«Россия слишком мало известна русским» Эти слова, сказанные А.С.Пушкиным много лет назад, сейчас, воспринимаются как печальное откровение.
А.С. Пушкин в произведениях не раз обращался к истории нашей страны, поэтому его можно назвать единственным поэтом – историком, открывшим противоречивость деятельности Петра. Противники и защитники петровских преобразований признавали величие личности царя, грандиозность его замыслов. Этой точки зрения придерживался и А.С. Пушкин.
«Пётр Великий, он слишком огромен для нас близоруких. И мы стоим к нему ещё близко,- но постигаю его чувством; чем более его изучаю, тем больше изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно».
А.С. Пушкин и Петр I – два великих человека, оказавших огромное влияние на развитие русской истории, привлекающей к себе внимание людей разных поколений. В связи с этим, возникла необходимость поближе познакомиться с образом Петра I, который создал А.С. Пушкин в своих произведениях. Эта тема актуальна и достойна внимания прежде всего потому, что нынешнее время реформ чем-то похоже на тот период, когда происходили преобразования под руководством Петра I.
Интерес эта тема вызвала еще и тем, что в этом году исполняется 220 лет со дня рождения поэта и 310 лет Полтавской битве, самой знаменитой битве петровской эпохи. Тема Петра - «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке. История сохраняет память лишь о тех, кто без остатка соединяет себя с нею.
Цель:
1) познакомиться с художественными произведениями А.С.Пушкина, где присутствует образ Петра 1;
2) рассмотреть, какую оценку дает автор личности Петра 1 и с помощью каких художественных средств это выражается.
обобщить и систематизировать результаты
3)сделать выводы по теме, обозначив положительные и отрицательные черты личности Петра I
Объект исследования: - художественные произведения
Предмет исследования- образ Петра I в произведениях А.С.Пушкина
Методы исследования: наблюдение и сравнение образа Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина ;
Теоретическая значимость: изученный теоретический материал является важным с точки зрения понимания причин, влияющих на выбор тем, жанров художественных произведений в конкретный временной промежуток.
Практическая значимость использовать полученные знания и умения в дальнейшей работе на уроках литературы и истории.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyaobraz_petra_pervogo_v_proizvedeniyah_a.s.pushkina.pptx | 2.92 МБ |
Слайд 1
ГБОУ « Мензелинская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Генерал-полковника В.Н.Гордова Научно-исследовательская (проектная ) работа Тема «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина» Работу выполнила ученица 8 класса Жиганова Светлана Руководитель : учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна. 2019гСлайд 2
И будут жить дела, Петра творенья, Немеркнущая сила, мощь его. Необходимые примеры поколеньям, Хранящие кумира образ своего. В. Бондаренко Начало славных дел Петра Мрачили мятежи и казни. А.Пушкин
Слайд 3
Актуальность « Россия слишком мало известна русским » Эти слова, сказанные А.С.Пушкиным много лет назад, сейчас, воспринимаются как печальное откровение. А.С. Пушкин в произведениях не раз обращался к истории нашей страны, поэтому его можно назвать единственным поэтом – историком, открывшим противоречивость деятельности Петра. Противники и защитники петровских преобразований признавали величие личности царя, грандиозность его замыслов. Этой точки зрения придерживался и А.С. Пушкин. « Пётр Великий, он слишком огромен для нас близоруких. И мы стоим к нему ещё близко,- но постигаю его чувством; чем более его изучаю, тем больше изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно ». А.С. Пушкин и Петр I – два великих человека, оказавших огромное влияние на развитие русской истории, привлекающей к себе внимание людей разных поколений. В связи с этим, возникла необходимость поближе познакомиться с образом Петра I, который создал А.С. Пушкин в своих произведениях. Эта тема актуальна и достойна внимания прежде всего потому, что нынешнее время реформ чем-то похоже на тот период, когда происходили преобразования под руководством Петра I. Интерес эта тема вызвала еще и тем, что в этом году исполняется 220 лет со дня рождения поэта и 310 лет Полтавской битве, самой знаменитой битве петровской эпохи. Тема Петра - «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке. История сохраняет память лишь о тех, кто без остатка соединяет себя с нею.
Слайд 4
Интерес к историческим темам, в том числе и к эпохе Петра, возник у Пушкина в 1820-х годах и особенно — после 14 декабря 1825 года. Исторические события для Пушкина не самоценны, он всегда стремился не только показать великие победы и дела реформатора, но и раскрыть их результаты, влияние на судьбы отдельных людей. Гигантская фигура Петра, несомненно, восхищала поэта, Пушкину дорого все, совершенное Петром, - Петербург, «юный град Полнощных стран краса и диво», - и в то же время Пушкин не мог примириться с самодурством и деспотизмом Петра, критически оценивал результаты и методы его деятельности. Эта двойственность в критериях оценки определила двойственность в образе Петра, проявившуюся в его произведениях. А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина.
Слайд 5
Цель: рассмотреть, как интерпретировал образ Петра I в своих произведениях А.С.Пушкин. Задачи: 1) познакомиться с художественными произведениями А.С.Пушкина , где присутствует образ Петра 1; 2) рассмотреть, какую оценку дает автор личности Петра 1 и с помощью каких художественных средств это выражается. обобщить и систематизировать результаты 3)сделать выводы по теме, обозначив положительные и отрицательные черты личности Петра I Объект исследования: - художественные произведения Предмет исследования- образ Петра I в произведениях А.С.Пушкина Методы исследования: наблюдение и сравнение образа Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина ; Теоретическая значимость: изученный теоретический материал является важным с точки зрения понимания причин, влияющих на выбор тем, жанров художественных произведений в конкретный временной промежуток. Практическая значимость использовать полученные знания и умения в дальнейшей работе на уроках литературы и истории.
Слайд 7
«Стансах» « Пир Петра Первого»
Слайд 8
1.Образ монарха как политическая программа А.С. Пушкина в «Стансах». Одно из первых стихотворений, в котором впервые говорит об образе Петра I и притом с ясно выраженной политической целью в с тихотворение «Стансы», написанное в 1826 году. Это время – начало правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Стихотворения Пушкина является своеобразным наказом Николаю. При этом Пушкин воспринимает Петра Первого как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэт восхваляет Петра. В надежде славы и добра Гляжу вперёд я без боязни; Начало славных дел Петра Мрачили мятежи и казни… По мнению Пушкина, Петр – «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - был «вечным» работником, занятым, деятельным человеком. Пушкин хотел бы видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. Образ Петра I должен был стать школой гражданского воспитания читателей. Пушкин хотел, чтобы его современники видели в Петре I образец государя, чтобы для них его действия были критерием деятельности царствующего самодержца. Царь Николай, если он еще не безнадежный тиран, должен был подтвердить сходство делами. Таким образом, в «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром I – она была лестной для любого русского монарха. В последней строке поэт дает наставления новому царю: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
Слайд 11
Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
Слайд 12
Николай I все менее и менее оказывался “пращуру подобен” (4,с.60), и тем более возрастал в сознании Пушкина образ великого Петра. Европеизм Петра I, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Пушкин говорит, что Петр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Склонность Петра I к широкому большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – все это ещё больше дополняет образ царя, воплощает в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Александр Сергеевич дает глубокое освещение демократичности Петра I, который судит о людях и выбирает помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям и знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра I, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». Пафосом «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательной, созидательной деятельности Петра I и его сподвижников. Пушкин своим романом утверждал ценность того, что было так ненавистно Николаю I. В противовес реакционному дворянскому национализму писатель всем циклом произведений о Петре I отстаивал программу декабристов, провозглашая необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной антикрепостнической политики. К преобразованию России в этом направлении Пушкин и призывал правительство. Показывая гуманность Петра I, писатель как бы требовал прощения « милых каторжников » (7,с.98) - декабристов. Главной из причин, по которым роман остался незавершенным, скорее всего, было то, что, приступая к работе над «Арапом Петра Великого», Пушкин поставил перед собой такие задачи, к разрешению которых в 1827 году он не был достаточно подготовлен.
Слайд 15
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов: … Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как божия гроза. Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью: При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает . поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества: Образ Петра I, творца победы, изображен в контрастном сопоставлении с Мазепой и шведским королем Карлом XII. В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,Огромный памятник себе. В его образе нет ничего от человека: царь – полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра I подчеркивает его сверх человеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его появление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла XII и не возгордившийся удачей.
Слайд 16
Возвеличивая подвиг и мужество Петра I и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт позволяет почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр I и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Также А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России. Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью: Прошло сто лет – и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось – И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. Но уже в этой поэме мы можем почувствовать, что Пушкин интересуется не только заслугами Петра 1, но и его человеческими качествами. О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла. Здесь в образе Петра 1 важна не только вдохновленность свыше - сочетание прекрасного и ужасного приводит к мысли и о стихийной необузданности его характера, которая несет зло: причиной измены Мазепы становится оскорбление, нанесенное ему Петром в приступе не вполне оправданного гнева.
Слайд 22
Могучий властелин судьбы» в поэме «Медный всадник». написанная в 1833 году. «Медный всадник» - особенная поэма по отношению к другим произведениям Пушкина, связанным с петровской темой, где последовательно развивается по сути один и тот же взгляд на Петра как на идеального монарха. В этой же поэме проблемы представлена в несколько ином ракурсе. Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди. Построив город, Пётр не подумал о народе, он делал всё для государства. Пётр – «кумир на бронзовом коне». В поэме Петр – покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Возможно, такая вариативность обусловлена самой темой произведения. Пушкин не дает прямого ответа на вопрос: каков же Петр Первый на самом деле? Поэт лишь позволяет увидеть эту фигуру в новом качестве. Двойственный подход А. С. Пушкина к оценке истории, осознание непримиримого противоречия между исторической необходимостью государственного строительства и судьбами народа, личными судьбами было положено им в основу идейного содержания поэмы «Медный Всадник». Основание Петербурга, по Пушкину, : мотивировано необходимостью государственной: «отсель грозить мы будем шведу «...» Сюда, по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам» Прорубить «окно в Европу» нам «природой суждено». Но судьба Евгения, историческая безжалостность преобразовательской деятельности Петра I становится в «Медном Всаднике» страшным упреком всему делу преобразователя.
Слайд 24
Начало славных дел Петра Мрачили мятежи и казни. А.Пушкин Этьен Фальконе Памятник Петру I . 1768 — 1770 годы гранит , бронза . Высота 10,4 м Сенатская площадь О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
Слайд 26
5.Прославление нравственных достоинств Петра I в стихотворении «Пир Петра Первого». Стихотворение «Пир Петра Первого» является своего рода программой, для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Создавалось с учетом исторических размышлений поэта и в то же время являлось ответом на острейшее политическое событие 1835 года. В стихотворение «Пир Петра Первого» прославляет не милость, а примирение царя с подданными. «Пир Петра Первого» стал разрешением конфликтов «Медного всадника». По мысли Пушкина, государство должно стать гуманным, ориентированным на личность человека, а тот, в свою очередь, призван возвысить свой дух до трагических высот истории; только в сущностном единении частное и общественное могут дать спасительный выход из противоречий русской жизни. Позиция, занятая Пушкиным в стихотворении «Пир Петра Первого», отражает и личный опыт поэта после трагических событий 14 декабря. Пушкин, живя в Михайловском, ждал решения своей судьбы новым царем. Ему не приходит в голову мысль о милости, которой мог бы его одарить новый монарх, но он говорит о возможности примирения. Это и было условием поэта. Но Николай I принял условия – он не примирился с Пушкиным, а проявил милость, освободив от ссылки. Стихотворение звучало уроком Николаю I.Публикация «Пира Петра Первого» весной 1836 года – важное событие в русской общественной жизни и в гражданской биографии Пушкина.
Слайд 27
Заключение. Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Поэт создал, как известно, в своих художественный произведениях –образ Петра I, как «вечного работника на троне», человека, который « прорубил окно в Европу »(и насадил европейское просвещение в России. Петр I представал перед поэтом как идеал монарха. В ходе работы «Образ Петра I в произведении А.С. Пушкина» было выяснено, что А.С. Пушкин неоднократно обращался к деятельности царя. Произведения, посвященные императору, возникали у него в связи с определенными историческими событиями. Писатель изобразил противоречивость деятельности самого великого из всех царей России: с одной стороны – это великий преобразователь и патриот, с другой – деспот и крепостник. В работе сделан сопоставительный анализ образов Петра I и царя Николая, в стихотворении «Стансы»; дана характеристика его бурной эпохе в романе «Арап Петра Великого»; рассмотрено отношение Пушкина к Петру I как герою Полтавской битвы; определены литературные приёмы, которые использует писатель, воспевая ПетраI , град петров, будущее России. Мировая история – вот что развивало пушкинский историзм; но главнейшая причина его расцвета – талант, гениальность поэта.Пушкин открыл для себя чрезвычайную противоречивость деятельности самого великого из всех монархов России. Двойственность оценки Петра I – как великого преобразователя и патриота, с одной стороны, и как деспота и крепостника – с другой, - проходит через все творчество Пушкина, посвященное императору. Трагическая ситуация 1826 года обусловила возникновение доверия Пушкина к концепции просвещенного абсолютизма. Так появились «Стансы» и «Полтава». В «Медном всаднике» Пушкин с позиций историзма смог объяснить сложность и противоречивость правления Петра I, расстаться со своими иллюзиями. Последним звеном Пушкинской эволюции стало стихотворение «Пир Петра Первого». «Пир Петра Первого» не продолжал, а отрицал политическую линию, занятую Пушкиным в «Стансах». Создание сложного, многогранного образа Петра I надо признать большой заслугой Пушкина. По существу, он подходил к глубокой мысли, что эта двойственность обусловлена не только особенностями личности Петра, но и всей социально-экономической структурой России, объективной обстановкой, в которой проводились реформы.Пушкин-мыслитель одержал новую победу, он обрел возможность решать острейшие политические проблемы с позиций историзма. Это воплотилось в образе Петра Великого, которого так замечательно создал А.С. Пушкин.
Слайд 28
Используемая литература. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений Т.12 [Текст] / В.Г. Белинский.- М.:1982. Измаилов, Н.В. Очерки творчества А.С. Пушкина [Текст] / Н.В. Измаилов.- Л.:1976. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина [Текст] / В.И. Кулешов. - М.: 1987. Макогоненко , Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы [Текст] / Г.П. Макогоненко .- Л.: 1982. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений Т.4 [Текст] / А.С. Пушкин.- М.: 1972. Фомичев, С.А. Поэзия А.С. Пушкина. Творческая эволюция [Текст] / С.А. Фомичев.-Л.:1986. Эйдельман, Н.Я. А.С. Пушкин: история и современность в художественном сознании поэта [Текст] / Н.Я. Эйдельман.- М.: 1984. Яшневский,В.П . А.С.Пушкин. Творческий путь [Текст] / В.П. Яшневский - М.: 1967.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Сказка об одной Тайне
Сочные помидорки
Пейзаж
Груз обид