В начале 21 века приходится констатировать тот факт, что в России, в связи с ухудшающейся экологической ситуацией и высоким уровнем заболеваемости и травматизма, число людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности растет. Проблема их социальной адаптации в обществе является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. В связи с этим социально-ориентированное государство должно минимизировать эти препятствия, создавать благоприятные условия для интеграции инвалидов в общество и улучшать их качество жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 26.4 КБ |
«ДОСТУПНАЯ СРЕДА» КАК ГАРАНТИЯ ПРАВ ИНВАЛИДОВ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Потапова Марина Анатольевна
студентка КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум»
Верещагина Ирина Васильевна
преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум»
«Доступность услуг для инвалидов — это показатель здоровья самого общества».
В.В. Путин [1]
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, в котором социальная политика занимает приоритетное место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления — важная цель социальной политики, превратившаяся на современном этапе в насущный вопрос, связанный с перспективами развития всего российского общества.
В начале 21 века приходится констатировать тот факт, что в России, в связи с ухудшающейся экологической ситуацией и высоким уровнем заболеваемости и травматизма, число людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности растет. Проблема их социальной адаптации в обществе является чрезвычайно актуальной в настоящее время.
Инвалидность – это не только проблема личности, общества, но и государства в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как к обычным гражданам. Особую актуальность эта тема приобрела после ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов 13 декабря 2006 года.
В России государственная социальная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Безусловный приоритет в социальной политике к 1960-м годам приобрела «военная» инвалидность, а к середине 1970-х годов сложилась единая система социальной политики в отношении инвалидов, которая оставалась практически неизменной до недавнего времени. До 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер.
Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 29.07.2018), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и др. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ» [2].
Данный подход также отражают нормы, закрепленные в международных актах, среди них Всеобщая декларация прав человека, которая устанавливает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности» [3]. Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации.
К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся непосредственно прав инвалидов, относится Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией 3 мая 2012 года. Так, в ст. 9 данной Конвенции раскрывается содержание принципа «доступность» в контексте прав инвалидов: «Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах» [4]. Перечисленные меры предполагают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности и должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов Россия, как и другие государства-участники, возложила на себя обязанности по принятию следующих мер:
разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг;
обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов;
организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;
предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;
поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.
В целях реализации Конвенции о правах инвалидов были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и разработаны федеральные и региональные программы «Доступная среда».
Так, Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы основными целями определены создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
В рамках этой программы были выделены такие подпрограммы, как «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»; «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»; Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы». В целях реализации комплексного подхода при формировании безбарьерной среды, предусматривающей обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, подписанным распоряжением Правительства РФ принято решение о продлении государственной программы «Доступная среда» до 2025 года с увеличением финансирования.
«Доступная среда» – государственная программа, нацеленная в коммуникационном аспекте на формирование толерантного отношения к инвалидам. Физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей [5].
Идея всей кампании в том, что мы все, прежде всего, люди со схожими делами, мечтами, планами. Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые… Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся. Именно эта мысль и стала слоганом, объединяющим все материалы коммуникационной кампании. В рамках кампании были разработаны телевизионные ролики, радио-ролики, наружная реклама и интернет-баннеры [6].
В ходе реализации государственной программы была создана правовая база, государственные институты, деятельность которых направлена на обеспечение доступной среды для инвалидов. Следует отметить, что как бы хороши юридически не были нормативные акты, их эффективность невозможна без учета мнений самих инвалидов, которые ежедневно сталкиваются со своими проблемами в повседневной жизни. Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества. К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации. По мнению самих инвалидов, нужно создавать консультационные пункты, чтобы люди с инвалидностью, заинтересованные в создании универсальной среды, принимали участие на всех этапах согласования проекта. Универсальная среда удобна всем, а не только людям с определённой категорией инвалидности. «Задача не в том, чтобы инвалиду помочь адаптироваться в среде, в которой он мог бы перемещаться. Среда должна быть удобной для всех» [7].
Этому было уделено внимание на встрече Президента РФ с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, прошедшей 5 декабря 2017 года.
По итогам этой встречи Президент РФ Путин В. В. утвердил перечень поручений Правительству РФ, где определено, что:
при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан доступным и комфортным жильём, формирования комфортной городской среды, необходимо предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов;
необходимо подготовить предложения, предусматривающие использование электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации с учётом имеющейся практики его применения в отдельных субъектах Российской Федерации;
необходимо формирование электронного каталога технических средств реабилитации и предоставляемых инвалидам услуг; осуществление маркировки технических средств реабилитации;
необходимо представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств;
необходимо принять меры по совершенствованию процедуры медико-социальной экспертизы, предусматривающие определение случаев, когда инвалидность устанавливается бессрочно при первичном обращении в учреждения медико-социальной экспертизы; возможность внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена;
необходимо предусмотреть в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы меры по увеличению доли образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
необходимо подготовить предложения по предоставлению преимущественного права зачисления инвалидов – победителей всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства в образовательные организации для обучения по образовательным программам высшего образования;
необходимо издать нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», а также подготовку национальной сборной к международным чемпионатам «Абилимпикс»;
в целях повышения доступности реабилитационных и абилитационных услуг принять меры по созданию и развитию региональных и муниципальных центров комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, предусмотрев участие в их работе врачей, психологов и педагогов;
необходимо принять меры по повышению уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста и обеспечению приема инвалидов на работу в соответствии с уровнем их профессиональной квалификации. В этих целях усилить взаимодействие с работодателями, в том числе с организациями бюджетной сферы и компаниями с государственным участием и др. [7].
Многие из этих поручений уже выполнены. Однако, имеются и нерешенные проблемы, в большей степени связанные с отсутствием внимания вопросам адаптации инвалидов в обществе со стороны советского государства на протяжении десятков лет.
С 2013 года в Хабаровском крае действует Государственная программа «Доступная среда». В реализации Программы принимают участие органы исполнительной власти края и местного самоуправления. За 5 лет на формирование доступной среды в крае направлено 822,0 млн. рублей (287,9 млн. рублей из средств федерального бюджета, 414,0 млн. рублей из средств краевого бюджета, 120,1 млн. рублей из средств бюджетов муниципальных образований края). За период реализации Программы к потребностям инвалидов в Хабаровском крае дооборудовано 143 приоритетных объекта социальной инфраструктуры, в том числе 40 объектов социальной защиты населения;25 объектов образования; 19 объектов связи и информации и др.
Условия для инклюзивного образования детей-инвалидов созданы в 162 образовательных организациях, в том числе дошкольных организациях; общеобразовательных организациях; организациях дополнительного образования; организация профессионального образования.
В целях информирования граждан о степени доступности объектов информация о дооборудованных объектах размещается на общероссийском сайте «Жить вместе».
Доступность окружающей среды во многом определяется транспортной доступностью. Для ее обеспечения в 7 муниципальных образованиях края (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Ванинский, Николаевский, имени Лазо, Хабаровский муниципальные районы) создана служба «Социальное такси».
В целях приспособления ранее построенных жилых помещений введена новая мера социальной поддержки по адаптации внутриквартирного пространства в виде компенсационных выплат до 50 тыс. рублей инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, за приобретенные внутриквартирные подъемники, передвижные рампы, ремонтные работы по адаптации жилья. В течение 5 лет приспособлено к жизнедеятельности инвалидов 428 жилых помещений на общую сумму 19,3 млн. рублей [8].
В целях формирования толерантного отношения общества к инвалидам, преодоления социальной разобщенности в крае ежегодно проводятся краевые мероприятия: физкультурно-спортивные фестивали инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, фестиваль самодеятельного художественного творчества инвалидов, выставка прикладного творчества и фотоискусства инвалидов; размещается социальная реклама с использованием видеороликов, радио-роликов, баннеров наружной рекламы.
Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. В связи с этим социально-ориентированное государство должно минимизировать эти препятствия, создавать благоприятные условия для интеграции инвалидов в общество и улучшать их качество жизни.
Наиболее эффективному достижению этих целей могут поспособствовать следующие рекомендации:
дальнейшее последовательное совершенствование нормативно-правовой базы с учетом потребностей инвалидов, продиктованных жизненными запросами;
тесное сотрудничество органов власти и общественных институтов, включая самих инвалидов;
усиление государственного контроля за соблюдением условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам; четкое разграничение компетенции между органами власти, осуществляющими этот контроль;
ужесточение административной ответственности за несоблюдение законодательства об обеспечении условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам.
Список источников
1. Министерство социальной защиты по Хабаровскому краю: https://mszn27.ru/dostupnaya-sreda.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Всеобщая декларация прав человека // СПС «КонсультантПлюс».
4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 27.12.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
6.Министерство культуры Хабаровского края: https://minkult.khabkrai.ru/Deyatelnost/Dostupnayasreda?version=special&special_toggle_media=1&special_fontsize=big&special_color=normal.
7. http://izvestiaur.ru/interview/9166001.html
8. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/56646.
9.Министерство социальной защиты по Хабаровскому краю: https://mszn27.ru/dostupnaya-sreda.
Сладость для сердца
Браво, Феликс!
Госпожа Метелица
Рисуем "Осенний дождь"
Свадьба в Малиновке