Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ottsy_i_deti.doc | 395.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ АЛЬФРЕДА ГАРРИЕВИЧА ШНИТКЕ»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
413100 Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 3
тел. (8-8453) 55-96-88
«Отцы и дети»
в литературе и в жизни
Автор проекта: обучающаяся
10 класса Гончарова Валерия
Руководитель: Андреева-Люксембургская
Елена Борисовна, учитель
истории и обществознания
г.Энгельс 2019
1. Оглавление.
2. Введение
3. Основная часть
4. Заключение
5. Список использованной литературы.
6. Приложение
2. Введение
Противостояние «отцов и детей», конфликт поколений, бездна непонимания, разделяющая самых близких людей… проблеме этой, вероятно, столько же лет, сколько человечеству. Но остается ли эта проблема такой же актуальной в наши дни на самом деле?
Актуальность исследования продиктована вступлением подростков в возраст, когда дети начинают критически оценивать свою жизнь и жизнь вокруг них. Дети не всегда хотят жить, как родители. Они чаще всего хотят достичь большего, лучшего, их стремления более честолюбивы. Здесь кроются также многочисленные конфликты, потому что дети не могут объяснить родителям свою правоту в том, что они как взрослые люди хотят сами строить свою судьбу.
Конфликта не стоит бояться. Если подойти к нему как к проявлению противоречий, то вполне можно признать, что ничего страшного в конфликте нет. Большинство конфликтологов полагают, что практически каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно. Изучить причины и способы разрешения конфликта, на основе эмпирического опыта подростка невозможно, поэтому понадобилось настоящее межпредметное исследование.
В работе были использованы монографии, статьи и исследования авторов, чьи труды признаны ведущими социологами и психологами России. Наталья Никифорова в статье «Проблемы современной семьи» в качестве главного условия благополучных отношений называет любовь и уважение между всеми членами семьи. В монографии Б. И. Хасан, П. А. Сергоманова: «Разрешение конфликтов и ведение переговоров: представлены основные понятия современной конфликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Значительную роль в создании проекта сыграли литературные произведения: «Станционный смотритель» А.С Пушкина, «Горе от ума» А.С Грибоедова, «Гобелен» Дины Рубиной, «Бабка» В.А. Осеевой и т.д. При создании проекта использовались статистические данные ВЦИОМ, а также был проведен опрос среди одноклассников.
Цель исследования. Выяснить, как изменилась проблема «Отцов и детей» в настоящее время, пути ее разрешения
Задачи работы.
Основная часть.
Противостояние «отцов и детей», конфликт поколений, бездна непонимания, разделяющая самых близких людей…проблеме этой, вероятно, столько же лет, сколько человечеству. Но остается ли эта проблема такой же актуальной в наши дни на самом деле?
«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут погибель миру и станут последним его пределом».
Надпись на гробнице фараона (Ок. 35 века до н.э.)
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Древняя Вавилония. Надпись на глиняном сосуде. (30 век до н.э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
Древний Египет. Высказывание жреца. (20 век до н.э.)
Это ещё раз доказывает, что конфликт поколений был во все времена. Однако, в зависимости от времени и места, содержание проблемы и острота противоречий носили особенный характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями.
На протяжении веков в России конфликт поколений был обусловлен, в первую очередь, тяжелыми условиями жизни и дестабилизацией, в результате которой в сознании молодых людей формируется неправильный образ людей старшего возраста, у молодёжи фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения.
Таким образом, специфика конфликта поколений в России проявляется в следующих фактах: вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни, увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.
Что касается других стран, то «проблема отцов и детей» уже не стоит так остро. Это связано с активным внедрением специальных психологических курсов, которые обязательны для посещения как для родителей, так и для детей раннего возраста. На занятиях специалисты обучают представителей двух поколений особым методикам, позволяющим сохранить взаимопонимание и теплые отношения в семье.
Изменения, происходящие в современном российском обществе и семье, требуют новых, особенных подходов к исследованию и урегулированию семейных конфликтов как актуальной социальной проблемы. При этом важной задачей является профилактика и урегулирование межпоколенных конфликтов в семье.
Опрос, проведённый среди учеников 9 класса, показал, что, по мнению большинства, нынешние поколения отцов и детей приходят к взаимопониманию.
По результатам опроса ВЦИОМ, так же видно: четверть жителей России убеждена, что между поколениями нет никаких существенных проблем.
Также при обработке анкет выяснилось, что у большинства школьников отношения в семье самые близкие и любящие. На этот раз результаты немного расходятся с анкетой, проведенной ВЦИОМ (у подавляющего количества опрошенных в семье дружеские отношения). Это связано с тем, что в нашем опросе участвовали только ученики, т.е. представители одного поколения, а во всероссийском опросе - как молодые, так и пожилые люди.
Давайте попробуем разобраться в главных причинах конфликтов поколений. Несомненно, доминирующее место в этом вопросе занимает навязанное обществом отношение детей: «старики – это пережитки прошлого, их мнение не модно». Так ли это на самом деле? Конечно, многие сейчас подумают: «Старшие внушают правила своего времени, что чуждо новому поколению». Но ведь нельзя не согласиться, что старшие умнее и мудрее младших, хотя они в свою очередь должны понимать: разные эпохи - разные ценности, и то, что им кажется абсолютно целесообразным и естественным молодежью воспринимается часто как несуразное, устаревшее.
Что же показывают анкеты? Результаты опроса, проведенного мной, и ВЦИОМ практически полностью совпадают: главной причиной конфликтов поколений является обоюдное недопонимание, в связи с разным опытом жизни.
Неудивительно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведения русской классической литературы. К этой проблеме обращался и Фонвизин в своей комедии «Недоросль», и Пушкин в «Капитанской дочке», и, конечно, Тургенев в «Отцах и детях».
Главную причину проблем отцов и детей - обоюдное недопонимание, разное мировоззрение, особенно остро описывает Пушкин ещё в одной из своих повестей «Станционный смотритель. Это горькая история о неспособности людей даже самых близких, кровно связанных, любящих понять и принять жизненную позицию другого.
Социальные конфликты своего времени показал и Грибоедов в «Горе от ума». Вспомним слова Молчалина:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь
В чинах мы небольших.
В комедии высмеяны пороки общества «века минувшего»: крепостничество, карьеризм, подхалимство.
Конечно, литература, в первую очередь, учит литературном языку, истории и культуре. Но иногда, правильно проанализировав произведения, можно извлечь уроки, которые можно усвоить только после общения с опытным и профессиональным психологом. Опираясь на произведения этой тематики, попробуем сформулировать основные правила, придерживаясь которых можно достичь единодушия с близкими людьми. Например, вспомним «Отцов и детей» Тургенева. Главный герой, Базаров, отличается честностью, чёткостью, мужественностью, он презирает обычные предрассудки: приезжает в дворянское семейство, но одет совершенно не так, как положено в таких случаях. Отсюда правило первое – необходимо считаться с устоявшимися правилами приличия людей старшего поколения. Зачастую, вызывающее поведение, одежда, манера говорить могут не только травмировать их, но и привести к полному разочарованию в человеке.
В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Это простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве. Второе правило автор сформулировал сам - "Нет оправдания душевной чёрствости", - пишет Паустовкий в конце произведения. Действительно, иногда молодые люди не просто не хотят сказать несколько слов своим родителям. Но иногда это бывает им больше, чем необходимо.
Если говорить о прошлом столетии, то можно вспомнить повесть Распутина «Последний срок». В ней автор не только поведал нам, читателям, о судьбе старухи-матери, показал всю широту ее великой души, но и нарисовал пугающую своей правдивостью картину взаимоотношений «отцов» и «детей». Писатель предупреждал нас: «Без памяти своего народа, рода своего, семьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъединимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас».
Выводи третье правило - ничто так не поможет нам как ощущение близости с родными людьми. Душевное спокойствие и уважение - вот закон счастливой семьи.
Авторы нашего века, безусловно, не могли обойти проблему отцов и детей стороной. Обычно она не является «центральной», а затрагивается «вскользь». У замечательной современной писательницы Дины Рубиной тема взаимоотношений в семье – главная, и поэтому она так или иначе касается проблемы поколений.
В новелле «Гобелен» — повести о памяти: случайно увиденный фрагмент театральной декорации всколыхнул воспоминания героини о событиях ее жизни. Но, оказывается, что деталь домашнего быта — гобелен с пустяшными, в сущности, оленями, — ставший в детском воображении некой моделью идеальной жизни, буквально никак не задел ее дочь, росшую, казалось, в тех же условиях и в том же интерьере:
– Там, знаешь, вывесили гобелен… – тихо улыбаясь, сказала она.
– Что за гобелен?
– Ну, точно такой, как наш… Помнишь?
– Нет, не помню… А пожрать в этом доме дают?
– Погоди! Как это – «не помню»?! У бабушки висел на стене много лет, я спала под ним чуть ли не всю жизнь… Мы с тобой… потом подушку твою любимую… С оленем…
– О Го-осподи-и! – Дочь вздохнула, закатила глаза, пошла ставить чайник.
А у нее вдруг сжалось сердце, щемящая обида подкатила к горлу.
– Ты ничего не помнишь! – воскликнула она. – Вы не затрудняете себя помнить! Безразличие – вот знамя вашего поколения!
– Знамя?!. – Дочь фыркнула. – Ну, мать, ты даешь!
Прихватила бутерброд с сыром и ушла к себе.
Тема взаимоотношений в семье – остается главной в обществе и по сей день, и поэтому она так или иначе касается проблемы поколений.
Вновь обратимся к опросам. Выбор жизненного пути, своего предназначения, – одна из важнейших в жизни каждого. Более половины опрошенных уверены – дети должны искать свой путь, не пытаясь копировать образ жизни родителей, и чем моложе респонденты, тем чаще они выражают свое согласие с этим высказыванием. За самостоятельный выбор профессии молодыми людьми также ратует большинство россиян.
Для того, чтобы разобраться в способах разрешения конфликтных ситуаций мы еще раз обговорим главные причины.
Это, как следует из диаграммы, в первую очередь непонимание со стороны родителей, затем проблема организации свободного времени, излишняя забота и работа по дому. Стоит заметить, что немалое количество учеников не сталкиваются с существенными проблемами в семье.
Как же решить эту проблему. Вот что говорят психологи. (Заметим, что советы даются только родителям, а информации о том, как правильно себя вести детям, практически нет) Безусловно, нужно понимать, что конструктивный способ разрешения конфликтов: "Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок"
Первый шаг - прояснение конфликтной ситуации.
Второй шаг - сбор предложений: этот этап начинается с вопроса: "Как же нам быть? ", "Что же нам придумать? ", или: "Как нам поступить?". После этого надо обязательно подождать, дать возможность обеим сторонам предложить свои решения.
Третий шаг - оценка предложений разрешения конфликта и выбор наиболее приемлемого.
Шаг четвертый - детализация принятого решения.
По словам специалистов, этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша и позволит разрешить конфликт родителей и ребенка максимально эффективно. Он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
Заключение
Результатом моего исследования стали, следующие выводы:
- Самая главная проблема между детьми и родителями — это проблема недопонимания. Родители не замечают взросления ребёнка или не хотят его замечать, а дети, наоборот делают всё возможное, чтобы эту взрослость показать. Именно здесь кроются истоки всех проблем во взаимоотношениях двух поколений.
- Ещё одной проблемой взаимоотношений может стать ситуация, когда родители навязывают свои ценности детям.
- Взаимоотношения должны быть партнёрскими и эмпатийными, тогда получится всё хорошо. Изменения во взаимоотношениях — это неизбежный процесс, который проходят все, но его можно пережить по-разному.
Переговоры являются такой моделью организации конфликтов и разногласий, которая предполагает «прямое» согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Переговоры наиболее универсальная модель разрешения конфликта. [1]
1. В чем корень проблемы отцов и детей? - А вот и варианты ответов на него:
• в элементарном неуважении друг к другу;
• в страхе потери влияния;
• в эгоизме обеих сторон;
• в отсутствии любви;
• в нежелании понять друг друга;
• в непонимании родителей смысла жизни и ее продолжения[2].
2. Какие способы выхода из проблемы советуют психологи?
Список использованной литературы.
1. Обществознание: профил. уровень. Учебник для 10 кл. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др. — М. : Просвещение, 2010.— 416 с.
2. Наталья Никифорова. Проблемы современной семьи. http://www.stihi.ru/2009/11/06/6715
3 Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учеб. пособие. - Красноярск; Москва, 2001. - 236 с.- Режим доступа: www.evolkov.net/conflict/Hasan.B.Conflict.resolution/index.html
4.ВЦИОМ [Электронный ресурс]: пресс-выпуск №2624 – «Отцы» и «дети» - ВЦИОМ: Всероссийский Центр ... Режим доступа: wciom.ru/index.php?id=459&uid=114890
Приложение. Результаты опроса вы можете увидеть на диаграмме.
[1] Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: Учеб. пособие. - Красноярск; Москва, 2001. - 236 с.- Режим доступа: www.evolkov.net/conflict/Hasan.B.Conflict.resolution/index.html
[2] Наталья Никифорова. Проблемы современной семьи. http://www.stihi.ru/2009/11/06/6715
Филимоновская игрушка
Хитрый коврик
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Разноцветное дерево