Программа мастер-класса «Играем вместе: совместные развивающие игры для детей с родителями». Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем вместе: совместные развивающие игры для детей с родителями» в том, что она реализует потребность обучающихся в игре, и не просто в самостоятельной игре, а в совместной игре со взрослыми; развивает творческое мышление, память, воображение, соответствует социальному заказу общества в подготовке специалистов, которые будут уметь работать с информацией, иметь коммуникативные навыки, будут креативные и инициативные.
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igraem_vmeste.docx | 30.55 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 38
Программа мастер-класса
«Играем вместе: совместные развивающие игры для детей с родителями»
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Продолжительность реализации : 4 дня
Автор-составитель программы мастер-класса:
Малькова Елена Викторовна,
Учитель начальных классов
Место реализации:
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре,
МОУ СОШ № 38
г. Комсомольск-на-Амуре
2019 г.
Пояснительная записка
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя), говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению, не все знают.
Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, это своего рода полигон для общественного и творческого взаимодействия.
Особенность этой программы: серия занятий по типу «мастер-класс» для родителей с детьми 6-8 лет.
Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Серьезная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий.
По количеству родителей и детей, участвующих в занятии: коллективные, групповые.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
Интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;
Задания с отсроченным вопросом;
Интегративные занятия, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
Задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
Решения частично-поисковых задач разного уровня;
Творческие задачи.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Направленность программы: социально-интеллектуальная
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем вместе: совместные развивающие игры для детей с родителями» в том, что она реализует потребность обучающихся в игре, и не просто в самостоятельной игре, а в совместной игре со взрослыми; развивает творческое мышление, память, воображение, соответствует социальному заказу общества в подготовке специалистов, которые будут уметь работать с информацией, иметь коммуникативные навыки, будут креативные и инициативные.
Важной особенностью программы является то, что на занятиях ребёнок будет взаимодействовать не только со сверстниками, но со взрослым партнёром – с родителями.
Актуальность программы очевидна – в России, по заявлению профессора кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Оксаны Кучмаевой, только один из четырех родителей доволен тем, сколько времени уделяет ребенку. Около половины родителей в России считают, что из-за высокой занятости уделяют своим детям недостаточно времени.
Такую ситуацию психологи и социологи объясняют низкой вовлеченностью родителей в жизнь детей. По данным исследования, лишь четверть родителей (26%) общаются со своими детьми столько, сколько считают нужным. Около половины (41%) заявили, что хотели бы проводить с ними больше времени.
Доктор психологических наук Марк Сандомирский в интервью газете «Известия» обратил внимание на то, что дети и подростки большую часть жизненных навыков усваивают путем подражания окружающим взрослым, в первую очередь — родителям. Такое общение необходимо для полноценного формирования личности. А его отсутствие или недостаток приводит к дефициту эмоционального интеллекта, вызывает психологические проблемы, трудности адаптации и в конечном счете инфантильность.
Представленные мастер-классы позволят ребёнку и взрослому в совместной деятельности приобрести опыт взаимодействия в решении интеллектуальных задач, упрочить взаимоотношения, раскрыть свои таланты и показать свои возможности, пережить радость победы.
Мастер-класс «Делаем вместе! Играем вместе!»
Новогодняя игрушка «Бильбоке» своими руками.
«Бильбоке» Предназначена для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность.
Старинная игра, появившаяся во Франции в XIX веке, не утратившая своей привлекательности до сегодняшнего дня. Название "бильбоке" происходит от французского bilboquet (bille – шарик + bouquer – поддевать на рога). В неё можно играть одному, а можно в большой компании. Она интересна и детям, и взрослым.
Как изготовить игрушку бильбоке?
Нам понадобится:
2 одноразовых стаканчика;
веревочка 60-70 см;
ножницы;
новогодний пластиковый шарик диаметром 3-4 см;
украшения для стаканчиков (цветная бумага, новогодние картинки, «дождик», мишура…)
скрепка.
Поэтапный процесс изготовления игрушки.
1. Проделываем отверстие в донышке первого одноразового стаканчика.
2. В это отверстие продеваем верёвку внутри стакана и привязываем скрепку так, чтобы верёвочка выходила из донышка стакана.
3. Со свободной стороны верёвочки закрепляем новогодний пластиковый шарик диаметром 3-4 см.
4. Берем второй разовый стакан и оформляем его снаружи в новогодней теме. Потом вставляем оформленный стакан в стакан с шариком.
Игрушка готова для игры!
Как играть в бильбоке?
Держа игрушку стаканчик в руке надо подбрасывать и ловить шарик в стакан. Победит тот, кто наберёт большее количество попаданий за определённое время.
В неё можно играть одному, а можно в большой компании. Тифлопедагоги рекомендуют педагогу самому сначала выполнять действия, чтобы всё почувствовать на себе, а потом предлагать детям. И при выполнении упражнений с бильбоке постоянно производить смену рук.
Варианты игры:
1. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд, можно устанавливать определённое время.
2. Ещё один вариант: играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик. За это начисляется одно очко. Ловить шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующему за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет условленное количество очков.
3. Думаю, не будет лишним во время игры запоминать названия насекомых, животных и т.п. Их можно посчитать. Например, насекомых 10, значит постараться 10 раз поймать божью коровку. Вариантов можно придумать много.
4. Изучать понятия и термины: вверх, вниз, вокруг, вперёд, назад, влево, вправо. Наречия изучать: шарик внизу, вверху. Давать характеристику движения объекта относительно себя: сильно, слабо, равномерно, плавно, резко, вяло, напряжённо, неточно.
5. Свободной рукой поднять шар выше сачка и опустить в сачок.
6. Опускать шар в сачок не броском, а одновременным разжатием пальцев (если ребёнок промахивается – надо взять шар из сачка и поднять его строго над сачком).
7. Маятниковые движения: вперёд-назад, влево-вправо, можно под счёт взрослого, под какие-либо звуки.
8. Вращение шара по кругу: изобразить круг, вокруг обруча, лежащего на полу. Вращать по часовой стрелке-против часовой стрелки. Равномерное количество вращений в разных направлениях.
9. Вращать шар вокруг стула, между двумя стульями изображать движения шара.
10. «Рыбалка» - после какого-либо вращения положить шар на край стола, опустить вниз сачок (стакан), потянуть так, чтобы шар поймать сачком (стаканом).
11. Раскачать шар и забросить его за натянутую верёвку: за счёт инерции движения шара произойдёт закручивание нити (лески) вокруг верёвки. Забрасывать можно на определённый звук, сигнал взрослого. Очень полезно потом будет ребёнку тянуться за шаром – откручивать его от верёвки.
12. Закинь шарик своей игрушки Бильбоке в стаканчик соседа. Необходимо задать такую траекторию полёта для шарика, чтобы его смог поймать другой игрок. Ребята работают в парах. (взрослые должны показать, как это можно сделать)
Игры с движениями:
Цель игры: развитие творческих способностей, создание положительного эмоционального настроя.
Игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции, зрительную память.
Дети становятся перед ведущим в одну шеренгу. Играющие должны запомнить две пары слов: «побегали – попрыгали» и «потопали – похлопали». По сигналу участники игры сначала повторяют за водящим движения, когда он говорит: «Побегали!» бегут на месте, «Попрыгали!» - прыгают на месте, «Потопали!» - топают об пол ногами, «Похлопали!» - хлопают в ладоши. После того, как дети освоили данные виды движений, водящий предлагает им делать те действия, которые он называет, а не те, которые показывает.
Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Описание игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле.
Ведущий поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.
«Какая хорошая погода! Хоть и морозно, но так ярко светить солнышко. Снег блестит. — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг ведущего, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся.
Мы захлопаем в ладошки,
И бегом на улицу!
Будем вместе мы гулять,
Весело в снежки играть!
Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая ведущему.
«А теперь побегаем!» — предлагает ведущий и убегает за пределы круга. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно ведущий говорит: «Посмотрите, снежок пошёл. Ветер подул! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.
«Послушайте, как метель завыла, — говорит ведущий изображает как будто метель воет. — Стало очень скучно. Давайте попросим метель утихнуть». Педагог читает народную потешку:
Ой, метель, метель, метель,
Не пугай наших детей!
Ты на улице не вой
Ты иди к себе домой.
Метель постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, закончилась метель или нет», — говорит ведущий, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! И метели нет уж! Выходите погулять! Вместе все в снежки играть!»
Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения.
Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока ведущий снова не скажет: «Посмотрите, снежок пошёл. Ветер подул! Метель начинается. Скорее домой!!»
Задачи: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; учить согласовывать движения; развивать внимание.
Описание игры: проводится ритуал приглашения в игру: «Катенька, пойдём играть!». Воспитатель берёт ребёнка за руку, подходит с ним к следующему малышу: «Ванечка, пойдём играть!» Ребёнок подаёт руку предыдущему, и теперь они уже втроём идут приглашать следующего. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем ребятам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных детей целесообразнее приглашать последними.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки, образуют круг, начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом раздувании, все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Эти действия повторяются 2-3 раза. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Получается большой растянутый круг.
Ведущий говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, говорят: «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).
После этого игра начинается сначала.
Закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, сказать: «Полетели маленькие пузырьки…» Дети разбегаются в разные стороны.
Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры: выбирают «зайку» среди детей, ставят его в центр круга. Дети выполняют движения под слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок,
Надо зайке поскакать!
Сначала дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушами. Затем поглаживают то одну, то другую руку, хлопают в ладоши. Потом встают, подпрыгивают на двух ногах к «зайке», стоящему внутри круга, стараются согреть его, ласково гладят, затем возвращаются на место. «Зайка» выбирает себе замену, и игра начинается сначала.
Как зима кончилась
Щелкунчик
Именинный пирог
Крутильный маятник своими руками
А теперь — мультфильм