Авторы исследовательской работы по физкультуре на тему «История лыжного спорта» ставят целью своего исследования расширение знаний по лыжной подготовке и пропаганду лыжного спорта. В рамках работы проводился социологический опрос о лыжах, изучалась история и развитие лыжного спорта.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 68.5 КБ |
Исследовательская работа по физической культуре
Тема: История лыжного спорта
Автор исследовательской работы по физкультуре на тему «История лыжного спорта» ставят целью своего исследования расширение знаний по лыжной подготовке и пропаганду лыжного спорта. В рамках работы проводился социологический опрос о лыжах, изучалась история и развитие лыжного спорта.
Проект по физкультуре на тему «История лыжного спорта» направлен на исследование лыжного спорта как способа здорового образа жизни, проведения досуга, а также с точки зрения профессиональной деятельности. Авторы исследовательского проекта провели социологический опрос на предмет знакомства учащихся школы с лыжным видом спорта, его особенностями и разновидностями, а также насколько он может быть интересен и актуален для школьников.
Исследовательский проект по физкультуре «История лыжного спорта» содержит обзор истории лыжного спорта в мире и России, а также теорию о появлении печати буклетов и этапы изготовления буклета о лыжном спорте, распространение которого популяризирует данный вид спорта среди учащихся Заволжской школы.
Оглавление
Введение
1. Социологический опрос о лыжном спорте.
1.1. Проведение социологического опроса о лыжах.
1.2. Результаты социологического опроса о лыжах.
2. История зарождения и развития лыжного спорта.
2.1. Зарождение и развитие зарубежного лыжного спорта.
2.2. Зарождение и развитие российского лыжного спорта.
2.3. История развития лыжного спорта в СССР.
2.4. Лыжный спорт в современной России.
2.5. Техника катания на лыжах.
2.6. Организация и судейство соревнований.
Заключение
Используемые источники
Введение
Не раз говорилось о том, что занятия спортом – это залог здоровья. Спорт укрепляет организм, делает нас выносливее. Занятия спортом разнообразны и актуальны круглый год.
Почему мы выбрали именно данную тему?
Лыжный спорт относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости. Лыжный спорт представляет широкие возможности разнообразной спортивной деятельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма. Тренировочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующему укреплению здоровья влиянию свежего воздуха. Лыжный спорт является важным средством поддержания и улучшения здоровья.
Кроме того, лыжные гонки развивают упорство и выносливость, а прыжки на лыжах и горнолыжные дисциплины воспитывают смелость и решительность. Лыжный спорт как средство досуга не связан со спортивными сооружениями. Леса и горные долины, равнины и холмы являются местами для занятий, на которых практически может заниматься неограниченное количество людей.
Спортивные победы российских лыжников не раз прославляли нашу страну на весь мир. А в 2014 году наша страна была хозяйкой зимних Олимпийских игр и в неофициальном зачете по количеству призовых мест наши олимпийцы-лыжники были на первом месте.
Итак, объектом нашего исследования является лыжный спорт.
Предмет исследования: история зарождения и развития лыжного спорта, общая характеристика Олимпийских видов лыжного спорта, техника катания на лыжах, организация лыжных соревнований, судейство лыжных соревнований.
Цель исследования: расширение знаний по лыжной подготовке и пропаганда лыжного спорта.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: проект позволит сформировать у учащихся положительный интерес к лыжной подготовке, привлечь их к самостоятельным занятиям лыжной подготовкой и получить высокие спортивные результаты.
Методы исследования:
Информационный этап включал в себя поиск информации: знакомство с научно-популярной, методической, справочной литературой, интернет-источниками.
Информация об истории развития лыжного спорта Самарской области представлена в электронной версии журнала «Лыжный спорт в Самарской области», подготовленного Самарской областной федерацией лыжных гонок в 2014-2015 годах.
Информация о состоянии лыжного спорта в Заволжской школе и о лыжниках-победителях и призерах районных соревнований была предоставлена руководителем проекта, учителем физической культуры Антоновой Натальей Геннадьевной.
В методической литературе «Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка». В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. М: Просвящение, 2014 подробно изложены способы и последовательность обучения лыжным ходам, поворотам, подъемам, спускам и торможениям.
В течение четырех недель была подготовлена информация, подбираны и систематизированы интересующие материалы, а затем начата работа по созданию буклета.
Новизну проекта определяет использование первоисточников при написании исследовательского проекта о развития лыжного спорта в Заволжской школе и создание информационного буклета«Проложи свою лыжню».
Практическая значимость проекта заключается в том, что на сегодняшний день нет информации, которая в достаточной мере отражала бы зарождение и развитие лыжного спорта в Заволжской школе.
В связи с этим авторы решили осветить отдельные моменты зарождения и развития лыжного спорта на примере нескольких лет, выявить сильнейших спортсменов школы, что позволит привлечь обучающихся к регулярным занятиям лыжным спортом и даст возможность им гордиться своими односельчанами.
Говоря о перспективности, авторы не претендует на всеобъемность, но в связи с малой изученностью предоставляют широкое поле деятельности для будущих исследований.
Итоговым продуктом проекта является буклет «Проложи свою лыжню».
План исследования в основной части работы заключается вследующем:
1.1. Проведение социологического опроса о лыжах
В начале работы над проектом по физкультуре учащиеся 5 класса вынесли на обсуждение множество тем. Как и большинство учеников нашей школы, авторы проекта активно занимаются различными видами спорта: легкой атлетикой, волейболом, лыжной подготовкой, баскетболом, гимнастикой и футболом.
Но для того, чтобы проект был актуален и интересен не только его авторам, но и большинству учащихся был проведен социологический опрос на предмет наиболее интересующего их вида спорта. В исследовании приняли участие ученики1-8 классов (см. Приложение 1).
1.2. Результаты социологического опроса о лыжах
В итоге были получены следующие результаты.
Кол-во человек | Легкая атлетика | Гимнастика | Футбол | Баскетбол | Волейбол | Лыжная подготовка | Другое |
41 | 4 | 5 | 12 | 5 | 3 | 12 | - |
На вопрос: «О каком из ниже перечисленных видов спорта вы хотели бы узнать больше?» максимальное количество ответов, по двенадцать, было получено «Футбол» и «Лыжный спорт». Лыжный спорт, в отличие от футбола, интересен и мальчикам, и девочкам.
Он относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости. Лыжный спорт представляет широкие возможности разнообразной спортивной деятельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма.
Тренировочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующему укреплению здоровья влиянию свежего воздуха. Лыжный спорт является важным средством поддержания и улучшения здоровья. Кроме того, лыжные гонки развивают упорство и выносливость, а прыжки на лыжах и горнолыжные дисциплины воспитывают смелость и решительность.
Лыжный спорт как средство досуга не связан со спортивными сооружениями. Леса и горные долины, равнины и холмы являются местами для занятий, на которых практически может заниматься неограниченное количество людей.
Так темой для проекта стала тема «История зарождения и развития лыжного спорта».
Лыжи - одно из самых древних изобретений первобытного человека. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.
Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.
Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте.
В конце VIIв. Историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников.
Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.
Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г .), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г ).
В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.
В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г . в Международную лыжную Федерацию.
На I Зимних Олимпийских играх в Шамони (Франция, 1924 г.) лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50км, прыжками на лыжах с трамплина и северным двоеборьем (прыжки с трамплина и лыжная гонка).
Олимпийским чемпионом в лыжных гонках и в лыжном двоеборье стал норвежский лыжник ТарлифХауг. В прыжках на лыжах с трамплина занял III место. ТарлифХауг первый в мире был удостоен звания «Короля лыж».
На 16-ти последующих играх повторить и тем более превзойти рекорд первого в мире «Короля лыж» не смог ни один олимпиец. За свои победы на лыжне Хауг был удостоен 10 Королевских Кубков. В знак необычайных спортивных заслуг суровые и немногословные норвежцы впервые в мире воздвигли Тарлифу на его родине прижизненный памятник.
Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране.
Кроме Московского клуба лыжников в 1901 г . было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910 г . - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897г. создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта.
В 1910 г. лыжные клубы г. Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 гг. в Москве было проведено рекордное количество соревнований - восемнадцать, в которых выступало 100 участников.
В феврале 1910 г. было проведено первенство России в гонке на дистанции на 30 верст. В нём участвовали 14 человек. Первым чемпионом стал П.Бычков. Всего до Великой Октябрьской революции в России состоялось пять первенств страны.
В 1912 г. московские лыжники А. Елизаров, М. Гостев, И. Захаров и А. Немухин совершили первый переход из Москвы в Петербург. Путь в 680 верст они прошли за 12 суток 6 ч 22 мин.
В 1913 г, русские лыжники впервые приняли участие в международных соревнованиях "Северные игры", проводившиеся в Швеции. Однако выступили они не удачно (не закончили гонку).
Соревнования по лыжному спорту в дореволюционной России проводились только на равнинной местности. Лыжный инвентарь тогда завозили в основном из Финляндии и Швеции. Беден был и технический арсенал лыжников: передвигались только так называемым русским ходом (прообраз современного попеременного двухшажного хода).
Царское правительство не проявляло никакой заботы о развитии спорта. В условиях политического и экономического гнета самодержавия о массовом развитии лыжного спорта не могло быть и речи.
В первый период развития советского лыжного спорта уровень спортивного мастерства советских лыжников был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Спортивных встреч по лыжному спорту с сильнейшими лыжниками зарубежных национальных команд советские лыжники не имели до 1948 г.
Во встречах с представителями Финского рабочего спортивного союза на первенствах СССР 1926 и 1927 гг. победителями выходили финские лыжники. Только в гонке на 60 км в 1926 г. первым был Д. Васильев. В 1927 г. сильнейшие лыжники СССР впервые приняли участие в соревнованиях по лыжным гонкам в Финляндии на празднике рабочего спорта под Гельсингфорсом.
Ни один из наших лыжников на дистанциях 30, 50 и 15 км не вошел в первую «двадцатку», а женщины в беге на 3 км не заняли ни одного из первых 10 мест. В 1928 г. в первенстве Москвы с участием финских лыжников рабочего спортивного союза победу одержали советские лыжники: среди мужчин — Дмитрий Васильев, а среди женщин — Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места.
В 1928 г. советские лыжники участвовали в соревнованиях I зимней рабочей Спартакиады в Осло (Норвегия). В гонке мужчин на 30 км Д. Васильев занял 2-е место, 5-е и 6-е места соответственно Михаил Борисов (Москва) и Леонид Бессонов (Тула). Среди женщин на дистанции 8 км победительницей была Варвара Гусева (Воробьева, Ленинград), а 4—6-е места заняли соответственно Антонина Пенязева-Михайлова, Анна Герасимова (Москва) и Елизавета Царева (Тула).
Это были первые успехи советских лыжников. К сожалению, в последующие 6 лет советские лыжники не имели спортивных встреч с лыжниками других стран, и на первенстве СССР 1935 г. под Москвой, в районе ст. Первомайская (ныне Планерная), финские лыжники рабочего спортивного союза, мужчины и женщины, принимавшие участие вне конкурса, вновь оказались сильнейшими, продемонстрировав своеобразные особенности техники попеременного лыжного хода.
После этого все спортивные организации повели упорную работу по освоению и совершенствованию техники, что наряду с применением новых отечественных методов тренировки с повышенными нагрузками дало положительные результаты. В феврале 1936 г. сильнейшие советские лыжники приняли участие в двух международных соревнованиях по лыжным гонкам рабочих спортивных союзов в Норвегии и Швеции.
В первых соревнованиях, в местечке Хельсос (Норвегия), наши лыжники, как мужчины, так и женщины, не сумели приспособиться к сильнопересеченным лыжным трассам и выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях, в Мальмбергете (Швеция), они уже показали высокие результаты: среди женщин в гонке на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина Пенязева-Михайлова заняли соответственно два первых места, а среди мужчин в гонке на 30 км Дмитрий Васильев — 4-е место.
Спустя два года, на первенстве СССР 1938 г. в Свердловске с участием вне конкурса сильнейших лыжников Норвежского рабочего спортивного союза, советские лыжники-гонщики победили (как мужчины, так и женщины). Великая Отечественная война, развязанная фашистской Германией, нарушила мирную, созидательную жизнь нашей страны. Советский народ стал на защиту своей Родины.
Большую роль в борьбе за свободу и независимость нашего народа сыграли лыжные отряды бойцов и разведчиков, совершавшие смелые рейды по тылам врага. Многие из них геройски погибли на фронтах Великой Отечественной войны и войны с белофиннами 1939—1940 гг.
Из числа сильнейших лыжников-гонщиков пали смертью храбрых ленинградец Владимир Мягков — чемпион и призер первенства СССР 1939 г. (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза); Федор Ивачев из Новосибирска — призер первенства СССР 1939 г. (посмертно награжден орденом Ленина, а его именем названа одна из улиц Новосибирска); москвичка Любовь Кулакова — трехкратная чемпионка и шестикратный призер первенств страны 1937—1941 гг. (посмертно награждена орденом Отечественной войны 11 степени) и др.
В 1948 г. советские лыжники-гонщики (мужчины) приняли участие в традиционных Холменколленских играх в Норвегии, где впервые встретились с сильнейшими лыжниками мира и добились неплохих результатов. В гонке на 50 км Михаил Протасов (Москва, "Спартак") занял 4-е, а Иван Рогожин (Москва, «Динамо») — 8-е место.
В 1951 г. советские спортсмены-студенты впервые приняли участие в соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих игр в Пояне (Румыния) и были победителями на всех дистанциях лыжных гонок. В первом в СССР международном соревновании (январь 1954 г.) в Свердловске с участием сильнейших лыжников Финляндии (среди них был олимпийский чемпион Вейкко Хакулинен), Чехословакии и Польши советские лыжники продемонстрировали немалые успехи.
Ленинградец Владимир Кузин был победителем в гонке на 30 км и занял 2-е место на 15 км. Команда СССР победила в эстафете 4 X 10 км (Федор Терентьев, Павел Колчин, Владимир Оляшев и Владимир Кузин). А после участия в чемпионате мира 1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться одними из сильнейших в мире.
Советские лыжники участвовали почти во всех крупнейших международных соревнованиях. В 1977 г. Иван Гаранин одержал победу в традиционной сверхмарафонской лыжной гонке на 85,5 км, которая проводится в Швеции с 1922 г. В 1974 г. И. Гаранин был в этой гонке вторым, а в 1972 г. 2-е место занял В. Веденин.
Говоря о видах лыжного спорта современной России, можно назвать шесть основных: горнолыжный спорт, фристайл, сноуборд, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, лыжные гонки. Именно эти шесть видов включены в список развивающихся в Ассоциации лыжных видов спорта России.
Российские спортсмены считаются одним из лучших в мире по лыжным видам спорта.
В настоящее время спортсмены РФ активно участвуют в Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Чемпионатах Европы. Тому доказательство - большое количество золотых, серебряных и бронзовых медалей в различных дисциплинах. С 2000 г. развитие лыжного спорта в России перешло на новый, еще более усовершенствованный уровень.
Усиленное внимание со стороны правительства и увеличение спонсирования являются показателями важности лыжного спорта для страны. И все это не остается безрезультатным: российские спортсмены продолжают пополнять «копилку» сборной всеми тремя призовыми медалями.
Олимпийские чемпионы и призеры по лыжам более подробно представлены в Приложении 2.
Виды лыжного спорта
1. Лыжная гонка. Данный вид спорта включен в основную программу зимних олимпийских игр. Представляет собой скоростную лыжную ходьбу на определенные дистанции и включает в себя множество элементов хождения на лыжах: подъемы, скоростные спуски, виражи, повороты. На одной и той же дистанции, в зависимости от скорости передвижения, техника лыжника может неоднократно меняться.
2. Биатлон. Представляет собой сочетание лыжной гонки и стрельбы из винтовки. Биатлонист должен в совершенстве владеть техникой скоростного скольжения на лыжах, а также навыками стрельбы. Навыки стрельбы играет очень важную роль, т.к. данная часть выступления происходит после интенсивной физической нагрузки. Меткость стрельбы зависит от множества факторов: изготовки, техники прицеливания, умения правильно задержать дыхание и произвести выстрел.
3. Прыжки на лыжах с трамплина. Представляет собой скоростной спуск и прыжок со специально оборудованного сооружения – трамплина. Трамплин, как правило, имеет различную расчетную мощность (т.е. возможную дальность прыжка). Результат выполнения прыжка зависит от дальности и техники выполнения. Дальность прыжка измеряется в метрах и потом переводится в очки, которые прибавляются к баллам за технику выполнения. Победитель определяется по максимальной сумме баллов.
4. Лыжное двоеборье. Представляет собой сочетание лыжной гонки и прыжка с трамплина мощностью 90 метров. Результат по двоеборью – это сумма показателей по каждому из этих элементов.
5. Горнолыжный спорт. Включается в себя 3 подвида:слалом, слалом-гигант и скоростной спуск.
Каждый из подвидов – это спуск на высокой скорости по специально размеченной на склоне дистанции при обязательном преодолении искусственно созданных препятствий («ворот» из флажков). Кроме существования каждого вида горнолыжного спорта по отдельности, проводятся также соревнования по горнолыжному двоеборью и троеборью.
Более подробно олимпийские виды лыжного спорта описаны в Приложении 5.
Техника катания на лыжах
Существует две значительно различающиеся техники катания на лыжах. Как и в плавании, когда-то в лыжном спорте целью была лишь скорость, а не техника. Сейчас же важно проплыть быстрее, например, кролем или баттерфляем. Также и в лыжном спорте. Когда-то существовал лишь один стиль катания - классический. Около 30 лет назад начал развиваться новый стиль катания на лыжах - коньковый ход. С 1988 года этот стиль стал частью Олимпийских игр.
Развитие конькового стиля катания
Давайте перенесемся в 1950-е годы. С начала 1850-х, когда установился классический стиль катания с двумя палками, спорт благодаря выступлениям именитых спортсменов стремительно развивался, набирая популярность быстрее, чем какой-либо другой вид спорта (например, бег или плавание). Лыжи все больше и больше совершенствовались, и спортсмены начали заниматься изучением физиологии и методов подготовки к соревнованиям. Однако развитие техники конькового хода дало толчок к развитию другой техники.
В 1960-х появились специальные машины, прокладывающие лыжню. Ранее этим занимались военные - трассы для соревнований готовили сотни солдат на лыжах. Лыжня состояла из двух углублений, лыжникам было необходимо держать лыжи параллельно, отталкиваясь попеременно правой и левой ногой. Однако примерно в это же время финский полицейский Паули Сиитонен начал экспериментировать с техникой конькового хода, когда спортсмен в лыжне держит лишь одну лыжу, а другой ногой отталкивается.
Конечно, притакой технике нога быстро уставала, и ее приходилось менять. Такой способ катания называли "Шаг Сиитонена" или "полуконьковый". Когда лыжники, в особенности те, кто готовился к спринту, так как у них были сильные ноги, начали экспериментировать с новыми техниками на лыжне, проложенной машиной, они обнаружили, что, отталкиваясь попеременно правой и левой ногой, можно двигаться на 10% быстрее - так зародился коньковый стиль катания.
Так в чем же разница?
В классическом спринте лыжи должны находиться параллельно направлению движения, а лыжник передвигается "шагами", подобными обычному шагу, однако при каждом шаге происходит легкое отталкивание и скольжение. Ощущение такое, как если бы Вы скользили по гладкому полу в носках! Такая техника предпочтительна для начинающих, так как ее проще изучить, нежели технику конькового хода; она более естественна и требует меньшей физической подготовки.
Техника конькового хода больше похожа на катание на коньках или на роликах. Чтобы двигаться, Вы должны отталкиваться краями лыж, а затем скользить. В этой технике отталкивание палками и развитие мускулатуры играет большую роль.
Классическая техника и коньковый ход на Олимпийских играх.
Новая техника конькового хода не всегда была популярной. Когда в 1970-х ей впервые начали пользоваться, сторонники традиционной техники выражали протест, так как новую технику они считали нечестной, заставляющей лыжников двигаться по неподготовленной трассе.
Организаторы соревнований даже предотвращали использование техники конькового хода, устанавливая по краям трассы специальные ограждения, такие как балки или сети. Тем не менее, популярность этого стиля продолжала расти, и в 1984 году Международная федерация лыжного спорта (МФЛ) узаконила этот стиль, и в 1988 году он был включен в программу Олимпийских игр. Теперь на Играх присутствовал и классический и свободный (лыжники сами выбирают технику катания) стили катания на дистанциях от 1,5 до 50 км.
Несмотря на то, что и классическая техника и техника конькового хода сейчас полностью признаны Олимпийскими видами спорта, оба стиля все еще вызывают споры. Недавно был разработан новый вид соревнований, объединяющий оба стиля. Такие соревнования проводятся в течение двух дней: в первый день участники должны пройти 15 км классическим стилем, а во второй - эту же дистанцию коньковым ходом.
Этот вид соревнований называется "гонка преследования", здесь расстояние между лыжниками на второй день соревнований определяется по результатам первого дня. Некоторые считают, что "гонка преследования" должна быть включена в программу Олимпийских игр. Однако из-за напряженного графика соревнований оба дня гонки предлагается объединить в один.
Спортсмены, пройдя половину трассы, должны будут быстро сменить лыжи и ботинки - считается, что это добавит новый элемент в спорт. Однако есть и противники таких нововведений. Они считают, что это может привести в замешательство зрителей, и суть соревнования будет заключаться лишь в том, кто быстрее сменит снаряжение, а не в умении спортсменов. Как бы то ни было, две техники: классика и коньковый ход определенно продолжают вносить разнообразие и состязательный момент в спорт, имеющий традиционное прошлое и современное будущее.
Различные виды классических и коньковых ходов представлены в Приложении 6.
Организация и судейство соревнований
Высокие результаты спортсменов определяет не только хорошая физическая подготовка, смазка и экипировка, но и хорошо подготовленная трасса. На ней не должно быть большого количества крутых подъемов, также слишком крутых с резкими поворотами спусков, поэтому место подготовки трассы должно выбираться тщательным образом. Сейчас на мировых соревнованиях используется искусственный снег, но на соревнованиях более низкого уровня лыжные трассы прокладываются в зимний, весенний период на настоящем естественном снегу.
Большой проблемой на мировых соревнованиях является то, что атлеты, стартующие в последних номерах, бегут по разбитой спортсменами, стартовавшими первыми, трассе. Из-за этого они показывают результаты, которые не дотягивают до пьедестала почета. Поэтому пласт снега, по которому бегут спортсмены, должен быть как можно плотнее.
Соревнования могут быть перенесены ввиду низкой температуры, сильного снегопада и тумана. Если соревнования начались, но условия не позволяют их дальше продолжать, то они могут быть отменены или перенесены с согласия лидеров или их представителей.
Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию. Её состав определён «Правилам» с учетом масштаба и значимости каждого соревнования.
Предусмотрен следующий состав судейской коллегии:
.
В бригаду судей на старте включается стартер и его секретарь.
На финише в состав бригады входят:
Перед началом каждого крупного соревнования проводят собрание представителей команд, в повестку которого включают следующие вопросы:
Заключение
В работе над исследовательским проектом и созданием конечного продукта – буклета «Проложи свою лыжню» были затронули различные аспекты: теория и практика, процесс и результат, субъективная степень удовлетворенности каждого участника и , мы надеемся, объективная оценка продукта.
В начале исследования был спланирован весь объем работы и организация её выполнения с помощью учителя.
Тема проекта была выбрана с учетом интересов всего ученического сообщества школы посредством анализа социологического опроса.
В процессе исследования различных источников информации (книг, журналов, интернет-ресурсов) была выполнена теоретическая часть проекта. Всесторонне изучена история возникновения и развития лыжного спорта от древних времен до современности, в мировых масштабах и в России, в Самарской области и, в частности, последних двенадцати лет в Заволжской школе. Более подробно изучены техники классических и коньковых лыжных ходов, организация и судейство лыжных соревнований, олимпийские виды лыжного спорта, тактические приемы лыжной подготовки.
Для создания конечного продукта – буклета «Проложи свою лыжню» были изучены методические рекомендации «Как сделать красивый буклет». Рассмотрены все этапы его создания:
В результате была создана графическая часть и выполнено изделие – буклет.
В процессе подготовки к защите исследовательского проекта были выполнены демонстрационные наглядные материалы (Приложения 1-7) и презентация.
Цель достигнута: создан буклет на заданную тему с учетом всей технологии изготовления.
Работа над исследованием была увлекательной. Авторы очень надеются на ответный положительный интерес к своим изысканиям учащихся нашей школы и, как следствие, на их активные занятия лыжной подготовкой и достижение высоких спортивных результатов.
Используемые источники
Новогодние гирлянды
Астрономический календарь. Май, 2019
Карандаши в пакете
Круговорот воды в пакете
Дымковский петушок