В своей исследовательской работе по обществознанию «Особенности законотворческого процесса в РФ» автор выясняет, каков процесс принятия законов в РФ в соответствии с Конституцией РФ, выделяет его основные этапы и особенности.
Цель:
• Выяснить, в чем сущность законотворческого процесса в РФ, каковы его особенности по сравнению с законотворческими процессами в других государствах?
Задачи:
• Изучить ст.ст.104-108 Конституции РФ.
• Изучить законотворческие процессы в Германии и Франции.
• Выявить зависимость законодательного процесса от формы правления государства.
• Выделить критерии для сравнения законодательных процессов.
• Проанализировать полученные данные и сделать вывод об особенностях законотворческого процесса в РФ.
Результат:
Благодаря проведенной работе удалось собрать достаточно необходимой информации, которая позволяет не только охарактеризовать законотворческий процесс в РФ, но и позволяет указать на особенности процесса в сравнении с другими государствами, что значительно углубляет и расширяет знания по теме «форма государства» и по теме «законодательный процесс в РФ». Итоги работы оформлены в виде плаката, который является наглядным пособием для учащихся 9,11 классов при подготовке к сдаче ОГЭ, ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности законотворческого процесса в РФ. | 2.35 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
(143088 Московская область, Одинцовский район,
посёлок сан. им. Герцена, строение 52)
телефон: 8 (495) 992 14 92
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по дисциплине « Обществознание»
Тема:
« Особенности законотворческого процесса в Российской Федерации»
(проектно-исследовательская работа)
Выполнила:
Новицкая Светлана, 10 класс
Московская область, Одинцовский район,
Руководитель:
Прощина Юлия Васильевна
учитель истории и обществознания
Васильевской средней образовательной школы
пос. сан. им. Герцена
2019 г.
Содержание
1. Аннотация…………………………………………………………………. . 3-4 стр.
2 Введение…….…..…………….…………………….………………………… 5-6 стр.
3.1 Форма правления ……………………………..…………………………….... 8 стр.
3.1.1 Монархия……………….. .……………………………...…………………… 8 стр.
3.1.2 Республика…………………………………………………………………… 8-9 стр.
3.1.3. Виды республик …………………………….………………………….…. 9-12 стр.
3.2. Практическая часть…………………………………………………………...12-13 стр.
3.3. Вывод …………………………………………………………………………..…14 стр.
4. Заключение………………………………………………………………… 14-15 стр.
5. Список литературы…………………………………………………………. .. 16 стр.
6. Интернет ресурсы………………………………………………………………. 17 стр.
7. Приложения………………………………………………………………..……18-22 стр.
1.Аннотация.
Описание проекта: В своей исследовательской работе по обществознанию «Особенности законотворческого процесса в РФ» я выясню, каков процесс принятия законов в РФ в соответствии с Конституцией РФ, выделю его основные этапы, выясню имеющиеся особенности.
Цель:
Задачи:
Результат:
Благодаря проведенной работе удалось собрать достаточно необходимой информации, которая позволяет не только охарактеризовать законотворческий процесс в РФ, но и позволяет указать на особенности процесса в сравнении с другими государствами, что значительно углубляет и расширяет знания по теме «форма государства» и по теме «законодательный процесс в РФ». Итоги работы оформлены в виде плаката, который является наглядным пособием для учащихся 9,11 классов при подготовке к сдаче ОГЭ, ЕГЭ.
Этапы проектной работы:
Была проведена следующая деятельность:
Основными методами исследования являются:
• теоретический анализ научной и методической литературы;
• отбор информации;
• анализ;
• обобщение;
• описание.
2. Введение
Не за горами самое жаркое время в жизни одиннадцатиклассников – пора экзаменов. Многие готовились в течение всего года, а кто-то только начинает серьезную подготовку. Но и тем, и другим придется столкнуться с трудностями в ходе изучения раздела «Политика». Вопросы устройства политической сферы жизни общества в школьном курсе являются для учащихся одними из самых сложных. Думаю, это от того, что мы - несовершеннолетние, а значит, о политике можем судить только по новостям, не принимая в политических процессах деятельного участия. Многие мои одноклассники считают вопросы управления и организации политической власти в обществе самыми скучными и не уделяют им особого внимания. А зря…
По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) на основе анализа типичных ошибок учащихся, сделанных при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, «приходится говорить о том, что часть выпускников не знают устройства и организации государственной власти в РФ (содержательные элементы «органы государственной власти Российской Федерации» и «федеративное устройство Российской Федерации»). Средний процент выполнения задания 14 составляет 40,7 (в 2017 г. – 43,6%; в 2016 г. – 37,2%). При этом полный правильный ответ дали менее 30% участников ЕГЭ 2018 г. (в 2017 – 31,9%; в 2016 г. – 24,3%). Экзамен 2018 г. показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов РФ, многие затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом РФ. Самая распространенная ошибка: «Правительствo РФ принимает закoны», «Высший орган законодательнoй власти – Правительство РФ»[1]. Таким образом, очевидно, что вопросы, касающиеся устройства законодательного процесса, являются чрезвычайно актуальными при подготовке к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию. В конце своей работы я создам наглядное пособие по законотворческому процессу в РФ, в котором будут отражены не только стадии, но и, что немало важно, особенности законотворческого процесса в
Такое пособие поможет и тем, кто хочет всего лишь переступить «порог» и набрать проходной балл, и тем, кто стремится к максимально высокому баллу на ЕГЭ по обществознанию.
Актуальность данного проекта состоит в необходимости обратить внимание на сложные вопросы в разделе «Политика» при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и помочь в освоении этих сложных содержательных элементов.
Объект исследования: законотворческий процесс в РФ, в Германии, во Франции и Англии.
Предмет исследования: особенности законотворческого процесса в РФ.
Гипотеза исследования: законотворческий процесс в РФ имеет особенности, связанные с формой правления: смешанная республика. Он сочетает в себе признаки и президентской республики, и парламентской.
Целью данного исследования является: выяснить, в чем особенности законотворческого процесса в РФ и подтвердить или опровергнуть гипотезу на основе полученных данных.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Значимость полученных результатов: состоит в выявлении особенностей законотворческого процесса в РФ связанных с формой правления: смешанная республика; в использовании проектно-исследовательской работы на уроках обществознания и при подготовке к ЕГЭ по обществознанию в качестве учебного материала.
3. Основная часть
Законодательный процесс – это последовательная смена определенных действий компетентных органов по подготовке, принятию законов и вступлению его в силу. Субъектами законодательного процесса выступают высшие государственные органы, должностные лица, народ в лице своих представителей. В ходе процесса субъекты взаимодействуют между собой, выполняют определенные, установленные законом действия. Но каков характер их взаимодействия? Почему одни одобряют, а другие инициируют? От чего это зависит?
Изучая законотворческий процесс на уроках в школе, я подумала, а не может ли организация законодательной деятельности в государстве отражать способ организации высших органов государственной власти? Наверное, законодательный процесс в каждом государстве уникален, но при этом возможно и наличие общих черт.
Допустим, что способ организации и взаимодействия высших органов власти напрямую связан с законодательным процессом, поскольку законодательный процесс и есть одно из множества таких взаимодействий государственных органов между собой.
3.1. Форма правления.
Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику.
3.1.1 Монархия
Монархия – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.
3.1.2 Республика
Республика – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом на определенный срок; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а «глава государства избирается населением или представительным органом».[2] Республиками в современном мире являются Российская Федерация, Франция, Германия. Законодательный процесс этих государств будет являться объектом моего исследования.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Республика является самой демократической формой правления, так как предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа и главы государства, основываются на воле народа.
Парламентская республика
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. А значит и в законодательном процессе парламент играет большую роль.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Российской Федерации, где мы выбираем президента сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства, премьер-министр, председатель совета министров, канцлер назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет Верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Таким образом, мы видим, что в парламентской республике парламенту принадлежит ведущая роль в управлении государством.
Президентская республика
По иному обстоят дела в президентской республике. Такой, например, как Франция.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Голоса подсчитываются по мажоритарной системе. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Российская Федерация). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
Итак, мы дали краткую характеристику: форме правления Германии – парламентская республика, следовательно, в законодательном процессе в Германии перевес в полномочиях будет на стороне парламента. А вот во Франции – наоборот, правительство во главе с президентом республики наделено весьма значительными по сравнению с парламентом полномочиями, что и должно отразиться и на законодательном процессе. (Объективности ради стоит отметить, что Франция в последнее время «смешивает» президентскую республику с парламентской, и в некоторых источниках можно встретить указание на Францию как на пример смешанной республики).
Российская Федерация является смешанной республикой: президент хоть и не является главой исполнительной власти, но может председательствовать на заседаниях правительства, представляет кандидатуру на пост главы правительства, сам президент выбирается всенародным голосованием, а не избирается из числа парламентариев. Следовательно, и в законодательном процессе в Российской Федерации мы найдем сочетание принципов парламентской и президентской республик.
3.2 Практическая часть
Общее и различия в законотворческих процессах Российской Федерации, Франции и Германии.
В Германии и России законодательный процесс довольно схож между собой, но имеет свои отличительные черты в каждой стране. Так в ФРГ конституционно закреплен принцип формального равенства между субъектами законодательной инициативы (Федеральное правительство, члены Бундестага и Бундесрат).
Каждый законопроект, вне зависимости от его инициатора, выносится на рассмотрение по крайней мере в первом чтении. Впоследствии в соответствующих комитетах данный законопроект рассматривают в течение 10 недель. Если законопроект после указанного времени так и не был рассмотрен в Бундестаге, то статус законопроекта он утрачивает.
В нашей стране установлен практически такой же порядок, с тем лишь отличием, что в России законопроект, «застрявший в комитетах Государственной Думы (Прил.1), может находится там годами и сохранять за собой статус законопроекта».[3] Схожи также и функции палат парламента. Если нижняя палата (Бундестаг (Прил.2) и Государственная Дума) занимается принятием и изменением законопроектов, то верхняя (Бундесрат и Совет Федерации) лишь отклонением принятых законодательных инициатив. Отличие просматривается в роли главы государства в законодательном процессе. В Германии президент не обладает правом вето на законопроект, в то время как в России у президента есть сильное право вето, что свойственно для президентской республики.
Французский парламент (Прил. 3), который наделен законодательной властью, состоит из двух палат:
1) Национального собрания, которое состоит из 579 депутатов, избираемых на 5 лет на всеобщих выборах;
2) Сената, состоящего из 321 члена, избираемого на 9 лет, при этом состав Сената обновляется каждые 3 года на 1/3.
Законодательный процесс: «в соответствии с французской конституцией во Франции принимаются простые, органические и изменяющие Конституцию законы».[4] Для принятия каждого вида законов предусмотрен специальный порядок.
Органические законы принимаются парламентом по строго определенному Конституцией кругу вопросов. Обыкновенные законы принимаются по перечисленным в Конституции и установленным органическими законами вопросам. Таким образом, французский парламент обладает абсолютно ограниченной компетенцией. «Правом законодательной инициативы обладают члены парламента и правительство. Члены правительства предлагают законопроекты, а парламентарии – законопредложения».[5] Законопроекты вносятся в бюро любой из палат парламента, после внесения законопроекты передаются в соответствующий комитет. Как правило, процесс принятия закона проходит в трех чтениях, хотя предусмотрена возможность проведения и большего их количества. Затем принятый законопроект передается для одобрения в Сенат, при положительном решении Сената он переходит президенту для обнародования. Этот порядок схож с соответствующими этапами законодательного процесса в Российской Федерации. В случае внесения изменений Сенатом, законопроект передается обратно в нижнюю палату, так продолжается, пока не будет достигнуто согласие между палатами. В нашем государстве такого порядка нет.
Право вето – общая черта в полномочиях президента и Франции, и России.
Во Франции финансовые законы, касающиеся бюджета, налогов, могут быть внесены только в Национальное собрание (нижняя палата). Правом законодательной инициативы здесь наделено исключительно правительство. Если парламент не принял такой закон в течение 70 дней, то этот вопрос может урегулировать президент.
В России такие законы вносятся тоже в нижнюю палату, однако являются обязательными для рассмотрения в верхней палате парламента. Право законодательной инициативы в этом случае не ограничено.
Таким образом, полученные данные занесены мною в сравнительную таблицу. (Приложение 4).
3.3 Вывод
При сравнении законодательных процессов Германии, Франции, России было установлено, что: полномочия нижней и верхней палаты практически одинаковые. Нижняя палата принимает закон, а верхняя – одобряет. Так происходит в силу того, что республики основаны на демократии, на признании того, что народ является единственным носителем и источником власти. Существенные различия наблюдаются только в объеме полномочий правительства и президента. Элементы президентской республики в законодательном процессе РФ: право «вето», подпись президента. Подпись президента является частью промульгации – процедуры вступления закона в силу. Элементы парламентской республики в законодательном процессе РФ: большинство законопроектов вносится парламентариями, правительство же дает обязательное заключение по определенному кругу вопросов. Парламент РФ квалифицированным большинством может преодолеть право «вето» президента.
Особенностями законодательного процесса в Российской Федерации, я думаю, можно назвать:
4.Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что изучать и сравнивать законодательные процессы очень интересно – ты начинаешь разбираться в тонкостях. В своей исследовательской работе, проведя поисковую и аналитическую деятельность, я нашла и собрала интересующий меня материал в специальной литературе и интернет ресурсах, систематизировала полученные данные, проанализировала его и сделала соответствующий вывод.
Я показала сходства и различия законотворческих процессов трех государств, и смогла составить плакат-схему «Законотворческий процесс в Российской Федерации» (Прил.5), отразив в нем особенности законодательного процесса в РФ.
Считаю, что цель проекта: подтверждение выдвинутой мной гипотезы, подготовка и составление плаката-схемы «Законотворческий процесс в Российской Федерации», выполнена. И наша гипотеза, что вся система государственных органов Российской Федерации и их деятельность, в том числе законотворческий процесс, сочетает в себе элементы парламентской и президентских республик - полностью подтверждена.
Данная работа может быть использована как учебное пособие на уроках обществознания и при подготовке к ГИА, а плакат-схема станет наглядным пособием в кабинете обществознания в моей школе.
5. Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва.: Проспект, 2018.
2. Пиголкин А.С. Законотворчество в Российской Федерации // Научно-практическое и учебное пособие // М.: Формула Права, 2000.
3. Фролов И.Т. //Философский словарь// 4-е изд. М.: Политиздат, 2008.
4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран // М.: Юрист. - 1997
2. www.dic.academic.ru
4. . www.studfiles.net
Приложение 1.
Заседание Государственной Думы Российской Федерации.
Приложение 2.
Заседание Бундестага
Приложение 3.
Заседание Парламента Франции
Приложение 4.
Таблица
Критерии сравнения | РФ | Франция | Германия |
Законодательная инициатива | Принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. | Принадлежит главе правительства (президенту) и членам обеих палат парламента. | Принадлежит правительству, депутатам и бундесрату (двум палатам парламента) |
Роль правительства в принятии законов | Принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Дает заключение по некоторым законопроектам. | Большинство законодательных инициатив и принятых законов во Франции принадлежат Правительству, возглавляемому Президентом | Законопроекты правительства должны быть одобрены Бундесратом и Бундестагом (Парламентом). |
Роль нижней палаты в закон. процессе | Занимается принятием и изменением законопроектов, имеет возможность принять закон самостоятельно. | Рассматривают финансовые законы, касающиеся бюджета и налогов; органические законы. Имеет право при несогласованности с Верхней палатой (Сенатом) принять закон самостоятельно. | Занимается принятием и изменением законопроектов . |
Роль Верхней палаты парламента в закон. процессе | Одобряет принятый закон. | Рассматривает органические законы. Имеет меньше полномочий, чем Нижняя палата (Национальное собрание). | Занимается отклонением или одобрением принятых законодательных инициатив. |
Приложение 5. Плакат-схема
[1] http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1535372249/obshchestvoznanie_2018.pdf
[2] https://3dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23993
[3] Пиголкин А.С. Законотворчество в Российской Федерации // Научно-практическое и учебное пособие // М.: Формула Права, 2000.
[4] https://studfiles.net/preview/5899696/page:59/
[5] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран // М.: Юрист. - 1997
[6] Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва.: Проспект, 2018.
Неньютоновская жидкость
Сочини стихи, Машина
Весенние чудеса
Никто меня не любит
Учимся ткать миленький коврик