Исследовательская работа по истории "История подковы счастья"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_podkovy.docx | 327.39 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с.Новосельское
«История подковы счастья»
Исследовательская работа
Секция: история
Автор:
Смахтина Наталья Дмитриевна
Класс 6
Телефон: 4 – 61 – 10
Руководитель работы:
Авагян Елена Игоревна,
учитель истории
Телефон: 4 – 61 - 10
2016 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. ИСТОРИЯ ПОДКОВЫ………………………………………………..4-6
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЕРЕГА ПОДКОВА…………………………………………………..…………………..7-9
Глава III. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ……………………………………………10
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
«Подкова приносит счастье даже тем, кто в суеверия не верит».
Нильс Бор
Меня зовут Смахтина Наталья. Я ученица МБОУ-СОШ с. Новосельское.Пока я учусь только в 6 классе, но учиться мне очень нравится. А ещё я люблю узнавать что-то новое и интересное, изучать, как раньше жили люди, во что они верили…
Однажды на уроке технологии мы делали обереги из различных материалов. Учитель предложил нам изготовить подкову на счастье из соленого теста. Нам с ребятами эта идея очень понравилась. А мне стало интересно: откуда взялось мнение о том, что подкова приносит счастье?
Кто и зачем придумал подковы? В природе лошади ходили босиком, так почему же пришлось обувать домашних? И почему такой незатейливый предмет оброс множеством легенд и суеверий, которые актуальны для многих людей и по сей день?
В своей работе мы попытаемся раскрыть историю возникновения подковы, как символа приносящего счастье. Проведем опрос среди учащихся и педагогов о том, верят ли они в то, что подкова может приносить счастье, находили ли когда-нибудь подкову.
Все это и определило тему нашего исследования.
Цель:Узнать, действительно ли подкова обладает способностью
притягивать к себе удачу и приносить счастье.
Объект исследования:ученики 5 -10 классов и педагоги МБОУ-СОШ с. Новосельское.
Предмет исследования:подкова, как символ приносящий счастье.
Методы исследования:
-сбор и обработка информации;
-анкетирование.
Задачи:
- собрать информацию о народных приметах, связанных с подковой;
- провести анкетирование и проанализировать их результаты;
- поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Гипотеза:Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитывает уважение и интерес к народным традициям.
Практическая направленность: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, а также данный материал был опубликован в школьной газете
Глава I. ИСТОРИЯ ПОДКОВЫ
О лошадях написаны тысячи книг – и научных и художественных. О них сложено много легенд и преданий. И песни есть о лошадях, и стихотворения, и фильмы, и целые поэмы.
Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое он начал традиционным пожеланием: "Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням". Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.
На протяжении тысячелетий была лошадь не только помощником, но и верным другом человека. Она была незаменима в работе и в сражениях, она перевозила почту, пассажиров, различные грузы, пахала, боронила, сеяла, косила, одним словом – кормила человека. Она пасла других животных, участвовала в состязаниях, выручала в трудные минуты, лечила человека целебным кумысом.
С развитием во многих странах конного спорта в племенном коневодстве выделилось спортивное направление, специализирующееся на выращивании высококачественных верховых и рысистых пород. Российское племенное коннозаводство славится во всем мире. И подковывание лошадей стало специальной наукой.
Но сам процесс подковывания лошадей пришел к нам из глубокой древности.
Люди столкнулись с серьезной проблемой: при работе лошади на грунте копыта быстро изнашивались, что приводило к болезненным ощущениям, лошадь начинала хромать или вообще отказывалась наступать на больную ногу, тогда же появилась необходимость предохранения копыт от снашивания и обламывания.
Греки, римляне и другие народы древности при выборе лошадей для той или иной работы обращали внимание на твердость копыт; для повышения крепости копыт рекомендовалось содержать лошадей с молодого возраста на каменном или дубовом полу, а копыта, в зависимости от твердости, разделяли на группы. Однако даже повышенная твердость копыт не предохраняла роговой подошвы от чрезмерной порчи.
Во время похода Александра Македонского через Азию (IV в. до н.э.) лошади вышли из строя, так как их копыта сильно износились и испортились. Потребовались какие-то специальные приспособления для защиты роговой капсулы от изнашивания и обламывания. Такие предохранительные приспособления вначале сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, растительных волокон и укреплялись над венчиком копыта под щеткой посредством веревок или ремней. У лошадей Чингисхана в XVIII веке копыта были обмотаны кожей. Однако эта защита была непрочной; кроме того, укрепление её веревками или ремнями вызывало заболевания кожи. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота рекомендовалось покрывать смолой.
Римляне употребляли для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, расположенными сзади, спереди и сбоку, для укрепления пластинки на копыте веревкой или ремнем. Такие пластинки для копыт лошадей назывались гиппосандалиями, для быков - бососандалиями. Описываются золотые подошвы у мулов Помпеи, супруги Hеpона, серебряные подошвы у лошадей Hеpона, запряженных в колесницы.
Однако мнение ученых о времени появления подков очень расходятся
Ряд исследователей утверждает, что применение подков было известно кельтам, населявшим территорию современной Франции, Швейцарии, отчасти Германии и Англии. При раскопках обнаружены подковы и гвозди, изготовление которых приписывают кельтам. Эти подковы имеют ветви толщиной 3-5 мм, шириной в 15-17 мм.
Современные подковы, прибиваемые гвоздями, изобретены римлянами (судя по многочисленным находкам в поздних римских военных лагерях) не позже 3 в. С тех пор подковы почти не менялись.
Имеется указание о том, что восточные народы Азии, Африки и Восточной Европы применяли еще до нашей эры подкову, которая похожа на современную восточную подкову.
Есть сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями в средние века. Имеются документы, что в VIII - IX вв. подковывание было известно отдельным народам (Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Дания), а в XII в. получило повсеместное распространение.
Обычным испытанием для молодого кузнеца в средние века было изготовление подковы без снятия мерки. Перед кузницей проезжали три раза на лошади, которую требовалось подковать, и кузнец по следу лошади ковал для нее подковы.
Подковывание лошадей получило научное обоснование только с XVIII в., в связи с развитием анатомии, физиологии. Появляются сочинения о конструкции подков, о технике подковывания. Подковывание становится не только ремеслом, но и наукой.
В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после указа Петра 1 в 1715 году. «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по 2 человека и велеть им учить кузнечному делу русских».
В 1732 году в селе Хорошево, под Москвой была открыта первая в Европе ковальная школа.
Техника кузнечного ремесла на Руси тоже была известна давно. Из под молота кузнеца или коваля, как его принято было называть в старину, выходили самые разнообразные по назначению предметы: от небольшого гвоздя до многопудового плуга.
Современные подковы изготавливаются из мягкой стали. Подковы бывают летние и зимние. Зимой, и в случае передвижения по скользкой дороге для большей устойчивости животных на нижней поверхности подковы делаются шипы (выступы). Подковы, в зависимости от назначения, (горная, зимняя, для верховых и упряжных лошадей и т. п.), обеспечивают высокую работоспособность лошади в разных условиях. Ортопедическое (лечебное) подковывание применяется при некоторых заболеваниях копыт.
Подкова представляет собой металлическую пластинку изогнутую по форме подошвенного края роговой стенки копыта
В подкове обычно бывает 8 отверстий — по 4 на каждой ветви.
Ковка лошади требует от кузнеца-коваля хорошего навыка, силы, находчивости. Труд этот очень тяжелый. По-разному ведут себя наши меньшие братья во время смены «обуви». Одни — спокойно, почти не реагируя, либо слабо реагируя на действия коваля. За другими нужен глаз да глаз. Если лошадь молодая или сильно горячится, не дается ковать, то в первые дни лишь постукивают по подошвам копыт, поднимают одну за другой её ноги. Затем куют две ноги, а на другой день вторую пару ног.
Форма подковы со временем изменилась мало, но делают ее теперь не только из железа. Нельзя ожидать от лошади победы на скачках, если на ней тяжелые подковы. Поэтому скаковые лошади носят очень легкую алюминиевую "обувь".
Интересная новинка - подковы, не прибиваемые, а приклеиваемые к копыту. Одна фирма выпустила специально "под клей" пластмассовую подкову с несколькими металлическими набойками
ГлаваII. ОСОБЕННОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЕРЕГА ПОДКОВА
Вера в счастливые качества лошадиной подковы - одно из наиболее распространенных современных суеверий. Всем известно, что подкова приносит счастье в дом, однако далеко не каждый знает, откуда пошло это поверье. Существует множество интересных легенд, которые объясняют, почему повешенная «клещами» вверх над дверями дома подкова способна уберечь его обитателей от злых сил и принести благополучие в дом.. Источник этого поверья состоит в том, что дьявол (от которого должна защищать подкова) всегда ходит кругами и, доходя до каждого из концов подковы, вынужден развернуться и пойти обратно. В Девоншире и Корнуолле - землях, населенных феями и пиксами, - суеверие, связанное с подковой, популярно и по сей день. Чтобы отогнать дьявола, подкова была зарыта в портале Стейнинфилдской церкви в Суффолке. Очевидно, община не доверяла святой воде, которая обычно используется для этих нужд. Многие великие люди тоже питали слабость к лошадиным подковам. Например, на "Виктории", флагманском судне адмирала Нельсона, подкова была прибита к мачте. Г-н Кейри Хэзлитт вспоминает, как однажды он ехал со своим знаменитым приятелем по Лондону в кэбе, и тут лошадь потеряла подкову. Его друг тут же выскочил из кэба и схватил подкову, чтобы прибить ее над дверью своего дома. Когда доктор Джеймс, в то время еще бедный химик, изобрел жаропонижающее средство, его познакомили с Ньюбери, которому он мог продать свое лекарство. По дороге к дому Ньюбери химик увидел на дороге подкову и спрятал ее в свою сумку. И все успехи, которые были достигнуты впоследствии с продажей жаропонижающего, доктор Джеймс приписывал тому, что он прибил найденную подкову под крышей своего экипажа. Культ подковы мог возникнуть также из легенды о Св. Дунстане и дьяволе. Святой был известным кузнецом, и (как гласит легенда) однажды к нему явился сам дьявол и попросил подковать свое копыто. Святой согласился и, приковав посетителя к стене, взялся за него так крепко, что дьявол запросил пощады. Перед тем, как освободить, святой заставил его поклясться, что он никогда не войдет туда, где будет видна подкова. Однако, скорее всего, объяснения такой ценности подковы на самом деле достаточно прозаичны. Одно из них заключается в том, что изделия из металла в течение долгого времени были дорогими, и найденная подкова являлась немалой ценностью – ведь ковка позволяла изготовить из нее полезные в быту вещи. А может быть, приписывание подкове чудесных свойств являлось лишь своеобразной данью уважения к этому непритязательному, но столь важному в жизни людей прошлого кованому изделию. Немногие задумывались о той важной роли, которая принадлежит подкове в человеческой истории. А между тем исход огромного количества сражений зависел именно от этого неприметного кованого изделия. Как говорят, одной из причин поражений Александра Великого стали именно проблемы с копытами коней. Немногие знают, что одним из факторов, вызвавших уменьшение численности конницы Наполеона во время его отступления из-под Москвы, стал именно недостаток подков. Здоровье лошади во многом зависит как раз от наличия и качества подков, а от него, в свою очередь, зависит безопасность и жизнь ее всадника. Неудивительно, что подковам в прошлом придавалось такое важное значение, в том числе и мистическое. Так же в Европе считают, что волшебную силу подкова приобрела благодаря богам, ведь по форме она напоминает месяц.
Несмотря на свою простоту, подкова обрела свой нынешний вид далеко не сразу. Использовать металл для предохранения копыт лошадей люди начали еще в первом веке нашей эры, однако это были еще не подковы, а своеобразные железные башмаки, которые надевались на копыта лошадей. Но такая «обувь» для лошадей была неудобна в использовании и поэтому не прижилась в повседневном обиходе. Считается, что прикреплять железо на копыта коней гвоздями придумали галлы и кельты, а уже в VI веке этот способ начал распространяться по всей Европе. Примета о том, что подкова приносит счастье, зародилась в Древнем Египте.
Фараон проезжая мимо ликующей толпы своих поданных, возможно и не подозревал, что лошади, запряженные в его колесницу регулярно теряют подковы. И все бы ничего, если бы эти подковы не были ЗОЛОТЫМИ. Разумеется, человек, нашедший такую подкову, становился в самом прямом смысле по настоящему счастливым. Однако, скорей всего, идею, будто подкова может защитить от злых сил, на наши острова занесли римские завоеватели. Ведь римляне были уверены, что зло можно пригвоздить к чему-либо, и вбивание гвоздей в двери и стены зданий было у них распространенным средством лечения болезней и отведения порчи. Насколько крепко люди верили в силу подковы, свидетельствует одно из добрых пожеланий, распространенных в начале прошлого века. "Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!" Вера в подкову широко распространена и в России: "Найти старое железо, особенно подкову - приносит счастье. Найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле". Кроме христиан, в счастливые свойства подковы верят иудеи, турки, еретики и атеисты во всем мире. В русских деревнях подковы обычно прибивались или перед порогом, или над дверью, правда, в отличие от английской традиции, располагать подкову, было принято концами вниз.
«...Повесить подкову у двери или на стену - к счастью. Во сне подкова знаменует подарок или покупку лошади» (Энциклопедия русских поверий, суеверий и примет) Но вот как вешать подкову? Рожками вверх или рожками вниз? И где именно ее вешать?
На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз – чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены, что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало.
Мексиканская подкова – украшена лентами и монетами, ликами святых висит высоко – трогать ее никому нельзя. А итальянцы –напротив вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал.
В России вешают рожками вниз. Но только не приверженцы учения Фэн-шуй. Здесь мнение иное – подкова рожками вверх, чтоб дом был – полная чаша. На дверях своего дома датский физик Нильс Бор повесил подкову, которая якобы приносит счастье. Увидев подкову, один из гостей Бора спросил с удивлением:
- Неужели вы, такой великий ученый, верите, что подкова над дверью приносит счастье?
- Нет, - ответил Бор, - конечно, не верю. Но вы знаете, она приносит счастье даже тем, кто в это не верит. В чудодейственные свойства подков верят сегодня те, кто по роду своей деятельности постоянно с ними соприкасается. Известно, что многие жокеи сохраняют подковы, которые были на лошади в тот день, когда она выиграла приз. На многих ипподромах можно увидеть целые стенды, посвященные выигравшим лошадям, где имя лошади и наездника, а также другие данные о выигрышной гонке, гравируются на подковах. Считается, что вершиной кузнечного мастерства является художественная ковка. А между тем искусство подковать лошадь всегда ценилось ничуть не меньше. В средние века свое мастерство молодые кузнецы должны были доказывать, изготавливая подкову для лошади без снятия мерки – только по следу копыта. И пусть сегодня подкова не играет столь важной роли в жизни общества, как раньше, но уважение к этому изделию по-прежнему остается, пусть даже в виде красивого поверья. Желаем счастья Вам, Вашим родным, друзьям и знакомым!
Глава III. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ.
Подкова и людей способна защитить от недобрых внешних влияний. С древности как оберег приносит она людям счастье.
Жаль, что как сувенир подкова теперь на дороге не найдётся, иначе жизнь стала бы спокойнее и радостней. Вера в счастливые качества подковы и сегодня очень распространена. Даже несуеверные люди, найдя подкову, часто прибивают её над дверью.
Даря как сувенир подкову , произнесите традиционное пожелание – «Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!»
В народе появились приметы, связанные с подковой:
—найденное старое железо, особенно подкова, приносит счастье;
— если найдешь на улице подкову, целую или ломаную, то быть благополучию;
— прибитая в дверях подкова в дом не пускает нечистую силу;
— найденная подкова, прибитая при входе в торговое заведение, приносит удачу в торговле;
- подкова в автомашине не только будет предохранять владельца от аварий, но и принесет ему удачу в делах;
— подкова, помещенная в первую ночь полнолуния на подоконник концами внутрь (концами в квартиру), начнет привлекать в ваш дом деньги и всячески способствовать материальному благополучию семьи;
Подкова имеет некоторые целительные свойства.
Если приложить её к сердцу - оно успокаивается, к почкам - чистится кровь...
Подкова отлично чистит пространство, от неё во все стороны идут ярко-фиолетовые лучи. Фиолетовый - цвет Творца, творческих энергий.
Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследование № 1 Опрос «Верите ли вы в приметы, связанные с подковой?»
Цель: определить количество тех, кто верит в приметы связанные с подковой.
В опросе участвовали 45 человек: 30 учеников 5-11 классов МБОУ-СОШ с. Новосельское и 15 педагогов.
Верю в приметы, связанные с подковой | Не верю в приметы, связанные с подковой | Не знаю |
37 | 5 | 3 |
Вывод: большинство учащихся и педагогов верят в приметы связанные с подковой.
Исследование №2 Анкета «Находили ли вы когда- нибудь подкову?»
Цель: выяснить какое количество тех, кто находил подкову.
В опросе участвовали 45 человек: 30 учеников 5-10 классов МБОУ-СОШ с. Новосельское и 15 педагогов.
Да | нет |
3 | 42 |
Вывод: большинство учащихся и педагогов не находили подкову.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вера в чудесную силу оберега кому-то кажется пережитком прошлого, не имеющего ничего общего с реальностью, однако мы постоянно сталкиваемся с ней в обыденной жизни. Изучая данную тему, мы сделали следующие выводы:
С давних веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток.
Как выяснилось, не все опрошенные нами респонденты знают, что подкова приносит счастье. Многие из опрошенных верят в это, но найти подкову, к сожалению, удалось не всем.
Наша гипотеза подтвердилась, так как подкова, как символ приносящий счастье, не утратила своей значимости в современной жизни. Обереги являются частью нашей жизни. И, несмотря на то, что мы живём в 21 веке, где, практически каждому явлению, есть научное объяснение, где лозунгом нашей жизни являются слова «Человек сам кузнец своего счастья».
«Умей находить радость в жизни - вот лучший способ привлечь счастье»
Китайская пословица
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Опрос «Верите ли вы в приметы, связанные с подковой?»
Приложение №2.
Анкета «Находили ли вы когда- нибудь подкову?»
Отзыв на исследовательскую работу
Фамилия, имя авторов, класс: Смахтина Наталья, 6 класс
Тип исследования: учебное
Тема исследования: действительно ли подкова обладает способностью
притягивать к себе удачу и приносить счастье.
Название работы: «История подковы счастья».
Проблемность, практическая значимость исследования: проблемность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитывает уважение и интерес к народным традициям.
Практическая значимость: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, а также данный материал был опубликован в школьной газете.
Полученные результаты исследования имеют познавательное значение:
Собрав информацию о народных приметах, связанных с подковой мы убедились в том, что многие люди верят в то, что подкова приносит счастье;
Проведя анкетирование и опрос среди учащихся и педагогов, мы проанализировали их результаты.
Тему исследовательской работы нельзя считать полностью исчерпанной. В перспективе могут быть изучены и другие обереги.
Степень участия каждого учащегося в работе.
Был достаточно активен при выполнении намеченной работы. «Добывал» недостающие сведения и знания, проводил анкетирование. Участвовал в промежуточных обсуждениях полученных данных и уточнял информацию. Ведется подготовка к защите работы, ее презентации.
Достижение поставленных целей.
Результат, на который я рассчитываю при организации исследовательской работы с учащимися:
- возрастание познавательных потребностей ребят (появление необходимости в поиске дополнительной информации, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для ребенка);
- расширение кругозора школьника (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний);
- формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, умение работать с источником информации и т.д.)
Организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время является достаточно трудным, кропотливым, занимающим много времени, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием.
Руководитель работы: Авагян Елена Игоревна
Подпись руководителя работы:_____________________________
~ ~
Заколдованная буква
Весенние чудеса
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Осенняя паутина