Исследовательская работа ученика 5 класса, связанная с культурой речи учащихся и педагогов МОУ-СОШ с. Звонарёвка.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_virusy_v_nashey_rechi.docx | 548.51 КБ |
МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Школьная учебно-научная конференция учащихся
«Первые исследования»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВИРУСЫ В НАШЕЙ РЕЧИ
Автор:
Сухоребрик Михаил Васильевич,
учащийся 5 класса
МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Руководитель:
Сухоребрик Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с. Звонарёвка
2019 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1. Теоретическое содержание исследования
1.1. Определение термина………………………………………………………...5
1.2. Причины появления вирусов в речи………………………………………...7
2. Практическая часть
2.1. Выявление языковых вирусов в речи школьников и педагогов МОУ-СОШ с. Звонарёвка………………………………………………...……………...8
2. 2. Как избавиться от языковых вирусов……………………………………..10
Заключение...……………………………………………………………………..12
Источники………………………………………………………………………..13
Приложения...……………………………………………………………………14
Введение
Мы нынче как бы все глупеем —
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать…
Ю. Важдаев
Когда мы слышим нецензурную брань, мы понимаем, что речь бранящихся поражена вирусом сквернословия. И совсем необязательно прислушиваться, чтобы услышать нецензурные выражения, которыми заражена речь наших собеседников. Но, оказывается, обычные на первый взгляд слова тоже могут «заражать» язык: «ё-моё», «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие, попав в наш лексикон1, прекрасно чувствуют себя в нем. Это языковые вирусы, которые, внедряясь в нашу речь, заражают её и тем самым наносят ей серьезный вред. Речь становится некрасивой, грубой и малопонятной, потому что русский язык засоряется ненужными словами. Эти слова мешают воспринимать правильно информацию, искажают восприятие и воспроизведение. Мозг человека, который слушает «богатую» такими словами речь, не осознаёт смысла того, что хотят до него донести.
Вы прислушиваетесь к тому, как вы разговариваете? Вы даже не представляете, что возможно ваша речь инфицирована вирусом, который может стать смертельным, например, для вашего выступления, получения хорошей оценки за творческую или другую работу, для общения с людьми или даже всей вашей общественной жизни и будущей профессии. Именно поэтому эта тема так актуальна сейчас, ведь проблема культуры русского языка в последние годы приобрела серьезный характер и стала одной из центральных в обществе. Меня заинтересовала данная проблема, и я решил разобраться, что же представляют собой языковые вирусы, как они появляются, когда, где и кем употребляются.
Во-вторых, не за горами государственная итоговая аттестация, а с 2019 года все девятиклассники будут проходить аттестационный допуск в формате итогового собеседования по русскому языку. Один из моментов этого испытания заключается в том, чтобы проверить грамотность и культуру речи учащихся. Поэтому, чтобы успешно пройти это испытание, необходимо заблаговременно принять меры и сделать свою речь красивой и правильной.
Цель исследования: Выявить в речи учащихся и учителей МОУ-СОШ с. Звонарёвка наличие языковых вирусов и определить способы борьбы со словами-паразитами.
Задачи исследования:
1 – запас слов
2 - языковые, речевые
Объект исследования: Речь учащихся и учителей МОУ-СОШ с. Звонарёвка.
Методы исследования:
Гипотеза: Языковые вирусы есть в речи каждого человека.
Теоретическая значимость: обобщение материала по данной теме.
Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий.
Основная часть.
1. Теоретическое содержание исследования
1.1. Определение термина
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Н. Рыленков
Все мы знаем, что чистая речь – это речь, в которой нет слов и словесных оборотов, которые чужды литературному языку или отвергаемы нормами морали. Поэтому под чистотой речи подразумевается соблюдение и языковых, и этических норм.
Несмотря на то, что на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняют правила и рассказывают о всех возможностях русского языка, мало кто придерживается этого, ведь в общении мы используем совсем другой, свободный от норм, язык. В чем же причина? А она заключается в том, что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы ведь слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, в которой не придерживаются определенных правил. И очень часто речь, которую мы слышим, заражена ненужными словами.
Необходимо вспомнить, что по правилам языка, высказывание не должно содержать слов, которые ничего не значат, то есть не несут никакой смысловой нагрузки для понятия фразы. И если в высказывании появляются такие слова, это считается нарушением языковых норм. Теперь становится понятно, что ненужные слова – это и есть языковые вирусы, которые под воздействием различных факторов внедряются в речь человека, а затем очень часто повторяются им во время разговоров.
Что же такое языковой или лингвистический вирус? В переводе с латинского языка слово «вирус» означает «яд». То есть слова-вирусы – это такие слова, которые как яд отравляют нашу речь. В Большой медицинской энциклопедии написано, что вирусы — это паразитические комплексы. Поэтому можно сказать, что вирусы – это то же, что и паразиты. Вот почему языковые вирусы называют «словами-паразитами». В литературе встречаются разные термины, обозначающие это явление: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки», «слова-паразиты».
Так что же это такое речевые вирусы или слова-паразиты? Это такие речевые единицы, которые, если прислушаться, встречаются в речи практического каждого человека. Несмотря на то, что этим вопросом занимались многие ученые-лингвисты, данное явление еще мало изучено.
Кроме того, языковеды ещё не пришли к единому мнению по вопросу
____________________________________________________________
1 – словесный
значимости таких слов, поэтому сам термин «слова-паразиты» не является строго научным. Русский лингвист Л.В. Щерба называл их «упаковочным материалом», так как он считал, что люди как бы вкладывают их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга. Другой авторитетный языковед Д. Э. Розенталь называл словами-паразитами «слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки». Он считал, что «такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль…» [4, с. 257]. В Полном словаре лингвистических терминов, выпущенном в 2010 году, такие слова называются лишними словами с пометкой (слова-паразиты, пустые слова), Т.В. Матвеева, автор данного словаря, считает, что «…они засоряют речь и мешают восприятию её содержания, использование л.с. – это грубое нарушение чистоты речи, требующее преодоления» [3, с. 193].
Из всего вышесказанного следует, что как бы мы не называли такие слова, они чужды речи. Если провести аналогию с биологическими паразитами, то станет понятно, что слова-паразиты также вживляются в речь говорящего и «съедают» смысл сказанного, то есть они питаются нашей речью. Кто-то очень трудно понимает и воспринимает такую «больную» речь. А кто-то даже не замечает проблем, связанных с этим. Но все же многие люди хотят избавиться от слов-паразитов.
Наш язык насчитывает огромное количество слов. Откуда же берутся, по сути, ненужные слова-паразиты в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к их происхождению, ведь далеко не все слова становятся паразитами.
Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают частицы (вот, ну, прямо, как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные конструкции (вообще, в общем-то, значит, короче, например, понимаешь, слушай, как сказать) и местоимения (это, это самое, что ли, как его, там).
В настоящее время появилось много вирусных слов, которые попадают в нашу речь из интернет-пространства, фильмов, мультфильмов или телепередач. Так, например, в мультфильме «Смешарики» герои часто произносят "зараза", "вот непруха" и т.п., а в сериале «Воронины» главный герой постоянно употребляет словосочетание «египетская сила». Можно много привести примеров, но надо понимать, что в художественных произведениях такие слова и словосочетания часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа. Поэтому не стоит слепо копировать их речь, ведь это сделано авторами сознательно, чтобы позабавить зрителя или читателя.
1.2. Причины появления вирусов в речи
Когда ж мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех».
Б. Заходер
Каждый грамотный человек должен понимать, что речь должна звучать красиво. Но что же делать, если возникла неловкая пауза в разговоре? В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «э-э-э-э» или «ну-у-у».
Большинство языковедов считают, что вирусы попадают в речь людей, у которых маленький словарный запас, но это не всегда так. Иногда на слова возникает «мода», и тогда популярное слово начинает звучать в речи каждого человека, поэтому их могут использовать и люди, у которых нет проблем с речью. А иногда лишние слова используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать над заданным вопросом, и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с большим словарным запасом.
Некоторые люди специально используют ненужные слова в своей речи. Они им необходимы в том случае, когда человек не хочет отвечать на тот или иной вопрос, а отвечать все-таки необходимо, поэтому он всеми способами старается тянуть время. И пока человек произносит «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и другие неинформативные слова и сочетания, он в этот момент думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, речь которого заражена словами-паразитами, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести своё высказывание. В этом случае «слова-сорняки» говорят о том, что такой человек имеет психологические проблемы, такие как нервозность, беспокойство и излишняя торопливость.
Кроме слов-паразитов есть и звуки-паразиты. Любого слушателя очень раздражает привычка, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Но при этом многие ученые-лингвисты не считают такие звуки «паразитами».
Итак, причины появления вирусов в речи можно разделить на четыре группы:
2. Практическая часть
2.1. Выявление языковых вирусов в речи учащихся и учителей МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Для того, чтобы выявить наличие языковых вирусов в речи учащихся и педагогов МОУ-СОШ с. Звонарёвка, я в течение недели наблюдал за речью своих одноклассников и учителей во время уроков и в неформальной обстановке. В ходе наблюдения было выявлено: вирусные слова (слова-паразиты) употребляют практически все респонденты. Мною было отмечено, что ученики 5 класса во время ответа на уроках очень часто используют слово «ну-у-у», когда не могут правильно сформулировать свои мысли. Несмотря на то, что в анкетах 15 учащихся из 30 ответили, что не употребляют неинформативных слов, в ходе наблюдения я заметил, что это не так – все, кто входил в круг моего наблюдения, используют в речи лишние слова. Наиболее частотными являются следующие слова: «блин», «ё-моё», «ага», «так сказать», «ну» и «ёлки-палки». Также выяснилось, что в речи педагогов тоже звучат слова-паразиты, но гораздо реже, чем у подростков.
Затем я провел анкетирование своих одноклассников, нескольких учеников 6 класса и педагогов школы. В опросе принимали участие 30 учащихся и 15 учителей. Предложенная мною анкета состояла из шести вопросов (Приложение 1). С помощью анкетирования мне удалось получить ответы, по результатам которых я составил диаграммы (Приложение 2). Результаты диаграмм № 1 и № 2 противоречат моим наблюдениям, думаю, что это связано с тем, что не все понимают, что такое слова-паразиты, либо не замечают их использование в речи. На диаграмме № 3 можно увидеть анализ частотности употребления слов-паразитов: на ней мы видим, что часто используют такие слова 10 учащихся и 0 педагогов, никогда не произносят их 1 педагог и 9 учащихся (мои наблюдения это опровергают), иногда они звучат в речи 14 педагогов и 10 учащихся, 1 учащийся признался, что пользуется ими всегда. Диаграмма № 4 отражает отношение к употреблению слов-паразитов: отрицательно к ним относятся 12 педагогов и 12 учащихся, нейтрально - 3 педагога и 17 учащихся; среди педагогов нет ни одного, кто бы относился к этому положительно, а среди учащихся такой человек нашелся. Диаграмма № 5 показывает, что самым популярным словом и среди учителей, и среди учащихся является слово «блин». На диаграмме № 6 отражены результаты ответа на вопрос «Боретесь ли Вы со словами-паразитами?». Выяснилось, что не желают мириться с этим явлением 12 педагогов и 15 учащихся, иногда предпринимают попытки борьбы 2 педагога и 3 учащихся, ничего не делают для того, чтобы избавить свою речь от вирусных слов 1 педагог и 12 учащихся.
Затем я провел эксперимент, в котором принимали участие 24 ученика 4 класса. Я предложил им небольшой текст, включающий в себя ненужные слова и сочетания слов, которые они должны были найти и удалить из текста (Приложение 3). В ходе данного эксперимента 12 учащихся успешно обнаружили все слова-паразиты, а 12 человек не смогли найти все ошибки (Диаграмма № 7). Следует отметить, что не было ни одного человека, кого бы устраивал текст со всеми ненужными в нем словами. Этот эксперимент подтвердил, что в письменной речи, лишние слова более заметны и их наличие мешает воспринимать информацию.
Итак, анализируя полученные данные, я могу сделать вывод: языковые вирусы есть в речи каждого человека, просто кто-то умеет контролировать их употребление и предпринимает попытки избавления от них, а кто-то относится к ним нейтрально.
2. 2. Как избавиться от языковых вирусов
Лишние слова, лишние слова
Говорить не будем,
В ерунде такой пользы никакой
Ни себе ни людям!
(из передачи «Весёлые уроки Радионяни»)
Языковой вирус режет слух и несовместим с представлением о современном культурном человеке. Из-за этого вы можете казаться неуверенным, неподготовленным, плохо образованным. Как же «вылечить» речь. Возьмите за правило следить за своей речью в любом разговоре, независимо от того важный он или незначительный. Старайтесь контролировать свою речь и совершенствовать ее. Контроль поможет следить за чистотой вашей речи и позволит быстрее избавиться от слов-паразитов. Эффективный метод избавления от вируса навязчивых слов – запись на диктофон сначала своего чтения, а затем пересказа того же текста. После выполнения таких упражнений вырабатывается практика, навык правильной техники устной речи, чувство ритма. Основные моменты тренировки: необходимо произносить не отдельные слова, а уже осмысленные предложения, смысл которых окрашен соответствующими интонациями, паузами, междометиями и уточнениями. Специальными упражнениями исправляется невнятное произношение. Монотонность речи заменяется динамическим темпом.
Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:
Все рекомендации я поместил в буклет «Как вылечить свою речь» и в памятку для школьников (Приложение 3)
Для школьников все эти правила можно упростить:
Заключение
Наш язык – это важнейшая часть
нашего общего поведения в жизни.
И по тому, как человек говорит,
мы сразу и легко можем судить
о том, с кем имеем дело.
Д. С. Лихачев, академик
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся и педагогов нашей школы, я могу сделать вывод, что вирусные слова-паразиты – это пустые слова, которые заполняют речь. Сам говорящий человек их обычно не замечает, а вот его слушателям не всегда приятно их слышать. Слова-паразиты были, есть и будут в лексике, потому что их нельзя ни запретить, ни отменить. Хорошо это или плохо? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Конечно, плохо, если слова-паразиты полностью заменяют человеку нормальную речь. Каждый из нас, носителей языка, сам вправе решать, как поступать со своей речью, как часто и в каких сочетаниях употреблять те или иные слова. Но важно каждому задуматься о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи слов-паразитов. Необходимо помнить об экологии слова, то есть – о сохранении родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Нельзя забывать о духовном значении слова и его связи с культурой страны. Поэтому надо вырабатывать в себе ответственное отношение к национальным языковым традициям, тем самым заботиться о настоящем и будущем русского языка.
Цель моего исследования была достигнута: действительно, в речи учащихся и учителей МОУ-СОШ с. Звонарёвка присутствуют языковые вирусы. В ходе решения задач установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и других. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, но могут быть разными частями речи. При помощи опроса мне удалось выявить наиболее употребляемые школьниками и педагогами слова-паразиты. Я изготовил буклет-памятку «Как «вылечить» свою речь» (Приложение 3). Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась: языковые вирусы есть в речи каждого человека.
Итак, можно сделать вывод, что лингвистические вирусы присутствуют в речи каждого. Они засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
Источники
Литература
Интернет-источники
Приложение 1
Анкета для учащихся 5-6 классов и педагогов
(блин, ё-мое, однако, это, как сказать, свой вариант___________)
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 4
Диаграмма № 5
Диаграмма № 6
Приложение 2
Найдите в тексте все лишние слова
Э-э…Пушкин родился, так сказать, в 1799 году… Ну, короче говоря, он учился в лицее у этих самых…ну, как их…преподавателей и, так сказать, вынес из лицея очень многое.
(фрагмент стенографии передачи «Радионяня», выпуск № 13)
Диаграмма № 7
Приложение 3
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Чья проталина?
Ёжикина Радость
Стеклянный Человечек
Лепесток и цветок