Исследовательская работеа в рамках конкурса творческих и научных работ учащихся "Аксаковские чтения"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 409.96 КБ |
Республика Татарстан
Тукаевский муниципальный район
МБОУ«Мелекесская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Исследовательская работа на тему
«Семья — это лучшее, что может быть в жизни любого человека…»
Выполнила:
Савдирякова Вероника Анатольевна,
ученица 10 класса.
Руководитель:
Прокопьева Татьяна Ильинична,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Мелекесская СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов».
2018 г.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………...........3
2.Немного об Аксакове ……………………………………………………….........4
3. Семья С. Т. Аксакова………………………………………………………............5-6
4.Отражение мемуарно-автобиографической прозы XIX в. в произведениях
С.Т. Аксакова …………………………………………………………………………6
5. Семейная хроника», как отражение семейных ценностей дворянского рода....………..................................................................................................................7-8
6.Мир детства Сергея Аксакова в произведении «Детские годы Богрова-внука» …………………………………………………………………………………….........8-10
7.Заключение………………………………………………………………………........11
8.Список используемой литературы……………………………………………….........12
9.Приложения………………………………………………………………………........13
ВВЕДЕНИЕ
В истории отечественной культуры заметное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков – автор произведения «Аленький цветочек», а также других известных произведений. Аксаков покорил сердца многих детей и взрослых своими интересными сказками, рассказами. Если открыть любую книгу Аксакова, то с полной уверенностью можно сказать, что эта книга полна живописных и звучных слов самого красивого в мире языка. С этим волшебником весь мир и все люди сразу делаются красивыми и счастливыми.
Известно, что семья Аксаковых была сильной сплоченной единой целой, в которой царила взаимная любовь и была богата яркими индивидуальными личностями. Члены этой великой семьи достойны того, чтобы память о них хранилась многие века.
Тема исследования: сохранение семейных ценностей в творчестве С.Т. Аксакова
Актуальность темы исследования: семья Аксаковых как целое, как явление русской культуры еще недостаточно изучена и понята. Ей принадлежит особое место в дворянской русской культуре и интерес к ним не утихнет еще много лет.
Проблемы научного исследования: роль семьи в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
В качестве объекта исследования выступают автобиографические произведения С.Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука».
Хронологические рамки исследования: охватывают XVIII-XIX в.в.
Цель и задачи исследования: на основе произведений писателя привить любовь к семейным ценностям, изучить произведения, отражающие родственные узы, семейные традиции и ценности, великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Гипотеза: чем больше мы узнаем об Аксакове, изучаем его творчество, тем больше удивляемся его мужеству, высокой нравственности как человека, семьянина и гениальности как поэта.
2. Немного об Аксакове.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцания Аксакова.
После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А. С. Шишков, И. А. Крылов, Г. Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н. М. Карамзина.
В. Г. Белинский утверждал, что вместе с «беседой» в общественной жизни, «казалось, вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого». Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.
В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.). Эти «Охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.
Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские годы Багрова-внука» (1858 г.; как приложение в это произведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трёх поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX вв.
Дом Сергея Тимофеевича был центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. На субботах в Абрамцеве собирались выдающиеся учёные и литераторы: Н. Ф. Павлов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь и актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.
Умер 12 мая 1859 г. в Москве.
__________________________________________________________________________
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
3. Семья Сергея Тимофеевича Аксакова
3.1 Родители.
Аксаков родился в семье Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой. Его отец был выходцем из небогатого, хотя и старинного рода. Он служил прокурором земского суда. На момент смерти был титулярным советником.
Его мать- Мария Николаевна Зубова была дочерью товарища генерала-губернатора Уфимского наместничества. Мария Николаевна была умной женщиной, которая выросла среди высшего чиновничества. Она была достаточно образована для того времени, и в юности вела переписку с либералом-просветителем Николаем Ивановичем Новиковым.
Детство Сергея прошло в Уфе, в Ново-Аксаковском имении. На его развитие большое влияние оказал дед- Степан Михайлович Аксаков. Он мечтал о внуке, который продолжит « род Шимона». Д. Мирский характеризовал его как: «Неотесанный и энергичный помещик первопроходец, одним из первых организовавший поселение крепостных в башкирских степях» С.Т. Аксаков унаследовал от отца большую любовь к природе.
3.2 Жена и дети.
2 июня 1816 Сергей Тимофеевич Аксаков обвенчался с Ольгой Семеновной Заплатиной (1793–1878), с которой прожил всю оставшуюся жизнь (в семье было четырнадцать детей), и уехал в своё заволжское имение — деревню Ново-Аксаково Орбургской губернии. Там родился первенец — Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.
Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.
Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта)
Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.
Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.
Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету, состоявшую исключительно из винограда и мороженого.
Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.
Любовь (1830—1867), художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.
Мария (1831—1908), жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.
Анна (1831—?), умерла в детстве.
Софья (1834—1885)
Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова — Иван так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность… отвращение от всего грязного… суровое пренебрежение ко всякому комфорту… правдивость… при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины»[1].
4. Отражение мемуарно-автобиографической прозы XIX в. в произведениях С.Т. Аксакова
Середина XIX века – это особый период в истории русской мемуарной литературы. Начиная с 40-х годов наступает новый этап ее развития; можно сказать, что в это время происходит настоящий переворот в жизни этого жанра.
Проявления этого процесса были разнообразны. Так в это время мемуары становятся интересны не только профессиональным историкам, но и широким слоям читающей публики. Именно в 40—50-е годы XIX столетия начинают извлекаться из личных архивов и активно публиковаться мемуары, написанные полвека ранее. В общественном сознании возникла своего рода «цепная реакция», так благодаря рукописному хождению, а потом изданию мемуаров Дашковой, Лопухина и других деятелей второй половины XVIII века, актуализировался интерес к событиям Екатерининской эпохи, что уже служило стимулом для работы следующих поколений мемуаристов: И. И. и М. А. Дмитриевых, А. С. Шишкова, а отчасти – и Аксакова. Не случайно его «Семейная хроника» воспринималась современниками как часть этой литературной традиции. И. Делаво в своей рецензии буквально настаивает на необходимости восприятия «Семейной хроники» в привязке к контекстам [2].
Екатерининской эпохи: «Не забудем, что г Аксаков написал не роман: все, что он нам передает это хроника – хроника русской семьи в правление Екатерины II».
_________________________________________________________________
[1]Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
[2] Чуркин А.А. «Мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова: проблемы поэтики»
Попов Ф.Г. «Потомки С.Т. Аксакова»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
5. «Семейная хроника», как отражение семейных ценностей
дворянского рода
Над «Семейной хроникой» Аксаков работал 16 лет и выпустил в свет лишь тогда, когда ему минуло 64 года. После ее появления на автора просто обрушился поток похвал от людей разнообразных политических и эстетических вкусов и пристрастий. Почему же бесхитростная по содержанию и старомодная по языку и стилю аксаковская хроника, появившаяся после «Повестей Белкина», «Капитанской дочки», «Пиковой дамы», после «Героя нашего времени», после «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Шинели» и «Мертвых душ», вызвала такой неподдельный восторг у российских читателей? По мнению Ю.М.Нагибина, Аксаков «не поэтизировал своих скромных героев, не возводил в степень символа, не окутывал сказочной дымкой, нет, все давалось в лоб, без затей, почти с научной точностью, с доверчивой неторопливой обстоятельностью. Но тем Аксаков и взял читателей - сразу и навсегда». Однако уже современники писателя в лице Добролюбова усматривали в его записках важное историческое значение. В чем же оно состояло? Ведь Аксаков не представлял ни знаменитых исторических деятелей, ни значительных исторических событий. Герои его хроники - небогатые степные помещики, не шибко грамотные, не слишком передовые, его собственные дед, бабка, тетки, отец, мать, ведущие уютную и отлаженную жизнь в родовых имениях.
«Семейная хроника» состоит из пяти «отрывков». Три из них - это детальная, а то и по часам расписанная история о том, как Тимофей Степанович Аксаков, отец автора, женился на Марии Николаевне Зубовой, матери. От автора хроники не ускользают малейшие детали этой женитьбы, все помыслы, тайные и явные, участников этой незамысловатой истории. А история эта весьма обыкновенная: жених и невеста, очень разные по уровню образованности и воспитанию, сначала преодолевают осложнения с многочисленной родней, а ставши мужем и женой, «прилаживаются» друг к другу, чтобы сохранить взаимопонимание на всю оставшуюся жизнь. Свидетелем этих событий и переживаний автор, естественно, быть не мог: «Семейная хроника» кончается эпизодом его («Багрова-внука») рождения. Он опирался на рассказы отца, матери, родных, которых «много наслышался»... И здесь видимая простота оборачивается особой сложностью, глубиной, для нас почти недоступною. По словам В.А.Кошелева, «Аксаков как бы приоткрывает перед нами, теперешними, тот мир человеческих взаимоотношений, который для нас, кажется, утрачен. Будут ли нынешние отец и мать пересказывать сыну историю своей, в общем-то обыкновенной, женитьбы? Кого из нынешних детей заинтересует дедовский нрав из давно прошедших времен, - так заинтересует, чтобы пронести его через всю жизнь? Дабы на склоне лет поведать об этом дедовском нраве всем, найти в обыкновенной истории своих предков значительное, общеинтересное содержание и решиться сделать эту историю, как она есть, без прикрас и выдумок, достоянием литературы. Для этого надобен не просто особенный художественный дар, но и великие нравственные качества, затерянные, забытые нами в потоке быстротекущего времени, и особенная психология - от веков сохраненная психология семейного предания» [1]
6. Мир детства Сергея Аксакова в произведении
«Детские годы Багрова-внука»
Произведение является второй частью автобиографической трилогии, однако может читаться и отдельно как самостоятельное произведение. Книга рассказывает о детстве мальчика из дворянской семьи. В начале повествования ему три года, в конце — девять лет. Действие происходит в уфимской губернии, в конце XVIII века.
Эта книга о жизни семьи, о жизни ребенка в семье, о его взрослении. Основана она на реальных событиях детства автора, поэтому полна тем, что называют правдой жизни.
Перед нами проходит целая галерея человеческих портретов: это и дворяне, и мужики, и дворовые. Они не идеальны, может даже и не хороши, но многие стараются жить по христианским заповедям. И вот через грязь этой земной жизни проглядывает красота небесная. Автор раскрывает целый мир русской духовной культуры, взращенной веками и потому глубоко естественной.
Также естественен нашим предкам, увы, давно забытый нами навык уважения. Уважение жены к мужу, детей к родителям, старших к младшим — это основа семейной жизни. Прав дедушка Сережи, когда говорит, что если нет уважения в семье, то она распадется.
Взгляд ребенка на мир для нас имеет ценность педагогическую. Мы можем как бы изнутри подглядеть, чем живет ребенок, каковы источники его радостей и горестей, как и чем воздействовать на него. Сережа Багров напоминает нам старые педагогические истины о чудесном облагораживающем воздействии природы на душу ребенка, о том, как бережно и нежно нужно обращаться с детской душой, потому что причинить ей боль очень легко.
Кроме всего прочего, эта книга еще и увлекательнейшее чтение, написанное великолепным русским языком[2].
[1]Э. Ш. Файзуллина. “Семья Аксаковых как явление русской дворянской культуры” http://aksakov.info/
[2]http://www.radovech.ru/
Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве — человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, — одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формы бутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном домеи т. д. Самый частый образ — дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни верст — к родным, в гости и т. п.— занимает большую часть «Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему».
С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.
Встреченные в пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовых багровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношения крестьян со «страшным» старостой и т. п.; ребенок видит, между прочим, жатву в жару, и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».
Патриархальное Багрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тётушка одеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного из его безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок» любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резко изменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове, до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишком месяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслух читая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тётушка дала мальчику «Сонник» и какой-то водевиль, сильно подействовавшие на его воображение.
После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окруженный общей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от них Сережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчего кажется мальчику «высшим существом». С. И. Аничков дарит новые книги: «Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).
Дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.
По просьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народного училища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок: грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), порка виноватых очень пугают ребенка.
Отец Сережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевской пустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не может думать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.
Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые тёмные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н. А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру».
Несмотря на подобную критику, дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. На субботах в Абрамцеве собирались выдающиеся учёные и литераторы: Н. Ф. Павлов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь и актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.
________________________________________________________________________________________________
7. Заключение.
Таким образом, в произведениях С.Т. Аксакова, входящего по праву в «золотой фонд» детской литературы, движение художественной мысли автора направлено в мир ребёнка, себя самого в детстве, мир идеальный, представляющий собой настоящий живительный источник для всей последующей духовной жизни писателя. Нетрудно заметить, что в истории русской литературы существует безусловная связь между периодами возрастания её социальной роли и усилением внимания к вопросам детства и проблемам воспитания. Несомненно, нуждается в дополнительном изучении как вопрос о причинах миграции произведений взрослой литературы в круг детского чтения, так и проблема их взаимовлияния.
Древнее учреждение — семья — составляет сущность произведения Аксакова. Учреждение это пережило целые эпохи, пережило классовое строение человеческого общества, вошло в бесклассовое, социалистическое общество, и, наконец, в социализме оно, семейство, обрекается не на гибель, но на прогресс и развитие.
Значение «Семейной хроники» Аксакова, значение его мысли о семье как о чистой, великой силе, складывающей человека и предопределяющей его судьбу, для нашего времени не менее важно, чем для эпохи Аксакова.
Собственно и жизнь Сергея Тимофеевича была сосредоточена вокруг двух начал: созидание семьи и автобиографических книг, воссоздание семейных преданий.
Список использованной литературы.
1. Сиверс А.А. «Генеалогические разведки».
2. Попов Ф.Г. «Потомки С.Т. Аксакова»
3. Аксаков С.Т. «Семейная хроника»
5. Машинский С.И. «С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество» М.,1973
6.Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. Серия «Школа классики» - ученику и учителю. – Москва, 2001
7.Аксаков С.Т. Семейная хроника. - Уфа. 1983
8. Э. Ш. Файзуллина. Семья Аксаковых как явление русской дворянской культуры.
Электронные источники:
http://churckin.narod.ru/
http://ru.esosedi.org/
http://www.radovech.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Мороз и заяц
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Басня "Две подруги"
Сказочные цветы за 15 минут
Любимое яичко