Исследовательская работа в рамках Муниципального историко-патриотического конкурса"Служение Отечеству: события, имена", целью которой является выяснение особенностей басен И. А. Крылова, которые делают их популярными и в наши дни
Вложение | Размер |
---|---|
krylov.pptx | 1.06 МБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 23.46 КБ |
Слайд 1
Городской историко-патриотический конкурс «Служение Отечеству: события, имена» Исследовательская работа на тему «Секреты популярности басен И. А. Крылова» номинация «Басня на все времена…» Выполнила : Михеева Юлия, ученица 2 а класса Руководитель: Егорова Г.Е., учитель начальных классовСлайд 2
13 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения И.А. Крылова.
Слайд 3
Цель исследования: выяснить особенности басен И. А. Крылова, которые делают их популярными и в наши дни в России. Задачи исследования: - выяснить, что такое басня; - провести опрос среди второклассников с целью узнать, как популярен жанр басня, и каких известных баснописцев они знают; - обобщить материал по теме исследования и составить список особенностей басен И. А. Крылова
Слайд 4
Басня 1) Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ . 2) Вымысел , выдумка . В басне всегда есть вывод – мораль. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы .
Слайд 5
Результаты анкетирования
Слайд 6
Результаты анкетирования Результаты анкетирования помогли мне убедиться, что тема моего исследования актуальна: басни И. А. Крылова любят и помнят, но в чем их особенности?
Слайд 7
Известные баснописцы Первый баснописец - Эзоп Жан де Лафонтен
Слайд 8
Известные баснописцы Иван Иванович Хемницер Иван Андреевич Крылов
Слайд 9
Сравнение басен Линии сравнения Басня Эзопа Басня И. А. Крылова Название «Ворон и лисица» «Ворона и лисица» Герои Ворон и лисица Ворона и лисица Композиция -сюжетная часть -мораль -мораль -сюжетная часть Мораль «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове!» «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» Можно ли прочитать по ролям нет да Форма прозаическая поэтическая
Слайд 10
Сравнение басен «Волк и ягнёнок» Линии сравнения Басня Эзопа Басня И. А. Крылова Герои Волк и ягнёнок Волк и ягнёнок Композиция -сюжетная часть -мораль -мораль -сюжетная часть Мораль Кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят У сильного всегда бессильный виноват Можно ли прочитать по ролям нет да Форма эпическая поэтическая Язык Краток, меток, точен Остроумный, мудрый, близкий к разговорному
Слайд 11
Сравнение басен «Лисица и виноград» Линии сравнения Басня Лафонтена Басня И. А. Крылова Герой Лис-гасконец Кума Лиса Мораль Автор оправдывает слова Лиса Сформулирована в русской пословице «Видит око, да зуб неймёт» Форма поэтическая поэтическая Язык Краток, меток, некоторые слова отсутствуют в словаре русского человека («любезник», «сброд» Напоминает сказку, содержит устаревшие слова («яхонты», «отколь», «око»)
Слайд 12
Сравнение басен Линии сравнения Басня И. И. Хемницера Басня И. А. Крылова Название «Стрекоза» «Стрекоза и Муравей» Герои Стрекоза и Муравей Стрекоза и Муравей Мораль Нужно помогать ближним в трудную минуту Надо заботиться о завтрашнем дне Форма прозаическая поэтическая Язык устаревший Более лёгок, рифма отчётливее
Слайд 13
Выводы: Басни И. А. Крылова написаны в поэтической форме в виде короткой сценки. Особенности языка – использование разговорной лексики. Диалог является характерной особенностью, поэтому басни И. А. Крылова можно читать по ролям.
Слайд 14
Выводы: 4) В баснях И. А. Крылова всегда есть мораль в начале или в конце, а в текстах других баснописцев мораль часто только подразумевается. В некоторых баснях русского баснописца мораль практически повторяется дважды, причём второй раз она является нравоучительным высказыванием одного из героев.
Слайд 15
Выводы: 5)Многие басенные образы вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Например, «У сильного всегда бессильный виноват». 6)Стиль очень лёгкий на слух, поэтому басни И. А. Крылова легко запоминается, а сюжетная линия героев близка к жизни русского человека.
Слайд 16
Используемая литература Русская басня 18-19 веков. (Ред. Н. Л. Степанов, В. П. Степанов). –Л.: Советский писатель, 1977. Александров И. Б., И. А. Крылов – баснописец/ И. Б. Александров// Русская речь. -2004.№6, с.3-6 https://infourok.ru/urok-po-literaturnomu-chteniyu-basni-ezopa-i-ia-krilova-klass-432521.html https :// vseskazki . su / basni - ezopa . html https :// deti - online . com / basni / basni - ezopa / http ://900igr.net/prezentacija/literatura/basnja-kak-epicheskij-zhanr-143397/sravnitelnyj-analiz-basen-ezopa-lafontena-i-i.a.krylova-15.html http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2210429-kak-sravnit-basni-geroev-basen-krylova-i-hemnicera.html
13 февраля 2019 года исполнилось 250 лет со дня рождения И.А. Крылова.
Актуальность темы. Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились сердцу русского человека. Почему произведения И. А. Крылова в нашей стране наиболее известны по сравнению с баснями других баснописцев? Попробуем в этом разобраться.
Цель исследования: выяснить особенности басен И. А. Крылова, которые делают их популярными и в наши дни в России.
Задачи исследования:
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди учеников 2-х классов с целью узнать, как популярен жанр басня, и каких известных баснописцев они знают;
- обобщить материал по теме исследования и составить список особенностей басен И. А. Крылова
При выполнении работы для решения данных задач использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ источников информации;
- эмпирические: анкетирование.
Объектом исследования является басня в литературе.
Предмет исследования: особенности басен И. А. Крылова
Гипотеза исследования: предположим, что басни И. А. Крылова имеют определенные особенности, поэтому они читаются с удовольствием и легко запоминаются.
Этапы работы:
- работа со словарём;
- проведение анкетирования;
- работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами;
- обобщение, выводы.
Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. На уроках литературного чтения мы тоже изучали басни И. А. Крылова, и они нам понравились. Мне стало интересно, когда появились басни, какие ещё были баснописцы? Но сначала я решила уточнить, что же такое басня? Для этого я воспользовалась «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова.
Басня
1)Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2) Вымысел, выдумка.
В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы.
Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провела анкетирование среди второклассников. Учащимся были предложены следующие вопросы:
1)Знаете ли Вы, что такое басня?
2) Любите ли Вы читать басни? Почему?
3) Кого из баснописцев Вы знаете?
Результаты анкетирования представлены на диаграммах.
Как мы видим, большинство второклассников знают отличительные черты басни, как литературного жанра. Многие из них любят читать басни. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас хорошему». Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.
Результаты анкетирования помогли мне убедиться, что тема моего исследования актуальна: басни И. А. Крылова любят и помнят, но в чем их особенности?
За ответом я отправилась в школьную библиотеку. Наш библиотекарь Людмила Васильевна Костромина подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники, басни из книг И. А. Крылова, Эзопа, Лафонтена, И. И. Хемницера. В сборе информации мне помог Интернет.
Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой. Считается, что он был рабом, поэтому не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками.
Жан де Лафонтен - знаменитый французский баснописец XVII века. В своих произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.
Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.
Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Он был одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.
Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.
Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.
Чтобы выяснить отличительные черты басен я провела сравнительную характеристику басен Эзопа, Лафонтена, И. И. Хемницера и И. А. Крылова, которые имеют одинаковые сюжеты.
Линии сравнения | Басня Эзопа | Басня И. А. Крылова |
Название | «Ворон и лисица» | «Ворона и лисица» |
Герои | Ворон и лисица | Ворона и лисица |
Композиция | -сюжетная часть -мораль | -мораль -сюжетная часть |
Мораль | «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове!» | «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» |
Можно ли прочитать по ролям | нет | да |
Форма | прозаическая | поэтическая |
Басня «Волк и ягнёнок»
Линии сравнения | Басня Эзопа | Басня И. А. Крылова |
Герои | Волк и ягнёнок | Волк и ягнёнок |
Композиция | -сюжетная часть -мораль | -мораль -сюжетная часть |
Мораль | Кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят | У сильного всегда бессильный виноват |
Можно ли прочитать по ролям | нет | да |
Форма | эпическая | поэтическая |
Язык | Краток, меток, точен | Остроумный, мудрый, близкий к разговорному |
Линии сравнения | Басня И. И. Хемницера | Басня И. А. Крылова |
Название | «Стрекоза» | «Стрекоза и Муравей» |
Герои | Стрекоза и Муравей | Стрекоза и Муравей |
Мораль | Нужно помогать ближним в трудную минуту | Надо заботиться о завтрашнем дне |
Форма | прозаическая | поэтическая |
Язык | устаревший | Более лёгок, рифма отчётливее |
«Лисица и виноград»
Линии сравнения | Басня Лафонтена | Басня И. А. Крылова |
Герой | Лис-гасконец | Кума Лиса |
Мораль | Автор оправдывает слова Лиса | Сформулирована в русской пословице «Видит око, да зуб неймёт» |
Форма | поэтическая | поэтическая |
Язык | Краток, меток, некоторые слова отсутствуют в словаре русского человека («любезник», «сброд» | Напоминает сказку, содержит устаревшие слова («яхонты», «отколь», «око») |
Выводы: в ходе исследования с помощью информационных источников я уточнила, что такое басня, её особенности в литературном жанре, познакомилась с некоторыми известными баснописцами. Мною выявлены следующие отличительные черты басен И. А. Крылова, которые делают их легко узнаваемыми и любимыми даже среди современных читателей:
Используемая литература:
Городской конкурс «Служение Отечеству»
Исследовательская работа на тему
«Секрет популярности басен
И. А. Крылова»
Номинация
Выполнила:
Михеева Юлия,
ученица 2 а класса
Руководитель:
Егорова Г.Е.,
учитель начальных классов
Йошкар-Ола
2019
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Самодельный телефон
Прекрасное далёко
Пейзаж
Сказка на ночь про Снеговика