Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
albina.docx | 25.2 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского туризма муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Исследовательская работа
Изготовление войлока у кочевников Тувы
Выполнила: Тажыйма Альбина
Хулеровна, ученица 7 класса
МАУ ДО ЦДТ
Руководитель: Балчый Алена Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ЦДТ
Шагонар, 2018г.
Содержание
Введение…….………………………………………………………………2
1. Теоретическая часть ……………………………………………………..3
2. Практическая работа……………………………………………………..6
3. Заключение ………………………………………………………………10
4. Список литературы ………………………………………………………11
Приложение
Введение
Основным хозяйственным занятием тувинцев являлось скотоводство. Содержали скот в течении всего года на пастбищах, это вынуждало из вести кочевой образ жизни. Вековые традиции скотоводства и наблюдательность кочевников породили своеобразную одежду, предметы быта, орудия труда, особую технологию изготовления предметов. Народ Тувы сохранил до наших дней древние традиции.
Изготовление войлока было одним из традиционных занятий кочевников Тувы. Изготовление войлока у тувинцев в прошлом являлись значительным событиям, с которым связывался целый цикл явлений общественной жизни. Объясняется это тем, что изготовление войлока было трудоемким и сложным процессом. Сырьем для создания войлока обычно служила овечья шерсть, но в некоторых случаях использовалась конская, коровья и верблюжья.
В настоящее время появляются готовые войлочные изделия, которые готовят в фабриках на специальных станках. В результате этого исчезают ручные изделия. По сравнению фабричный войлок уступает ручному войлоку по прочности, качеству, мягкости и конечно по теплу. В арбане «Эъжим» Улуг-Хемского кожууна живет умелец: Адас Нина Опаевна. Она широко применяет войлока в своем хозяйстве.
Целью данной работы является изучение изготовления войлока у кочевников Тувы.
В соответствии целью определили следующие задачи исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Сбор и изучение информации.
3. Изучение особенности изготовления войлока.
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
Предмет исследования: Изучения изготовления войлока и войлочных изделий и кочевников Тувы.
Объект исследования: Процесс изготовления войлока.
Научная новизна состоит в том, что представлено теоретическое обоснование использования национального компонента Республики Тыва при изучении изготовления войлока у кочевников Тувы. Выявлены возможности использования местного материала.
Теоретическое значение данной работы состоит в том, что в результате работы были составлены словарь (тувинско - русский) и таблица терминов.
К прикладному значению работы, можно отнести то, что, на основе полученных знаний о технологии изготовления войлока в ручную можно усовершенствовать производство войлока с использованием современных технологий.
Перед изучением темы исследования прочитала такие книги:
1. Арачын Ю.Л, Гребнев Л.В, Калзан А.К, Монгуш Д.А. Ученые записи. Кызыл – 1997.
Войлок (англ. Felt; нем Filz; тюркск. Ajlyk – покров, покрывало) – вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.
Валяние войлока (войлоковаляние, англ. Felting, нем filzen)- самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существует на Земле овцы, кони, козы. К первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер. Так сама природа обучила человека валянию. Сама же техника валяния у людей появилась только с момента одомашнивания овец. Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников - юрта. Юрта состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и кроме того, был достаточно легким. В зависимости от шерсти войлок был сравнительно грубым (из шерсти весенней стрижи) или тонким (из шерсти молодняка осенней стрижи). Такой войлок предназначался на покрышки, пологи юрт – «кидис, эжик, хаалга», коврики – «ширтек, олбук», подстилки на кровати, потники под седла коней. Естественные цвета войлока – белый, черный, серый, бурый, пестрый. Обычно войлок был двухслойным, лишь для изготовления одежды катали тонкий однослойный войлок из шерсти молодняка. Войлок, предназначавший для покрытия юрты, должен был быть белого цвета. Однако бедняки, у которых овец было немного, не имели столько белой шерсти и использовали также темную шерсть. Нередко, чтобы сохранить светлый цвет войлока при недостатке светлой шерсти, делали его двухслойным: нижний слой был из темной шерсти, а верхний из светлой шерсти.
Войлок – один из таких материалов, для изготовления одежды из которого нужно очень мало – человеческие руки, вода, овечья шерсть, творческая фантазия и желание. Все можно сделать практически только руками и ногами. У некоторых народов даже целые жилища изготавливались из войлока.
Войлок один из самых необходимых предметов в быту кочевников.
Как известно, почти повсеместно в Туве из войлока делается покрытие деревянного каркаса юрты: для стены – несколько полотен, называемых «адакы», для верхней юрты – «дээвиир», для закрывания дымового – «ореге», для занавешивания входного отверстия юрты – «калбак кидис эжик». Кроме того, для полноценной войлочной юрты изготовлялась узкая простеганная лента (ширина 20-25 см) – «хаяапча».
Из войлока изготавливаются различные предметы быта: мешки и мешочки для соли (дус хавы, кужур хавы), потники под седла – чонак, подошвы для обуви - улдун, чулки для зимней обуви (ук) и т.д. Войлок широко использовался также для изготовления предметов шаманистского культа: человеческих фигурок (ээрен), фантастических животных, змей (моос, амырга, чылан), подвесок к шаманскому костюму, обшитых материей или кожей, чехла для шаманского обуви.
Для внутреннего убранства юрты используется лучший войлок. Из чего делается коврики – ширтек. Ширтеки делаются на: орун ширтээ (для кровати), они имеют прямоугольную форму, накладываются друг на друга в количестве до восьми штук, их края обшиты цветной материей, чер ширтээ (для пола), ыргак ширтек или ээр кара – войлочная лента из черной или белой шерсти, стелется вокруг очага, иногда ее называют шала кыдыынын ширтээ. Ширтеки для пола бывают различной формы. Три, реже четыре трапециевидных ширтека стелются вокруг очага.
Опишем известные нам два способа изготовления войлочного ковра. В первом случае нарезается несколько кусков нового войлока нужной формы и размера. В нескольких местах они прихватываются нитками, и специальным горячим металлическим утюжком слегка прожигаются. По другом способе берется старый войлочный ковер и узор наносится по нему.
За год работы ознакомилась ценными научными материалами и провела самостоятельное исследование. Проводила беседы с чабанами, местными мастерами и бабушками села Хайыракан Улуг-Хемского кожууна.
В арбане «Эъжим» Улуг-Хемского кожууна живет мудрая, известная, уважаемая женщина Адас Нина Опаевна. 23 марта 2017 года было записано мною ее воспоминание: «С самых древних времен тувинцы высоко ценили овечий, козий пух. Когда я была, маленькой бабушка с дедушкой изготавливали войлок. Они широко использовали войлочные изделия в своем хозяйстве. Бабушка научила меня как делать из шерсти войлок. До сих пор я делаю войлок и войлочные изделия. Я передаю знания своим детям».
В ходе исследования я узнала, что натуральный войлок изготавливают только чабаны. В нашем селе редко встретишь мастеров. В магазинах появляются готовые фабричные войлочные изделия. Фабричный войлок изготовлен из отходов шерсти, и в изделии, например, стелька, можно увидеть различные остатки ткани, нити и других материалов. Натуральный войлок сделан только из чистой шерсти. Она очень теплая и не пропускает влаги.
В августе 2017 года в Кызылском кожууне проходил праздник животноводов. Моя бабушка Менгиш Вера Кыргысовна участвовала в этапе изготовления войлока.
В процессе изготовления войлока я наблюдала интересные процессы.
Для получения войлока нужна овечья шерсть. Стрижка овец производилась один раз – летом. Наши умельцы стригли овец в июне месяце. Перед началом работы Менгиш Вера Кыргысовна произносила благопожелания – «йорээлы»
Давно растаял снег белый,
Вернулись птицы турпаны.
Наступило жаркое лето,
Удод начал петь свою песню.
Пора стричь шерсть овечью,
Пора снимать козий пух
Пусть легко снимется шерсть.
Пусть ножницы будут острыми
Пусть рукам тружениц
Работается легко и проворно.
Затем, повалили овцу на бок, начали стричь. Первоначально снимали шерсть с туловища. Связав ей волосяной веревкой ноги, переходили к шее. Овечья шерсть почти сама отделялась от кожи овцы.
После завершения стрижки шерсть сушили, сортировали – белую шерсть отделяли от черной, затем очищали ее, трепали, взбивали. После этого шерсть была уже готова к производству войлока.
Для получения войлока сначала взяли 2 кг овечьей шерсти. Длина овечьей шерсти составила 5 см. затем сбивается – «дук кагар». Для этого шерсть раскладывали на приготовленную шкуру. Вокруг каждой шкурки садились 8 человек (4 мужчин, 4 женщин). Взяв в каждую руку по палке – «савааш», начинали бить шерсть обеими руками. Ударом палки с верху вниз последующим оттягиванием палки. Удары чередуется обеими руками. Эти палки сделаны из ивы с длиной 120 см. Продолжалось сбивание шерсти в течение 15 минут. И так продолжается до 10 кг за один раз по 2 кг шерсти. 10 кг шерсти сбивали за 3 часа 30 минут, отдыхали по 10 минут. Они готовили войлок из не мытой шерсти.
После этого начинали готовую к валянию шерсть равномерно, в определенном порядке укладывали на старый войлок. Они сложили шерсть в длину 5 метров, на ширину 2 метра и толщина 3 см. Эту работу выполняли только женщины. Тщательно разложенную шерсть равномерно смачивали теплой водой. Затем на край разосланный шерсти клали бревна очищенное от коры толщиной 15 см. Длина бревна – 2 метра 40 см. Затем на бревно накручивали разложенную шерсть со старым войлоком. Полученный рулон связывали веревками. Накручивание шерсти делали 4 мужчины. В оба конца бревна вставляли в отверстие овальных специальных деревяшек – катков.
Двумя арканами, мужчины катали рулон вручную, по возможно ровному месту с длиной 300 метров по сто раз вперед и назад. Рулон шерсти катали в течение 40 минут. Этот процесс именовали тащить шерсть – «дук соортур». После чего шерсть скатывали с бревна. Потом войлок поворачивали, вновь обматывали шерстью и начинали катать заново. Катание шерсть продолжался в течение 2-х часов. После этого, шерсть окончательно снимали с бревна, отделяли от полотнища старого войлока и сворачивали в рулон.
Рулон подкатывали цепочка мужчин которые, сидя на коленях, начинали мять обеими руками особым приемом, то вдоль, то поперек, слиняя одна группа другой. Это процесс мять войлок – «кидис ойер» - длился до 2 часа 30 минут. После этого войлок расстилали на сухой земле и сушили. На следующий день войлок был готовым.
После окончания работы взрослые снова произносили благопожелания – «йорээлы». Устраивали чаепитие. На столе была национальная еда: молоко, чай с молоком, сметана, тараа, Тыва далган, изиг-хан обязательно был.
Заключение
Принцип изготовления войлока у других кочевых скотоводов был одним и тем же, но процесс отличался рядом деталей. Ряд отличий имели и в способе производстве у казаков и киргизов. Любопытно, что у соседей – бурятцев такой трудоемкой работой занимались женщины. У прибальских бурят выполнялся процесс катания войлока, причем в нем участвовали главным образом женщины. Сведения, приводимые исследователями по народам Центральной Азии, свидетельствуют о генетической близости обработки войлока у забайкальских бурят, монголов и тувинцев. Правда, монголы делали войлок трехслойным в отличие от бурят и тувинцев. Иногда если размеры изготовляемого войлока были небольшими, то у монголов, тувинцев и киргизов вместо лошадей катали рулон с шерстью мужчины.
Современному поколению нужно изучать уникальные знания наших предков, веками помогавших им жить на этой земле. Технология обработки войлока безотходна, экономична и экологична.
В кружковых занятиях мы с нашим руководителем кружка научились, как изготавливают войлок:
Главное и трудное в этой работе – при переборки шерсти работают 8 человек. Работа тяжелая (пыльная).
Использованная литература.
Яблоко
Несчастный Андрей
Астрономический календарь. Май, 2019
Заповеди детства и юности
Ералаш