Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
voylokovalyanie._issledovatelskaya_rabota.docx | 40.62 КБ |
Муниципальное образование «Закаменский район» МАОУ «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Технология»
Войлоковаляние, как искусство современности (исследовательская работа)
Выполнил: Доржонова Таня
Ученица 8-го класса
Научный руководитель:
Цыренова Саяна Баторовна
учитель технологии
2015 год
Содержание.
1. | Введение | 3 стр. |
I. История войлоковаляния | 3 стр. | |
2. | Время зарождения | 5 стр. |
II. Основные приемы исполнения и декорирования | ||
3. | Традиционные приемы декорирования войлока | 5 стр. |
4. | Региональные особенности оформления изделий | 6 стр. |
5. | Новые приемы работы с войлоком | 6 стр. |
III. Войлоковаляние, как искусство современности | ||
6. | Валяние – от ремесла к искусству | 7 стр. |
7. | Сфера применения валяных работ и технологий | 7 стр. |
8. | Заключение | 8 стр. |
9. | Список использованных источников | 9 стр. |
Введение.
Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно оформленные, обладающие целостным строем и функциональностью. Предметы ремесленной деятельности часто достигали высот подлинной художественности. Резьба по кости и дереву, гончарное искусство, искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас. Войлоковаляние занимает достойное место в этом списке
Цель данной работы - познакомить с явлением, как войлоковаляние, показать процесс развития технологий производства войлока, его перехода из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из сугубо функционального, утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира.
Всё вышесказанное позволят поставить следующие задачи: представить историю войлоковаляния, познакомить с традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности
В своем исследовании мы пользовались такими методами, как анализ публикаций и других источников информации в контексте исследования, обобщение и систематизация материала, анализ практической деятельности профессиональных художников и любителей валяния. Также был применён эмпирический метод, позволивший подробно ознакомиться с исследуемой темой и подтвердить выводы о широких художественных возможностях войлока на примере изготовления украшений из войлока.
I.История войлоковаляния.
1. «Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. В. отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Основные виды войлока:
а) технические… в виде лент, пластин и готовых деталей;
б) бытовые — подошвенные, обувные, шорные;
в) строительные …»
«Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валкоспособность обусловливается сочетанием чешуйчатости шерсти, создающей неодинаковый коэффициент трения (больший в направлении корня, чем кончика волоса) и способствующей направленному перемещению волокон при валянии, и эластичности, позволяющей волокнам взаимно переплетаться, а затем сокращаться при механических воздействиях в условиях влажности, температуры и кислой или щелочной среды, которая дает возможность регулировать процесс валки.
Для данной работы актуальным будет следующее определение:
«Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом данного производства является войлок. Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно».
Небольшие изделия валяются вручную, причём некоторые проделываемые манипуляции визуально очень похожи на вымешивание теста. Процесс изготовления войлока можно разделить на основные операции:
- раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки во время валяния, внесение вваливаемого декора;
- первоначальное подваливание, выравнивание формы полуфабриката;
- собственно процесс валяния, с постоянным контролем и корректировкой формы;
- окончательная отделка изделия.
2. Время зарождения.
Несмотря на то, что войлоковаляние имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество, что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока.
Войлоковаляние – ремесло, распространенное на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии. Обширен перечень изделий, изготовляемых из войлока. Это и юрты, жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами. Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры, основания постелей, одежда, и обувь, головные уборы, всевозможные сумки, завёртки, предметы ухода за животными.
II. Основные приёмы исполнения и декорирования.
1. Традиционные приёмы декорирования войлока.
Способы художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала. Длительное время они оставались неизменными, это:
- вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;
- аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;
- вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;
- роспись по готовому войлоку.
Аппликация позволяет сочетать материалы различных цветов и фактур, при этом соединительный шов так же может нести декоративную нагрузку. Частным случаем аппликации можно считать инкрустацию войлоком по войлоку, применяемую при изготовлении шэрдэков – традиционных ковров у бурят, о чём будет подробно рассказано ниже.
Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега. Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.
2. Региональные особенности оформления изделий.
Как правило, региональные традиции имеют тесную взаимосвязь с древнейшими.
С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится». У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца.
Бурятские мастера изготавливают одноцветные войлоки, в том числе богато простёганные сухожильными нитями и отделанные аппликациями. Образцы подобных изделий можно наблюдать на протяжении всей истории бурятского народа, как, впрочем, и у родственных племён и народов. Юрты, кошмы, подстилки на кровати, потники под сёдла, головные уборы, чулки – вот далеко не полный перечень изделий из войлока. Вырабатывается двух видов, в зависимости от качества сырья. Шерсть весенней стрижки даёт грубое полотно, осенней – тонкое, мягкое. Наиболее ценится белый войлок, т.к. этот цвет имеет особую сакральную значимость.
3. Новые приёмы работы с войлоком.
В последнее время войлоковаляние обогатилось новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы. Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.
Ручное валяние предполагает раскладывание шерсти по форме задуманного изделия, с учётом усадки и уработки. Для работы может использоваться сырьё кустарной выделки, ,шерстяная вата – отходы прядильного производства или продукт вторичной переработки, а также шерсть, прошедшая промышленную подготовку, так называемая гребенная лента или топс. Выбор способа и качество раскладки зависят от тонины и длины шерстяного волокна, его однородности, степени очистки, пройденных подготовительных процессов и, конечно, мастерства исполнителя.
Это – очень молодое направление в войлоковалянии, обладающее значительным потенциалом. Нуно-войлок даёт инструмент создания новых, подлинно художественных результатов доступными средствами.
III. Войлоковаляние, как искусство современности.
1.Валяние – от ремесла к искусству.
Современное валяние-искусство работает и с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы, нацеленные на создание сложных сентиментальных образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала. По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и разнообразия, через череду экспериментов, успехов и ошибок, формируется яркий, многоликий мир войлока.
Овладение художниками технологией создания объёмных форм позволяет совершить переход от игрушек, к малым скульптурным формам, интерьерным инсталляциям, украшениям и одежде.
Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы и ритмы. Порой, развитие войлоковаляния стремительно ускоряется, подгоняемое нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени. Эти процессы завершили разрыв между войлоковалянием, как обыденным, бытовым явлением, и валянием, как динамично развивающимся искусством.
2. Сферы применения валяных работ и технологий.
Как изделия ремесленного производства, войлочная продукция остаётся вполне жизнеспособной и сегодня. Валенки, потники, кошмы, ковры, подстилки, украшения и юрты ручного изготовления находят своё место и в современном мире.
Как явление декоративно-прикладного искусства, валяние поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер. Создаются исключительные по красоте головные уборы, и обувь, оригинальные аксессуары, предметы одежды, интерьера, быта… Валяные игрушки радуют и детей и ценителей, светильники, выполненные из войлока и в смешанных техниках, создают особую атмосферу в помещении.
Использование войлока, как сырья и техники в художественных работах позволяет «писать» полноценные картины, «ваять» скульптуры, создавать образные объёмные композиции камерного и монументального характеров. Войлок – универсальный материал для реалистического и абстрактного отображения действительности.
IV.Заключение.
Войлоковаляние – яркое, самобытное явление мировой культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.
Войлоковаляние – интересная составляющая современного художественного мира. Систематизация знаний о нём даст искусствоведам инструмент оценки изделий из войлока. Художники же смогут наиболее полно раскрыть эстетические возможности материала, развить свои замыслы в интересной и таком разноликой технологии.
Список использованных источников:
1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: - (Высшее образование)
10. статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,
11. По материалам торговой компании "Спектр Ткань",
12. Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам Российского этнографического музея. Санкт-Петербург
13. http://www.redshift.com/~alevintov/2006/nov/wal.htm
14. http://www.filz.ru/articles/variants/
15. http://www.annekyyroquinn.com/
18. Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».
19. http://club.osinka.ru/forum-73
20. http://aeromake.ru/page/331
21. http://www.livemaster.ru/klub-valyalschikov/groupforums
22.ALAMO Textil . http://www.filz.ru/articles/whatfilz/
Почта
Кактусы из сада камней
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Самодельный телефон
Лавовая лампа