Тема «Мой город Рузаевка»
Аннотация
Мой проект направлен на активное вовлечение в изучении культурногобогатства русского народа, а особенно истории малых городов России.
Что мы знаем об истории своей страны, города, села, деревни? Из чего она складывается?
Эти вопросы натолкнули меня на размышление о том, где можно найти доступную для всех информацию по истории моего края, из которой мы могли бы узнать о наших корнях, обо всех тех, кто жил на этой земле, о традициях, обычаях.
Каждый человек должен знать историю своего города, села.
Карамзин Н.М. говорил: «Мы будем иметь полную историю, и описание России только тогда, когда будет описана каждая деревенька нашего Отечества…»
Цель проекта
Составить и организовать туристический маршрут поРузаевки и Рузаевскому району.
Задачи проекта
1. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия;
2.Развитие интереса к краеведению городов, сел и деревень Республики Мордовия;
3.Организовать в техникуме волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Рузаевском районе.
Планирование деятельности
В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем:
Для создания туристического маршрута, (Приложение №1), мы определили критерии: маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса, объекты маршрута должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени.
Туристические маршруты
С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нем, и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать красоту родных лесов и полей, видеть поэзию в названиях сел и деревень.
В наше время одним из самых популярных видов отдыха является туризм. Туризм - одна из форм обмена услугами. Экскурсионный туризм - это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона. Каждый населённый пункт имеет объекты, про которые будет интересно рассказывать и слушать.
Вложение | Размер |
---|---|
маршрут | 437.65 КБ |
Тема «Мой город Рузаевка»
Аннотация
Мой проект направлен на активное вовлечение в изучении культурногобогатства русского народа, а особенно истории малых городов России.
Что мы знаем об истории своей страны, города, села, деревни? Из чего она складывается?
Эти вопросы натолкнули меня на размышление о том, где можно найти доступную для всех информацию по истории моего края, из которой мы могли бы узнать о наших корнях, обо всех тех, кто жил на этой земле, о традициях, обычаях.
Каждый человек должен знать историю своего города, села.
Карамзин Н.М. говорил: «Мы будем иметь полную историю, и описание России только тогда, когда будет описана каждая деревенька нашего Отечества…»
Цель проекта
Составить и организовать туристический маршрут поРузаевки и Рузаевскому району.
Задачи проекта
1. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия;
2.Развитие интереса к краеведению городов, сел и деревень Республики Мордовия;
3.Организовать в техникуме волонтёрское движение по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных в Рузаевском районе.
Планирование деятельности
В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем:
Для создания туристического маршрута, (Приложение №1), мы определили критерии: маршрут должен иметь легенду для поддержания интереса, объекты маршрута должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени.
Туристические маршруты
С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нем, и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать красоту родных лесов и полей, видеть поэзию в названиях сел и деревень.
В наше время одним из самых популярных видов отдыха является туризм. Туризм - одна из форм обмена услугами. Экскурсионный туризм - это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона. Каждый населённый пункт имеет объекты, про которые будет интересно рассказывать и слушать.
1. Город Рузаевка
Город-сад – так часто называют Рузаевку. Весной и летом она утопает в зелени. Годом основания Рузаевки принято считать 1631 год. Именно к этому периоду относятся первые упоминания об этом городе [6, с.5]. Земли, на которых суждено было появиться Рузаевке, были дарованы татарскому князю Уразе Тонкачееву русским царём Михаилом Фёдоровичем за верную воинскую службу. Именно отсюда и произошло название города.
Поначалу это была деревня – Уразаевка, по имени князя, но уже с 1783 года встречается упоминание села Рузаевка. Сын князя Тонкачеева безупречно управлял новыми землями, и даже сумел их приумножить, получив в 1672 году небольшой надел пашни и покосов, а его внуки в 1695 году сумели ещё увеличить наследство.
За свою историю Рузаевка пережила нескольких владельцев. Поначалу это был сам Ураза Тонкачеев, но во времена правления Петра I род Тонкачеевых лишился своих прав на эти земли, потому что не согласен был принять христианство. По особому распоряжению вотчина вместе с крепостными крестьянами перешла во владения царя.
Спустя десять лет, в 1725 году, имение перешло к поручику Тихону Лукину, который, в свою очередь, в 1757 году продал его графу Струйскому.
На протяжении более чем ста лет имением этим владели помещики-крепостники Струйские, род которых был довольно богат и знаменит в то время.
Имение Струйских примечательно ещё и тем, что в 1804 году здесь родился известный поэт Александр Иванович Полежаев, отцом которого был князь Леонтий Николаевич Струйский, а матерью – крепостная крестьянка [3, с.7]. В городе есть улица, названная в честь поэта, а в СОШ №9 открыт музей знаменитому земляку.
Как уже было сказано, все прошлое столетие Рузаевка по праву была центром железнодорожного хозяйства страны. Именно поэтому в городе можно легко обнаружить паровозы-памятники. Один из них,«Лебедянка»(Л-2345), расположен на Привокзальной площади, начал свою работу в год окончания Великой Отечественной войны, послужив основным транспортом в строительстве-восстановлении. На тот момент он по праву считался одним из самых быстрых и достигал скорости почти в сто километров в час. Второй памятник-паровоз вы найдете уже на территории местного музея депо, речь о котором пойдет чуть ниже.
Недалеко от вокзала располагается локомотивное депо - одно из ведущих транспортных предприятий.
Экскурсия в музей начинается еще за территорией депо и продолжается у паровоза «Кукушка». Это образец очень старой модели паровоза, использовать которые начали еще на рассвете восемнадцатого века на рудниках в Алтае.В дальнейшем сфера их деятельности расширилась, и они активно служили и в сельскохозяйственных работах, и на фронте, и в строительстве. К сожалению, к рубежу двадцатого и двадцать первого века паровозы-узкоколейки перестали пользоваться спросом, и их сняли с производства. Памятник был установлен летом 1970 года, сам паровоз проработал в депо около сорока лет.
Депо имеет богатые революционные традиции.В 1905 году всю страну всколыхнула революция. Не осталась в стороне и Рузаевка, став одним из центров революционного движения. В результате забастовки, которую организовал машинист паровозного депо Афанасий Байкузов, власть в посёлке и ближайших населённых пунктах перешла в руки рабочих. Также результатом этого восстания стало образование «Рузаевской республики», которая просуществовала почти год[5, с.9].
На главном корпусе депо установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь работал президент «Рузаевской республики» 1905 года Афанасий Петрович Байкузов.
В 1961 году по инициативе бывшего в то время секретарём парткома К.П. Макаршева был открыт музей локомотивного депо. Более 50 лет музей сохраняет память об этапах становления и развития родного предприятия, его славных традициях и, конечно же, о людях, их судьбах, рабочих династиях.
Первоначально под музей был отведен обычный кабинет. В 1975 году случился пожар и часть исторических предметов и документов были безвозвратно утеряны. Спустя десять лет во вновь построенном здании был открыт музей революционной, боевой и трудовой славы локомотивного депо.Экспозицию музея открывают портреты хозяина Московско-Казанской железной дороги Карла фон Мекка и выдающегося инженера, учёного, первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова.
Очень много документов, фотографий, интереснейших экспонатов, с которыми была связана работа машинистов и других сотрудников депо. Есть уникальные экспонаты, о которых мы узнаем впервые. Это надо видеть и об этом надо знать. Музей часто посещают школьники, студенты нашего техникума, жители и гости города.
Именем А.П.Байкузова назван наш техникум. Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум был основан в 1924 году при локомотивном депо как школа фабрично-заводского ученичества, а первым директором стал Афанасий Петрович Байкузов - машинист паровозного депо. Он родился 1874 году в семье мещанина, г.Рославль, Смоленской губернии [5, с.112].
Менялось время, менялись названия училища ФЗУ, ЖУ-1, ГПТУ-4, СГПТУ-4, СПТУ-25, ПТУ-25, ПУ-25, РЖПТ им. А.П.Байкузова. Менялось его местонахождение. Одно оставалось неизменным – подготовка высоко-квалифицированных кадров для железнодорожного транспорта.
2.Параскево-Вознесенский женский монастырь.
Следующий объект нашего маршрута - Параскево-Вознесенский женскиймонастырь.
ПайгармскийПараскево-Вознесенский женский монастырь находится близ деревни Пайгарма Рузаевского района Республики Мордовия. Основан в 1864 году по инициативе местных крестьян и на землях, подаренных благотворительницей статской советницей Марией Михайловной Киселевой. Местные жители приметили некоторые особенности Пайгармских окрестностей еще в древности, но только в ХVIII популярность местных реликтовых вод вошла в сферу православных ритуалов. Основных источников три: два освящены в память Серафима Саровского и угодника Николая Мирликийского, а третий — во имя великомученицы Параскевы[1].
При основании монастыря верующие опирались на уже сложившиеся представления о святости Пайгармских родников. Во второй половине ХVIII в. пустошь возле Пайгармы принадлежала рузаевскому помещику Еремею Струйскому. Он продал бесполезные участки помещикам Дятковым, а те перепродали дровяной лес на холмах четырем богатым мордвинам. Вскоре в одном из лесных источников была явлена икона великомученицы Параскевы, от которой получил исцеление получивший отставку больной солдат. Исцеленный сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к источнику не зарастает народная тропа.
После реформы 1861 года владельцы пайгармских дач решили пожертвовать пустошь на богоугодное дело — открыть здесь монастырь при родниках. В 1863-65 гг. крестьяне из нескольких мордовских сел настойчиво ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении женской общины, в чем им помогала пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева, владевшая под Пайгармой немалым куском земли. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 года синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из МордовскойПишли [2].
Весной 1865 года началось строительство храма над источниками. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губерний. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и Санкт-Петербурге.
До 1865 года в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 году была освящена обновленная часовня - Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих прихожан в 1874 году была возведена Вознесенская церковь. Окончательный ее вариант - трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней.
В 1873 взамен часовни над источником благотворители срубили небольшую деревянную церковь во имя великомученицы Параскевы.
К середине 1870-х весь монастырь уже был обнесен стеной с угловыми башнями, имитировавшими храмовые мотивы. Соборная площадь складывалась долго, больше двух десятилетий.
В 1874 году западнее Вознесенской церквибыл заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Росписи собора отличались исключительной красотой и монументальностью. Часть фресок дожила до наших дней, утратив лишь небольшую часть красочного слоя: варвары ХХ века стреляли по ликам из винтовок, выскабливали ножами глаза у святых, местами отбивали куски штукатурки. Реставраторы восстановили, а частью переписали заново росписи в конце 1990-х. Собор отремонтирован, приведен в нормальный вид, в нем идет служба; акустические данные храма великолепны, а внутреннее пространство, пронизанное пятью столпами света из пяти глав, наполнено торжеством духа. Второй, уже каменный Вознесенский храмбыл заложен в 1893 году по проекту пензенского епархиального архитектора А.Е.Эренберга.
Кроме трех основных храмов, к началу ХХ в. появились еще несколько. С конца 1870-х в монастыре плодотворно работала иконописная мастерская. По данным 1880-х, успешно действовали несколько мастерских: целый корпус был отдан кельям мастериц-золотошвеек, в другом корпусе работали 20 образниц, занимавшихся тиснением на фольге. Кроме того, развивалось портняжное, красильное, сапожное, шорное, скорняжное ремесла. Монастырь славился своей благотворительностью.
При обители имелись сиротский приют со школой, богадельня, школа для приходящих крестьянских девочек, смешанная школа для крестьянских детей (при Всесвятской церкви), а также школа в с.Лемжа (ныне Стрелецкая Слобода Рузаевского района). Сиротская школа монастыря получала золотые медали на всероссийских выставках церковного просветительства. В начале ХХ в. сиротская школа была реорганизована в школу-церковь – оригинальное духовно-образовательное учреждение, не имевшее аналогов в Поволжье [3]..
В 1918 году монастырь был избран в качестве штаба Революционной армии, а также местом размещения военного госпиталя. Монахини стали сестрами милосердия.
В 1919 на землях монастыря был образован в Пайгармский совхоз, просуществовавший очень недолго. После развалившегося совхоза в обители разместилась районная больница, часть зданий была занята железнодорожными складами, в т. ч. Вознесенский храм. На месте садов и части парка вырос поселок, пошли на слом кладбищенская церковь, храм над источником, колокольня, стены и въездные башни.
Последним хозяином монастыря стало министерство обороны, разместившее в Пайгарме резервные аптечные склады. Оба каменных храма для удобства хранения ящиков с препаратами были рассечены перекрытиями на два этажа, причем металлические балки вмуровывались прямо во фрески.
С организацией Саранской епархии встал вопрос о возвращении монастыря верующим. Во второй половине 1997 года к монахиням вернулись большой каменный корпус западной части комплекса и здание бывшей монастырской больницы, утратившее главу домовой церкви, но сохранившее апсиду. Возвращен к жизни Успенский собор, Вознесенская церковь, колокольня, отстроена церковь над источником. Монастырь имеет подворье в Саранске – церковь во имя Рождества Христова, переделанную из бытового пристроя к типовой многоэтажке в Северо-Западном микрорайоне. Храм имеет большой приход, а все доходы идут на реставрацию зданий. Яркий показатель нового «узнавания» старинной обители — поток паломников, нарастающий изо дня в день, и особенно много бывает в Пайгармемолодежи, школьников и студентов.
При написании данной работы, мы поняли,насколько важно знать о событиях, которые происходили на родной земле и прочно вошли в историю отечества.
3. Старая Теризморга.
СтараяТеризморга — настоящий заповедник мокшанской культуры. Село находится в Старошайговском районе Республики Мордовия.
Село возникло во второй половине 16 века на берегу реки Сивинь. Издавна жители Теризморги занимались земледелием и бортничеством. Сейчас здесь живут около 800 человек, в основном мордва-мокша. В 1992 году в СтаройТеризморге открылся Центр мокшанской культуры, а в 2007 году прошёл Первый фестивальфинно-угорских народов. В центре села стоит величественный Свято-Никольский храм, рядом находится этнографический музей под открытым небом «Крестьянская усадьба». Местный народный хор выступает с концертами во многих странах мира.
СтараяТеризморга — мокшанское село, где бережно сохраняются традиции и обычаи мордовского народа и передаются подрастающему поколению. Это село называют неповторимым кладезем мордовской национальной культуры. В Старой Теризморге жители ходят в национальной одежде и проводят для всех желающих национальные обряды. Еще в 1797 году польский писатель и археолог Ян Потоцкий так описывал местный быт: «Мордовки, особенно девки, одеваются чрезвычайно странно и фантастически.В ушах носят они большие куски шерсти; в волосы вплетают колокольчики, на шею повязывают большие медные бубенчики». В Старой Теризморге туристам расскажут о каждой детали костюма. В деревне можно посетить этнографический комплекс под открытым небом «Дом зажиточного крестьянина»: здесь и банька, которую смотрители топят для туристов, и печь, где готовится еда. Гости могут попробовать блины и позу – свекольный слабоалкогольный напиток. По воскресеньям все жители Старой Теризморги собираются в Никольской церкви – строении белого цвета с голубыми куполами. В современном селе есть средняя школа, библиотека, Дом культуры, медпункт, магазины, установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В селе СтараяТеризморга находится один из самых известных мордовских культурных центров − Мокшанский центр национальной культуры, который начал работать в 1992 году.
4. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи» имеет статус особо ценного объекта национального и культурного достояния народов Республики Мордовии, неоднократно удостаивался государственных наград.
За годы своей деятельности музей внес большой вклад в развитие культуры Мордовии, способствовал возрождению национального искусства и в настоящее время является одним из крупных культурных центров Поволжья. Так же это туристически привлекательный объект Республики Мордовии.
Музей открылся 10 января 1960 года в бывшем здании пожарного депо и назывался «Мордовская республиканская картинная галерея им. Ф.В. Сычкова». В 1976 году, к 100-летию со Дня рождения С.Д. Эрьзи, было построено новое здание, с 1995 года музей носит имя Степана Эрьзи.
Базовыми коллекциями являются работы классиков национальной художественной культуры: великого сына мордовского народа скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи(1876-1959) и «певца радости бытия», нашего земляка, выпускника Императорской академии художеств, живописца Федота Васильевича Сычкова (1870-1958). Обе эти монографические коллекции, по сути, были сформированы самими авторами. Кроме того, музей хранит работы уроженца Саранска Академика портретной живописи Ивана Кузьмича Макарова (1822-1897), подаренные музею внуком художника.
В настоящее время в музейной коллекции более 15000 единиц хранения. Русское искусство, современное отечественное, декоративно-прикладное, искусство художников Мордовии – лучшие произведения находятся в постоянной экспозиции, которую ежегодно посещают более 60 000 человек.
Сотрудники музея за год проводят полторы тысячи экскурсий, читают более двухсот лекций. Однако самая яркая и заметная часть музейной работы – выставочная. За последние годы она стала настолько насыщенной, что является определяющей в культурном пространстве республики. Этому способствуют специально оборудованные площади, нестандартная методика и концептуальный подход в экспозиционном решении, разнообразие форм подачи и спектра проводимых мероприятий во время работы выставок.
Список использованных источников
1.Бахмустов С. Б. Из истории духовной культуры Мордовского края: краеведческие очерки. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006.
2. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 2000.
3.Корсаков И.М., Чернышев А.А. Рузаевка. Исторический очерк. — Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1974.
4. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX — начале XXI века. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.
5. С.Н.Зархий. ПРЕЗИДЕНТ РУЗАЕВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. — Москва: изд-во ВЦСПС Профиздат, 1968.
6. Шабалкина М.И., Чернышев А.А. Рузаевка. Фотоальбом. — Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1971.
7. Чичаев И.А. Рузаевка на заре Октября. — Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1970.
Приложение1
туристического маршрута
ДЕНЬ 1.
ВРЕМЯ | С 8:00 | С 10:00 | 13:00 | 14:00 | 15:00 | 19:00 |
МЕРОПРИЯТИЕ | Регистрация | Заселение | Обед | Организационное собрание, общее мероприятие для участников туристического маршрута | Отправление на экскурсию в Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь | Ужин |
МЕСТО | Общежитие «Студенческое» | Общежитие «Студенческое» | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | Актовый зал ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | Учебный корпус ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» |
ДЕНЬ 2.
ВРЕМЯ | 8:00-8:45 | 9:00-10:00 | 10:00-12:00 | 13:00 | 14:00-18:00 | 19:00 |
МЕРОПРИЯТИЕ | Завтрак | Обзорная экскурсия по г.Рузаевка | Остановка на Привокзальной площади с посещением аллеи Славы, часовни, музея Локомотивного депо | Отправление на обед | Посещение центра национальной культуры в с.СтараяТеризморга | Ужин |
МЕСТО | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | г.Рузаевка | г.Рузаевка | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | С.СтараяТеризморга | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» |
ДЕНЬ 3.
ВРЕМЯ | 8:00-8:45 | 9:00-12:00 | 13:00 | 14:00-18:00 | 19:00 |
МЕРОПРИЯТИЕ | Завтрак | Отправление на обзорную экскурсию в г.Саранск | Обед | Посещение музея им.С.Д.Эрзи и Мордовского национального театра | Ужин |
МЕСТО | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | г.Саранск | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» | г.Саранск | Столовая ГБУ ПО РМ «РЖПТ им.А.П.Байкузова» |
По всем вопросам обращаться по телефону:
Организационный комитет вправе вносить изменения в программу
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рождественский венок
Юрий Алексеевич Гагарин