В данном проекте иследуется быт и традиции донских казаков.
Цель:выявить особенности семейной обрядовой культуры донцов; богатство обрядов и традиции казаков;
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_original.docx | 20.92 КБ |
proekt.pptx | 2.69 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Апаринская средняя общеобразовательная школа
Проектная работа в рамках
внеурочной деятельности
«Доноведение»
Выполнил(а):
ученик «3 » класса
Солонин Мирон
Руководитель: Мордасова Л.В.
2018 год
Введение
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет!
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и в конечном счёте на исчезновение с лица земли вообще.
Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру.
Силой, скрепляющей общину, семью и всё казачье общество, является любовь к своему народу и своим ближним, христианская нравственность и казачий обычай.
Цель работы – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры донцов, её своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.
Задача исследования:
ГЛАВА 1. КАК ЖИЛИ КАЗАКИ.
У каждого человека есть свое родное гнездо, где он родился и вырос. Жилища свои они называли куренями Это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта.. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение.
Комнаты в курене были соединены по кругу. А самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой.
Обычно казачий курень имел столовую, залу и две спальни. Первая от входа комната была столовой. Здесь семья стряпала и ела. В этой комнате находилась и печь
Зало, или горница, всегда выглядела очень красиво и торжественно. В зале стояла горка с праздничной посудой. Здесь же находились «комода», где хранилось белье. Стены казачьих куреней украшались оружием.
В земле выкапывали погреба, где хранили продукты. В каждом дворе была кухня.
Каждый дом имел свой двор. Казачий двор состоял из амбара, сарая, загонов для скота, с катухом для свиней и овчарней для овец.
Донской курень исстари славится плетеными украшениями. Материал для плетения каждый мастер выбирает свой: камыш, лозу, бересту, соломку.
Кружево – второе традиционное украшение донского куреня. Именно кружева украшают занавески, шторы и постельное белье. Исстари все донские кружева не просто составляли внутреннее убранство куреня, они воспевали донскую цветущую степь, поле и сад.
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ.
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек
На воспитание мальчиков в казачьей семье оказывала влияние военная организация жизни донских казаков. Если в семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Но нередко матери роняли слёзы над колыбельками казачат, думая об их судьбе: о том, где и как он может быть ранен, изувечен, сложит свою чубатую голову. Родственники, знакомые, приходившие в дом новорождённого, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук и даже ружьё.
Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили.
Христианское крещения означало вход ребенка в мир.
Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребёнок будет счастливым, если женщина – к несчастью, если какое-нибудь животное, то будет богатым.
У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества.
С 3 лет мальчиков учили верховой езде.
С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.
С 17 лет казак – малолетка. Со многих страниц казаки-малолетки собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год.
Часто отец, дед рассказывали своим детям и внукам, как строятся и движутся полки в казачьих баталиях, как утверждаются посты, пикеты, как делаются разъезды, словом, все казачьи уловки в воинском деле. Из этих уроков юные донцы учились быть храбрыми против врагов, пламенно любить своего государя и не щадить живота за веру православную.
Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о её рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки тоже было радостью – тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.
От самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность. Трудолюбие, терпение и отзывчивость.
Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние, семейные…
Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце. А счастье – крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.
Начиная от самого первого, все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а весёлыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тётки, мамки, няньки, крёстная – первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку.
В это время отец – единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник (ребёнка до трёх лет вообще никому не показывали, боялись сглаза, и даже крестить в церковь носили с закрытым кружевом лицом), ел «отцовскую кашу», специально приготовленную - горелую, насоленную, наперчённую, политую горчицей, чтобы она была совершенно несъедобной. Он должен был съесть её, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось»,
Все девичьи праздники отмечались в узком детском кругу на женской половине дома, куда приглашались только родственники. Праздники всегда сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки «на бантик», гребешок на косынку, платочек – « в церкву ходить».
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Была и особенная работа – нянчить младших! Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трёхлетняя – годовалого. Пятилеток то уже в няньки «в люди» отдавали.
К братьям девочки относились с огромным уважением. И не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами в военные походы и возвращались домой через десяток лет закалёнными бойцами.
Когда девочка становилась девушкой, то об этом, как правило, по секрету бабушка сообщала деду – самому старшему в семье.
Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё», а «барышня» и вести себя должна иначе: «на неё женихи смотрят».
Колечко на левой руке означало, что перед нами «хвалёнка» - пускай ещё «не на выданье», но о ней уже можно думать как о невесте.
С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством.
Несмотря на старинное казачье присловье «женщину и коня всегда держат в поводу» и то, что никогда девушка не показывалась на улице одна (всегда в сопровождении матери, тётки, брата или крёстной), казачки по сравнению с женщинами других народов пользовались большей свободой. Казачки Великой степи наследовали традиции народов. Живших там прежде. А у степных народов женщина всегда обладала значительной свободой, без которой в степи не прожить.
Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, она полностью верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином. И в домашние подробности не входил, считая это унижением своего воинского и мужского достоинства.
.
Заключение.
Жизненный цикл донского казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребёнка сохранились и в наши дни.
Таким образом, можно отметить, что семейная обрядовая культура казаков богата обычаями и традициями. К сожалению, часть из них на сегодняшний день утрачена. Но, как мне кажется, с возрождением казачества на Дону, возрождаются забытые традиции, появляются новые.
Слайд 1
Цель: выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры донцов, её своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков Задачи: проследить основные традиции казачьих семей на Дону; рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребёнка; выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки; узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье. Цели и задачи:Слайд 2
Встреча с атаманом Апаринского сельского поселения
Слайд 3
Казачий курень
Слайд 4
з Главное помещение в казачьем курене - «зало»
Слайд 5
з Спальня
Слайд 6
з Кухня
Слайд 7
Двор донского казака
Слайд 8
Казачьи семьи
Слайд 9
Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье
Слайд 11
Крестная смывает с девчушки заботы. Казак ест «отцовскую кашу»- пересоленую
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Снежная книга
Можно от Солнца уйти...
Сказка "Колосок"
Пока бьют часы