Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015 – 2016 учебный год) «Проектная и творческая деятельность учащихся» Исследовательская работа по литературе «Литература и экология»
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа | 92.5 КБ |
Презентация | 549.76 КБ |
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015 – 2016 учебный год)
«Проектная и творческая деятельность учащихся»
Исследовательская работа по литературе
«Литература и экология»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Реутов Московской области
Автор:
Белянкина Полина, 7А
Руководитель:
Захарова Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10»
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………1
2. Основная часть………………………………………………………….…2
2.1. Экология и литература………………………………………………….2
2.2. Рождение науки………………………………………………………….3
2.3. Планета Земля……………………………………………………………3
2.4. Роль литературы в решении экологических проблем……………...4
2.5. Звуки и образы природы………………………………………………..5
2.6. Мировой океан…………………………………………………………...5
2.7. Лес………………………………………………………………………….6
2.8. Воздух………………………………………………………………………7
2.9. Поэзия в решении экологических проблем…………………………..7
3. Заключение………………………………………………………………..11
4. Список использованной литературы…………………………………..12
5. Приложение………………………………………………………………..13
1. Введение
Главные вопросы сегодняшней эпохи – ответственность человека за себя, за передачу жизни последующим поколениям, за сохранение мира, природы, нравственного начала.
Человек и природа - извечная нравственно-философская проблема, общечеловеческое значение которой с каждым годом приобретает все большую остроту. За последние десятилетия в сознании людей произошла настоящая «экологическая революция».
Актуальность:
Литература не могла остаться в стороне от этого глобального процесса, затрагивающего всех и каждого. Когда резко изменяется общественное сознание, литература всегда стремится выполнить свою непосредственную задачу: уловить и передать художественными средствами те глубинные изменения, которые происходят при этом в человеческих душах, за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее.
Выдвинутая гипотеза:
Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, подстраховывает связи между человеком и природой. Велика роль литературы в воспитании нового отношения к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века.
Объект исследования: литература и рассмотренные в ней экологические проблемы.
Предмет исследования: художественные произведения на тему взаимоотношения человека и природы.
Цель работы:
Рассмотреть роль литературы в решении экологических проблем.
Задачи работы:
Методы исследования:
Работа с литературными источниками постановка целей по решению поставленной проблемы и планирование деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, нахождение приемлемых решений при наличии разных точек зрения.
2. Основная часть
Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
Б. Шоу
2.1. Экология и литература
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. Экологическому образованию в последнее время уделяется достаточно много внимания: разработаны программы, существуют учебники, учебные пособия. Но одного экологического образования недостаточно: часто люди, владеющие экологическими знаниями, ради выгоды или из-за равнодушия наносят вред природе. Система абсолютного табу не годится. Необходимы не только знания, но нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы экспериментирования с природой. Нужно преодолеть отчуждение друг от друга двух культур: гуманитарной и естественнонаучной. Экология вынуждена обращаться к области, в которой нравственное чувство существует и формируется внутренний мир человека. Природа может сама выступить своей защитницей, пробуждая в человеке добрые чувства. Для этого нужно, чтобы человек понял и оценил ее красоту. Помочь человеку, особенно юному, увидеть красоту миру, грани бытия, о которых он не подозревал, помогут искусство, литература. Необходимо соединение разума и чувств, знаний и эмоций.
2.2. Рождение науки
Большинство названий наук родилось в глубокой древности и авторы их неизвестны. Экология же имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Ч. Дарвина немецкий биолог Эрнст Геккель, 14 сентября 1866 г. он подписал к изданию свой основной груд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой. В переводе «ойкос» – дом, жилище, «логос» – наука.
2.3. Планета Земля
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, пред варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей.
«Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а ведь нам без них не прожить и дня единого».
Катастрофически быстро загрязняется вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов. Повсеместно дают о себе знать химического загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально «вываливаются» на планету горы отбросов, удушающих все живое. Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации.
Если у всего человечества в едином общем доме общие «жизненные системы», то должны быть и общие заботы. И самая главная в том, чтобы избежать экологической катастрофы.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
2.4. Роль литературы в решении экологических проблем
Литература – это вид искусства, обладающий способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе.
Писатели и поэты не могли оставаться бездейственными, и они, естественно, поспевали красоту окружающей природы в своих произведениях.
Стихотворение И.А.Бунина «Листопад» - яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.
Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости. В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.
Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии...
При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.
Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени - тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…
Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.
Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».
В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах. Повторение же звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.
В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».
Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.
Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.
«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…
Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более.
Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.
Что же это за «невидимка», заколдовавшая лес, погрузившая его в «сказку сна»? Конечно же, зима. Это она превратила «бесконечную дорогу» в звенящую под копытами белую ленту, это она повязала на обычную сосну «белую косынку», сделав ее похожей на старушку. Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делают его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняют его чувством радости и счастья. Разнообразие звуков зимы делает дорогу для поэта интересной и веселой. В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг «тихо», однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: «серые вороны расшумелись», «долбит дятел», «слышны звоны копыт». Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.
Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что поэты так по-разному восприняли зимнюю дорогу и сумели очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями. И мне бы хотелось, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге.
Художники используют различные краски при изображении пейзажа. А поэты используют литературные тропы при изображении пейзажа при помощи слов.
Поэты говорят о природе, как о живом существе и, действительно, природа живая, и поэтому относиться к ней нужно бережно.
Об осознании родства со всем живым свидетельствует вся русская культура. Народные традиции бережного, уважительного отношения не только к животному, но и к растительному миру восходят к фольклору: человек не отделяет себя от природы и уж, конечно, не ставит себя над ней. Достаточно вспомнить колыбельные песни, пословицы, сказки (особенно о животных), календарно-обрядовые песни, былины. Природа платит человеку добром за добро. Природа и человек в нерасторжимой связи.
2.5. Звуки и образы природы
Природу нужно уметь чувствовать. Придя в лес, не все люди слышат шелест падающей листвы, бег воды, звон ручья. Например, кленовый лист напоминает кисть руки. Ветви деревьев как протянутые руки человека.
Природа действительно наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычут журавли, даже киты издают мелодичные звуки. Американский композитор Пол Винтер пишет экологическую музыку, используя природные звуки. В одном из его альбомов самка кита зовет своего детеныша.
2.6. Мировой океан
Океан – колыбель всего живого на Земле. Мировой океан – это настоящий кладезь жизненно-важных для человечества ресурсов, но они не безграничны. К бережному отношению к щедрым дарам океана взывает и то обстоятельство, что океан и суша – одно неразрывное целое.
Чем же богат океан? Это, в первую очередь, его биологические ресурсы. Самые разнообразные виды рыб, головоногие моллюски: кальмары, мидии, устрицы. Различные ракообразные: крабы, креветки, лангусты, криль, а также морские млекопитающие. Использует человек и минеральные богатства океана, со дна морей добывает нефть и газ, а также вольфрамовые руды, оловянные, титановые и другие.
Долгое время состояние океана не вкушало человечеству серьезных опасений. Но в последние десятилетия усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природные комплексы океана. Более всего беспокоит загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, они очень токсичны и губительно действуют на все живое. 1 тонна нефти покрывает пленкой 12 кв. км поверхности воды, а ее ежегодно в океан выливается 6 млн. тонн.
Кроме нефти наибольшую опасность представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий.
В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов, только с речными стоками поступает около 100 млн. тонн загрязняющих веществ.
Перед человечеством остро стоит проблема, связанная с водопотреблением, так как человеку для нормальной, полноценной жизни необходима чистая вода.
... И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствуют омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
А. Вознесенский
2.7. Лес
С появлением на Земле человека леса стали одним из первых компонентов природы, подвергшихся его воздействию. Сначала леса выжигали, с изобретением топора его стали вырубать. С 1850 года по 1980 площади лесов на планете сократились на 15%, в настоящее время ежегодно вырубается или выжинается 114 тыс. кв. км леса.
Сейчас в основном уменьшаются площади под тропическими лесами, это леса Амазонии и Центральной Африки, а ведь эти леса – «легкие» нашей планеты. Опасными темпами «тают» леса Сибири и Урала, здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров леса. На месте вырубок почти всегда начинается заболачивание местности. Поскольку, вырубают прежде всего сосновые наиболее ценные леса, повсеместно наблюдается обезлесение, т.е. обеднение лесного покрова. К сожалению, не все люди задумываются над глубоким смыслом слов: «Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец ее...».
2.8. Воздух
Нашу планету омывает единый воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле. Он взаимодействует с Космосом, Мировым океаном, водами суши и живыми организмами. Человек своей деятельностью способен воздействовать на атмосферу, изменяя состав ее газов, ее температуру. Сейчас атмосфера Земли сильно загрязнена выбросами автотранспорта, который дает 37% всех загрязнений атмосферы, промышленность – 32%, другие источники загрязнений – 31%. Увеличение концентрации парниковых газов, таких, как углекислый газ, метан, фреон и другие, приводят к повышению температуры на нашей планете и потеплению климата. Это приведет к повышению уровня Мирового океана на 50–65 см за счет таяния ледников. Это вызовет глобальную катастрофу, так как многие участки суши будут затоплены, на них сейчас проживает около 45% населения земли. Ухудшатся и условия ведения сельского хозяйства на тех участках суши, которые будут не затоплены. Все это приведет к перенаселению, голоду и массовой гибели людей, поэтому ученые призывают уже сейчас включиться в борьбу с глобальным потеплением.
2.9. Поэзия в решении экологических проблем
Мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И люди должны исправлять это положение. Я хочу обратить ваше внимание на роль литературы в решении этой проблемы. Иногда говорят, что поэты не вносят должного вклада в защиту природы. Вот, например, «зеленые», гринписовцы пикетируют заводы, проводят акции протеста, а что поэты?
Но поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту. Они очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям. Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.
М.Ю. Лермонтов еще в прошлом веке написал стихотворение «Три пальмы». Последняя картина вызывает удручающее чувство: на месте оазиса, стала пустыня. Поэт для ощущения тревоги использует слова: нелюдимый, дико, пусто, терзает, напрасно.
Стихотворение построено на антитезе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения – и тоже место, где стало «дико и пусто».
Посмотрим на эту проблему с экологической точки зрения.
3 пальмы – это растительное сообщество «оазис». Растительное сообщество сменяется другим, пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.
Особая роль в процессе осмысления человеком (особенно юным, входящим в самостоятельную жизнь) взаимоотношений с природой, своего места в природе принадлежит поэзии середины века. У поэтов некрасовского круга (сам Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.Н. Плещеев) человек в природе работник, зависящий от нее, оберегающий ее. В поэзии Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Фета, А. Майкова природа представлена в общечеловеческом, философском осмыслении: «Все во мне и я во всем» (Ф.Тютчев).
До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Р. Рождественский
3. Заключение
Экологи посчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно дерево и не 1–2-х летнего возраста. Что же я могу сделать? Наверно, так сейчас думают многие, ведь мы не можем закрыть заводы, электростанции, но каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем и внести свой посильный вклад:
Взрослый человек, которого сейчас не интересуют и не волнуют экологические проблемы, не получил в детстве экологического воспитания, а в юношеском возрасте – экологического образования. И таких людей сейчас, к сожалению, еще очень много. Но уже сейчас ростки экологической культуры дают всходы, люди всё чаще задумываются над этими проблемами и среди них те, кто хочет решить хотя бы часть этих проблем.
Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, как бы подстраховывает связи между человеком и природой. Особенно велика роль литературы в воспитании нового отношения к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века.
Один из героев повествования называет птиц "таинственными гостями неведомых ночных миров". Он говорит в стихах:
Когда-нибудь придет в тайгу землянин без ружья,
Попробует дослушать и понять все песни,
И, может быть, узнает с горькой мукой,
Как неразумен был и части дик он,
И бил не птиц, а мирных, безоружных к нам посланцев,
Старающихся песнею своей внушить любовь
И доброту ко всякому живому существу.
А на земле его свинцом! Огнем! Обманом!
Не думая о том, что там, в глуби небесных океанов,
В иных мирах,
возьмут да нас, землян, вдруг глухарями посчитают
И встретят выстрелами в грудь...
4. Список использованной литературы
Экология. Учебник. М.: Знание, 1999.
Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.
Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. М.: КРУК, 1994.
Антипова А. В. География России. Эколого-географический анализ территории: Учеб. пособие. – М.: МНЭПУ, 2001.
Бастиан Т. Кризис окружающей среды. М., 1995.
Бганба-Церера В.Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения. М., 1993.
Большой энциклопедический словарь (БЭС). 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб.: Норинт, 2002.
Владимиров А. М., Ляхин Ю. И., Матвеев Л. Т., Орлов В. Г. Охрана окружающей среды; Учебник. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991.
Глобальное потепление. Доклад Гринпис. М., 1993.
Глобальные проблемы современности. М., 1981.
ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные положения. Основные термины и определения. - М.: Госстандарт СССР, 1984.
ГОСТ 17.2.3.02 – 78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. – М.: Госстандарт СССР, 184.
ГОСТ 30772 – 2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
Данилов - Данильян В. К., Горшков В. Г., Арскин Ю. М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). - М., 1994.
Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М., 1985.
Мониторинг Москвы и Московской области// Экология: Уч. пособие. М., 1997.
Никанорова Е.В. Экология и культура. М., 1996.
Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. – М.: Высшая шк., 2005. – 343 с.: ил.
Проблемы экологии России. М., 1993.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем современности. М., 1994.
Экологическая антология. Москва - Бостон, 1992.
Экология человека. М., 1989.
Экология, охрана природы, экологическая безопасность: Учеб. пособие/ Под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Реутов Московской области Авторы: Белянкина Полина Турганбаева Анастасия 6 класс Руководитель: Захарова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10» Экология в литературеСлайд 2
Актуальность: Когда резко изменяется общественное сознание, литература всегда стремится выполнить свою непосредственную задачу: уловить и передать художественными средствами те глубинные изменения, которые происходят при этом в человеческих душах, за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее. Гипотеза: Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, подстраховывает связи между человеком и природой. Объект исследования: литература и рассмотренные в ней экологические проблемы. Предмет исследования: художественные произведения на тему взаимоотношения человека и природы. Цель работы: Рассмотреть роль литературы в решении экологических проблем.
Слайд 3
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой с окружающей их средой обитания. “ ойкос ” – дом, жилище “логос” – наука. Эрнст Геккель немецкий биолог Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу, английский драматург
Слайд 4
Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а ведь нам без них не прожить и дня единого. В. Астафьев, советский писатель Земля
Слайд 5
И. Бунин «Листопад» «Лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной…» «стоит…, заворожённый тишиной» Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании.
Слайд 6
С. Есенин «Пороша» Зима превратила «бесконечную дорогу» в звенящую под копытами белую ленту Зима повязала на обычную сосну «белую косынку», сделав ее похожей на старушку. Разнообразие звуков зимы делает дорогу для поэта интересной и веселой. Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца.
Слайд 7
САМКА КИТА ЗОВЁТ…
Слайд 8
ОКЕАН
Слайд 9
Лес
Слайд 10
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» 3 пальмы – это растительное сообщество «оазис». Растительное сообщество сменяется другим, пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.
Слайд 11
Особая роль в процессе осмысления человеком взаимоотношений с природой, своего места в природе принадлежит поэзии. Все во мне и я во всем Ф.Тютчев, русский поэт И. Никитин Н. Некрасов Ф. Тютчев А. Фет
Слайд 12
А над ним проносится век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?! Р. Рождественский, советский поэт
Заяц, косач, медведь и весна
Заколдованная буква
Сказочные цветы за 15 минут
Солдатская шинель
Флейта и Ветер