывают не только прямое отражение, но и двойничество.
Зеркало в художественных произведениях может указывать на возможность нездешнего видения. Оно демонстрирует картины прошлого и будущего, т.е. становится символом памяти. Особую память сохраняет историческое зеркало в рассказе С.Т. Романовского «Зеркало в старинном особняке». Оно становится своеобразным экраном, на котором оживают образы из далекого прошлого, и хранителем его информации.
Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. Отражение в зеркале дает возможность человеку не только всматриваться в свой внешний облик, но и открывает дорогу размышлениям о внутреннем мире, пробуждает душевные переживания. У В. Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе «Облако, озеро, башня» есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе – озеро. Облако символизировало свободу, лёгкость, озеро означало, что нужно посмотреть в зеркальную гладь и понять, кто ты на самом деле, и тогда твоё сознание устремится вверх, как пик башни, и ты сможешь делать все, что хочешь.
В романе М. Кураева «Зеркало Монтачки» хранительница сравнивает зеркало с театром. Не театр – это зеркало, а зеркало – это театр, где «каждый из нас и драматург, и актер, и зритель, и даже критик. Каждый наш подход к зеркалу, каждый наш взгляд в зеркало – это же «маленький спектакль, сыгранный для себя».
Наполненная глубоким психологическим смыслом «тема зеркал» каждому автору дает возможность образ зеркала трактовать, исходя из потребностей собственных личностных переживаний.
Зеркало, его функции и значение в контексте произведения представляют огромное поле для исследования. Необходимо отметить еще один, думается, существенный момент. Зеркало равно использовалось и используется в различных художественных системах. При этом функции, как правило, одни и те же, но различны, в зависимости от системы, истолкования самого мотива зеркала.
В целом можно сделать вывод, что зеркало безразлично к художественному направлению и системе. Его основная функция – отражать отражаемое. Да, зеркало – инструмент магический. Но стоит помнить о том, что оно не генерирует зло, а лишь отражает то, что находится в нас самих. Так давайте каждое утро подходить к нему с улыбкой и благодарностью - и да свершится доброе волшебство!
Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека.
На многие десятилетия сделали зеркало запретным предметом для мужчины. Предполагалось, видимо, что побриться он может и у цирюльника, не заглядывая в зеркало.
По представлениям людей тех времен, не было ничего более несообразного, чем рыцарь с зеркальцем. Описывая дом Тараса Бульбы и перечисляя награбленные им предметы и вещи, Гоголь не упоминает о зеркале. Хотя была же когда-то молодой его жена, мог бы подумать он и об ее нехитрых женских прихотях: «На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. (...) На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена.»
Нравственное падение и предательство Андрия произошло не тогда, когда он вылетел в золотых доспехах во главе польского гарнизона, а гораздо раньше, еще в Киеве, когда он впервые пробрался в дом прекрасной полячки, «которая в это время сидела перед свечою (и, конечно, перед зеркалом!) и вынимала из ушей своих дорогие серьги», а потом «надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и кинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом». Следует учесть, что через зеркало человек может быть обманут, а вдруг зеркало искажено, вогнуто и вместо правды реальности оно отражает кривду лжи. Потому как, смотря в кривое зеркало, увидишь духов но не душу, не истинное лицо а маски, в которые облачается человек находясь в зазеркалье, и тогда отражается именно этот образ подставных масок, который отличается от его образа в реальности.
В произведении М.Лермонтова «Герой нашего времени» тоже присутствует образ зеркала. Проводя столько времени перед трюмо, изучив свое лицо, подобно Нарциссу, до мельчайших подробностей, Печорин и о своей внешности говорит с неприличной для мужчины пристрастностью: «А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит».
Он не забывает о своей внешности в самые критические моменты своей жизни и, несмотря ни на что, всегда остается ею доволен: «Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собой «. (Там же )
Евгений Онегин уподобляется Нарциссу, когда по нескольку часов
проводит перед зеркалом:
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Мы видим героев и их двойников в зеркале: одни по эту сторону зеркала, довольные своей внешностью, лоском, другие по ту сторону – полная противоположность. Что живёт внутри героев? Здесь — чувство превосходства над обществом, а там — ранимая душа. Ведь не случайно Печорин говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
Создание с помощью зеркала параллельных образов героев-двойников – один из путей проверки философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием выявляет голос автора, его отношение к герою, его раздумья. Благодаря двойничеству художественное изображение приобретает идейный смысл.
Во-первых, в произведениях фантастического жанра зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в сказках, мифах, легендах как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла в руках волшебников и чародеев. Приём проникновения героев в Зазеркалье также используется во многих произведениях фантастики, выполняя сюжетообразующую роль. Древние люди не знали о физических свойствах зеркал, для них это был таинственный предмет, которому они приписывали магические свойства. Впоследствии некоторые мифологические сюжеты и мотивы обыгрывались в литературе, например, миф о Нарциссе («Евгений Онегин»).
Во-вторых, зеркало как атрибут гадания встречается во многих произведениях русской литературы (баллада В.А. Жуковского «Светлана», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Эпизод гадания в данных произведениях лишён мистической подоплёки. Он нужен авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви.
В-третьих, мотив зеркала как художественный приём широко используется в отечественной литературе. На зеркальном принципе основывается жанр палиндрома, приём антитезы. Она позволяет проследить эволюцию героев и ярче высветить идею произведения.
Столь широкое использование «зеркальных» мотивов и приёмов в мифологии и литературе вызвано, прежде всего, следующими свойствами зеркал:
- с помощью зеркал можно украсить, расширить и изменить пространство; зеркало отображает окружающий мир наоборот;
- поверхность зеркала обладает мощной отражательной способностью, так что даже может отражать лучи, невидимые глазу;
- неровная поверхность зеркала искажает изображение, что породило миф о «кривом» зеркале.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
У данного исследования есть перспективы. «Зеркальным» является роман «Мастер и Маргарита», по страницам книг Достоевского бродят герои-двойники, отражаясь, друг в друге, как в зеркалах, стихах С. Есенина мы часто встречаем образы, отражённые в зеркале или в воде. Образ зеркала давно уже стал символом, переходящим из одного произведения в другое.
Интернет-ресурсы
Этот древний-древний-древний мир!
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ребята и утята
Сладость для сердца
Два морехода