исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
chto_mozhno_sdelat_iz_musora.docx | 46.03 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Однажды, во время дежурства в классе мне пришлось выносить мусор в большую коробку, которую приготовили технички, чтобы вынести . Коробка была наполнена доверху бумагами, обёртками от конфет, коробочками от соков. Я заметил, что этот мусор был набран в нашем классе за 5 уроков. Стало интересно, а сколько же по школе мы его набрали!? По дороге из школы на улицах нашего села я увидел вот такие картины: мусор на дорогах, на тротуарах. Я задумался: «Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора? Каждый день, вынося мусор из дома, я также сталкиваюсь с переполненным баком для отходов. Какова причина? Ответ на вопрос прост – недостаточно машин занимаются вывозом мусора на свалку. И, конечно же, не хватает контейнеров для мусора.
Проблема: Все улицы села, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют коробки, пластиковые бутылки, пакеты и различные обёртки. Очевидно, что вывоз мусора на свалки становится не только экологически опасным, но и экономически невыгодным.
По всей видимости, сельский бюджет не позволяет решить эту проблему – бытовых отходов села. В результате возникла тема исследования «Что я могу сделать с мусором?»
Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы её проводим. Я задал этот вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?»
Цель: выяснить пути переработки и повторного использования мусора.
Задачи исследования
- изучить литературу по утилизации мусора в разных странах;
- проанализировать ситуацию по вывозу мусора в селе Зелёное и в Хакасии в целом;
- предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов;
- найти полезное применение твёрдо-бытовым отходам.
Объект исследования: твёрдо-бытовые отходы
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки.
Участники исследования: я, мама, папа, бабушка, дедушка.
Гипотеза исследования:
учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Методы исследования
Мною использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, социологический опрос, анализ, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.
Глава1. Теоретическая часть исследования
1. Проблема отходов
Тема работы выбрана неслучайно. Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов.
Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.
Переселение в города привело к изменению потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.
2. Пути решения проблемы в разных странах мира
В разных странах мира проблема сбора и утилизации мусора стоит довольно остро, но ее активно пытаются решить. Вводятся новые технологии его переработки. Проводятся социальные проекты, направленные на развитие у населения сознательного отношения к сбору и сортировке отходов. Все эти меры направлены на уменьшение загрязнения окружающей среды. Каждая страна в борьбе с мусорной проблемой имеет свои результаты и достижения.
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.
С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках - полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.
В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, накопившиеся за счет роста численности населения и одновременного роста промышленного производства, наконец, стали уменьшаться.
В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. В этой стране на высоком уровне поставлена воспитательная работа с населением, она закреплена законами Германии. С самого детства немцы учатся уважать окружающих, заботиться о природе и собственном здоровье. За соблюдением чистоты следят «мусорные полицейские». Разные страны прибегают к различным способам стимуляции населения к сбору и сортировке мусора. Берлинские подростки, собирающие мусор и сдающие его на переработку, получают финансовое вознаграждение. Нидерландские муниципальные власти выдают специальные купоны активным участникам программы раздельного мусора. Такой купон дает льготы на оплату коммунальных услуг и жилья. В Барселоне дети поощряются лакомствами, а взрослые – благодарностью от властей.
Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы делятся на две категории – сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. В сельской местности и частном секторе обустроены специальные места для сбора отсортированного мусора. Каждому виду отходов установлено свое время и день. Законом предусматривается сбор и сортировка мусора, его вывоз и переработка. Фирмы, производящие электронную и другую технику, обязаны обеспечить условия сбора и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации. В этой стране из переработанного мусора строят даже береговые укрепления и дома.
Пилотный проект по раздельной сортировке отходов и их переработке запущен в одном из районов Рима. В Ватикане эта технология принесла ощутимые результаты. На территории Святого Престола можно найти специальные контейнеры для органического мусора, бумаги, стекла и пластика, алюминия и жести. С введением новой политики в отношении мусора, жители и сотрудники Ватикана стали задумываться, прежде чем что-то выбросить. В главных местах паломничества устанавливаются раздельные урны для металлических банок и пластиковых бутылок.
В Австралии вы не увидите на тротуаре окурок или бумажку. В этой стране также работает программа сортировки мусора. Для каждого вида отходов предусмотрены разноцветные бачки: красные предназначены для обычного мусора, в желтые складывается бумага, бутылки (вторсырье), в зеленые – растения, синие бачки предназначены для медицинских отходов. Эти бачки выставляются на улицу для вывоза в определенные дни для каждого цвета бачков. Для крупногабаритного мусора установлены специальные дни, когда его вывозят специальная техника. Для органических отходов обустроены специальные площадки.
Такое отношение к мусору также является показателем того, что эти страны являются передовыми во всем.
3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в с. Зелёное и республике Хакасия
Какие острые экологические проблемы сегодня есть у нашего селаи республики Хакасия?
Республика Хакасия является одним из развитых регионов Российской Федерации. В Хакасии находятся угольные разрезы, алюминиевые заводы, Саяно-Шушенская ГЭС и другие предприятия. В результате большой хозяйственной деятельности в нашей республике важными являются проблемы загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и земель, накопления значительных объемов отходов производства и потребления.
Примерно 530 килограммов – столько отходов потребления и производства приходилось на каждого жителя Абакана ежегодно. Эти данные были получены в самом начале нового века, но вряд ли значительно изменились с тех пор. Но ладно бы эти отходы мирно складировались или перерабатывались. Плохо, что немалая их часть порой выбрасывается буквально под ноги. На территории Хакасии на начало ноября 2013 года выявлено 187 мест несанкционированного размещения ТБО, в том числе 62 свалки установлены Управлением Росприроднадзора по Хакасии. Они занимают площадь 163,71 га, из них семь - загрязняют земли сельскохозяйственного назначения, 40 разместилосьна землях населенных пунктов и 15 - в водоохранных зонах.
Правительство Хакасии уделяет должное внимание утилизации отходов. Реализация долгосрочной республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы" позволила ввести в эксплуатацию полигоны твердых бытовых отходов в Ширинском районе, Сорске, Абазе, приобрести специализированную технику для сбора и вывоза отходов для Сорска, Ширинского и Усть-Абаканского районов.
В будущем в Хакасии планируется оборудовать полигоны ТБО в Бее, Бограде, Саяногорске. Намечено также строительство мусороперерабатывающего комплекса. В нашей республике работают предприятия, такие как ЖКХ, которые убирают вверенную им территорию, проводят весенние и осенние субботники. Учащиеся нашей школы тоже принимают активное участие в субботниках по уборке мусора на территории нашего села.
Изучив состав мусора и его расположение, я предлагаю следующие пути утилизации:
Глава 2. Практическая часть исследования.
1. Социологическое исследование
Я решил узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.
Для этого я провел социологическое исследование: попросил родителей моих одноклассников ответить на вопросы моей анкеты.
Результаты опроса меня ошеломили! Я пересчитал расход пластиковой тары в месяц, и вот что получилось:
- пластиковых бутылок – 88 шт, объемом 2 л; 272 шт. объемом 1,5 л; 73 шт. объемом 1 л; 52 объемом 0,5 л; 16 шт объемом 0,33 л;
- пластиковых баночек из-под йогурта – 840 шт.; из-под сметаны – 346 шт.;
- пакетов обычного размера – 2982 шт.; из-под молока, кефира – 1092 шт.; больших пакетов – 788 шт.;
- пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 92 шт.;
Так же мной был проведён опрос учащихся нашей школы.
В анкетировании приняли участие 48 учащихся младших классов нашей школы. Итоги анкетирования показали следующий результат:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Да – 38 человек
Нет – 10 человек.
Минеральная вода – 22 человека
Газированная вода, соки, напитки – 20 человек
Подсолнечное масло – 20 человек
Майонез – 7 человек
Кетчуп – 4 человека
Питьевой йогурт – 5 человек
Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Выбрасываем -22 человека
Сжигаем в печке – 10 человек
Используем в хозяйстве – 14 человек
Закапываем – 2 человека
Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для посадки рассады – 14 человек
Для хозяйства – 6 человек
Используем под молоко, квас, варенье – 5 человек
Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 4 человека
Делаем поделки – 3 человека
Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве.
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 5 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 1кг 900 г мусора, а за год примерно 693 кг.
Я провел такое же исследование и в классе.
За неделю в классе накапливается 3 кг 600 г мусора, в классе 29 человек, значит, на одного человека примерно 133 г.
За месяц - 14кг 400 г, на одного человека – 530 г.
2. Защита исследования
В своём классе я провел «Мастер – класс» по использованию ненужных бытовых отходов. Я придумал, как можно использовать эту гору пластика. Вместе с родителями мы сделали много интересных и полезных вещей.
Глава 3. Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришел к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше». (В. Солоухин «Приговор»)
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере своей исследовательской работы я показал, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы. Гипотеза исследования подтвердилась - учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором. Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Список литературы
1. Подборка газет «Усть-Абаканские известия»
2. Газета «Хакасия»
3. http://www.черногорскийрабочий.рф/news/goryachie-voprosy-po-musornym-delam
4.http://abakan.bezformata.ru/listnews/musornaya-problema-vzglyad-iznutri/57639030/
5.http://19w.ru/finances/v-hakasii-v-sisteme-obrasheniia-s-mysorom-nametilsia-proryv.html
.
.
Просто так
Рисуем домики зимой
Цветок или сорняк?
Рождественские подарки от Метелицы
Как нарисовать небо акварелью