Памятники города Калуги.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pamyatniki_3_v_makar.docx | 710.48 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги
ПРОЕКТ
по Окружающему миру
«Памятники города Калуги»
Выполнил:
Рябов Макар Николаевич
учащийся 3 класса
МБОУ «СОШ №7» г. Калуги
Руководитель:
Демидова Инна Вячеславовна
2019
Содержание
Оценка и обоснование причин выбора данной темы…………..................3
Цели проекта………………………………………………………………... 3
Задачи проекта…………………………………………………………….....3
Проблема, решаемая проектом……………………………………..............4
Мои ожидания от проекта……………………………………………….......5
Этапы работы…………………………………………………………….…..5
Теоретическая часть…………………………..………………….…….……6
Классификация памятников…………………………................................. 6
Вид культурных ценностей ……………………..………………………….6
Информация памятников……………………………………………………6
Исторические памятники города Калуги……………………………...…...6
Воинское мемориальное кладбище…………………………………………8
Анкетирование и обработка результатов……………..………………..…11
Описание полученного результата………………………………..……....12
Интернет – ресурсы……………………………………………..….............12
Приложение …………………………………………………..………….....13
Оценка и обоснование причин выбора данной темы.
Для своего проекта я выбрал тему «Памятники моего города».
Меня заинтересовало: а откуда взялись памятники и много ли в моем городе памятников?
Каждый памятник это история, событие, люди. Это интересная и познавательная тема жизни моего города. Изучая различные источники, можно найти всю интересующую информацию, сведения о происхождении, историю появления.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, я решил заняться этой темой более подробно и собрать как можно больше информации об самых популярных памятниках города Калуги.
Цель проекта.
Расширение знаний об исторических памятниках моего города.
Развитие любознательности и расширение кругозора.
Задачи проекта.
Используя интернет - ресурсы собрать разнообразную информацию о памятниках города Калуги.
Изучить историю самых популярных памятников моего города.
Проблема, решаемая проектом.
Каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом: «А что это за памятник, мимо которого, я сейчас иду с родителями?»
Можно сказать без ошибки, что памятников в городе Калуге также много, как и в каждом городе нашей страны.
Я убежден, что изучение истории Родины необходимо начинать с изучения своего города. Памятники представляют интерес, с одной стороны, как объект исторических исследований, с другой, - как гордость для каждого человека за свой город и свою Родину.
Изучение появление памятников, их историй, может вывести к истокам появления городов и стран.
Так и родился данный проект.
Герб города Калуги
Каждый из нас хоть раз спрашивал, что за памятник он видит перед собой. Узнавать и изучить – что может быть интереснее?
Человек постоянно в своей жизни сталкивается с памятниками архитектуры, куда бы он не приехал, неизбежно возникают вопросы: что это за памятник и что он символизирует? Вопросов может быть еще больше, ведь эта история наших предков, знать которую должен каждый человек, уважающий свою Родину.
Эта тема интересная и познавательная для меня.
Мои ожидания от проекта (планируемый результат).
В моем городе очень много памятников, об истории и происхождении которых я никогда не задумывался. Уделив особое внимание интересующей меня теме, я думаю, что расширю свой кругозор, стану больше знать о своем городе.
Любые памятники имеют свои культурно-исторические
корни. Все мои одноклассники живут в городе Калуге и изучая историю нашего города на примере исторических памятников, мы будем понимать происхождение, значение каждого из них в истории и развитии города. Это будет способствовать укреплению любви, уважению к нашей маленькой Родине.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
* определить тему, цель, задачи проекта;
* наметить план работы, определить сроки;
* собрать материал из различных источников по теме.
Теоретическая часть:
Изучив интернет ресурсы, определить происхождение слова памятник и какие бывают памятники, описать историю памятника, рассмотреть какую роль играют памятники в нашей истории.
Практическая часть:
Провести анкетирование среди учащихся класса и сделать выводы о происхождении памятников, рассмотренных в проекте.
Заключительный этап:
Составление списка литературы, анализ и формулировка выводов по проблеме проекта, самооценка (что получилось и над чем надо работать).
Теоретическая часть
Памятники истории и культуры - это своеобразные информационные каналы, транслирующие знания о прошлом в настоящее и будущее.
Памятники классифицируются: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места, исторические ландшафты.
Памятники истории и культуры как вид культурных ценностей - это материальные предметы, недвижимые (созданными человеком) и движимые предметы (созданными природой).
К недвижимым ценностям относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники архитектуры и градостроительства; памятники искусства; историко-архитектурные ансамбли; земли историко-культурного назначения; исторические населенные пункты.
Движимые предметы могут признаваться памятниками истории и культуры и тогда, когда они созданы только природой.
Информация памятников.
Информация, которую несет памятник, может быть трех видов: историческая -важные исторические события; эстетическая - эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи; технологическая - освоение человеком законов природы используемых в труде.
Исторические памятники города Калуги.
Каждому человеку полезно знать историю своей страны, историю своего города, по крайней мере, для того, чтобы знать, где ты живешь. Я живу в любимом городе Калуге и как и каждый калужанин считаю этот город красивым и современным. История Калуги насчитывает более шести веков, каждый из которых, так или иначе, нашел свое отражение в архитектуре и скульптуре на улицах и площадях этого города.
Есть в Калуге и природные памятники, причем они-то как раз самые древние. Это дуб – современник калужской деревянной крепости, на месте которой в настоящее время разбит Городской парк культуры и отдыха. Биологи говорят, что возраст дерева насчитывает, по крайней мере, пять веков.
Другой важной достопримечательностью является Калужский городской бор – он охранял город в те времена, когда Калуга была еще пограничной крепостью.
В историческом центре города, который не сильно велик, расположены многочисленные памятники архитектуры Калуги, которые образуют неповторимые ансамбли. В основном это постройки XVIII и XIX веков, но есть в Калуге и здания, относящиеся к более раннему времени - к XVII веку. Самые известные из них – Палаты Коробова и храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву.
В Калуге поставлено несколько памятников Константи́ну Эдуа́рдовичу Циолко́вскому русскому и советскому учёному-самоучке и изобретателю, школьному учителю. Основоположник теоретической космонавтики. Памятник на сквере Мира изображает Циолковского, идущего в его простом костюме и плаще-дождевике. За его фигурой, будто призрачный образ мыслей ученого, в блеске стали возвышается 18-метровая ракета. Есть в городе еще два других памятника Циолковскому. Один из них изображает ученого с его любимым средством передвижения – велосипедом, а другой демонстрирует творческий тандем двух технических гениев: Циолковского и Королева.
Верная своему статусу колыбели космонавтики, Калуга имеет памятники Ю́рия Алексе́евича Гага́рина — лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, ставшего первым человеком покоривший космос. Памятник Гагарину в Калуге расположен рядом с Музеем истории космонавтики. Он установлен в год 50-летия полета человека в космос в 2011 году. Рельефный портрет первого космонавта можно увидеть также на памятной доске одного из домов на улице Гагарина.
В парке Циолковского есть и обелиск ученому, поставленный на месте домика Н.В. Гоголя, и могила К.Э. Циолковского, и наружная экспозиция музея истории космонавтики, и тот самый ракета-носитель «Восток», который «страховал» первый полет Гагарина в космос.
Величественный монумент, украшающий площадь Победы в Калуге это 30-метровый обелиск, он появился здесь в 1966-м году – в дни празднования 25-летия освобождения Калуги от фашистской оккупации. А скульптура увенчала этот обелиск только в 1975-м: символизирующая Родину женщина, с лентой Оки и спутником Земли в руках. На площади захоронен прах Неизвестного солдата. Летом монумент у Вечного огня украшает самый большой в городе фонтан. Кроме того, круглый год, и даже в самые лютые зимние морозы, здесь несут бессменную вахту учащиеся школ и техникумов Калуги.
Конечно, в Калуге есть и другие памятники: советскому рабочему, Жукову, Кирову, Луначарскому и так далее. Мой город Калуга это и пограничная крепость на крутой излучине Оки, и город ремесленников, купцов и промышленников, и крупный губернский центр, связанный со многими замечательными людьми. Эти исторические облики города воссоздают многочисленные памятники города Калуги.
Воинское мемориальное кладбище.
Большинство памятников архитектуры города находится на территории «Старой Калуги». Среди них – известные во всей России Каменный мост, комплекс Гостиных рядов, купеческие палаты и городские усадьбы XVII – XIX веков, но я хочу рассказать о памятниках Воинского мемориального кладбища, расположенного на конце улицы Чичерина, на которой я живу.
Мемориал является памятником регионального значения. Сколько здесь похоронено воинов, точно не знает никто - говорят около 4500 только советских солдат. В начале XIX века в этом месте обрели последнее пристанище воины, сложившие головы за веру, царя и Отечество.
На воинском кладбище, входящем в некрополь Пятницкого кладбища, возвышается памятник «Скорбящий воин» (или «Бронзовый воин»), немного в стороне установлена скульптура матери с ребенком («Мать с ребёнком, укутанном в шинели»).
Захоронение воинов разных званий и сословий, погибших в нашем регионе во время Первой мировой войны, появилось в XIX веке. В 1890 году здесь построили небольшой Никольский храм (храм Николая Святителя), первый памятник мемориала.
В первой половине XX века, как и многие другие, храм был разрушен вместе с кладбищем.
Солдат со знаменем и женщина с венком
В середине 50-х годов территория мемориала стала местом перезахоронением солдат, погибших в Калужской области в войне 1941 – 1945 годов. И в это время появились сразу два памятника. Первый (солдат со знаменем и женщина с венком).
Монумент «Сталинградцы»
Напротив него в 1955 году открыли монумент «Сталинградцы». Обе скульптуры изготовила Калужская скульптурная фабрика, «Сталинградцы» стали подарком городу от фабрики.
Через 10 лет здесь появилась Памятная стена, на которой высекли имена семисот захороненных воинов.
В 1975 году прошла реконструкция кладбища: был поставлен «Скорбящий воин», обращенный лицом на юг, обновлен мемориал и установлена ограда. «Сталинградцев» убрали.
В 1985 году по плану еще одной реконструкции на месте солдата и женщины с венком установили скульптуру матери с ребенком (предположительно, автор скульптуры С. И. Герасименко), «Воина» обновили и повернули лицом на восток.
Скорбящий воин – памятник на воинском кладбище сегодня
В 80-90-е годы кладбище пострадало от вандалов - надписи с именами героев исчезли. В 2000-е годы вандалы разрушили многие объекты кладбища. В 2005 году состоялась очередная генеральная реконструкция. Постамент «Скорбящего воина» облицевали красным гранитом. На Стене памяти за спиной «Матери» появилось более пяти тысяч имен погибших солдат.
Женщина с ребенком на руках на фоне Стены памяти Храм в память о русских солдатах, погибших в Первую мировую войну
Мемориал является памятником регионального значения. В 2014 году здесь вновь появился небольшой храм в память о русских солдатах, погибших в период Первой мировой войны.
Анкетирование и обработка результатов.
Мы часто гуляем по нашему любимому городу, играм на детских площадках, ходим в парки, музеи, кино. А интересно знают ли мои одноклассники, какие исторические памятники есть в городе Калуге?
Я провел следующее анкетирование.
Вопросы для анкетирования:
Задумывались ли Вы, какие памятники есть в г. Калуге?
а) Да
б) Нет
Знаете ли Вы истории их возникновения?
а) Да
б) Нет
Хотелось бы Вам узнать, какой памятник находится рядом с твоим домом?
а) Да
б) Нет
Как Вы думаете, какой памятник самый известный в нашем городе?
В опросе приняли участие 15 человек.
Следует отметить, что практически все учащиеся 3 «Б» класса охотно отвечали и задумывались над заданными мною вопросами. Практически все знают самые известные памятники нашего города, и практически каждый знает, какой памятник находится рядом с его домом.
По мнению одноклассников, памятники украшают наш город и хранят его историю.
Я считаю, что проведенное мною исследование важно для каждого из нас.
Описание полученного результата
Своей работой я хотел бы подтолкнуть ребят на изучение истории своего города. Ведь это познавательное, увлекательное и интересное занятие. Памятники архитектуры, представленные в проекте, дают богатейший материал для исследования исторического прошлого, как нашего города, так и нашей страны для каждого из нас.
Каждая Памятник – это уникальная частичка и неповторимое явление нашей культуры, это живая история, изучать которую не только нужно, но это очень интересно и познавательно. Каждый памятник представляет собой огромное богатство и культурное наследие нашей страны.
Интернет – ресурсы
http://tolkovy-slovar.ru/obshhestva-oxrany-pamyatnikov-istorii-i-kultury/
Словарь-энциклопедия онлайн википедия
moiarussia.ru/10-samyh-izvestnyh...
Приложение
Значение слов.
Памятник — объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.
Мемориальный ансамбль — Архитектурный художественный комплекс, воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий. Мемориальный ансамбль объединяет в архитектурно организованном пространстве сооружения, монументальную скульптуру и живопись, надписи, иногда звуковые и световые образы.
Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος букв. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Большую группу советских памятников составляют обелиски, возведенные в честь Победы в Великой Отечественной войне.
Скульптура - (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.- греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) обычно называли могильник или место большого количества захоронений.
Архитектура или зодчество – искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Мемориа́льная доска́ (также охранная доска, памятная доска) — плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливается на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых(возле которых) произошло важное событие.
Свадьба в Малиновке
Груз обид
Как Снегурочке раскатать тесто?
Горка
Почему люди кричат, когда ссорятся?