Данное исследование доказало необходимость упорядочения цветовой городской среды по опыту других российских городов, что обусловило потребность в разработке принципов развития в Березниках благоприятного цветового пространства. На основе выявленных элементов колористики у нас появилось предположение, что на городскую цветовую среду воздействуют не только цветовые предпочтения, но и экономика города и одновременно цветовое пространство оказывает влияние на деятельность населения.
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikats._na_sayte_tsvetoekonomika_v_g._berezniki_-_kopiya.docx | 135.51 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
ЦВЕТОЭКОНОМИКА в г. БЕРЕЗНИКИ
Научно-исследовательская работа
учениц 7в класса МАОУ СОШ № 11
Симановой Елизаветы
и Симановой Натальи
Научный руководитель:
Стародворская Т. Н.,
учитель географии МАОУ СОШ № 11
Березники, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………….……...3
ИЭМОЦИОНАЛЬНАЯНАГРУЗКА НА ЧЕЛОВЕКА…………………………….5
2. ЦВЕТОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ……….…10
2.1. БЕРЕЗНИКИ В ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЕ…………….……………..……….…10
2.2. ЦВЕТА ГОРОДА И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ БЕРЕЗНИКОВЦЕВ…15
3. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОБРАЗ ГОРОДА……….………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....………..…21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……………….…23
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время цвет становится объектом пристального внимания архитекторов, дизайнеров, психологов, социологов, экологов. Современные научные разработки по формированию систем цветовых отношений приобретает все большуюактуальность.
Сегодня городская среда скорее напоминает цветовой хаос. В палитре используются активные, яркие, порой несочетающиеся цвета. Это «дробит» застройку, нарушает ее цветоэкологию. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске застройка уже идет с учетом гармонии в цветовой палитре. Город Березники имеет разные архитектурные стили, но красивые здания соседствуют с запущенными, расселенными и аварийными, что вызывает впечатление неухоженности. Пять лет назад ученица МАОУ СОШ № 11 Филатова Оксана Сергеевна представляла научно-исследовательскую работу «Город Березники в цветовой палитре». Данное исследование доказало необходимость упорядочения цветовой городской среды по опыту других российских городов, что обусловило потребность в разработке принципов развития в Березникахблагоприятного цветового пространства. На основе выявленной колористикинашего города у нас появилось предположение, что на городскую цветовую среду воздействуют не только цветовые предпочтения, но и экономика города. То есть экономику города можно рассматривать как инструмент воздействия на цветоэкологию.
Цель исследования: выявить особенности и закономерности воздействия цвета на развитие г. Березники на основе современной колористики и мнения горожан.
Задачи:
- сравнить особенности цветовых предпочтений городского пространства Березников за пятилетний период через анкетирование горожан;
- охарактеризовать особенности воздействия на массовое сознание цветовых символов в пространстве города;
- определить элементы воздействия экономической деятельности города на окружающую цветовую среду.
Объектом исследования является современнаяколористика, выраженная в разных формах в окружающем городском пространстве.
Предметом исследования являются особенности формирования цветовой окружающей среды, воплощенные в практике г. Березники.
Гипотеза исследования: цветовое пространство города Березники формирует массовое сознание и оказывает влияние на деятельность населения.
Методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному; исторический; сравнительный; метод социокультурного наблюдения и рефлексии, анкетирование, цветовая фотофиксация.
Ключевые слова: восприятие цвета, колористика, городское пространство, веер цветов города, цветоэкономика.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и семи приложений.
1. КОЛОРИСТИКА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВАИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ЧЕЛОВЕКА
Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и типа его характера. Даже великий Гете в зависимости от типа создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стекол. Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, вголубой — замедленным, а в красной — заметно учащенным. Психологи установили, что определенные цвета в нашем окружении могут помочь в выполнении определенных задач. Например, физические упражнения лучше всего выполняются в окружении теплых цветов – красного и оранжевого, а спокойные голубой и зеленые цвета идеальны для умственной работы. То, как мы воспринимаем цвета, зависит как от самих цветов, их чистоты, яркости, насыщенности, так и от особенностей нашего восприятия. Каждый человек реагирует на определенные цвета по-разному. Есть цвета, которых мы инстинктивно избегаем, - они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства, а другие цвета радуют наш глаз. Цветоэкология – это составная часть экологии, которая обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и искусственной среды, чтобы цвет служил всем людям и каждому человеку, обеспечивая необходимое информационное питание, комфорт и красоту[3].
Изучение научной литературы по психологии позволило Филатовой О.С. выделить некоторые закономерности в цветоэкологии:
1.Показано славянское восприятие цвета (Табл.1). В таблице приводятся характеристики психологического воздействия и символического значения 12 цветов, взятых изолированно, вне сочетаний друг с другом и иными цветами.
Славянские ассоциации на разные цветаТабл.1.
Цвет | Славянские словесные ассоциации | Чувственные ассоциации |
Красный | Кровь, огонь, красота, агрессивность, борьба, власть | Возбуждение, пробуждение силы, воли используется для кратковременной активизации деятельности. |
Розовый | Любовь | Чувство привязанности |
Оранжевый | Здоровье, общительность, добродушие | Бодрое настроение, радость восприятия жизни, творческая работа, лекарство от депрессии |
Белый | Чистота, невинность, свет, добродетель | Укрепляет и очищает организм |
Черный | Опасность, жертвенность | Гасит конфликты |
Желтый | Богатство, надежда, оптимизм | Усиливает аппетит, увеличивает работоспособность |
Голубой | Комфортность, спокойствие, уверенность | Понижает работоспособность и эмоциональное возбуждение |
Синий | Небо, вечность, доброта, верность, постоянство, благородство | Снижает аппетит, вызывает склонность к самосозерцанию вплоть до уныния |
Фиолетовый | Уединение | Снижает работоспособность, вызывает ощущение усталости |
Зеленый | Веселье, незрелость, свежесть | Ощущение покоя и умиротворения |
Коричневый | Спокойствие, сдержанность | Ощущение тепла, жизненной устойчивости |
Серый | аккуратность, скурпулезность | Открытость, надежность |
Характер людей по предпочтению цветовТабл. 2.
Цвет | Характер | Задатки, таланты |
Белый | Богатое воображение, религиозность, | Парапсихологические способности |
Красный | Стремление к лидерству, амбициозность | Охота, спорт, политика |
Розовый | Мягкость, ожидание чудес, мечтательность | Впечатлительность и «розовые очки» вызывают переоценку своих сил, эти люди часто подводят окружающих |
Светло-голубой | Мечтательность, романтизм, общительность, преданность | Политика, религия, психология |
Голубой | Стремление к знаниям, путешествиям, легкое достижение успеха, любовь к признанию | Военные, актеры, путешественники |
Коричневый | Уравновешенность, суровость, стойкость, бережливость | Философы, военные, разведчики, геологи |
Темно-серый | Логичность мышления, любовь к науке, технике | Ученые, логики, криминалисты |
Светло-серый | Рассудительность, избегание трудностей, рассеянность | В любых сферах, не требующих внимания |
Темно-зеленый | Упрямство, настойчивость, материальная устойчивость, солидность, скрытность | Банкиры, природоведы, архитекторы и зодчие, военные, дипломаты |
Светло-зеленый | Мягкость, эстетичность, нежность, открытость, доброжелательность | В любых сферах эстетической направленности |
Желтый | Творчество, сила воли и духа | Наука, религия |
Фиолетовый | Независимость, общительность, стремление к духовному общению, разгадке тайн | Экстремальные профессии |
Черный | Экстремальность, готовность к борьбе | Занятия, требующие преобразований |
3. Приведены доказательства из научной литературы о том, что каждый отдельный цвет имеет определенные силу и характер
воздействия на человека: физиологический, психологический (эмоциональный),
символический (информативный), эстетический, экологический. Поскольку в цветовом образе накапливается нечто вроде суммы свойств различных предметов и совокупность цветов, то это позволяет цвету являться единым для всего человечества простым языком, позволяющим разработать принципы использования цвета как основы формообразования в архитектуре города [4,5,7,10,11].Цветоэкология обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и искусственной макросреды. Цвет должен служить всем людям, обеспечивая необходимое информационное питание, комфорт и красоту, чтобы интересно, полезно и приятно было смотреть вокруг, чтобы ничего не кричало, не отвлекало, не навязывало себя, не вызывало отрицательных эмоций. Цветоэкология ставит задачу регулирования цветового равновесия между природой и обществом.
Нами проведено повторное анкетирование о цветовых предпочтениях березниковцев (Приложение 1).Сравнение результатов показало, что из 85 опрошенных по-прежнему большинство предпочитает оттенки зеленого (37%-45%), красного(17%-15%), желтого (15%-10%), голубого (10%-15%), возросли предпочтения синего цвета (4-10%). Горожан успокаивают зеленый (22%-27%), синий (12%-15%), белый (12%-10%) и голубой (10%-12%) цвета, а раздражают черный (18%-20%), розовый (14%-19%), коричневый (12%-16%) и фиолетовый (10%-16%) цвета (Приложение 2). Соотнесение данных предпочтений с таблицами 1 и 2 (см. выше) показывает, что жители Березников открыты, доброжелательны, имеют богатое воображение, стремятся к знаниям и обладают силой воли и духа. При этом им не хватает оптимизма, ощущения покоя, света, комфорта и они быстро утомляются. Увеличившаяся доля предпочтения синего цвета до 15% указывает на возможность впадания в уныние.
Мы добавляем причины цветоэкономики на основе разработок ученых.
Колористика города характеризуется совокупностью множества цветоносителей, которые образуют пространственную цветовую палитру, связанную с изменением городской среды, с развитием художественной культуры и техническим прогрессом.Нами изучены исследовательские работы разных авторов, которые доказывают, что наука охватывает самые различные аспекты не только цветоэкологии, но и цветоэкономики:
а/ Д.Ф. Кошкин установил, что необходима нормативная база и новые требования к застройщикам, вливающихся в цветовую схему города [7];
б/ Ситникова Н.В. выделила принцип взаимодействия системы цветовых сочетаний в архитектуре города: «цвет – предмет – пространство - знак - образ» [12];
в/ Грибер Ю.А. доказала необходимость выработки местного алфавита цветов в соответствии с географической областью; особенностей цвета географической области [4].
г/ Абрамовская Е.Н. выделила социально-экономические факторы, влияющие на восприятие цвета в городе [1];
д/ Путинцев П.А. выделил принципы формирования имиджа города, в котором немаловажную роль играет единый стиль форм и цвета [10] и т.д.
Цветовая среда оказывает огромное влияние на жизнедеятельность горожан, обладая способностью воздействовать на их эмоциональное состояние, волновать или успокаивать, создавать определенное настроение, вызывать ассоциативные сравнения и, самое главное, формировать в сознании людей ощущение красоты и гармонии или раздражения и дискомфорта. Люди, живущие в городе, постоянно сталкиваются с окружающим их пространственно-предметным миром, где все имеет цвет. Через упорядочение цветовых характеристик разрабатывается гармонизация цветовой среды, в которой человек должен чувствовать себя комфортно в эстетическом и в психоэмоциональном аспектах. Даже современный архитектурный стиль «хай-тек» имеет отличительный базовый серебристо-металлический цвет [6].
Таким образом, применение цвета как показателя общественного развития заметно возросло в современном проектировании городского пространства. Цвет используется не только для повышения статуса отдельного здания, квартала или района, но и целого населенного пункта, подчеркивает непривлекательность или привлекательность городского ландшафта. Притягивая к себе внимание, цвет действует как сигнал, смещая акценты в восприятии и понимании образа города.
2.ЦВЕТОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
2.1. БЕРЕЗНИКИ В ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЕ
В пространстве советских городов цвет признавали неважным, подчиненным, несамостоятельным. Цвет наделялся целым спектром отрицательных значений, таких как изменчивость, непостоянство, эмоциональность и даже способность вызывать иллюзии и вводить в заблуждение. В социально напряженное для страны время он воспринимался как несерьезная забава, на которую у общества просто не должно было хватать времени. Сформированные оттенками бетона, стекла, кирпича, металлических конструкций цветовые пространства конструктивизма, материальность неоклассицизма, телесно-розовый, воспринимающийся как бесцветный тон построек «сталинского ампира», – все эти разные формы противостояли европейским городам этого времени, которые все больше и больше заполнялись цветом.
Город Березники исторически относительно молодой, но нами выделены несколько этапов разных стилей, повлиявших на веер цветов городского пространства (Табл.3).
Стили городской застройки г. Березники Таблица 3.
Этапы застройки города | Периоды | Примеры застроек |
Архитектура конструктивизма (простота, минимум цветов) | 1930-е годы | Советский проспект, ул. Индустриализации, фабрика-кухня 1-я Городская больница, |
Неоклассицизм (Сталинский ампир), пастельные тона | 1940-е годы | ул. К.Маркса, ул. Челюскинцев, ул. Пятилетки ДК им. Ленина |
Неоклассицизм (Сталинский ампир) с элементами греко-римской архитектуры (арки, лепнина, гирлянды), розовые и голубые фасады | 1950-е годы | проспект Ленина дом спорта «Титан» |
Переход к типовому проектированию без излишеств | 1960-е годы – 1990-е годы | микрорайонная застройка |
Архитектура не содержит конкретных приоритетных стилей и направлений (поиск новых образов, форм и материалов, например, стиль «Хай-тек» - металл, стекло, пластик с металлическим, черным и серебристым оттенком; «китч» - безвкусица (кричащие яркие решения, которые порой неуклюже подражают различным историческим сооружениям) без каких-либо правил или шаблонов. | с 2000-х годов | Торговый центр «Европа» частные дома |
Новейшие постройки выдержанных тонов | настоящее время | Жилые комплексы «»Солнечный», «Любимов», «ЕвроХим» |
Если рассмотреть исторические принципы формирования города, то можно выделить центральное ядро (сталинские застройки) и «хрущевские застройки» 30-60-х гг., современные постройки на свободных участках города, современные застройки на правобережье Камы (Приложение 3).
Районы застроек советского периода маловыразительны, застройки постсоветского периода имеют претензии на дизайнерские решения, но они настолько разноплановые, что появляется ощущение хаотичности и дисгармонии.
Наш город медленно переезжает на правый берег Камы, формируя там «спальные районы». Но левобережье еще долго будет оставаться малой родиной для большинства березниковцев, нуждающихся в комфортной окружающей городской среде. Город начинает давить на жителей, которые теперь находятся скорее в позиции подчинения по отношению к нему и его пространству из-за опасных техногенных районов, угнетающих зданий под снос и уплотнения инфраструктуры в молодых микрорайонах. Все это заставляет человека отчетливо почувствовать трагедию отчуждения и задуматься о том, как все-таки сделать в перспективе наше проживание комфортным.
В результате смешения стилей городе сложилась пестрая цветовая гамма. В Березниках появились здания по внешней оболочке большие и притягательные, искрящиеся разными цветами с красивыми фасадами – в основном публичные места – крупные магазины, банки, офисы предприятий. Из-за хаотичности размещения вывесок, информационных щитов, рекламы, пестрых торговых точек в сознании человека нарушается цветовой баланс, создается беспокойство, внутренний дискомфорт. Учитывая наш климат, небо часто пасмурное, что откладывает отпечаток на восприятии города. Огромное количество не к месту расположенных рекламных носителей, изобилие безвкусных, пестрых, разностилевых киосков искажает облик города. Можно сказать, что в Березниках серьезно нарушенацветоэкология восприятия среды жизнедеятельности горожан (Приложение 4).
Бурные темпы социально-экономического развития города привели к ощутимому обострению экологических проблем, поэтому значение цветовой среды городского пространства для жителей существенно возросло. Создание гармоничного городского пространства, экологичного во всех отношениях, невозможно без комплексного решения проблем, связанных с колористикой, архитектурным решением, цветочным оформлением, определением площадей для размещения рекламы, использованием современного дизайна остановочных пунктов и торговых павильонов. Связующим звеном в решении этих задач выступает цвет, который может придать городскому пространству конкретную стилевую направленность, объединить разнохарактерные и разностилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать ансамблевое восприятие отдельного района города.
Хотя образ жизни города не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду, некоторые мероприятия в г. Березники уже выполнены: увеличено количество зелени как стационарного, так и нестационарного размещения - в вазонах, ящиках, клумбах, во дворах, появился единый стиль у остановочных комплексов. Крупные фирмы, банки, магазины имеют свой отличительный цветовой знак (Сбербанк, магазины «Семья» – зеленый, Банк «Урал ФД» - бордовый, магазины «Магнит» и «Пятерочка» - красный).
Последний генеральный план развития города занялся был утвержден в 2006 году, который в связи с техногенной аварией на руднике БПКРУ-1, преобразованием городской застройки в связи с ликвидацией ветхого и аварийного жилья и обновлен в 2013г. В 2007 году утвержден проект планировки Правобережного района (Приложение 6). Постановлением администрации города Березники №1783 от 6 ноября 2013 года создан Градостроительный совет, утверждено положение о совете и его состав. В решении Городской думы от 26 февраля 2013г. «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории г. Березники введен запрет наразмещение рекламных конструкций без получения соответствующего разрешения, выдаваемого управлением архитектуры и градостроительства администрации города. Однако ни водном документе нет рекомендаций по колористике. Отсюда следует, что цветовая городская среда формируется стихийно.
Однако за 5 лет изменились не только архитектурные решения застроек, но и делаются попытки сделать город привлекательным с точки зрения цветового восприятия. Например, возводимые микрорайоны «Любимов» на правобережье, «Солнечный» на пересечении улиц Пятилетки и Набережная, «ЕвроХим» в районе улиц Свердлова и Бажова предусматривают не только организацию детских и спортивных площадок, зон отдыха и озеленение, но и радующие цветовые гаммы [Прил.3].
2.2. ЦВЕТА ГОРОДА И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ БЕРЕЗНИКОВЦЕВ
Анкетирование жителей города по анкете 2014года показало, что цветовые предпочтения жителей города по-прежнему не совпадают с той палитрой, которую они видят на улицах. К примеру, в летнее время живые цветы на клумбах, в рабатках и кашпо представлены в основном розово-фиолетовых оттенков, а березниковцы предпочитают украшение цветами желтого, белого, голубого цветов (Приложение 5). Явно горожанам не хватает комфортности, света и оптимизма в окружающей среде (Таблицы 1,2).
Самыми зелеными районами респонденты называли прежде кварталы около городского парка (23%) и Советской площади (15%), в 2019 году зеленой признана Торговая площадь (15%), Околица, Новожилово.
Предпочтения жителей города по окраске видов транспорта, зданий, подъездов практически не изменились (расхождение 1-3%). Жителикак и прежде хотели бы на улицах видеть разноцветный общественный транспорт: автобусы зеленые (23%), красные (17%), голубые (12%), белые (10%); троллейбусы синие (23%), белые (20%), зеленые (17%), голубые (17%), такси предпочитаются желтого цвета (71%).
Больший спектр окраски предпочтителен для зданий и сооружений. Так детские сады березниковцы хотели бы видеть в яркой раскраске (22%) и рисунках персонажей из мультфильмов (23%). На спортивных площадках людей бы привлекли красный (60%), голубой (17%), желтый (10%) и синий (9%) цвета. Подъезды домов горожане предпочитают окрасить в зеленый цвет (76%) (Приложение 6).
В данном исследовании были проанализированы 192 фотографии наиболее ярких фрагментов городской застройки и выделены их основные цвета. Кроме этого через опрос были выделены основные цвета, которые жителям города бросаются в глаза в повседневной жизни.
Мнения березниковцев о преобладающих красках за 5-летний период в основном не совпали с анализом фотографий (Таблица 4).
Таблица 4.
Зафиксированные преобладающие цвета города, и цвета, видимые горожанами
по мнению жителей города | зафиксированные на фотографиях | |||
Веер цветов города | в 2014г. | в 2019г. | в 2014г | в 2019г. |
красный | 30% | 28% | 16% | 26% |
зеленый | 16% | 26% | 13% | 17% |
серый | 14% | 14% | 10% | 3% |
белый | 12% | 12% | 17% | 11% |
коричневый | 9% | 8% | 6% | 5% |
черный | 7% | 6% | 5% | 5% |
желтый | 6% | 5% | 5% | 7% |
розовый | 4% | 5% | 2% | 1% |
голубой | 3% | 11% | 10% | 15% |
синий | 2% | 7% | 8% | 10% |
оранжевый | нет | 2% | 6% | 3% |
Так какая палитра у нашего города и какие эмоциональные ассоциации он вызывает? По мнению жителей города спектр окружающих красок изменился в пользу теплых тонов (зеленый, голубой, оранжевый); анализ фотографий показал такой же результат, плюс увеличение красного цвета (факт можно объяснить увеличившимся количеством магазинов «Магнит» и «Пятерочка»).
Если соотнести веер красок, сформированный по отзывам горожан с веером красок фотовизуализации, то можно обратить внимание, что 10 основных цветов можно разделить на две группы: преобладающие и малозаметные (Приложение 7). Преобладающие красный, зеленый, белый, серый и голубой согласно таблице 1 (см. выше) вызывают общие и чувственные ассоциации с агрессивностью, самоутверждением и незрелостью, что говорит о нестабильном восприятии городского пространства. Черный, желтый, розовый, синий и коричневый - малозаметные цвета. Они ассоциируют с трудоспособностью, унынием, привязанностью, жертвенностью, благородством. Если представить Березники как живой организм (см. Табл. 2 выше), то город по характеру солидный, материально устойчивый лидер, упрямый, но рассудительный. Но ему не хватает таких качеств, как творчество и романтизм.
Таким образом, неоднозначное восприятие цветового пространства города Березники говорит о необходимости учета колористики в дальнейшем развитии города и применения основ цветоэкологии в перспективном планировании.
3. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОБРАЗ ГОРОДА
Мы выяснили, что на образ города влияет цветоэкономика.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что, применяя различные цвета, можно стимулировать или инициировать определенную манеру поведения человека. Специалисты в области рекламы знают, что изменение цвета упаковки продукта может оказать совершенно другое воздействие на покупателя. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, отождествляющиеся с элитой общества.Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton [9].Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта. Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
Учитывая психологическое влияние цвета на человека, кажется странным, что многие предприниматели создают для своего бизнеса такие рекламные объявления, которые являются не только безликими, но и отталкивающими[Прил.3]. Согласно исследованию А.Патова нас привлекает заметная разница в цветах и их яркости, т.е. при оценке окружающего мира визуальная система человека в первую очередь ориентируется на контраст[8].
В современной экономике появляется новая область исследований, которая получила название «зеленой» экономики или экологической экономики. По мнению ее сторонников,с одной стороны, город - это источник цивилизации,с другой - один из главных виновников разрушения окружающей среды. Поэтому современную модель города приверженцы «зелёной»экономики называют «коричневой». «Коричневый» цвет означает то, что сегодняшняя экономика потеряла свою жизненную активность ивсе больше сдерживается в своем развитии. Зелёная» экономика находится сегодня в центре внимания государств повсему миру, особенно программа «Солнечный поток» по преобразованию городов в экосити. Под экогородом понимается природно-чистый город, который имеет экономически социально-эффективную промышленность, не загрязняющую окружающую природу, а также вовлекает населения в процесс экологизации их жизнедеятельности. В настоящее время в Европейском союзе существует 6 экогородов: Мальмо (Швеция), Дублин (Ирландия), Таллин (Эстония), Хиллерод (Дания), Гамбург (Германия), Аугустенборг (Дания). Реализованных проектов экогородов или проведения экореконструкции городов в современном понимании в России пока нет, но экологическое домостроение уже появилось.
Большинство критериев становления экогорода связаны с восприятием цвета: это и современная архитектура, и оптимально комфортная обстановка, и гармоническая обстановка с учетом духовных потребностей человека.
Основы теории цветауже проникли и в маркетинг. Научно доказано, что:
Цвет также имеет уникальную способность привлекать определенный тип покупателей и изменять их поведение. Например, для людей с невысоким доходом характерно останавливать свой выбор на смелых цветах, а люди с высокими доходами склонны к более тонким и нейтральным тонам [10].
Мы решили через соцопрос в отделе упаковки товаров магазина «МАГНИТ»проверить предположение, опубликованное на сайте «Имидж» [13] о том, что у 50 мужчин и 50 женщин разные цветовые пристрастия.
Рис. 1 . Цветовые пристрастия мужчин и женщин по данным сайта «Имидж»
В целом выбранные респондентами цвета тары и упаковки подтверждают, что мужские и женские предпочтения не совпадают.
Березниковские мужчины предпочитают спокойные тона (синий -26%, светло-зеленый – 21%, сиреневый – 6%) и не любят фиолетовый, желтый и красный. А березниковские женщины выбирают как спокойные тона (синий – 37% зеленый – 22%, так и агрессивные (красный - 17%, фиолетовый -12%) и почти не выбирают желтый, белый, черный, серый. Не подтвердилось, что розовый – это цвет, обожаемый всеми женщинами (всего 7%), а синий цвет по своему характеру оказался скорее женский, чем мужской. Исходя из результатов, мы приходим к выводу, что чем больше цветов мы будем использовать в дизайне, тем труднее добиться сбалансированности и угодить всем. Использование слишком большого количества цветов – это ошибка, которая путает сознание людей. Здесь можно вспомнить правило сбалансированной цветовой гаммы дизайнеров сайтов «60–30–10»: 60% должно приходиться на доминирующий цвет, 30% на вторичный цвет и 10% на цветовой акцент. Именно такого соотношения придерживается ЖК «Любимов», где гарантируется цветовое равновесие и комфортный переход взгляда от одного объекта к другому, и далеки от идеального баланса китчевые застройки, где слишком пестрая, реклама только отталкивает потребителей (Прил.3).
Еще одна гипотеза - о влиянии определённых цветов на отожествление товара с различными категориями. Например, такие цвета как чёрный, белый, синий, красный и золотой - относятся к «дорогим» цветам. В сознании потребителя такие цвета ассоциируются с элитным сегментом[9]. Практика показывает, что действительно, сочетания синего или чёрного с золотым, очень часто встречаются в товарах высокого ценового диапазона. Именно такие цвета использованы при создании кинотеатра «Мелодия», ЦУМа.
Несмотря на то, что синий цвет универсален («Газпром» и т.д.), он не подходит для ресторанов, кафе и других компаний, связанных с едой. Этот цвет снижает аппетит, а ресторанам это точно не нужно (синий цвет в пище ассоциируется с ядом, синей еды в природе не так много). Поэтому не рекомендуется использовать его и для продажи продуктов питания. Так, интерьер кафе «Масленица» в синих тонах снижает аппетит посетителей (источник прибыли), а ресторан «Fellini» пастельными тонами стимулирует застолье (Прил.3).
Примером удачного внешнего оформления можно назвать управление ПАО «УРАЛКАЛИЙ» (Прил.3). Зеленый цвет не зря называют цветом природы, его зеленый часто используют химические корпорации — основные загрязнители окружающей среды, подчеркивая стремление снизить выбросы.
Таким образом, в Березниках уже есть грамотные цветовые разрешения в архитектуре, внутреннем дизайне, маркетинге. Это говорит о том, что цветоэкология активно внедряется в экономику города. Развиваются законодательные акты. Так, с 2018 года владельцы магазинов и кафе в Перми обязаны привести вывески на домах к единому стандарту. Новые правила определяют размеры и место размещения вывесок на фасадах, а также параметры расположения нескольких вывесок на одном здании. В Березниках ПОСТАНОВЛЕНИЕМ № 2185 от 07.09.2017 года все эскизы вывесок должны быть согласованы с управлением архитектуры и градостроительства.
Однако подойти экологически и экономически правильно к цветовому оформлению могут солидные фирмы с грамотными дизайнерами. Мелкие фирмы не обращают внимания на особенности дизайна и от этого страдают экономически. Например, магазин «Торты» имеет желтую вывеску с невзрачными буквами, сливающимися с желтым фоном.С одной стороны желтый цвет отличается ясностью, веселостью. А с другой - где мы встречаем желтый в повседневной жизни: желтый сигнал светофора («внимание»), лимон («кислый»), желтая карточка в футболе («предупреждение»). Поэтому в данном случае желтый — цвет тревоги, внимания, предупреждения никак не способствует процветанию магазина.
Таким образом, в нашем городе достаточно примеров, когда в дизайне при выборе цветовой гаммы учитывается психология цвета для достижения желаемого результата. Одновременно мы видим слабую культуру развития цветового пространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, дополнительно к исследованию Филатовой, мы:
Мы можем подвести итог комбинирования исследования Филатовой О.С. в 2014 году и нашего исследования в 2019 году.
По выполненным задачам:
Исследование Филатовой О.С. | Наше исследование | |
Анализ научных работ | Выделены закономерности цветоэкологии: установлены славянские ассоциации на разные цвета; связи между любимым цветом, характером и задатками человека; приведены доказательства о характере и силе воздействия цвета на человека. | Выделены особенности цветоэкономики: связь между маркетинговыми способами завоевания покупателя, архитектурой города, оформительским дизайном и цветоэкологией. |
Анализ внешней среды | Установлены стили городской архитектуры | Установлена история формирования архитектурных стилей в г. Березники |
Установление цветовых предпочтений жителей города | Анкетирование | Анкетирование, сравнение результатов за 5-летний период Соцопрос о цветовых пристрастиях мужчин и женщин и сравнение с данными сайта «Имидж» |
Анализ фотографий | Выделение преобладающих цветов на 96 фотографиях | Выделение преобладающих цветов на 192 фотографиях |
По полученным результатам исследований:
Предлагается:
Эти меры помогут приобрести городу Березники конкретную стилевую направленность и ансамблевое решение его районов, что непременно положительно скажется на его образе.
ЛИТЕРАТУРА
Электронные ресурсы:
Цветовые пристрасти мужчин и женщин. Соцопрос сайта «Имидж» Электронный ресурс: https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url/ (дата обращения 21.01.19).
Почему Уран и Нептун разного цвета
Позвольте, я вам помогу
Кактусы из сада камней
Машенька - ветреные косы
Как зима кончилась