Работа Силиной Натальи посвящена изучению мотивов тайны и гармонии в рассказе А.П.Чехова «Архиерей».
Автор работы предлагает свой опыт интерпретации текста, размышляя над оттенками смысла образов в подтексте произведения.
Во введении представлена цель учебно-исследовательской работы, обозначены объект и предмет исследования, а также сформулированы задачи исследования, этапы работы, методы исследования, актуальность проблемы, представлена структура работы.
В своей работе автор исследует подтекстовый смысл, скрытые смысловые оттенки рассматриваемых мотивов, которые не содержат открытых авторских оценок, но ёмко и многогранно отражают мироощущение писателя и его размышления о смысле человеческой жизни и смерти.
ГБОУ школа № 1582
Исследовательская работа
Тема: «Тайна и гармония в рассказе
А.П.Чехова «Архиерей»
Автор: Силина Наталия,
ученица 10 «Б» класса школы № 1582
Руководитель: Семёнова И.В., учитель русского языка и литературы
МОСКВА 2018
Содержание
Структура работы ………………………………………….. с. 3
Введение ………………………………………. с. 4
Глава 1. Обзор истории изучения вопроса ……… с. 5 - 7
Глава 2. Особенности композиции рассказа «Архиерей»… с. 7 - 8
Глава 3. «Тайнопись» рассказа «Архиерей» ………… с. 9 - 11
Глава 4. Между временем и вечностью …………. с. 11 - 12
Анализ полученных результатов ………… ………. с. 13 - 14
Выводы …………………… с. 14 - 15
Литература ……………………………… с. 16
Предмет исследования: мотивы тайны и гармонии в рассказе
А.П.Чехова «Архиерей»
Цель исследования: рассмотреть смысловые компоненты мотивов тайны
и гармонии в рассказе А.П.Чехова «Архиерей»
Задачи:
Этапы работы:
Методы исследования:
ВВЕДЕНИЕ
Не с каждым местом сговориться можно,
Чтобы оно свою открыло тайну.
Анна Ахматова
Мир рассказа А.П.Чехова «Архиерей» - это загадочная художественная реальность писателя. Это мир радости и грусти, мир прозрений и утрат, воспоминаний и воскресения души… Как отыскать ключ к тайнам этого мира, древнего и нового?
Мне захотелось погрузиться в эту многомерную стихию рассказа, несмотря на то, что многое в произведении кажется непостижимым. Чехов написал этот рассказ так, что, несмотря на кажущуюся простоту его содержания, он остается до конца непонятым и непрочитанным. И меня это очень заинтересовало. Понять и разгадать мысли и переживания главного героя, стало моей целью. Архиерей Чехова стал для меня одним из самых сложных, но в то же время самых глубоких и пронзительных произведений. Чеховский герой хотел, чтобы в нем видели простого и обыкновенного человека, а не его сан и должность. В этом произведении Чехов говорит о вечных ценностях души, которые не проходят с годами. Во все времена люди об этом задумывались для того, чтобы попытаться изменить свой жизненный путь и не пропустить самые важные моменты в нём. Судьба чеховского «Архиерея» никого не оставит равнодушным: ни критиков, ни читателей. Все авторы признают, что «Архиерей» – это шедевр Чехова. Нет сомнения в том, что у рассказа есть будущее, и к нему будут возвращаться и открывать новые стороны поэтического мастерства великого писателя.
Цель моей работы - рассмотреть смысловые компоненты мотивов тайны и гармонии в рассказе А.П.Чехова «Архиерей».
Полагаю, что эта работа заинтересует многих школьников. Перефразируя слова И.Н. Сухих, можно сказать, что на каком-то историческом витке, рассказ Чехова «Архиерей» может снова оказаться современным, необходимым, где можно обнаружить смыслы, которые пока еще дремлют в нём, никем незамеченные и невостребованные. Актуальность работы обусловлена необходимостью внимательного прочтения произведения школьниками старших классов в рамках самопознания: важно ответить на вопросы, которые ставит А.П.Чехов, - это мысли о возможности избежать многих ошибок на собственном жизненном пути.
ГЛАВА I
ОБЗОР ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
Как известно, замысел произведения «Архиерей» долго ждал своего часа. Не начиналась та таинственная жизнь, что рождает живое детище. Началась она тогда, когда «возрос» сам А.П. Чехов.
Сюжет «Архиерея» занимал писателя очень долго, о чем он сам признавался О. Л. Книппер в марте 1901 г.: «Пишу теперь рассказ под названием «Архиерей» на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать».
«Архиерей» написан с тем совершенством простоты, которое дается трудом целой жизни. Он не сделан, а сотворен, в нем все живое. Все непосредственное и все пережитое.
С годами, в страданиях болезни, в одиноких ялтинских созерцаниях, в ощущении близкого конца, оно росло, просветлялось, искало выхода, и нечто открывалось ему, о чем разумными словами он сказать не умел. Это был неосознанный свет высшего мира, Царства Божия, которое «внутрь вас есть». Молодому, здоровому, краснощекому Чехову времен студенчества мало оно открывалось, а Чехову зрелому было, наконец, приоткрыто. Поэтому в молодости он не мог написать «Архиерея». «Архиерей» же есть свидетельство зрелости и предсмертной, неосознанной просветленности. Весь «Архиерей» полон этого света.
Сначала критика обошла рассказ почти полным молчанием. Высоко оценили «Архиерея» Л. Н.Толстой и И.А.Бунин, который впоследствии говорил: «Только тот, кто занимается сам литературой и сам испытал эти адские мучения, может постигнуть всю красоту этого произведения». Чеховский «Архиерей» был любимым рассказом и у патриарха Алексия Второго.
Интерпретации рассказа «Архиерей», как и любого из чеховских шедевров, могли бы уже составить огромный том. Единственная общая черта этих истолкований состоит в следующем: какими бы терминами ни пользовались авторы, их прочтения всегда связаны с одним скрытым противостоянием. Так, исследователь А.Д. Степанов пишет: «Очевидно, что в рассказе идет борьба: печального и радостного настроения героя, социального («имени», сана, «футляра») и индивидуального, несчастья и счастья, настоящего и прошлого, отчуждения и понимания, забвения и памяти, бессмыслицы и смысла, смерти и жизни, тьмы и света. Поэтому нет ничего странного в том, что интерпретаторы следуют описанной выше модели, и почти все – об исключении будет сказано ниже – объявляют победителем позитивный полюс, идеал, торжествующий в предсмертном видении архиерея. И не очень важно, какое значение приписывается этому идеалу: «Бог» или «избавление от всего церковного» (простота, свобода); «восстановление человека» или символическое «воскресение»; «конец повторов», «прозрение» или менее радикальное «открытие», и даже не важно, побеждает или нет этот идеал. Мы обращаем внимание только на то, что ни у кого не вызывает сомнений построение текста на жестко противопоставленных полярных ценностях» [1]
Позиция Е. Б. Гришаниной об этом произведении такова: « писатель в образе архиерея показывает безграничное одиночество, оторванность от людей человека, достигшего высокого положения в обществе, материальных благ и внезапно осознавшего, увидевшего неизмеримую пропасть, отделяющую его от людей, невозможность для себя обычного человеческого общения, обреченность своих надежд вырваться из круга одиночества, отчужденности, непонимания, сомкнувшегося вокруг него». [2]
Лелис Е.И. о рассказе Чехова «Архиерей» написала, что «история духовного преображения архиерея, воскресение простого, обыкновенного человека может быть осмыслена как история победы глубоко личного, человеческого над обезличенным, жизнью над смертью, вечного над суетным»[3], а Л.Е. Азарова в своей работе « Язык произведений А.П.Чехова» говорит, что «именно Чехов впервые в мировой литературе смог с огромной убедительностью показать трагизм обыденности, безысходность повседневности».
Также интерес к творчеству Чехова проявляют такие литературные исследователи, как: М.С.Зайченкова, И.С.Торопцева, Н.С. Болотнов, С.Г. Ильенко, Н.С.Новиков, Н.Б. Наблева, Л.П. Громова, М.К. Милых, Б. Зейнали. Работы этих исследователей содержат ценную информацию о структуре контекста, о специфике языковых средств, используемых Чеховым в своем произведении.
ГЛАВА II
Особенности композиции рассказа «Архиерей»
На первом этапе работы я изучила особенности построения рассказа и сопоставила художественные детали первой части произведения с образами второй части.
Интересно, что рассказ «Архиерей» практически бессюжетен. Фабула сведена к описанию нескольких событий: главный герой – преосвященный Пётр – заболевает, постепенно теряет силы и интерес к жизни; к нему приезжает мать, которую он давно не видел; преосвященный умирает. Центр тяжести перенесён с описания событий на изменения во внутреннем состоянии главного героя.
Вторая часть повествования начинается неожиданно: «Настроение переменилось у него как-то вдруг». В самом деле, многие люди рассказывают о том, что истина приближается к человеку «как-то вдруг» - это как первая вспышка света при озарении сознания. Архиерей чувствует грусть, когда ему кажется, что свою мать он не узнаёт: «и не понимал, откуда у неё это почтительное, робкое выражение лица и голоса, зачем оно…» Затем появляется беспокойство - лунный свет тревожит. Всё вокруг начинает казаться чужим. Воспоминания, сны также тревожат душу преосвященного Петра. И повторяется мотив встревоженной души: «душа дрожит». Всё незначительное начинает тяготить: «всё это мелкое и ненужное угнетало его своею массою»…
Если в первой части композиции рассказа герой испытывает радость от встречи с родными местами, вспоминает, какой чуткой и нежной была в его детстве мать, думает о детстве как о «дорогом» и «незабвенном» времени, то во второй части преобладают мотивы тоски, выражение угнетённого состояния.
В первой части повторяются слова «наивный», «засмеялся». Вспоминая о чудотворной иконе из Обнина, герой видит себя ребёнком, которому тогда казалось, что «радость дрожит в воздухе», и ходил он тогда за иконой «с наивной верой», «с наивной улыбкой», «счастливый бесконечно». Тогда «дрожала» радость во всём окружающем его - была гармония. Теперь первосвященный чувствует, что «дрожит» душа - отсутствует гармония, но растёт напряжение от досадных бумаг, которые надо оформлять, от просителей и чужих лиц.
Я думаю, что переход от настроения радости к настроению тоски писатель не обозначил особым событием именно потому, что не события земной жизни, суетной и мелочной, а предчувствие ухода обусловило перемену в настроении архиепископа. Поэтому первая часть рассказа плавно «перетекает» во вторую часть.
Главным в замысле писателя было желание раскрыть душу и сердце архиерея Петра. Автор делает это, прежде всего, через воспоминания героя о детской любви к божьему миру, к матери, которую любил и помнил «почти с трех лет». Он вспоминает себя счастливого «без шапки, босиком, с наивной верой, с наивной улыбкой». Глубоко символично, что события, описанные в рассказе, приходятся на страстную неделю – великую седмицу, последнюю неделю великого поста, предшествующую Пасхе и посвящённую воспоминаниям о страданиях и крестной смерти Спасителя. Пётр чувствует, что умирает, но к смерти он равнодушен, но неравнодушен к жизни, ему не хочется умирать, многое еще не сделано. Неравнодушен он и к тому, что следует за смертью.
Чехов подробно описывает каждый день болезни Архиерея. В условиях, когда болезнь и одиночество облеченного властью человека становится таким пронзительным, преосвященному легче всего общаться не с родными, а, как это ни странно, с дремуче невежественным стариком Сисоем. Все дело в том, что Сисой не лебезил, не подхалимничал, не трепетал перед саном архиерея. В то время как мать держала себя с ним благоговейно и услужливо, а «он смотрел на мать и не понимал, откуда у нее это почтительное, робкое выражение лица и голоса, зачем оно, и не узнавал ее. Стало грустно, досадно… и потом обидно, что с чужими старуха держала себя обыкновенно и просто, с ним же, с сыном, робела, говорила редко и не то, что хотела, и даже, как казалось ему, все эти дни в его присутствии все искала предлога, чтобы встать, так как стеснялась сидеть».
Преосвященный умер под утро в субботу, а на другой день была Пасха — с радостным звоном, всеобщим весельем - как было всегда, и как будет в будущем. Смерть церковного иерарха описана автором бегло. По-видимому, не в этих событиях и даже не в самой смерти преосвященного смысл этой истории.
Так о чем этот рассказ? Исследователями давно уже выявлено календарное сходство рассказа «Архиерей» со страстной неделею. Действие начинается в субботу на Вербное воскресенье и заканчивается смертью героя в предпасхальную субботу. Возможно, его жизнь и смерть соотносятся в сознании писателя со страданиями праведников?
Глава III
«ТАЙНОПИСЬ» РАССКАЗА «АРХИЕРЕЙ»
На втором этапе работы я рассмотрела значения тех понятий, которые сформировали скрытые мотивы рассказа.
Необычайно выразительна символика рассказа Чехова. В тексте произведения многократно повторяется слово-символ ЛУНА и родственное слово лунный.
Луна - это многозначный символ. Луна соотносится с такими понятиями, как вода, смерть, возрождение, ночь. Это образ становления и вечного возвращения, символ циклических процессов. Луна одновременно предстаёт связанной с жизнью и смертью. Луна, лунный цикл воплощают природный, космический порядок вещей, так как также подчиняется законам роста и упадка. Земной мир, не случайно называемый подлунным, в целом предстаёт как мир изменчивых форм. Поскольку луна в символической традиции воспринимается управляющей процессами смерти и возрождения, она оказывается связываемой с судьбой[4].
Слово МАТЬ в рассказе также приобрело символическое звучание. Символ мать - образ «порождающего начала», воплощающего землю-матушку и природу-матушку, то есть материнское начало. В некоторых учениях образ матери соотносится с переходом в иной мир: «возвращение в материнское лоно» тождественно смерти. Считается, что материнское чувство тесно связано с подчинением материальному миру: нужно перерезать пуповину, связывающую с матерью-материей, чтобы обрести самостоятельное существование в духе [5].
Также писатель использует слова, наполненные философским смыслом: берёзы, луна в небе, белые кресты на могилах, которые живут “своей особой жизнью, непонятной, но близкой человеку”. Жизнь природного мира непонятна человеку, погружённому в «тину мелочей», но близка, потому что человек – часть этого природного мира. Но он забывает об этом, когда взрослеет. Маленьким герой - а звали его тогда Павлом - ощущал себя малой частицей этого природного мира («Павел» означает «малыш») и был счастлив, в душе была та же гармония, что и в природе. Тот же мотив слияния с природой и гармонии звучит, когда автор описывает светлый день в Великий четверг: “Доносилось с полей непрерывное пенье жаворонков, нежное, призывающее к покою».
К чеховской «тайнописи» относятся имена, которые писатель дал своим героям. Каждое имя наполнено особым смыслом и помогает нам открыть тайну души отдельного персонажа. Чрезвычайно важна соименность главного героя Петра – Павла христианским святым. Можно утверждать, что имена Павел и Пётр в контексте образа главного героя имеют реминисцентную природу, так же, как и имя матери преосвященного – Мария Тимофеевна, которое можно рассматривать в качестве знака сакральных истоков её материнства и заступничества.
Чтобы лучше понять, в чем особенность имен героев рассказа «Архиерей», следует обратиться к толковым словарям имен и «Библейской энциклопедии».
Имена/Слова, встречающиеся в рассказе «Архиерей» | Значения образов - символов | |
Луна | Это образ становления и вечного возвращения. Символ смерти и возрождения. | |
Мать | Образ матери соотносится с переходом в иной мир: «возвращение в материнское лоно», тождественно смерти. | |
Архиерей Петр-Павел | Павлом звали одного из учеников Иисуса Христа– «первоверховного апостола» (1,542) Петром звали другого «первоверховного апостола» (1,562) | Имя Павел имел отец А. П. Чехова. |
Мария – Мать преосвященного | Имя Мария имела «матерь господа нашего Иисуса Христа» (1,454) | Марией звали сестру Чехова. |
Катя – племянница Архиерея | В память великомученицы Екатерины Православный церковный календарь (305–313). В переводе с греческого означает «чистая» | |
Сисой – бывший эконом | Великий Преподобный Сисой |
В «Архиерее» многое соотносится с евангельскими мотивами - это события духовного плана, совершающиеся с архиереем в течение Страстной недели: происходит нравственное раскрепощение души, воскрешение истинной человечности, обретение внутренней свободы от всего навязанного жизнью общества. Этот процесс мучительный и трагический для героя, но вместе с тем и преображающий не только архиерея, но и его близких. Событием Христова Воскресения утверждается ценность, достоинство и духовная свобода человека, который уже не является узником и рабом собственного тела, но наоборот – вмещает в себя всё мироздание.
Глава IV
Между временем и вечностью
В основе сюжета «Архиерея» - события конца человеческой жизни, которые соотносятся с восстановлением человека, обретением им утраченной связи с людьми и божьим миром. В этом рассказе А.П. Чехов не только напоминает читателям о подлинном смысле и значении религиозного праздника Пасхи (воскрешении Христа и обретении жизни вечной), но и определяет место непреходящих ценностей в сознании человека.
Подлинной ценностью для автора является «человеческое», а не «религиозное», человек же ему интересен в самопознании и откровении. Очень значим эпизод, в котором Архиерею вспомнилось, как за границей «слепая нищая каждый день у него под окном пела о любви и играла на гитаре, и он, слушая ее, почему-то всякий раз думал о прошлом». Какой смысл несет образ слепой нищей, поющей о любви? Может быть, здесь дан намек на нереализованные человеческие возможности героя, увлечённого религиозными обрядами и пропустившего нечто важное в жизни?
Архиерей и благодарен судьбе за всё, что случилось в его жизни, и в то же время его мучает какая-то неудовлетворенность. Он думал о том, что достиг всего, что было доступно человеку в его положении. Но все же чего-то еще ему не хватало. Архиерею поэтому не хотелось умирать, все еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то. Оказывается, что и вера, и сан – это еще не всё. И не хочется расставаться с надеждой, что в этой земной жизни открытый миру Павел (не архиерей Пётр) не пережил всего того, что дарит жизнь тем, кто чист сердцем.
Чехов не ограничил себя изображением реального архиерея, хотя известен реальный прототип рассказа. Это владыка Михаил Грибановский, архиепископ Крымский и Симферопольский. Солженицын в своей статье о Чехове говорил, что он совсем не показал архиерея в деле, там нет архиерейской жизни. Но в том и была цель Чехова: увидеть в архиерее именно человека, а не его сан и должность. Для общества Пётр прежде всего архиерей, а не человек. Люди видят церковный чин, а не человека. Ведь даже мать в нем видит архиерея, владыку. Только когда он уже умирал, она вновь увидела в нем сына Павлушу. Размышляя о значении смерти, писатель, видимо, обратил внимание на возвращение человека в этот таинственный миг в его индивидуальное сущностное бытие.
Интересно, что Чехову, когда он заканчивал «Архиерея», был сорок один год, то есть столько же, сколько преосвященному Петру. Возможно, это случайное совпадение, а может быть, и нет. Возможно, писатель размышлял и о собственной жизни, и о приближающейся смерти?
Чем заканчивается этот чеховский рассказ? Архиерей умер, и его очень скоро забыли. Вот истина о человеке: как сказал Христос, «из праха пришёл и в прах уйдёт»… А людская жизнь продолжается кипением бессмысленных стремлений к успеху, бессмысленных дел устройства земного быта. Суета сует… А что же настоящее? Может быть, любовь тех, кто помнит о человеке, да чистая душа, спасенная в вере и сохраненная для Бога? Только в последнее мгновение перед смертью, в забытьи, Архиерей представил себе, что он «уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, как птица, может идти, куда угодно!» Вот миг истины! Обретение внутренней свободы оказалось доступным только на грани жизни и смерти!
Трудно сказать, обрёл ли истинную веру главный герой, но образ поля невольно воспринимается как аллюзия на мысль из записной книжки самого А.П. Чехова о том, что «между “есть Бог” и “нет Бога” лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец». Чехов пребывал в постоянном состоянии поиска, исканий истины.
В Новом Завете Чехова привлекала та сторона христианского учения, которая помогает человеку ориентироваться в земном мире, помогает строить и осознавать взаимоотношения между людьми, искать сокровенный смысл жизни. Рассказ «Архиерей» - это отражение движения человеческой души по мосту от земного бытия к вечности.
Анализ полученных результатов
Изучая особенности поэтики рассказа А.П.Чехова «Архиерей», я прочитала труды русских и зарубежных литературоведов, ознакомилась с биографией Михаила Грибановского, прототипа чеховского героя, одного из умнейших архиереев своего времени, задумалась, чем привлёк писателя этот человек.
Чтобы правильно понять философские размышления Чехова, понять, почему его герой умирает в канун такого большого православного праздника, насколько это было важно для писателя, изучила церковно-обрядовую сторону Пасхального праздника, ознакомилась с евангельским сюжетом о страданиях и воскрешении Христа, основными событиями духовного плана, которые происходят на Страстной недели.
Я убедилась, что именно «подтекстовый» уровень прочтения этого произведения позволяет коснуться вопросов преображения человека перед уходом и загадочных вопросов о жизни и смерти.
Мне пришлось изучить сборник литературных мемуаров «А.П.Чехов в воспоминаниях современников», биографию писателя и ответить на вопросы: когда и почему возникла у Чехова идея написания рассказа «Архиерей»? какие переживания испытывал сам автор в тот период?
Понять замысел автора оказалось непросто: Чехов не стремился объяснить читателю свои мысли и переживания. Смерть – это тайна. И жизнь – это тайна для большинства живущих. Зачастую смысл жизни, божественная истина открываются человеку только в последние мгновения жизни.
Для правильной интерпретации тайного смысла символов автора я подготовила таблицу, в которой с помощью информации из Толкового словаря имён, Библейской энциклопедии и Словаря символов и знаков, постаралась раскрыть символическое значения важных понятий и имен главных героев рассказа.
В «Архиерее» удивительно тонко сплетены в единую словесную ткань образы- символы, лейтмотивы, отразившие жизнь души героя:
ВЫВОДЫ
Рассказ А.П. Чехова позволяет читателю пережить состояние на грани жизни и смерти. История архиерея и о смысле жизни, и о смысле смерти, которая воспринимается как путь к бессмертию. Подтекст рассказа наводит на мысль о равнодушии жизни к смерти, но не о равнодушии к следующему зá смертью.
Как угадать авторский замысел? В чеховском тексте случайностей не бывает. Одним из условий правильного понимания произведений Чехова является осмысление чеховской «концепции жизни". Я думаю, каждому читателю откроется истина той стороной, которая доступна сознанию размышляющего над текстом произведения.
Думается, в рассказе главное – изображение не предсмертных страданий души человека и самой смерти, а воспроизведение духовного преображения простого, смиренного человека, его нравственного воскресении и обретения внутренней свободы.
В письме Суворину в 1888 году Чехов написал: «…нас <…> любят за то, что видят в нас необыкновенных <…> Никто не хочет любить в нас обыкновенных людей». Возможно, писатель вместил в художественный образ Архиерея то, чем сам жил в последние годы своей жизни. Это и взаимоотношения с матерью, и чувство приближающейся смерти. Чехов и сам был словно архиерей в русской литературной жизни. Он считал, что от него, так же как и от его героя, люди чего-то ждали, но не умели любить в нем обыкновенного человека. Перед смертью писатель нелегко переживал своё одиночество… По-видимому, размышления писателя о своей жизни перед уходом и обусловили исповедальные мотивы в рассказе.
Только умирающему Петру-Павлу стали по-настоящему близки священная гармония и тайна человеческой души, сокрытые от него ранее. А мне стал понятен выбор писателя: герой умирает в канун Пасхи, так как именно это время предполагает приоткрывающийся путь в вечность. Ведь в Пасхе заложена идея торжества гармонии и тождества природы земного мира и божественного откровения, когда может гармония физического мира трансформироваться в гармонию духовного бытия и становятся соизмеримыми божественное и человеческое, небесное и земное.
Литература и другие источники:
С. 224
С. 237
[1] Степанов А.Д. «Архиерей»: за пределами контакта и отчуждения.
[4] Словарь символов и знаков / Авт. –сост. Н.Н. Рогалевич – Мн.: Харвест, 2005. С. 224
[5] Словарь символов и знаков / Авт. –сост. Н.Н. Рогалевич – Мн.: Харвест, 2005 С. 237
Любили тебя без особых причин...
Заяц, косач, медведь и весна
Акварель + трафарет = ?
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказка "Морозко"