Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный, научный и творческий компоненты. Представленная исследовательская работа посвящена одному из явлений, которые происходят в настоящее время в русском языке.
Вложение | Размер |
---|---|
feminitivy.pptx | 2.88 МБ |
Слайд 1
Феминитивы Выполнила: Загревская Альбина, учащаяся 11Б класса, МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска» Руководитель: Устинова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа № 12 г. Благовещенска»Слайд 2
Введение Актуальность темы исследования: Язык должен отражать изменения происходящие в обществе, но до сих пор в российской лингвистической среде нет единого мнения на этот счет. Я считаю, что в условиях современного общества феминитивы – необходимость и хочу доказать это своим исследованием. Цель: Исследовать явление феминитивов-неологизмов и выяснить степень их распространения среди подростков. Задачи исследования: 1) Дать определение термину «феминитив» и узнать история их появления в русском языке. 2) Обосновать важность употребления феминитивов в речи современного человека. 3) Исследовать толковые словари на наличие в них феминитивов. 4) Исследовать способы образования феминитивов. 5) Провести анкетирование среди учащихся школы и интерпретировать получившиеся результаты .
Слайд 3
феминистская лингвистика - своеобразное направление в языкознании, его главная цель состоит в разоблачении и преодолении отраженного в языке мужского доминирования в общественной и культурной жизни.
Слайд 4
Феминатиивы — имена существительные женского рода, которые обозначают женщин, образованы от однокоренных существительных мужского рода, обозначающих мужчин, и являются парными к ним. Обычно фемин а тивы обозначают профессии, социальную принадлежность, место жительства.
Слайд 5
История феми н и тивов Древнерусский период (« ключник» – «ключница», «посадник» – «посадница»). Старорусский период («богатырка», «цыганка», «бобылка», « воровка »,« владетельница », «гадательница», «служительница», « кормительница ») Петровская эпоха («генеральша», «бригадирша», «секретарша», «капитанша», «музыкантша», « богатырша » )
Слайд 6
История фемин а тивов. XVIII век (« выжижница », «акушерка», «горничная», «бельемоя», «веношница», «гадалка», «вольнодомка») XIX век («наборщица», «обувщица», «переводчица», «стенографистка», «фабричная», «фельдшерица», «живописица», «композиторша») XX век («телефонистка», «телеграфистка», «авиаторша» )
Слайд 7
Почему стоит употреблять феминитивы? Горизонтальное разделение «женские» слова существуют в определенных, специально отведенных для женщин областях Вертикальное разделение Женщина может дойти до определенного уровня авторитетности, но ни шагу дальше. Родо-половая асимметрия: слово женского рода или вообще отсутствует, или обладает сниженным стилистическим статусом («врачиха», «критикесса»). ФЕМИНИТИВЫ
Слайд 8
Признаки андроцентризма: Отождествление понятий человек и мужчина. Имена существительные женского рода, как правило, являются, производными от мужских, а не наоборот. Имена существительные мужского рода могут употребляться для обозначения лиц любого пола. Фемининность и маскулинность резко разграничены и противопоставлены друг другу. Согласование на уровне синтаксиса происходит по форме грамматического рода соответствующей части речи, а не по реальному полу референта. Вывод: из-за всего этого получается , что женщины становятся невидимы.
Слайд 9
Как образовывать феминитивы?
Слайд 10
Суффиксы, применяемые для образования феминитивов: Суффикс -к(а ) Например: профессор – профессор к а , скульптор – скульптор к а , автор – автор к а , доктор – доктор к а , донор – донор к а , лидер – лидер к а . Суффикс - иц (а) Например: царь – цар иц а, император – императр иц а, помещик – помещ иц а, посланник – посланн иц а, постоялец – постоял иц а. Суффикс –ниц(а) Например: учитель - учитель ниц а, полковник - полков ниц а, писатель - писатель ниц а, целитель - целитель ниц а.
Слайд 11
Суффикс -ч(щ) иц (а) Например: продавец – продав щиц а, лётчик – лёт чиц а, весовщик – весов щиц а, зачинщик – зачин щиц а, пулемётчик – пулемёт чиц а . Суффикс -ин(я), - ын (я) Например : фотограф – фотограф ин я , люди – люд ин я , врач – врач ин я , хирург – хирург ин я , гинеколог – гинеколог ин я . Суффикс – ис (а) Например: директор – директр ис а, актёр – актр ис а, инспектор – инспектр ис а, диакон – диакон ис а. Суффикс - есс (а) Например: стюард –стюард есс а, барон – барон есс а, поэт – поэт есс а, принц – принц есс а, виконт – виконт есс а.
Слайд 12
Суффикс –их(а) Например: повар – повар их а, врач – врач их а, трус – трус их а, купец – купч их а, дьяк – дьяч их а, ткач – ткач их а. Суффикс –ш(а) Например: музыкант – музыкант ш а, великан – великан ш а, вахтёр – вахтёр ш а, библиотекарь – библиотекар ш а. –ь(я) Например: лгун – лгун ья , игрун – игрун ья , крикун – крикун ья , кряхтун – кряхтун ья , драчун – драчун ья .
Слайд 13
Феминизатор слов
Слайд 14
Анкета. 1 ) Образуйте аналогичные существительные женского рода от представленных ниже существительных мужского рода; 2) Допишите/измените, где считаете нужным, части слов; 3)Считаете ли вы следующие слова правильными с точки зрения русского языка? Выпишите те слова, употребление которых, по вашему мнению, неуместно;
Слайд 15
Результаты анкетирования. 1 Задание -В большинстве случаев мужской род воспринимался как общий; -Незнание способов образования феминитивов среди подростков и о неупотреблении оных; -образование распространенных феминитивов (“библиотекарша”, “морячка”, “секретарша”, “специалистка”, “поэтесса”) затруднений не вызвало; -При принятии попыток образовать феминитивы, чаще всего использовались суффиксы –ка и –ша ; -Такие суффиксы как –иня(-ыня) и –есса оказались не популярны среди подростков;
Слайд 16
2 Задание - Многие посчитали неуместным употребление глаголов и прилагательных мужского рода по отношению к женщине, а потому, вместо того чтобы согласовать их с существительными мужского рода, многие прибегли к образованию феминитивов. Н аиболее продуктивным оказался суффикс – ица : императрица, разведчица и т.д.
Слайд 17
3 Задание
Слайд 18
Вывод. О бразование и употребление феминитивов осуществляется несистемно , непоследовательно, но в будущем всё может круто поменяться, ведь язык изменяется. На данном этапе развития языка феминитивы — неологизмы и во многом это явление еще только предстоит оформить, подчинить законам, но в скором времени они станут нормой, надо лишь правильно их образовать с учетом языковой сочетаемости, чтобы язык стал гендерно чувствительным и оставался красивым.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Будьте как солнце!
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Каргопольская игрушка