Проектная работа о столовых приборах
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа о столовых приборах | 802.5 КБ |
Проектная работа о столовых приборах | 876.5 КБ |
Проектная работа об истории школьной формы | 292 КБ |
Проектная работа об истории школьной формы | 780.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области» филиал в с. Крутец
Автор: Куртвелиева Аделина,
обучающаяся 5 класса
Руководитель: Бузина Лариса Александровна,
учитель истории
2019 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………....3
Цели, задачи, предмет, гипотеза, способы и методы исследования ….… …….3
Глава 1. История появления столовых приборов
1. История появление ножа ...…………………………..........................................3
2. История появление ложки..………………………..……………...…....……….4
3. История появления вилки ……………………………………………...….…....6
4. Кто привёз вилку в Россию ………………………………………………….....6
Глава 2. Пословицы и приметы о столовых приборах ………………………....7
Заключение ……..………………………………………………………..…………7
Литература …..….…………………………………………………….…….………7
Приложение 1 – «Специальные вилки».
Введение
Каждый день во время еды мы пользуемся столовыми приборами. Ножом мы режем хлеб, ложкой едим наваристые щи, вилкой удобно есть спагетти. Мало кто задумываемся о том, откуда и когда они появились? Свой проект «Чем мы едим?» я посвятила столовым приборам.
Цель исследования: познакомиться с историей появления столовых приборов на примере ножа, ложки и вилки.
Задачи:
1. По разным источникам узнать об истории появления столовых приборов.
2. Найти информацию как они видоизменялись со временем, какими путями пришли в нашу страну.
3. Выяснить, знают ли наши учащиеся, какие бывают вилки?
Предмет исследования: столовые приборы.
Гипотеза исследования: я думаю, что вслед за ножом первой появилась ложка.
Способы и методы исследования:
1. Изучение и анализ разных источников литературы.
2. Проведение опроса.
Глава 1. История появления столовых приборов
1. История появление ножа
Кремнёвый нож (2600 г. до н. э.) и современный
Нож – режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок – полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или обеих сторонах. В конструкции можно выделить клинок и рукоять.
Ножи были известны ещё нашим предкам в эпоху палеолита. Древние люди изготовляли их с помощью отщепы камня (в основном кремня). С течением времени камням стали придавать миндалевидную форму и прикреплять к ним рукоятки, изготовленные из кости или дерева. Около пяти тысяч лет назад человек научился получать и обрабатывать металл, и стал изготавливать ножи из меди и бронзы. На территории Южной Америки ножи делались из золота. С наступлением железного века, железный нож постепенно вытесняет ножи изготовленные из бронзы. С началом промышленной революции «кустарное» производство ножей сменяется заводским, меняются конструкция и материалы ножей. В 2005 году журнал «Форбс» проводил опрос среди своих читателей и выявил, что ножи занимают первое место среди самых необходимых для людей бытовых вещей...
2. История появление ложки
Ложки из Помпей, выставленные в музее Неаполя.
Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой).
Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. Что-то подобное ложкам по форме стали использовать для потребления жидкой и полужидкой пищи ещё в III веке до нашей эры. Первые предметы, похожие на ложки, изготовлялись из обожжённой глины. По форме это был круглый черпак с ручкой. В дальнейшем их стали производить из кости, рогов животных, дерева, камня, ореховой скорлупы, морских раковин, костей рыб.
В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева.
В Киевской Руси термин «ложка» был известен уже в X веке. Первые серебряные ложки были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира для его дружины. В «Повести временных лет» упоминаются деревянные и серебряные ложки.
В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Иногда, для их производства использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки.
В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса.
В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к нему.
Ложки, как и ножи, в старину носили при себе. Очень интересным изобретением на то время была вилка, зубчики которой при необходимости входили в пазы съёмного черпачка, и вилка превращалась в ложку.
В 18-ом веке престижными и ценными считались ложки из алюминия. Этот металл был только открыт, поэтому был достаточно дорогим на то время. Например, при Наполеоне на торжественных приёмах императора самым почётным гостям подавались именно столовые приборы из алюминия. Другие же гости при этом пользовались приборами из более традиционных металлов – серебра или золота. Внешне алюминий отдалённо напоминал серебро, однако в будущем стал уделом дешёвого общепита.
Ведь чуть ли не до 18-ого века ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Поэтому и ручки у них были короткими, массивными и несколько закругленными.
В начале 20-ого века открытие нержавеющей стали стало важным событием для развития столовых ложек. В настоящее время ложки изготовляются из разнообразных металлов и их соединений, однако, как и раньше наиболее красивыми, ценными, дорогими, качественными и безопасными остаются серебряные ложки.
3. История появления вилки
Ви́лка — столовый прибор, состоящий из рукояти и нескольких узких зубцов (обычно от двух до четырёх) на одном конце. При сервировке стола вилку обычно кладут слева вогнутой стороной кверху. При приеме пищи вилку обычно держат левой рукой, а нож — правой, поскольку правшам, коих большинство, ножом легче пользоваться в правой руке. После окончания использования вилку, как и другие столовые приборы, следует класть в тарелку.
Святой Пётр Дамиани описывает, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором. Удобнее считалось есть руками или ложкой.
Медные вилки (вилицы) известны со времен Моисея и фараонов. Костяные вилки были обнаружены археологами в захоронениях древнекитайской культуры Цицзя бронзового века (2400—1900 до н. э.) и в захоронениях эпохи династии Шан (1600—1050 до н. э.)
В XI веке вилка была завезена в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов. До широкого распространения вилки большинство жителей Запада использовали для приёма пищи только ложку и нож, часто крупные куски твёрдой пищи брали руками. Богатые люди могли перед едой надевать перчатки, а после трапезы испорченные перчатки выбрасывали.
Аристократы иногда предпочитали держать по ножу в каждой руке — один для разделки, другой для переноса еды из посуды в рот. Вилки с изогнутыми зубцами впервые появились в Германии в XVIII веке. Примерно в это же время в основном стали пользоваться вилками с четырьмя зубцами.
4. Кто привез вилку в Россию
В России вилка появилась в 1606 году, и привезла ее Марина Мнишек. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Однако при раскопках в Великом Новгороде археологами была найдена вилка, которую датировали серединой XIV века. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».
Глава 2. Пословицы и приметы о столовых приборах
Вокруг ложки ходит много интересных фактов и историй, примет и поверий. Ложка на протяжении всей своей истории рассматривалась как один из самых популярных и ценных подарков. На Руси было принято дарить серебряную ложечку на первый зубок младенца. В царские времена серебряную десертную ложку дарили при поступлении ребёнка в гимназию, а столовую – после окончания учёбы.
Пословицы: Дорога ложка к обеду. Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. Ложка дегтя в бочке меда нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. Красна ложка едоком, лошадь ездоком. Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Приметы: Если уронишь ложку – придет женщина, если нож – мужчина. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Стоит вспомнить, что на Руси в 18 веке появились первые музыкальные коллективы, играющие на ложках – до сих пор понятие музыкального инструмента «ложки» не изжило себя.
Заключение.
По разным источникам я познакомилась с множеством материалов об истории появления столовых приборов на примере ножа, ложки и вилки. Нашла информацию, как они видоизменялись со временем, как оказались в России.
Также я провела опрос среди учащихся 5-9 классов и выяснила, что не все знают, как выглядят современные специальные приборы, потому что в обычной жизни мы обходимся минимальным набором столовых приборов.
Я считаю, что умение пользоваться столовыми приборами и знание этикета – важное качество любого цивилизованного человека.
Список использованной литературы
Специальные вилки (Приложение 1).
Я предложила обучающимся 5-9 классов угадать, какие вилки изображены на рисунке.
Результаты моего опроса получились такими
Приложение 1. Как ты думаешь, где на картинке вилка для шпрот? Для спагетти? Для лимона? Для салата? Для омара?
Ответы:
1. Вилочка лимонная — для перекладывания ломтиков лимона. Имеет два острых зубца.
2. Вилка для шпрот с широким основанием в виде лопатки и пятью зубцами, для исключения деформации рыбы соединённых на концах перемычкой. Предназначена для перекладывания рыбных консервов.
3. Вилка для омаров.
4. Вилка для спагетти – вилка с пятью зубьями. Согласитесь, что если спагетти у вас разваливаются, плюхаясь на тарелку, то такая вилка может помочь: лишний зубец окажется вовсе не лишним, поддерживая спагетти.
5. Вилка для салата - большая вилка, которая больше напоминает ложку, но с зубцами. Ею очень удобно аккуратно перемешивать салат в большом блюде.
Действительно, по правилам этикета человеку нужно знать очень много видов вилок и использовать их в различных ситуациях. К счастью, в обычной жизни мы обходимся гораздо меньшим количеством, поэтому не все знают специальные вилки.
Слайд 1
Автор: Куртвелиева Аделина, обучающаяся 5 класса Руководитель: Бузина Л.А., учитель истории ''Чем мы едим ?"Слайд 2
Введение Каждый день во время еды мы пользуемся столовыми приборами. Ножом мы режем хлеб, ложкой едим наваристые щи, вилкой удобно есть спагетти. Мало кто задумываемся о том, откуда и когда они появились? Свой проект «Чем мы едим?» я посвятила столовым приборам. день во время еды мы пользуемся столовыми приборами. Ножом мы режем хлеб, ложкой едим наваристые щи, вилкой удобно есть спагетти. Мало кто задумываемся о том, откуда и когда они появились? Свой проект «Чем мы едим?» я посвятила столовым приборам.
Слайд 3
Цель исследования: познакомиться с историей появления столовых приборов на примере ножа, ложки и вилки. Задачи: 1. По разным источникам узнать об истории появления столовых приборов. 2. Найти информацию как они видоизменялись со временем, какими путями пришли в нашу страну. 3. Выяснить, знают ли наши учащиеся, какие бывают вилки?
Слайд 4
Предмет исследования: столовые приборы. Гипотеза исследования : я думаю, что вслед за ножом первой появилась ложка. Способы и методы исследования: 1. Изучение и анализ разных источников литературы. 2. Проведение опроса.
Слайд 5
Глава 1. История появления столовых приборов 1. История появление ножа Нож – режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок – полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или обеих сторонах. В конструкции можно выделить клинок и рукоять. Кремнёвый нож (2600 г. до н. э.) и современный
Слайд 6
Ножи были известны ещё нашим предкам в эпоху палеолита. Древние люди изготовляли их с помощью отщепы камня (в основном кремня). С течением времени камням стали придавать миндалевидную форму и прикреплять к ним рукоятки, изготовленные из кости или дерева. Около пяти тысяч лет назад человек научился получать и обрабатывать металл, и стал изготавливать ножи из меди и бронзы. На территории Южной Америки ножи делались из золота. С наступлением железного века, железный нож постепенно вытесняет ножи изготовленные из бронзы. С началом промышленной революции «кустарное» производство ножей сменяется заводским, меняются конструкция и материалы ножей. В 2005 году журнал «Форбс» проводил опрос среди своих читателей и выявил, что ножи занимают первое место среди самых необходимых для людей бытовых вещей...
Слайд 7
2. История появление ложки Ло́жка — столовый прибор, отдалённо напоминающий лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Ложки из Помпей, выставленные в музее Неаполя
Слайд 8
Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. Что-то подобное ложкам по форме стали использовать для потребления жидкой и полужидкой пищи ещё в III веке до нашей эры. Первые предметы, похожие на ложки, изготовлялись из обожжённой глины. По форме это был круглый черпак с ручкой. В дальнейшем их стали производить из кости, рогов животных, дерева, камня, ореховой скорлупы, морских раковин, костей рыб.
Слайд 9
В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. В Киевской Руси термин «ложка» был известен уже в X веке. Первые серебряные ложки были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира для его дружины. В «Повести временных лет» упоминаются деревянные и серебряные ложки. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Иногда, для их производства использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки.
Слайд 10
В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса.
Слайд 11
В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к нему. Ложки, как и ножи, в старину носили при себе. Очень интересным изобретением на то время была вилка, зубчики которой при необходимости входили в пазы съёмного черпачка, и вилка превращалась в ложку.
Слайд 12
В 18-ом веке престижными и ценными считались ложки из алюминия. Этот металл был только открыт, поэтому был достаточно дорогим на то время. Например, при Наполеоне на торжественных приёмах императора самым почётным гостям подавались именно столовые приборы из алюминия. Другие же гости при этом пользовались приборами из более традиционных металлов – серебра или золота. Внешне алюминий отдалённо напоминал серебро, однако в будущем стал уделом дешёвого общепита.
Слайд 13
Ведь чуть ли не до 18-ого века ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Поэтому и ручки у них были короткими, массивными и несколько закругленными.
Слайд 14
В начале 20-ого века открытие нержавеющей стали стало важным событием для развития столовых ложек. В настоящее время ложки изготовляются из разнообразных металлов и их соединений, однако, как и раньше наиболее красивыми, ценными, дорогими, качественными и безопасными остаются серебряные ложки .
Слайд 15
3. История появления вилки Ви́лка — столовый прибор, состоящий из рукояти и нескольких узких зубцов (обычно от двух до четырёх) на одном конце. При сервировке стола вилку обычно кладут слева вогнутой стороной кверху. При приеме пищи вилку обычно держат левой рукой, а нож — правой, поскольку правшам, коих большинство, ножом легче пользоваться в правой руке. После окончания использования вилку, как и другие столовые приборы, следует класть в тарелку.
Слайд 16
Святой Пётр Дамиани описывает, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монарха, а вовсе не столовым прибором. Удобнее считалось есть руками или ложкой.
Слайд 17
Медные вилки ( вилицы ) известны со времен Моисея и фараонов. Костяные вилки были обнаружены археологами в захоронениях древнекитайской культуры Цицзя бронзового века (2400—1900 до н. э.) и в захоронениях эпохи династии Шан (1600—1050 до н. э.) В XI веке вилка была завезена в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов. До широкого распространения вилки большинство жителей Запада использовали для приёма пищи только ложку и нож, часто крупные куски твёрдой пищи брали руками. Богатые люди могли перед едой надевать перчатки, а после трапезы испорченные перчатки выбрасывали. Аристократы иногда предпочитали держать по ножу в каждой руке — один для разделки, другой для переноса еды из посуды в рот. Вилки с изогнутыми зубцами впервые появились в Германии в XVIII веке. Примерно в это же время в основном стали пользоваться вилками с четырьмя зубцами.
Слайд 18
4. Кто привез вилку в Россию В России вилка появилась в 1606 году, и привезла ее Марина Мнишек. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Однако при раскопках в Великом Новгороде археологами была найдена вилка, которую датировали серединой XIV века. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».
Слайд 19
Глава 2. Пословицы и приметы о столовых приборах Вокруг ложки ходит много интересных фактов и историй, примет и поверий. Ложка на протяжении всей своей истории рассматривалась как один из самых популярных и ценных подарков. На Руси было принято дарить серебряную ложечку на первый зубок младенца. В царские времена серебряную десертную ложку дарили при поступлении ребёнка в гимназию, а столовую – после окончания учёбы. Пословицы: Дорога ложка к обеду. Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. Ложка дегтя в бочке меда нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. Красна ложка едоком, лошадь ездоком. Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. Приметы: Если уронишь ложку – придет женщина, если нож – мужчина. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю. Стоит вспомнить, что на Руси в 18 веке появились первые музыкальные коллективы, играющие на ложках – до сих пор понятие музыкального инструмента «ложки» не изжило себя.
Слайд 20
Опрос. Специальные вилки Я предложила обучающимся 5-9 классов угадать, какие вилки изображены на рисунке. 1. Вилочка лимонная. 2. Вилка для шпрот. 3. Вилка для омаров. 4. Вилка для спагетти. 5. Вилка для салата.
Слайд 21
Результаты моего опроса получились такими Угадали все приборы – 20 % Угадали 4 из 5 приборов – 10 % Угадали 3 из 5 приборов – 60 % Угадали 2 из 5 приборов – 10 % Угадали 1 из 5 приборов – 0 %
Слайд 22
Заключение. По разным источникам я познакомилась с множеством материалов об истории появления столовых приборов на примере ножа, ложки и вилки. Нашла информацию, как они видоизменялись со временем, как оказались в России. Также я провела опрос среди учащихся 5-9 классов и выяснила, что не все знают, как выглядят современные специальные приборы, потому что в обычной жизни мы обходимся минимальным набором столовых приборов. Я считаю, что умение пользоваться столовыми приборами и знание этикета – важное качество любого цивилизованного человека.
Слайд 23
Список использованной литературы 1. http://comp-videos.com/ 2. https://shkolazhizni.ru 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 4. https://masterok.livejournal.com/ 5. https://art-salon.eu/
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области» филиал в с. Крутец
Автор: Цыбенко Диана,
обучающаяся 5 класса
Руководитель: Бузина Лариса Александровна,
учитель истории
2019 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….....3
Цели, задачи, предмет, гипотеза, способы и методы исследования ….…………...3
I. Теоретическая часть
II. Практическая часть. Результаты анкетирования ………………………….…….7
Заключение ……..………………………………………………………..…………....8
Литература …..….…………………………………………………….…….…………8
Приложение 1 – анкета.
Цель:
- понять, нужна ли школьная форма или нужна полная свобода в выборе одежды.
Задачи:
- узнать о первых попытках введения форменной одежды для обучающихся и её изменения во времени,
- найти аргументы «за» и «против» ношения школьной формы,
- выяснить на основе анкетирования, есть ли желание у обучающихся вернуть школьную форму.
Объект исследования: школьная форма
Гипотеза исследования: я думаю, что введение школьной формы могло бы положительно повлиять на поведение обучающихся, сделать их более дисциплинированными.
Способы и методы исследования:
1. Изучение и анализ разных источников литературы.
2. Проведение анкетирования.
Введение
Любая одежда влияет на поведение человека. Школьная форма должна оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки.
Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда.
Теоретическая часть
Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в XIX веке. Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля 1834 года, все учащиеся учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».
При Александре II с 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.
Дореволюционная гимназическая форма
В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой.
При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.
Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века
Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.
Выпускницы Смольного института
Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный – по будним дням, и белый – по праздничным.
После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.
Женская школьная форма, 1917 год
С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремешком. Гимнастерки подпоясывали черным лакированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче.
Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.
В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.
Форма учеников средней школы, 1979 год
С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы.
С 1 сентября 2013 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», по которому администрация образовательного учреждения может устанавливать требования к одежде школьников.
Школьная форма решает ряд проблем, как для родителей, учителей, так и для учеников. Родителям не надо непрерывно думать, как одеть ребенка в школу, чтобы он выглядел красивым и опрятным, да и экономия существенная. Учителей форма ограждает от дополнительных визуальных раздражителей, что важно для их здоровья, учеников же – дисциплинирует, обязывает к определенному поведению. В результате исчезает соперничество между детьми из семей разного материального достатка, они становятся более уверенными в себе. Ребята в школьной форме становятся более сосредоточенными и внимательными на уроках. Это раньше, в советские времена, мальчики ходили в школу в мышино-серых, а позже – синих форменных костюмчиках, а девочки – в коричневых платьях и черных фартуках. Форма имела стандартный фасон и цвет, невзирая на индивидуальные особенности ребенка.
Практическая часть. Результаты анкетирования
Среди обучающихся 5-9 классов было проведено анкетирование. Результаты приведены в таблице.
Вопросы | Ответы |
Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма? | Да – 50 % Нет – 50 % |
Школьная форма – это хорошо? | Да – 40 % Нет – 60 % |
Влияет ли школьная форма на поведение? | Да – 30 % Нет – 70 % |
Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга? | Да – 80 % Нет – 20 % |
Знают ли ученики нашей школы о том, что раньше и сейчас в некоторых учебных заведениях ношение школьной формы обязательно? | Да – 100 % |
Мнение учащихся и учителей о том, хотели бы они введения обязательного ношения школьной формы в нашей школе. | Учащиеся – 20 % Учителя – 100 % |
7
Заключение
Я достигла своей цели: нашла много информации о школьной форме, когда она появилась и как изменялась во времени. Нашла аргументы «за» и «против» ношения школьной формы. Провела анкетирование и выяснила, хотят ли обучающиеся снова носить школьную форму.
Список использованной литературы
2. https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/9381075-uniform
3.
https://www.7ya.ru/article/Shkolnaya-forma-v-Rossii-kogda-
Приложение 1
Анкета
- Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма?
- Школьная форма – это хорошо?
- Влияет ли школьная форма на поведение?
- Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга?
- Знают ли ученики нашей школы о том, что раньше и сейчас в некоторых учебных заведениях ношение школьной формы обязательно?
- Мнение учащихся и учителей о том, хотели бы они введения обязательного ношения школьной формы в нашей школе.
Слайд 1
История ш кольн ой форм ы Автор – Цыбенко Диана, обучающаяся 5 класса Руководитель – Бузина Л.А., учитель истории.Слайд 2
Цель: - понять, нужна ли школьная форма или нужна полная свобода в выборе одежды. Задачи: - узнать о первых попытках введения форменной одежды для обучающихся и её изменения во времени, - найти аргументы «за» и «против» ношения школьной формы, - выяснить на основе анкетирования, есть ли желание у обучающихся вернуть школьную форму. Объект исследования: школьная форма
Слайд 3
Гипотеза исследования: я думаю, что введение школьной формы могло бы положительно повлиять на поведение обучающихся, сделать их более дисциплинированными. Способы и методы исследования: 1. Изучение и анализ разных источников литературы. 2. Проведение анкетирования.
Слайд 4
Введение Любая одежда влияет на поведение человека. Школьная форма должна оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда.
Слайд 5
Теоретическая часть 1. История развития школьной формы в дореволюционной России Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в XIX веке. Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля 1834 года, все учащиеся учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».
Слайд 6
При Александре II с 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.
Слайд 7
В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой.
Слайд 8
При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки. Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века
Слайд 9
Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых. Выпускницы Смольного института
Слайд 10
Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный – по будним дням, и белый – по праздничным.
Слайд 11
2. Школьная форма в советское время После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.
Слайд 12
С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремешком. Гимнастерки подпоясывали черным лакированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Женская школьная форма, 1917 год
Слайд 13
Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.
Слайд 14
В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось. Форма учеников средней школы, 1979 год
Слайд 15
Парадная форма
Слайд 16
С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы. С 1 сентября 2013 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», по которому администрация образовательного учреждения может устанавливать требования к одежде школьников.
Слайд 17
3. Школьная форма: «за» и «против» Школьная форма решает ряд проблем, как для родителей, учителей, так и для учеников. Родителям не надо непрерывно думать, как одеть ребенка в школу, чтобы он выглядел красивым и опрятным, да и экономия существенная. Учителей форма ограждает от дополнительных визуальных раздражителей, что важно для их здоровья, учеников же – дисциплинирует, обязывает к определенному поведению. В результате исчезает соперничество между детьми из семей разного материального достатка, они становятся более уверенными в себе. Ребята в школьной форме становятся более сосредоточенными и внимательными на уроках. Это раньше, в советские времена, мальчики ходили в школу в мышино-серых, а позже – синих форменных костюмчиках, а девочки – в коричневых платьях и черных фартуках. Форма имела стандартный фасон и цвет, невзирая на индивидуальные особенности ребенка.
Слайд 18
Практическая часть. Результаты анкетирования Вопросы Ответы Вы хотите, чтобы у школьников была школьная форма? Да – 50 % Нет – 50 % Школьная форма – это хорошо? Да – 40 % Нет – 60 % Влияет ли школьная форма на поведение? Да – 30 % Нет – 70 % Становятся ли ученики в форме похожи друг на друга? Да – 80 % Нет – 20 % Знают ли ученики нашей школы о том, что раньше и сейчас в некоторых учебных заведениях ношение школьной формы обязательно? Да – 100 % Мнение учащихся и учителей о том, хотели бы они введения обязательного ношения школьной формы в нашей школе. Учащиеся – 20 % Учителя – 100 %
Слайд 19
Заключение Я достигла своей цели: нашла много информации о школьной форме, когда она появилась и как изменялась во времени. Нашла аргументы «за» и «против» ношения школьной формы. Провела анкетирование и выяснила, хотят ли обучающиеся снова носить школьную форму.
Слайд 20
Список использованной литературы 1. https :// ru.wikipedia.org / wiki / 2. h ttps :// mel.fm / istoriya_obrazovaniya /9381075-uniform 3. https ://www.7ya.ru/ article / Shkolnaya-forma-v-Rossii-kogda - 4. poyavilas-i-kak-menyalas / 5. http :// vuzyinfo.ru / sovety /
Петушок из русских сказок
Мастер-класс "Корзиночка"
Колумбово яйцо
Попробуем на вкус солёность моря?
Новогодние гирлянды