Цель работы: выяснить какие символы использовал В.Суриков в картине "Боярыня Морозова", какие из них описаны в литературе по культурологии, а какие еще нет. Автор работы, изучив восмонинания художников об этой картине, пытается представить свое видение отдельных символов на данной картине.
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_na_kartine_v.surikova_boyarynya_morozova.docx | 572.73 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина»
Сергиево-Посадского муниципального района
Областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности «Юный исследователь»
Секция: Культурология
Тема: «Символы в картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
Автор работы: Кузнецова Александра, 17 лет
Научный руководитель: Ложкина Любовь Алексеевна
Черноголовка
2019
Оглавление
Глава 1. История появления картины «Боярыня Морозова» 4
Глава 2. Символы в картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» 5
2.1. Предметы и жесты в картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» 5
2.2. Толпа на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» 6
2.3. Цвет на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» 8
Список использованных источников 9
Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» не просто раскрывает тему церковного раскола в XVII веке, но и показывает трагедию всего общества, переживающего сложную эпоху перемен, трагедию отдельного человека, судьба которого изломана этими переменами.
Известный художественный критик В. В. Стасов писал: "Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще"[7].
Русский писатель, поэт, художественный критик В.М. Гаршин в своём очерке по поводу картины признает, что она является вершиной творчества В.И. Сурикова [5].
Известный русский художник Н.А. Бенуа писал, что это «произведение достойно назваться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь» [3].
В изученных мною источниках описывается сюжет картины, но мало информации о символах. Я считаю, что картина В. Сурикова сегодня актуальна как никогда. Современные события в Украине, связанные с разломом канонической церкви, заставляют невольно задуматься о трагических последствиях вмешательства светской власти, т.е. политиков, в религиозную жизнь общества. Религиозные чувства очень уязвимы, они затрагивают духовный стержень нации, поэтому способны поднять народ, как на подвиг, так и на преступление. Обращаясь вновь и вновь к картине «Боярыня Морозова», я попыталась увидеть символы, особые знаки, с помощью которых художник хотел нам сказать гораздо больше, чем это видно на картине на первый взгляд.
Цель моей работы: выяснить, какие символы использовал В. Суриков в картине «Боярыня Морозова», какие из них описаны в литературе по культурологии, а какие еще нет. Может, есть такие знаки, которые еще никем не замечены и не описаны?
Задачи:
1) Изучить литературу о картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».
2) Изучить воспоминания самого художника о работе над картиной, отзывы художников об этой картине.
3) Прочитать и проанализировать «Повесть о боярыне Морозовой».
Картину «Боярыня Морозова» В. Суриков написал не случайно. Сам он родом из Сибири, а там очень много было старообрядцев. Однажды художник, будучи в гостях у своей крестной в Красноярске, познакомился с «Повестью о боярыне Морозовой». Он не смог остаться равнодушным к судьбе двух сестер, умерших от голода в земляной тюрьме. Когда боярыню Морозову везли в Чудов монастырь, она подняла руку, сложенную в двоеперстие. Этот момент и изобразил художник в своей картине. Богатейшая женщина Руси, родственница царя, сознательно отказывается от всего и идет на смерть – вот сюжет картины.
Сам В. Суриков вспоминал, что ключ к образу боярыни Морозовой он увидел в черной вороне, которая с оттопыренным крылом билась о снег [4].
К кому же обращен непримиримый и гневный взгляд боярыни Морозовой? Я считаю, что не столько к иконе, которая изображена на картине, сколько к царю Алексею Михайловичу, поддержавшему реформы патриарха Никона. Невольно складываются строчки:
Раненой птицей, взметнув персты,
Яростно шепчет боярыня:
«Нет, не сломаешь, ты веру во мне,
Царь Алексей Михайлович!»
Боярыня Морозова была для правителя серьезной проблемой. Ведь это была не просто женщина, а боярыня, богатая наследница, к тому же родственница царя. Казнить боярыню? Но как отреагирует знать на это? Боярыню Морозову просто уморили голодом, но благодаря Сурикову, она стала символом мужества и силы воли в борьбе за право остаться верной своим убеждениям.
Главный смысловой момент картины – это знаменитое двоеперстие мятежной боярыни Морозовой. Так издавна крестились на Руси и другого крещения старообрядцы не принимали.
Рука поднята строго вертикально, что свидетельствует о непримиримой позиции боярыни. Поднятую руку можно рассматривать и как символ прощания со старой Русью, и как символ остановки. А может это жест отчаяния, последняя попытка отстоять старую веру? С другой стороны, рука боярыни с правой полой шубы как бы рассекает толпу на две части: сочувствующих боярыне и осуждающих ее (Приложение).
Жест Морозовой перекликается с жестом юродивого. Но они разные по значению. Жест Морозовой показывает непримиримость и призыв к борьбе, а жест юродивого - благословление. Есть еще невидимое пока сходство между ними. Юродивый в грязной, грубой одежде. В такой же грубой и грязной одежде суждено будет боярыне Морозовой закончить свои дни.
На руке боярыни висят цепи – символ лишения свободы. Бескровное, фанатичное лицо боярыни резко контрастирует с черной бархатной шубой. Видно, что шуба дорогая, украшенная мехом, - это символ былой роскоши боярыни. Вся фигура боярыни Морозовой напоминает черный треугольник. Я обратилась к психогеометрии — это система анализа личности, которая была разработана в США. Её автор — доктор психологии Сьюзен Деллингер.
Эта методика анализа личности позволяет определить: к какому типу личности относится человек, какие качества ему присущи. Треугольник, с точки зрения психогеометрии, можно рассматривать как символ сильной, целеустремленной, неудержимой личности с потребностью быть правой во всем. С другой стороны в психологии каждая геометрическая фигура обозначает тип темперамента. Треугольник – это холерик, поэтому я считаю, что фигура боярыни Морозовой в форме треугольника – это тоже своего рода символ.
Большое пространство внизу картины позволяет создать движение, динамику картины. Бегущий мальчик усиливает это движение. Подошва сапога мальчика мне видится символом унижения. Еще один символ унижения – это грубые крестьянские сани, а ведь до этого боярыня Морозова ездила в роскошных экипажах. Поручни саней неровные, если мысленно продолжить линии, они сливаются в клин, который мысленно рассекает толпу на две половины: сочувствующую боярыне и глумящуюся над нею. Такие сани не могут ехать, поручни – это еще один символ остановки. Что хочет сказать нам художник? С одной стороны реформы – это прогресс, но болезненная реакция общества на них приводит к конфликтам, которые не способствуют движению вперед.
На картине только два человека сидят: боярыня Морозова и юродивый. Случайно или нет? Я считаю, что художник хочет показать, что церковный раскол всколыхнул, привел в движение все общество, все социальные слои населения от нищих до бояр.
Толпа на картине - это общество, расколотое реформой патриарха Никона на две половины. По-разному провожают они раскольницу. Медленно движется вслед за санями сестра боярыни Морозовой – княгиня Урусова. Боль и сочувствие мы видим на ее лице (Приложение).
Молодая девушка в золотисто-желтом платке застыла в немом поклонении. Завернувшийся угол платка говорит о том, что она только что до земли поклонилась боярыне Морозовой, хотя по реформе Никона земные поклоны заменялись на поясные. Так художник показывает нам, что девушка явно на стороне боярыни Морозовой.
Еще одна молодая боярышня в светлой красивой одежде и узорчатом платке, с румянцем на щеках стоит с испуганным лицом. Интересно, что на девушке и на боярыне Морозовой одинаковые шапки на голове, поверх которых одет платок, но цвета абсолютно противоположные: яркие цветные на девушке в сочетании с розовощеким лицом и черные на боярыне Морозовой в сочетании с бледным лицом. Это противопоставление использует художник возможно для того, чтобы показать, какой была боярыня Морозова совсем недавно.
На заднем плане справа мы видим гневное лицо мальчика, который чем-то грозит. Но присмотревшись поближе, мы видим, что на лице его не гнев, а любопытство, а рукой он держится за поручень, пытаясь приподняться над толпой, чтобы лучше увидеть происходящее. Зачем Суриков так двойственно изобразил этого мальчика? Наверное, для того, чтобы показать изменчивое состояние толпы, которая сейчас может смеяться и издеваться над человеком, который вчера был на вершине власти и богатства, а сегодня оказался лишен всего, но, если завтра его объявят святым, толпа так же неистово будет молиться на него и преклоняться перед ним. Изменчивый образ мальчика – это изменчивая стихия толпы.
По традиции художник изобразил на картине и самого себя. Это странник с посохом. Мы видим, что он весь опутан веревками. Я думаю, что это символ тех трудностей и преград, которые приходится преодолевать любому человеку в земной жизни. Если присмотреться внимательно, мы видим, что икона, странник и юродивый изображены на одной прямой. Икона над странником является символом духовной чистоты, к которой человек стремится, но не может достигнуть. Юродивый – это земная чистота, к которой еще можно приблизиться. Странник между иконой и юродивым. Прямо над его головой висит лампада, это единственный свет, который освещает путь странника (Приложение).
В толпе мы видим людей разного возраста и вероисповедания. «Грубые московские люди, в шубах, телогреях, торлопах, неуклюжих сапогах и шапках, стоят перед вами как живые… Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание» - писал критик В.М. Гаршин [5].
В этой пестрой толпе В. Суриков так ярко изобразил лицо боярыни Морозовой с лихорадочно блестящими глазами, что она нам кажется победительницей. Во всей толпе нет ей равных по силе духа и преданности старой вере.
Картину В. Сурикова «Боярыня Морозова» не случайно называют цветовой симфонией [7]. Художник активно использует узор, благодаря которому картина завораживает нас, притягивает, погружая в глубины события. Узорный платок старухи, стоящей возле стрельца, узорное шитье на светлом платке княгини Урусовой, узорная одежда молодой боярышни слева, орнамент на церкви, узор на оглоблях лошади заставляют нас пристально всматриваться в созданные образы.
Вместе с тем мы видим, что художник активно использует в контрасте белые краски (платок княгини Урусовой, снег, бледные лица боярыни Морозовой и монашенки) и черные (платок и шуба боярыни Морозовой, одежда монахини, черная лошадь). Строгий профиль боярыни Морозовой, резкий контраст цвета ее лица и одеяния позволяет более ярко передать всю бурю эмоций и трагедию этой женщины. Если смотреть на картину слева направо, то мы видим, постоянное повторение черного цвета в чередовании с желтым и синим. Использование при этом и красного цвета, не ярко пурпурного, а приглушенного, слева и справа от боярыни Морозовой, показывает всю трагичность происходящих событий.
Желтый цвет – это цвет чистоты. Платок у девушки и цвет иконы желто-золотистого цвета, это не случайно. Девушка всей душой искренне сочувствует боярыне Морозовой.
На заднем плане мы видим очертания церквей, домов в холодной синеватой дымке. Кажется, что это символ неясного будущего.
Таким образом, каждый цвет в этой картине символичен, он призван высветить определенные детали, позволяющие донести до нас главную идею этого художественного произведения.
Работая с картиной В. Сурикова «Боярыня Морозова» я обнаружила символы, не описанные в литературе по культурологии. Это фигура боярыни в виде треугольника, подошва сапога мальчика, положение странника между иконой и юродивым, веревки на теле странника.
Художник как будто оставил нам завещание, своего рода предостережение. Светская власть не должна указывать людям в какого бога и как им верить. Религия должна быть отделена от государства. В условиях нашего поликонфессионального государства это актуально всегда. Не случайно в Конституции РФ это право закреплено в статье 14: «Россия – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1].
Источники права
Литературные источники
2. Повесть о боярыне Морозовой. [Сборник/ Составитель подготовленных текстов, подстрочных переводов и примечаний Н.С. Демкова. Вступительная статья А.М. Панченко]. Москва: Художественная литература, 1991. 154 с.
Электронные ресурсы
3.Бенуа А.А. Статья из книги «Живопись XIX века» http://artsurikov.ru/benua2.php
4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. http://www.bibliotekar.ru/cvet-zhivopisi/2.htm
5. Гаршин В.М. Заметки о художественных выставках. http://az.lib.ru/g/garshin_w_m/text_0240.shtml Гаршин В.М.
6. Жизнь и смерть боярыни Морозовой. https://diletant.media
7. Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1887 г. ГТГ https://ru.wikipedia. Коллекция мировая художественная культура.
В. Суриков. Боярыня Морозова
Весёлые польки для детей
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем осенние листья
Повезло! Стихи о счастливой семье
Заяц, косач, медведь и весна