Работа посвящена актуальной проблеме - повышению правовой культуры учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_2.docx | 31.4 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г.Благодарный
Исследовательская работа на тему: «Если не я, то кто же?».
Автор: Ханмухаметова Ализа
Содержание
Введение
Заключение
Список источников
Если я гореть не буду,
если ты гореть не будешь,
если мы гореть не будем,
кто тогда развеет тьму?
Введение.
В канун празднования Дня народного единства Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации под руководством Валентины Ивановны Матвиенко проводит масштабное, традиционное мероприятие «Дети-герои», основной целью которого является чествование и выражение признательности ребятам в возрасте до 16 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям. Казалось бы, совсем обыкновенные люди, живут с нами практически рядом, ничем особенно неприметные, а каким сильным духом они обладают! Они и должны быть примером для нас. Французский философ Клод Гельвеций в 18 веке советовал: «Будь достойным гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности и твоего благополучия».
На таких людях, как эти ребята, держится наша Отчизна. О них надо говорить, писать, их надо приглашать для бесед с подростками. У них есть такое право - быть всегда впереди, быть неравнодушным к судьбе своей Родины. И он пользуется этим своим правом, считая это скорее правом, нежели обязанностью.
Это мероприятие и подтолкнуло меня к написанию исследовательской работы «Если не я, то кто же?». Кто, если не я будет учить подростков основам права, кто, если не я будет защищать младших школьников, кто, если не я будет проводить рейды, акции, чтобы уберечь моих друзей от правонарушений? Может быть, и совершаются они от неведения, от того, что вовремя не рассказали, не проинформировали, не уберегли? Тему своей работы считаю актуальной, так как вопросам повышения правовой культуры уделяется большое внимание. Кроме того, проблема состоит и в том, что правовая литература мало понятна маленьким детям.
Цель: повысить интерес учащихся к решению важных социальных вопросов, формировать у школьников потребность активной жизненной позиции, воспитывать законопослушных граждан и патриотов своей страны; воспитывать чувство гордости от сопричастности к судьбе своей страны.
Методы, используемые в работе: исследовательский, изучение литературы, анкетирование, социальный опрос, интерпретация.
Гипотеза: Изучение прав и обязанностей учащимися - является необходимостью, требованием времени. Мало дать школьникам знания о правах, необходимо научить ими пользоваться. Изучать документы, защищающие права и ребенка, лучше проводить в игровой форме, особенно в младших классах.
Социальная значимость проекта: материал может быть использован на уроках при изучении права, также при проведении внеклассных мероприятий по правовому воспитанию, как региональный компонент.
1. Повышение правовой культуры учащихся – веление времени
Воспитание правом способствует восприятию учащимися своей причастности к судьбам России, своей малой родины, осознанию себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
Поэтому для формирования ценностных ориентаций личности необходимо формировать способности ребенка, сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Уже с начальной школы необходимо формировать уважение к закону и правопорядку, чувство ответственности, стремление к активному участию в жизни классного коллектива, школы, города через научную, проектно-исследовательскую деятельность. Необходимо, чтобы учащиеся начальных классов усвоили правовые и социальные понятия: “правовое государство”, “гражданское общество”, “Россия”, “права и свободы”, “ответственность”, “закон”, “право”, “долг”, “обязанность”, “государственные символы России” и т.д.
Я тоже решила быть полезной для общества. Второй год я являюсь членом научного общества учащихся «Луч» в родной школе № 6 г.Благодарный. Моя основная задача в рамках его деятельности - это гражданско – правовое воспитание подростков. В последнее время мы часто слышим в различных СМИ о случаях нарушения прав ребенка, насилия над детьми, ущемлении их прав и свобод. Порой дети, не зная своих прав, бессильны перед насильниками. Поэтому считаю своим долгом активизировать работу по повышению правовой грамотности, особенно младших школьников. Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.
Но взрослые, придумывая законы о защите прав ребенка, наверное, забыли перевести эти законы, конвенции, декларации на язык, понятный каждому ребёнку.
Ведя беседы со школьниками, я была удивлена тем, что они мало знают о своих правах и практически не знают об обязанностях. Это подтверждали результаты опросов:
На мой вопрос: «Знаете ли вы свои права ребёнка?», одноклассники не ответили ничего определённого (43%), небольшая часть опрошенных говорят, что знают свои права, но достаточно конкретных примеров привести не смогли (37%), а остальная часть школьников затрудняются ответить на вопрос - 20%. Кроме того, проводился опрос среди родителей школьников. Большая часть родителей имеют представление о законах, защищающих права ребенка. Они слышали о них на родительских собраниях, смотрят также правовые передачи. Но большая часть респондентов затрудняются назвать эти законы. Иногда я замечала следующее: в некоторых классах дети хорошо знают и называют законы, а вот применять эти законы в конкретных ситуациях не умеют. На факультативных занятиях по обществознанию и истории, внеклассных мероприятиях, заседаниях научного кружка я даю ребятам элементарные понятия о законе. Подросткам необходимо объяснить, что есть такие документы, которые защищают права ребенка.
Изучение прав человека на первой ступени обучения носит ознакомительный характер. В результате ознакомления со своими правами и обязанностями, закрепленными в международных документах, дети должны получить общее представление о своих правах и свободах. Очень важно, чтобы дети ощутили свою значимость, обрели навыки общения и окружающей жизни. В 7-10 лет у детей закладываются основы личности. На всю жизнь ребенок получает дар общения, дар сотрудничества, возникает ощущение общечеловеческих ценностей.
В начале года, когда мы распределяли обязанности, решили ввести и должность своего омбудсмена. Почему бы и нет! Ведь есть же в школах свои президенты. Таким образом, я выбрана уполномоченным по правам ребенка от Совета школы. Ну что же выбирать и быть избранным – это мое неотъемлемое право.
Затем мы составили совместно с моим руководителем Аккочкаровой З.Н. программу по гражданско-правовому воспитанию.
Цели: формирование навыков социально – активного поведения личности, проявляющихся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно, отстаивать свою гражданскую позицию.
Задачи нашей программы состоят в том, чтобы создать условия для самореализации и адаптации учащихся к конкретной ситуации из общественной жизни полноправного гражданина, способствовать формированию собственного «Я».
Какие результаты мы планируем получить своей программой?
Учащиеся должны знать: что такое права и обязанности, закон и конституция, государство и гражданин, символику нашего государства.
Учащиеся должны уметь: анализировать свои поступки, поступки окружающих, ориентироваться в ситуации, где необходимо постоять за себя и других, уметь высказывать и отстаивать свое мнение. На своих занятиях мы беседуем о различных ситуациях из жизни.
Составлена она с учетом статей Конвенции о правах ребенка и рассчитана на 2 года (2017-19 гг..). Объектом для изучения и использования в работе является защита прав ребенка как самостоятельный институт международного права, представляющий собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и реализации этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля выполнения государствами своих международных обязательств.
Для реализации программы проводится определенная работа, которая включает в себе и привлечение общественности, работников прокуратуры, полиции для разъяснительной работы. Изучали документы, обсуждали различные ситуации из реальной жизни, статьи из газет, готовила сценарии и презентации для бесед с учащимися. Планируется выпуск школьной газеты «Подросток и закон», где также разъясняется правила для законопослушного гражданина.
Не остались в стороне и наши малыши. Простые поучения бесполезны, необходимо учитывать особенности развития младших школьников, их интеллектуальный уровень. Поэтому в работе с учащимися 2 -3 классов мы применяем игровые методы. Осмысление материала происходит на основе конкретных фактов или примеров бытового, жизненного поведения при этом используются практические, игровые занятия. В любимых сказках находим различные случаи нарушения прав детей, животных или других сказочных персонажей. Малыши пытаются вспомнить конкретные статьи Конвенции. Играя, дети быстрее запоминают их.
Заключение.
Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что гипотеза находит свое подтверждение. Изучение прав и обязанностей учащимися - является необходимостью, требованием времени. Это позволяет учащимся сознательно выстраивать отношения на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, быть законопослушными гражданами своей страны ,а изучать документы, защищающие права и ребенка, лучше проводить в игровой форме, особенно в младших классах.
Методы анкетирования и соцопроса помогли понять, что учащиеся мало знают о своих правах и совсем не знают об обязанностях. Это подтверждали результаты опросов.
Поэтому работу по изучению правовой грамотности считаю целесообразной.
Мы работаем в сотрудничестве со школьным Уполномоченным по правам ребенка Мальцевой Е.Н. Можно сказать, что реализация программы дает свои первые результаты: в школе стало меньше нарушений порядка среди учащихся школы, ученики стали более заинтересованы в изучении своих прав и обязанностей. И самое главное, по моему мнению, потребность учащихся в активной жизненной позиции возросла. Пусть немногие пока, пусть единицы поняли, что они могут быть полезными для общества на деле, а не на словах. Они уяснили главное, что порой от их действия или бездействия и равнодушия зависит судьба человека.
Подводя итог, хочется сказать, что если хоть одного ребенка или подростка сможем уберечь от беды, то не напрасно делаем свое дело.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Знаешь ли ты свои права и обязанности?»
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Солнечная система. Взгляд со стороны
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Карты планет и спутников Солнечной системы