В работе рассказывается о советском периоде жизни и творчества Иосифа Бродского
Вложение | Размер |
---|---|
brodskiy.docx | 42.88 КБ |
Иосиф Бродский и советская действительность
Конкурс исследовательских работ
«Я и мир вокруг»
(общество и литература)
Автор: Карпенко Ирина Николаевна
учащаяся 11 В класса
МБОУ Лицея № 15
Заводского района г. Саратова
руководитель: Полканова Н. А.,
учитель русского языка и литературы.
САРАТОВ - 2019
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Иосиф Бродский. Из биографии. 5
Глава 2. 7
Глава 3. Творчество Иосифа Бродского в эмиграции. Образ отчизны. 11
Заключение 14
Литература 15
Введение
Как легко мне теперь,
оттого, что ни с кем не расстался.
Слава Богу, что я на земле без отчизны остался
И.А.Бродский
Литература во все времена обладала способностью отражать дух эпохи. Драма, стихи и проза – с удивительной точностью демонстрируют современному человеку быт и образ жизни минувших лет. В период советского тоталитаризма свобода печати была ограниченна, а многие деятели культуры, которые представляли потенциальную опасность для “статуса” строя – гонимы. Но все эти обстоятельства не лишили российское общество богатого культурного наследия, которое было способно раскрыть пороки времени.
Эмигрировавший из страны поэт Иосиф Бродский пронес через всю свою жизнь воспоминания об Отчизне. Дмитрий Быков в своей лекции “Бродский как поэт русского мира” говорил: “Поэт, которого лишение родины и связанные с этим стрессы добили преждевременно, оказался ужасно востребованным не в советском, а в русском мире.”[1] Популяризация поэта-шестидесятника делает его творчество актуальным для современного обывателя: отсутствие шаблонности, оппозиционность, негативизм позволяют по-новому посмотреть на повседневные реалии и в частности на советскую действительность.
Цельданной работы- выявить отношение И.А. Бродского к российской действительности 60х-70х г., определить значимость творчества поэта и его влияние намироощущение общества.
Основные задачи:
проанализировать следующие стихотворения Бродского: “ Мне говорят, что нужно уезжать” (196?) [2], “От окраины к центру” (1962)[3], “Конец прекрасной эпохи” (1977)[4], «Я не то что схожу с ума, но устал за лето...» (1975)[5];
рассмотреть советское и постсоветское творчество поэта и выделить сходства и различия;
проанализировать отношение автора к обществу, власти, советскому режиму.
Источник данной работы -стихиИ. Бродского. О жизни и творчестве опального поэта говорится в книге В. Соловьева "Апофеоз одиночества"[6], интервью ЧеславаМилоша с Иосифом Бродским “Последний поэт XX в.”[7], книге С.Волкова “Диалоги с Иосифом Бродским”[8], статье А.Львова “О Бродском. Маска приросшая к лицу”[9].Представленная литература помогает лучше разобраться в контексте эпохи, идейной задумке поэта.
Глава 1
Иосиф Бродский. Из биографии.
Судьба поэта, который ныне входят в число “классиков”, складывалась удивительным образом. Человек огромного ума окончил лишь 8 классов, он не мог найти постоянного места работы, был объявлен тунеядцем и выдворен из Советского союза. Вот что сам Иосиф Бродский говорил об этом: «...жалко было, что школу не кончил, в университет не пошел... Думал я, что погорю на физике или на химии, но это как раз сдал. Как это ни комично, погорел я на астрономии... Чего-то они меня спросили, чего-то я походил вокруг доски»[10]. Пожалуй, у Бродского лежала душа исключительно к поэзии. Увлечение медициной, геологией оказались временными, а вот писал он с юных лет до самой старости. Огромное влияние на творчество поэта-шестидесятника оказал Санкт-Петербург. Множественность отражений, бесконечные перспективы ленинградских окраин, неоклассическая архитектура сформировали эстетические взгляды Бродского.[11] Безусловно, этот город был для поэта культовым, о чем свидетельствуют незамысловатые строчки из стихотворения “Стансы” (1962г.):
Ни страны, ни погостане хочу выбирать.
На Васильевский островя приду умирать.[12]
Однако смерть пришла к поэту в Нью-Йорке, в котором он прожил спокойной и размеренной жизнью около 20 лет. “Окололитературный трутень”, - как Бродского прозвала газета “Вечерний Ленинград”[13], оказался признанным деятелем культуры и многоуважаемым человеком, несмотря на споры, которые до сих пор ходят вокруг его личности. Умер от болезни сердца, которая преследовала его с юности: “ В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, он сказал, что ему нужно еще поработать, и поднялся к себе в кабинет. Там она и обнаружила его утром – на полу. Он был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга – двуязычное издание греческих эпиграмм. В вестернах, любимых им за «мгновенную справедливость», о такой смерти говорят одобрительно: «Не diedwithhisbootson» («Умер в сапогах»). Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно.”[14] Впервые приступ хватил поэта в 1964 г. во время ареста по делу о тунеядстве. Бродский, имевший пагубное пристрастие к табаку и постоянные эмоциональные перегрузки, заработал стенокардию, но образ жизни не менял. Безусловно, пребывание в психиатрической лечебнице, ссылка в деревню Норинскую на принудительные работы, преследование КГБ, выдворение из страны[15] наложили негативный отпечаток на эмоциональное и физическое состояние Иосифа Бродского. Уезжать оказалось необходимостью, несмотря на скорбное чувство прощания с отчизной.[16]
Глава 2
Творчество Иосифа Бродского в “советский” период.
В конце 50-х- начале 60-х г. XX века начинает Иосиф Бродский свой творческий путь. К его раннему творчеству относят такие произведения как “Пилигримы”, “Памятник Пушкину”, “Рождественский романс”. Огромное влияние на него оказывает Баратынский. Однажды, в молодые годы, Иосиф прочитал томик Евгения Баратынского и пришел к заключению, что в каком-то смысле Евгений Абрамович как поэт выше Александра Сергеевича. Это не вязалось с устоявшейся репутацией Пушкина как первого поэта России, но Иосиф твердо держался того, что пора пересмотреть, кому какую ступеньку занимать на русской литературной лестнице, начиная с самой верхней ступеньки, на которой все привыкли видеть Пушкина.[17]Кроме того, авторитетным для поэта являлось творчество Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама. В 60-е годы Бродский попадает под прицел КГБ: его отправляют в психиатрическую лечебницу, судят, называют тунеядцем. Это,безусловно, отражается в его творчестве. Он чаще рассуждает о необходимости эмиграции, об Отчизне, трудностях жизни. “Мне говорят, что нужно уезжать” – одно из первых стихотворений на данную тему. В нем ощущается чувство непреодолимой тоски:
Да-да. Пора идти. Благодарю.
Да-да. Пора. И каждый понимает.
Безрадостную зимнюю зарю
над родиной деревья поднимают.
Все кончено. Не стану возражать.
Ладони бы пожать -- и до свиданья.
Я выздоровел. Нужно уезжать.
Да-да. Благодарю за расставанье
Вези меня по родине, такси.
Как будто бы я адрес забываю.
В умолкшие поля меня неси.
Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.
Как будто бы я адрес позабыл:
к окошку запотевшему приникну
и над рекой, которую любил,[18]
я расплачусь и лодочника крикну.
Заря видится поэтом безрадостной, а пребывание на родине болезненным. Однако он испытывает теплые чувства к своей отчизне, поскольку река является для него любимой, а необходимость прощаться тяжелой, хоть и справедливой. В стихотворении “Мне говорят, что нужно уезжать” прослеживаются ноты грусти и смирения.
Гораздо ярче образ Ленинграда и родины обрисовывает Бродский в произведении “От окраины к центру”.
Вот я вновь посетил
эту местность любви, полуостров заводов,
парадиз мастерских и аркадию фабрик,
рай речных пароходов,
я опять прошептал:
вот я снова в младенческих ларах.
Вот я вновь пробежал
Малой Охтой сквозь тысячу арок.[19]
Поэт показывает, что его детство и юность тесно связаны с родиной, которую, несмотря ни на что, он называет “местностью любви”, “раем вечных пароходов”
Предо мною река
распласталась под каменно-угольным дымом,
за спиною трамвай
прогремел на мосту невредимом,
и кирпичных оград
просветлела внезапно угрюмость.[20]
Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.
В серо-черных тонах Бродский описывает ленинградский пейзаж. Родина “бедной юности” заполнена кирпичными оградами, каменно-угольным дымом.
Не жилец этих мест,
не мертвец, а какой-то посредник,
совершенно один,
ты кричишь о себе напоследок:
никого не узнал,
обознался, забыл, обманулся,
слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.
Слава Богу, чужой.
Никого я здесь не обвиняю.
Ничего не узнать.
Я иду, тороплюсь, обгоняю.
Как легко мне теперь,
оттого, что ни с кем не расстался.
Слава Богу, что я на земле без отчизны остался.[21]
Бродский ощущает обреченное одиночество, в столь близких краях он не в силах кого-то узнать, все для него является чужим. В этом он не видит ничьей вины, а чувствует лишь облегчение. Остаться без отчизны значит избежать расставаний, соответственно горести.
Итак, как видно из его этих двух произведений, поэт очень любит свою родину, но любовь эта крайне болезненна, в частности из-за тех испытаний, что ему приходится перенести. Серые тона его “бедной юности” вызывают теплые и одновременно мрачные чувства.
Глава 3
Творчество Иосифа Бродского в эмиграции. Образ отчизны.
4 июня 1972 года лишенный советского гражданства поэт вылетел из Ленинграда в Вену. Это был последний день пребывания Бродского на родине. В дальнейшем в Вене, а затем в США поэт будет реализовывать свой творческий потенциал и активно печататься, в том числе на русском языке. К этому периоду относится публикация двух важнейших произведений:“Конец прекрасной эпохи”, “Я не то что схожу с ума”. Эти произведения написаны на русском языке и отсылают автора к анализу советской действительности. Бродский постепенно ощущает легкость, о чем и пишет:“Свобода — это когда забываешь отчество у тирана.”[22]
Российская действительность вне страны видится Бродскому следующим образом:
В этих грустных краях все рассчитано на зиму:
сны,стены тюрем, пальто;
туалеты невест — белизны новогодней,
напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты
и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы.
Белье. И в руках скрипачей —
деревянные грелки.
Советское общество видится Бродскому мрачным, рассчитанным на зиму, т.е. на холодное и суровое время.
Общество находится в ледяных оковах коммунизма.
Только рыбы в морях знают цену свободе;
но ихнемота вынуждает нас
как бы к созданью своих этикеток и касс.
И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью.
Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
В советском обществе, по мнению автора, цену свободе знают лишь рыбы, благодаря невозможности сказать. Немота становится тем, что объединяет людей и рыб.
Зоркость этой эпохи
корнями вплетается в тевремена,
неспособные в общей своей слепотеотличать
выпадавших из люлек
от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно,
только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зарождение тоталитаризма, несвободы и ограниченности поэт видит во времена династии Рюриковичей. Автор обращается с упреком к Рюрику, обвиняя “белоглазую чудь” в отсутствие зоркости – “дальше смерти не хочет взглянуть”.
Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топорада зеленого лавра.
Особенность эпохи, по мнению Бродского, заключается в поклонении материальному, отсутствию справедливости. Неповинной главе только и остается, что ждать топора, наказанья от существующего режима, да зеленого лавра – от благодарных потомков.[23]
Это стихотворение показывает негативное восприятие Бродским советской действительности, которая расписана в черных тонах. По мнению поэта, общество погрязло в несвободе и ограниченности.
Заключение
В заключение необходимо сказать, что Бродский давал неординарную оценку российской действительности. С одной стороны, он не принимает власть, ограниченность, несвободу и поклонение материальному, с другой стороны, к своей Родине он питает самые нежные чувства. Ленинград, описанный в серых тонах, по мнению автора,“местность любви”. Безусловно, Бродскому было тяжело покидать свою страну, об этом он неоднократно пишет. Но, видимо, любовь к родине и отношение к власти- для поэта две разные вещи. Он осуждает эпоху, которую поглотила советская действительность, лишила истинных ценностей. Поэт-шестидесятник говорит, что Рюрик предводитель тоталитаризма, который охватывает страну и по сей день. Бродский разочарован в действительности, он считает, что ждать от властей можно лишь топора. Несправедливость задевает поэта и за рубежом. Но все-таки Бродский любит свой край, который наложил отпечаток на все творчество поэта.
Список используемой литературы и источников.
1. Бродский И.А. Сборник стихов изд-во "Ардис""Конец прекрасной эпохи".США. 1977г.
2.Волков С.М. “Диалоги с Иосифом Бродским”,изд-во Независимая газета. М., 2000г
3. Соловьев В. “Быть Иосифом Бродским. Апофеоз одиночества” М.,2015г.
Интернет-ресурсы
1. https://pryamaya-ru.livejournal.com/23829.html
2. http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt
3. http://imwerden.de/pdf/brodsky_i_milosch_beseda.pdf
4. https://lechaim.ru/ARHIV/181/lvov.htm
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#Детство_и_юность
6.http://www.e-reading.club/chapter.php/94234/95/Losev_-_Iosif_Brodskiii.html
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#Преследования,_суд_и_ссылка
8.https://rustih.ru/iosif-brodskij-konec-prekrasnoj-epoxi/
[1]См:https://pryamaya-ru.livejournal.com/23829.html Дата обращения 27.02.18г.
[2]См:http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращения 28.02.18г.
[3]См:http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращений 28.02.18г.
[4]См: Бродский И.А. Сборник стихов изд-во "Ардис""Конец прекрасной эпохи".США. 1977г.
[5]См:http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращения 27.02.18г.
[6] См: Соловьев В. “Быть Иосифом Бродским. Апофеоз одиночества” М.,2015г.
[7] См:http://imwerden.de/pdf/brodsky_i_milosch_beseda.pdf Дата обращения 01.03.18г.
[8] См: Волков С.М.“Диалоги с Иосифом Бродским” .,изд-во Независимая газета. М., 2000г.
[9] См:https://lechaim.ru/ARHIV/181/lvov.htm Дата обращения 02.03.18г.
[10] См: Волков С.М. “Диалоги с Иосифом Бродским” .,изд-во Независимая газета. М., 2000г.
[11]См:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#Детство_и_юность Дата обращения 04.03.18г.
[12]http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7417 Дата обращения 04.03.18 г.
[14]http://www.e-reading.club/chapter.php/94234/95/Losev_-_Iosif_Brodskiii.html Дата обращения 01.03.18г
[15]См:18 февраля 1964 года суд постановил направить Бродского на принудительную судебно-психиатрическую экспертизу[21]. На «Пряжке» (психиатрическая больница № 2 в Ленинграде) Бродский провёл три недели[22] и впоследствии отмечал: «…это было худшее время в моей жизни». По воспоминанию Бродского, в психиатрической больнице к нему применяли «укрутку»: «Глубокой ночью будили, погружали в ледяную ванну, заворачивали в мокрую простыню и помещали рядом с батареей. От жара батарей простыня высыхала и врезалась в тело»
Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#Преследования,_суд_и_ссылка Дата обращения 04.03.18г.
[16]10 мая1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды — зимой 1964 года — приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки Бродский принимает решение об отъезде
Источник: См: Волков С.М. “Диалоги с Иосифом Бродским” .,изд-во Независимая газета. М., 2000г.
[17]См: https://lechaim.ru/ARHIV/181/lvov.htm Дата обращения 02.03.18г.
[18]См: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращения 28.02.18г.
[19]См: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращений 28.02.18г.
[20]См: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращений 28.02.18г.
[21]См: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращений 28.02.18г.
[22]См: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt Дата обращения 27.02.18г.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Мост из бумаги для Киры и Вики
Пока бьют часы
Большое - маленькое
А теперь — мультфильм