Вложение | Размер |
---|---|
lfk_anzhelika_gudkova.pptx | 2.69 МБ |
Слайд 1
СПБ ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства» Лечебная физическая культура (ЛФК). Понятия. История. Средства выполнила студентка 1 курса группы 1007 Гудкова АнжеликаСлайд 2
Лечебная физическая культура – это дисциплина, использующая средства физической культуры как метод лечения, реабилитации и профилактики для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения развития болезней и возникновения осложнений заболеваний .
Слайд 3
История становления ЛФК Применение физических упражнений в лечебных целях имеет многовековую историю. В Древнем Китае зародилась профилактическая медицина. Почти во всех провинциях имелись врачебно-гимнастические школы, где обучали врачей, владеющих гимнастикой и массажем. В Древней Индии у йогов насчитывалось более 800 различных дыхательных упражнений, применяемых с целью предупреждения и лечения многих заболеваний. В Египте ревматические болезни лечили гимнастическими упражнениями, массажем, диетой, водными процедурами.
Слайд 4
В Древней Греции Гиппократ Геродикос Цельс и другие врачеватели довольно часто рекомендовали телесные упражнения, массаж, водные процедуры для лечения и профилактики многих заболеваний.
Слайд 5
В России физические упражнения с лечебной целью стали применяться уже в 18 веке: Мудров М.Я. Пирогов Н.И. Боткин С.П. и другие.
Слайд 6
Колоссальное влияние на состояние лечебной физкультуры оказало создание отделения лечебной физической культуры в таких крупных научно-исследовательских учреждениях , как: Государственный институт физиотерапии и ортопедии, Институт скорой помощи им. Н.В.Склифисовского , Московский областной институт физиотерапии и физиопрофилактики , Военно-медицинская Академия, Петербургский научно-исследовательский институт физкультуры. Во время Великой Отечественной войны лечебную физическую культуру применяли на всех этапах эвакуации, в госпиталях, больницах и других лечебных учреждениях. В послевоенные годы широкое развитие получили научные исследования по методике и физиологическому обследованию применения средств лечебной физической культуры для профилактики и восстановления здоровья и работоспособности пациентов.
Слайд 7
Действующим фактором лечебной физической культуры являются физические упражнения. Физические упражнения - это специально организованные упражнения, применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного
Слайд 8
Схема формирования общей реакции организма (нервный механизм) под воздействие физических упражнений на организм
Слайд 9
Лечебно-профилактическое действие лечебной физкультуры: неспецифическое (патогенетическое) действие – стимуляция висцеральных рефлексов и др. активация физиологических функций – гуморальных процессов, афферентных импульсов и др. адаптивное (компенсаторное) действие на функциональные системы – ткани, органы и др , стимуляция морфофункциональных изменений – репаративная регенерация и др.
Слайд 10
Эффекты, возникающие под действием лечебной физической культуры: 1. Тонизирующий (моторно-висцеральные рефлексы: моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие) 2. Трофический (улучшение обменных процессов, ускорение процессов регенерации, стимуляция гуморальных механизмов) 3. Компенсаторный (ускорение формирования заместительных механизмов, усовершенствование срочной компенсации, оптимизация долговременных замещений) 4. Нормализующий (восстановление функций, формирование доминанты, угасание патологических связей)
Слайд 11
Результатом (эффективность) воздействия физических упражнений на больного человека является: 1.Нормализация психоэмоционального состояния, кислотно-щелочного равновесия, метаболизма и др. 2.Функциональная приспособляемость (адаптация) к социально-бытовым и трудовым навыкам 3.Предупреждение осложнений заболевания и возникновения инвалидности 4.Развитие, образование и закрепление двигательных навыков. 5.Повышение устойчивости к факторам внешней среды
Слайд 12
Краткая характеристика основных методов лечебной физической культуры: 1.Естественно-биологический метод (используется функция движения, которая представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма) 2.Метод функциональной терапии (физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного) 3.Патогенетический метод (физические упражнения, влияя на механизм развития заболевания, изменяют реактивность, общие и местные реакции организма) 4.Метод поддерживающей терапии (применяется на всех этапах реабилитации) 5.Метод восстановительной терапии (успешно сочетается с другими методами)
Слайд 13
Общими противопоказаниями к проведению лечебной физической культуры являются: 1. Отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушения психики 2. Интенсивные боли 3. Кровотечение или его угроза возникновения 4. Увеличение СОЭ и выраженный лейкоцитоз 5. Высокая температура 6. Частые гипертонический или гипотонический кризы 7. Повышенное артериальной давление выше 220/120 мм.рт.ст . 8. Частые приступы нарушений ритма сердца и коронарного кровообращения 9. Тахикардия в покое 10. Онкологические заболевания до радикального лечения 11. Необратимо прогрессирующие заболевания
Слайд 14
При назначении лечебной физической культуры необходимо учитывать лимитирующие (ограничивающие) факторы и факторы риска. К ограничивающим факторам относятся: - отклонения в физическом развитии и психическом состоянии, - сопутствующие заболевания, осложнения, которые влияют на выбор физических упражнений при том или ином основном заболевании. Факторами риска считаются такие состояния, при которых можно получить повреждение во время выполнения физических упражнений ( остеопороз , неокрепшая костная мозоль и др.).
Слайд 15
Необходимо, чтобы физическая нагрузка соответствовала следующим требованиям: -Была адекватной состоянию больного -Вызывала умеренную возбудимость функциональных систем организма -Не сопровождалась усилением болевых ощущений -Не вызывала выраженную усталость -Не вызывала ухудшение общего самочувствия больного
Слайд 16
Основным средством лечебной физической культуры являются физические упражнения (в виде лечебной гимнастики). Выбор физических упражнений производится в зависимости от механизма их действия.
Слайд 17
По видовому признаку физические упражнения подразделяют на: -Дыхательные -Порядковые -Подготовительные -Корригирующие -Направленные на координацию движений -направленные на равновесие -В метании и ловле -С сопротивлением -Висы и упоры -Подскоки прыжки -Рефлекторные и ритмопластические упражнения
Слайд 18
При тренировке статико-динамических функций у больного используются: Динамические упражнения Статико-динамические упражнения
Слайд 19
Динамические упражнения включают в себя: - Игры, подвижные игры, гимнастика У-ШУ и т.д. - Упражнения с предметами (гантелями, мячами, палками и т.д.) - Хождение по лестнице, восхождение на скамейку и т.д. - Передвижение с помощью каталки, трости, костылей и т.д. - Хождение в корсетах, протезах и т.д. - Имитационные упражнения - Ползание, лазание и .т.д .
Слайд 20
Статико-динамические упражнения включают в себя: - упражнения в равновесии (на полу, на скамейке, на спортивных снарядах и т.д.) - упражнения на тренажерах и в бассейне (ванне) - сложные упражнения - простые упражнения
Слайд 21
Одной из характерных особенностей лечебной физической культуры является ее дозирование . Дозирование физических упражнений происходит по следующим принципам: 1. Выбору исходного положения (сидя, стоя, лежа, на четвереньках и т.д.) 2. Темпу выполнения (медленно, быстро, средне) 3. Амплитуде движений (большая, средняя, малая) 4. Активности выполнения (активные, пассивный, активно-пассивные) 5. Сложности выполнения (простые, сложные) 6. Наличию эмоционального фактора (музыкальное сопровождение, эстафеты и т.д.) 7. Количеству дыхательных упражнений в одном занятии 8. Использованию предметов, снарядов, тренажеров и др. 9. Применению специальных скользящих плоскостей, роликовых тележек, надувных поясов и т.д.
Слайд 22
В лечебной физической культуре различают тренировку общую и специальную. Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма, при которой используются все виды общеразвивающих физических упражнений. Специальная тренировка направлена на восстановление (развитие) нарушенных функций в результате травмы или заболевания, при которой используются упражнения, оказывающие непосредственное воздействие на травмированный участок (сегмент) или функциональную систему (упражнения при артрозе коленного сустава, дыхательные упражнения при хронической пневмонии и т.д.).
Слайд 23
Правила тренировки, которые необходимо соблюдать при применении лечебной физической культуры: 1.Индивидуализация (учет возраста, пола больного, характер течения заболевания) 2.Системность (подбор упражнений и последовательность их применений) 3.Регулярность (ежедневное или несколько раз в неделю применение упражнений на протяжении длительного времени) 4.Длительность (многократное повторение упражнений во время процедуры и в период курсового лечения) 5.Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе курсового лечения (тренировки должны усложняться)
Слайд 24
Физические упражнения, применяемые как средство лечебной физической культуры: 1. Гимнастические 2. Идеомоторные 3. Упражнения с предметами и снарядами 4. Игры 5. Спортивно-прикладные
Слайд 25
Гимнастические упражнения представляют собой специальные, естественные для человека движения, при которых достигается как избирательное воздействие на определенные мышцы, суставы и связанные с ними внутренние органы, так и на весь организм в целом. Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Гимнастические упражнения развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.
Слайд 26
Статические гимнастические упражнения различаются по: анатомическому признаку - для верхних конечностей - для верхних конечностей и плечевого пояса - для плечевого пояса - для плечевого пояса и спины - для шеи - для туловища - для мышц брюшного пресса - для мышц тазового дна - для нижних конечностей характеру - дыхательные (статические и динамические) - порядковые - подготовительные - корригирующие - упражнения на равновесие - упражнения на координацию - висы и упоры - подскоки и прыжки - упражнения на растягивание - упражнения на расслабление
Слайд 27
Идеомоторные упражнения – это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается «приказ» выполнить определенные движения. В зависимости от использования гимнастических предметов и снарядов упражнения бывают: - без предметов и снарядов - с предметами и снарядами (мячи, палки и т.д.) - на снарядах (в том числе на тренажерах)
Слайд 28
В качестве гимнастических предметов используют: - гимнастические палки - гантели - булавы - медицинболы - скакалки - эспандеры
Слайд 29
Из снарядов в лечебной гимнастике используют: -Гимнастическую стенку и скамейку -Канат -Наклонную плоскость -Медицинскую кушетку -Коврик для выполнения упражнений на полу. -Различные тренажеры
Слайд 30
Выделяют следующие формы лечебной физической культуры: 1. Гигиеническая и лечебная гимнастика 2. Дозированная ходьба 3. Оздоровительный бег 4. Терренкур 5. Прогулки 6. Ближний туризм 7. Экскурсии 8. Игровые занятия 9. Спортивные упражнения
Слайд 31
Правила проведения лечебной гимнастики: -проводится в индивидуальном, групповом или самостоятельном порядке все процедуры должны воздействовать на весь организм больного -необходимо постепенное нарастание и снижение физической нагрузки путем изменения положения тела, подбора и усложнения упражнений, увеличение амплитуды движений, степени силового напряжения, темпа выполнения. -физические упражнения должны охватывать различные группы мышц упражнения должны выполняться ритмично, в среднем, спокойном темпе в процедурах должны сочетаться как общеукрепляющие, так и специальные упражнения -в промежутках между гимнастическими упражнениями для снижения физической нагрузки вводят дыхательные упражнения каждое упражнение повторяют по 5-8-10 раз -в процессе лечебного курса необходимо ежедневно частично обновлять и усложнять упражнения, вводить 10-15% новых -последние 3-4 дня курса следует отводить для обучения больных гимнастическим упражнениям, рекомендованных для последующих занятий в домашних условиях -при обучении больных физическим упражнениям важно соблюдать основные дидактические принципы: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность.
Слайд 32
Дозирование других форм лечебной физической культуры (бег, ходьба, терренкур и др.) осуществляется в основном: - Расстоянием - Темпом - Продолжительностью - Рельефом местности - Количеством остановок и -дыхательных упражнений
Слайд 33
Выделяют три метода проведения процедур лечебной гимнастики: 1. Индивидуальный 2. Групповой 3. Консультативный
Слайд 34
Для больных, проходящих стационарное лечение, различают следующие виды режимов двигательной активности: - Строгий постельный - Расширенный постельный - Палатный - Свободный
Слайд 35
Для больных, находящихся на амбулаторном лечении или в санатории, применяются режимы движения: 1. щадящий, 2. щадящее-тренирующий 3. тренирующий
Слайд 36
Основные правила составления комплексов лечебной гимнастики. 1.При составлении примерного комплекса занятий лечебной гимнастикой необходимо учитывать диагноз заболевания, физическое развитие и степень подготовленности больного, его пол, возраст, профессию. 2.Необходимо определить задачи лечебной физической культуры, с учетом которых выбираются исходные положения, систематизируются специальные и общеукрепляющие упражнения, их соотношений с дыхательными. 3.Обязательно указывается темп, число повторений, амплитуда движений, длительность комплекса. 4.Предусматривается постепенное увеличение нагрузки во вводной части, многовершинный характер кривой нагрузки в основной и постепенное ее снижение в заключительной части. 5.Учитывается необходимость чередования работы мышечных групп, участвующих в упражнениях. 6.Объем методического материала лечебной гимнастики должен соответствовать двигательному режиму больных. 7.Выбранные средства систематизируются в схеме занятия, на основании которой составляется комплекс лечебной гимнастики для данного больного.
Слайд 37
Источники информации lfkplus.ru m edaboutme.ru f itnavigator.ru
Волшебная фортепианная музыка
Серебряное копытце
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Вода может клеить?
Солнечная система. Взгляд со стороны