Данная работа рассказывает о влиянии общения человека и собак хаски на повышение личных компетенций человека.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_bazhenova_marina_red_anny_anatolevny_nasha_redaktsiya.docx | 49.9 КБ |
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МАОУ СОШ № 56
Хаски-терапия как способ повышения личной эффективности человека
Проектно-исследовательская работа
Выполнила: Баженова Марина,
ученица 3 «Г» класса.
Научный руководитель:
Будзинаускене Анна Анатольевна
Калининград, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1: Введение…………………………………………………………..стр.3
1.1. Актуальность темы исследования.
1.2. Цель проектно-исследовательской работы.
1.3. Задачи проектно-исследовательской работы.
1.4. Объект и предмет исследования.
1.5. Гипотеза исследования.
1.6. Методы исследования.
1.7. Глоссарий (ключевые термины и определения).
Глава 2. Теоретическая……………………………………………………. …стр.5
Глава 3. Практическая………………………………………………………..стр. 8
Глава 4. Обобщение полученных результатов исследования. Вывод…….стр.11
Список литературы………………………………………………………….стр. 12
Приложение: ……………… ………………………………………………….стр.13
Глава 1: ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в то время, когда темп нашей жизни постоянно ускоряется. С развитием технологий любой человек начал двигаться в решении повседневных задач гораздо быстрее, чем раньше. Это можно увидеть на простом примере почтового письма: в середине прошлого века доставка почтальоном письменной информации занимала немало времени, а сегодня электронные сообщения доставляются в течение пары секунд, и точно также срочно требуют ответа. Растущий темп жизни требует от нас гибкого мышления и высокой скорости принятия решений.
Каждый замечал за собой такое явление: первые 30-40 минут вы с энтузиазмом выполняете работу. Затем концентрация внимания ослабевает, вы начинаете отвлекаться на посторонние предметы, эффективность падает, глаза перестают гореть, и то, на что требовалось 5 минут, занимает гораздо больше времени. Именно для того, чтобы уменьшить время на выполнение дел и экономить свои силы, необходимо тренировать личную эффективность. Повышение личной эффективности приводит к бережному распределению внутренних ресурсов человека, увеличивает продуктивность его труда, работоспособность и улучшает качество жизни.
Изучить влияние сеансов хаски-терапии на повышение личной эффективности человека.
1.3. Задачи проектно-исследовательской работы
Задача № 1.
Выявить навыки человека, использование которых повышает его личную эффективность (какие мои умения помогают повысить мою личную эффективность) = компетенции личной эффективности человека = КЛЭЧ
Задача № 2.
Изучить, что мы знаем о воздействии на человека терапии с использованием собак.
Задача № 3.
Разработать Программу тренировки КЛЭЧ при помощи сеансов хаски-терапии.
Задача № 4.
Провести показательную тренировку КЛЭЧ в соответствии с разработанной Программой. Измерить показатели КЛЭЧ до и после проведения сеанса хаски-терапии.
1.4. Объект исследования – человек. Предмет исследования – личная эффективность человека
1.5. Гипотеза:
С помощью сеансов хаски-терапии происходит тренировка навыков человека, использование которых повышает его личную эффективность.
1.6. Методы исследования:
- анализ представленного в интернете материала на заданную тему исследования;
- программирование исследуемого процесса;
- постановка эксперимента;
- наблюдение;
- анкетирование;
- обобщение полученных результатов.
1.7. Глоссарий (ключевые термины и определения).
Хаски-терапия (сибирский хаски - порода собак, терапия - лечение, оздоровление) - методика развития у человека умственных и эмоциональных способностей, памяти и координации движений при помощи специальных занятий с участием собак породы «сибирский хаски».
Навык - умение, способность человека выполнять что-либо.
Личная эффективность - способность человека максимально быстро и качественно выполнять определенные задачи. Фундамент личной эффективности закладывается в школе, когда ученик проявляет мультизадачность: нужно сделать уроки, заняться тем, что нравится, посидеть в социальных сетях, погулять с друзьями, выполнить задания родителей по дому и так далее.
Глава 2: Теоретическая
2.1. Определение компетенций личностной эффективности человека
Выполнение Задачи 1: Выявить навыки человека, использование которых повышает его личную эффективность (какие мои умения помогают повысить мою личную эффективность) = компетенции личной эффективности человека = КЛЭЧ
КЛЭЧ № 1: Целеполагание (планирование).
Грамотно ставить цели – это одна из самых важных КЛЭЧ. Планирование собственного дня помогает направить усилия в нужное русло и увеличить работоспособность.
Согласно общепризнанному правилу формулирования целей «SMART» (Specific – конкретна, Measurable – измерима, Achievable – выполнима, Relevant – значима, Timebound – ограничена во времени), цель должна быть: конкретна, измерима, выполнима, значима, ограничена во времени.
Листок с целями следует носить с собой. Он поможет ответить на вопрос: «Зачем я этим занимаюсь в данный момент», а также даст дополнительную мотивацию для работы.
КЛЭЧ № 2: Расстановка приоритетов.
Расставлять приоритеты – это значит решать, какие цели должны быть выполнены в первую очередь, а какие после них. Человек ограничен в своих силах и во времени. Расстановка очередности позволяет грамотно распределять указанные ресурсы в течение дня для того, чтобы в начале выполнить самые важные дела, а второстепенные – во вторую очередь.
Марк Твен сказал: «Если съесть лягушку в начале дня – остаток дня обещает быть чудесным. Ведь все самое трудное вы уже сделали».
Психологи также придерживаются подобной точки зрения. У человека после выполнения сложной задачи наступает всплеск эндорфинов – гормона радости, и как следствие – увеличение внутреннего запаса энергии. Таким образом, после трудной задачи вы с радостью возьметесь за что-то менее трудное. При этом самое приятное задание следует оставлять под конец. Стремление к нему также повысит работоспособность.
КЛЭЧ № 3: Концентрация внимания.
Проблема концентрации сегодня – один из самых острых вопросов, которому психологи придают значение.
Немного статистики:
Средняя продолжительность времени концентрации ребенка на чем-то одном – 7 минут. У взрослого эта цифра может увеличиться до 40 минут.
После 40 минут однотипной работы, вне зависимости от того, насколько она творческая, наступает потеря концентрации и упадок работоспособности. Это негативно сказывается на личной эффективности.
Сегодня есть несколько методов улучшения концентрации внимания, но принцип в них один: нужно периодически делать перерывы и после длительных занятий одним и тем же делом, менять поле деятельности. Один из самых старых, но действенных методов сохранения концентрации – метод Pomodoro.
Суть метода в том, что необходимо заниматься одним видом деятельности 25 минут и после этого устраивать себе 5-ти минутный отдых. После того как вы 4 раза сделали этот цикл Pomodoro, вам нужно сменить вид деятельности, даже если работа не была закончена. И после 1-2 циклов вернуться к ней и закончить работу.
КЛЭЧ № 4: Контроль за самочувствием.
Плохое самочувствие – одна из причин, по которой человек не может использовать свой максимальный потенциал. Во время болезни учащийся будет менее эффективен в учебе, а сотрудник - на работе, так как не сможет выполнять повседневные задачи также быстро и качественно, как делал это ранее до болезни.
Внимательное отношение к таким симптомам, как повышенная температура тела, боль в горле и мышцах, резкий упадок сил, головокружение позволит вовремя осуществить корректирующие мероприятия для восстановления здоровья, что в свою очередь положительно отразится на повышении личной эффективности человека.
2.2. Канистерапия
Выполнение Задачи 2: Изучить, что мы знаем о воздействии на человека
терапии с использованием собак.
История канистерапии (от лат. Canis – собака) уходит корнями в 1796 год, когда в английском графстве Йоркшир основатель больницы заменил традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия и в лечении стали применять собак. Врачи больницы отмечали положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.
Также, в исторической сводке Второй мировой войны отмечен легендарный йоркширский терьер по кличке Смоки, который был зачислен в состав 26-го разведывательного авиаполка ВВС США, прошёл через Вторую мировую войну, заслужил 8 боевых наград и получил звание капрала. Смоки успешно работал в госпиталях в качестве собаки-терапевта в течение 12 лет.
В настоящее время учёные выявили благотворное действие на человека животных, а также возможности использования сенсорных свойств (обоняние) собак для диагностики недугов человека. На мысль использовать собак в качестве диагностики больных, учёных навели рассказы людей о своих домашних животных. Например, было опрошено 212 человек, болеющих сахарным диабетом, которые имели домашних питомцев. У 65 % из них животные предчувствовали наступление гипогликемии у хозяина (сокращения инсулина в крови). Собаки проявляли беспокойство, начинали скулить и лаять, благодаря чему удавалось вовремя принять лекарство и не допустить тяжелых осложнений.
Положительное воздействие терапия с использованием собак оказывает при следующих заболеваниях:
- повышенная тревожность;
- рассеянный склероз;
- в реабилитации после травм;
- при оказании помощи неизлечимо больным людям.
Собака является социальным животным, тем самым ориентируется на окружающих её людей, искренна в любви и преданна. На основе этих качеств, специалисты разрабатывают различные программы оздоровления и развития детей и взрослых с участием собак-терапевтов. С помощью канистерапии у детей формируются позитивные социальные установки, развиваются навыки общения, снимается эмоциональное напряжение.
По данным исследований ученых Российской академии медицинских наук, занятия с собаками улучшают моторику и психо-эмоциональное состояние пациентов, их способность активно реагировать на окружающий мир, снижают количество обострений хронических болезней.
Глава 3. Практическая
3.1. Программирование
Выполнение Задачи 3: Разработать программу тренировки компетенций личной эффективности человека (КЛЭЧ) при помощи сеансов хаски-терапии.
Программа тренировки КЛЭЧ при помощи сеансов хаски-терапии
Этапы программы | Тренируемая КЛЭЧ | Мероприятия программы |
Проявить изобретательность для установления контакта с собакой-терапевтом | Целеполагание Концентрация внимания | Приспособление к индивидуальным повадкам собаки-терапевта |
Разобраться в снаряжении для каникросса | Расстановка приоритетов Концентрация внимания | Надевание элементов упряжи на себя и собаку-терапевта. |
Научиться управлять поведением собаки-терапевта | Целеполагание Концентрация внимания Расстановка приоритетов | Выкрикивание команд «вперед»,«стоять», «влево», «вправо». |
Пройти этапы каникросса | Целеполагание Концентрация внимания Контроль за самочувствием | Установление лидерства в отношениях человек-собака. |
Заслуженно похвалить собаку-терапевта в конце сеанса хаски-терапии | Целеполагание Контроль за самочувствием | Подведение итогов сеанса, поощрение собаки-терапевта. |
3.2. Показательная тренировка. Анкетирование
Выполнение Задачи 4:
Провести показательную тренировку КЛЭЧ в соответствии с разработанной Программой. Измерить показатели КЛЭЧ до и после проведения сеанса хаски-терапии.
Респондентам была предложена следующая анкета
Измерение показателей КЛЭЧ - «целеполагание» -
до и после проведения сеанса хаски-терапии
«ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ» | ДО проведения сеанса хаски-терапии | ПОСЛЕ проведения сеанса хаски-терапии |
Постановка целей в соответствии с критериями «SMART» | 0 человек или 0% от числа участвующих в эксперименте | 4 человека или 80% от числа участвующих в эксперименте |
Постановка целей, несоответствующих критериям «SMART» | 5 человек или 100% от числа участвующих в эксперименте | 1 человек или 20% от числа участвующих в эксперименте |
Всего участников эксперимента | 5 человек | 5 человек |
Вывод: проведение сеансов хаски-терапии в соответствии с разработанной Программой тренировки КЛЭЧ повышает способность человека к эффективному целеполаганию на 80%.
Измерение показателей КЛЭЧ - «расстановка приоритетов» -
до и после проведения сеанса хаски-терапии
«РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ» | ДО проведения сеанса хаски-терапии | ПОСЛЕ проведения сеанса хаски-терапии |
Расстановка приоритетов в соответствии с критериями «важно/срочно» | 2 человека или 40% от числа участвующих в эксперименте | 5 человек или 100% от числа участвующих в эксперименте |
Расстановка приоритетов, несоответствующих критериям «важно/срочно» | 3 человека или 60% от числа участвующих в эксперименте | 0 человек или 0% от числа участвующих в эксперименте |
Всего участников эксперимента | 5 человек | 5 человек |
Вывод: проведение сеансов хаски-терапии в соответствии с разработанной Программой тренировки КЛЭЧ повышает способность человека к эффективной расстановки приоритетов на 60%.
Измерение показателей КЛЭЧ - «концентрация внимания» -
до и после проведения сеанса хаски-терапии
«КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ» | ДО проведения сеанса хаски-терапии | ПОСЛЕ проведения сеанса хаски-терапии |
Концентрация внимания на протяжении цикла 5-ти кратного повторения скороговорки | 2 человека или 40% от числа участвующих в эксперименте | 4 человека или 80% от числа участвующих в эксперименте |
Сбой концентрации внимания на протяжении цикла 5-ти кратного повторения скороговорки | 3 человека или 60% от числа участвующих в эксперименте | 1 человек или 20% от числа участвующих в эксперименте |
Всего участников эксперимента | 5 человек | 5 человек |
Вывод: проведение сеансов хаски-терапии в соответствии с разработанной Программой тренировки КЛЭЧ повышает способность человека к более длительной концентрации внимания на 40%.
Измерение показателей КЛЭЧ - «контроль самочувствия» -
до и после проведения сеанса хаски-терапии
«КОНТРОЛЬ САМОЧУВСТВИЯ» | ДО проведения сеанса хаски-терапии | ПОСЛЕ проведения сеанса хаски-терапии |
Выразили готовность к более внимательному контролю самочувствия, в том числе по таким параметрам, как измерение пульса, субъективная оценка переохлаждения или перегрева, нетипичные покраснения участков тела, общее психо-соматическое напряжение. | 4 человека или 80% от числа участвующих в эксперименте | 5 человек или 100% от числа участвующих в эксперименте |
Не внесли никаких изменений в личный контроль самочувствия | 1 человек или 20% от числа участвующих в эксперименте | 0 человек или 0% от числа участвующих в эксперименте |
Всего участников эксперимента | 5 человек | 5 человек |
Вывод: проведение сеансов хаски-терапии в соответствии с разработанной Программой тренировки КЛЭЧ мотивирует человека к более внимательному контролю самочувствия на 20%.
Глава 4: ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫВОДЫ.
Проведение сеансов хаски-терапии в соответствии с разработанной Программой тренировки КЛЭЧ повышает способности человека к:
- эффективному целеполаганию на 80%;
- эффективной расстановке приоритетов – на 60%;
- более длительной концентрации внимания – на 40%;
- мотивирует к более внимательному контролю самочувствия – на 20%.
ВЫВОД:
В соответствии с разработанной с моим участием Программой тренировки КЛЭЧ при помощи сеансов хаски-терапии, мы экспериментальным путем доказали влияние указанных сеансов на повышение личной эффективности человека.
Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась!
Источники информации,
использованные в проектно-исследовательской работе.
1. Личная эффективность. М: Альпина Паблишер, 2018 г. – 218 стр.
2. Лес Хьюитт. Цельная жизнь: монография. М: Манн, 2015 г. – 264 стр.
3. Интернет-сайт энциклопедии Википедия. Электронный ресурс. Режим доступа http//www.wikipedia.org.
4. Интернет-сайт о животных. Электронный ресурс. Режим доступа http//www.goodnewsanimal.ru.
5. Интернет-сайт хаски-клуба. Электронный ресурс. Режим доступа http//www.haski-club.com
П р и л о ж е н и е № 1: АНКЕТА
ФИО респондента | ДО проведения сеанса хаски-терапии | ПОСЛЕ проведения сеанса хаски-терапии |
Составьте план Ваших действий на завтра, состоящий из 3-х мероприятий. | ||
Расставьте приоритеты в очередности выполнения мероприятий. | ||
Сформулируйте цель в отношении планируемого мероприятия, которому Вы присвоили наивысший приоритет. | ||
Произнесите скороговорку 3 раза подряд в темпе 3 доли за 1 секунду: «Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап» (15 секунд на цепочку из 3-х кратного повторения). | ||
Предложите мероприятия по регулярному контролю Вашего самочувствия в течение дня. |
Два плуга
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Будьте как солнце!
Отчего синичка развеселилась
Сказка "Дятел, заяц и медведь"