Целью данной работы являлась- проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в подростковой среде.
Вложение | Размер |
---|---|
nauno_issledovatelskaya_rabota.docx | 31.39 КБ |
nauno_issledovatelskaya_rabota.docx | 31.39 КБ |
Научно-исследовательская работа по русскому языку.
Тема:«Проблемы культуры речи подростков»
Выполнила: Муртазалиева Амина, ученица 11 класса
Руководитель: Муцалханова Л.А., учитель русского языка и литературы
Оглавление
1. Введение………………………………………… .. ……………3
2. Основная часть
Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе------5
Глава 2. Исследование качества речи подростков школы ----10
Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков……………………………………………………… 12
3.Заключение…………………………………………………… 13
4. Список использованных источников и литературы……… 14
Введение
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил,
в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
И.Бунин
« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа», - так пишет в своих «Письмах о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Я предлагаю на миг прислушаться к речи окружающих нас людей, к своей собственной речи. Я думаю, каждый из нас услышит это: «хай», «бай», «Пипец!», «Крутяк!», «Воще прет!», «Тусняк!», «Вау!». Когда слышишь такое, начинаешь невольно задумываться, что стало с «великим и могучим» русским языком?! Кто превратил язык наших предков в подобие языка? Почему мы стали говорить на «птичьем» языке?
Я считаю данную проблему актуальной, потому что каждый день сталкиваюсь со сквернословием, бранными словами, излишним заимствованием. Неслучайно Д.С. Лихачеву принадлежит термин «экология культуры». К культурно-экологическим бедствиям он относил и обеднение русского языка.
Цель моей работы – проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в подростковой среде.
Задачи:
1)изучить общие положения проблемы речи, пользуясь различными источниками информации;
2)исследовать качество речи подростков в школе;
3)найти пути решения проблемы языкового образования подростков;
4)создать мультимедийную презентацию
Методы исследования:
1)Описательный;
2)Статистический.
3)Объект исследования:
Этапы работы:
1. Теоретический этап (определение области исследования, проблемы и темы, планирование структуры и содержания работы, поиск и сбор информации).
2. Практический этап (обработка информации, исследование культуры речи подростков).
3. Рефлексивный этап (оценка и отзыв руководителя работы, защита работы на конференции)
Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе
Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время "предъявления себя", время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.
В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.
Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.
Что же подразумевает понятие «культура речи»?
1. Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
2. Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.
3. Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Данная работа ориентирована на последнее значение понятия «культура речи».
Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в устной речи сегодня таковы.
1. Чрезмерные заимствования
Известно, что в 80-е годы XX веке с развитием экономики нового типа в Россию пришло огромное количество иностранных слов. В основном, это были слова англо-американского происхождения: а) экономические термины (маркетинг, менеджмент, брокер); б) политические термины (рейтинг, электорат, консенсус); в) названия понятий из бытовой сферы (сникерс, кола; лосины); г) речевые формулы (о'кей, ноу-проблем, вау) и многое другое.
2. Жаргоны
Жаргоны – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.
Существует определенная мода на употребление жаргонов в элитных кругах. Например, в речи
1) бизнесменов: баксы, штука, дать на лапу;
2) телеведущих эстрадно-музыкальных программ: драйв, тусовка, раскрутить;
3) политических лидеров: беспредел, замочить, разборки.
Но самый массовый язык жаргона – это язык молодежи. Например, такие выражения, как: отпад! прикол! я тащусь! полный абзац! кино и немцы! в зависимости от ситуации могут выражать сразу несколько значений и не поддаются точному переводу.
Характерным признаком жаргонов является их недолговечность. Вспомним, как быстро менялись названия денежных купюр. В 50–60 годы прошлого века – тугрики, в 80-е – мани, в 90-е – бабки, баксы, деревянные, зеленые.
3. "Вирус канцелярита
Как известно, канцеляризмы – это характерные для официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, при наличии, настоящим удостоверяется). Однако в других стилях речи канцеляризмы неуместны.
4. Речевые штампы
Штамп – речевой образец (слово или словосочетание), который вследствие слишком частого и постоянного употребления превратился в стандартную, ходовую и надоевшую единицу. Это такие избитые выражения, как, например, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения и т.п.
6. Слова-спутники
Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники – парные слова, которые из-за многократного повторения утратили выразительность и постепенно превратились с стилистически ущербные словосочетания, например: если критика, торезкая; если размах, то широкий.
7. Многословие
Многословие – это явление речевой избыточности, связанное с неумением точно и кратко выразить мысль.
Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив; повседневная обыденность, темный мрак.
8. Неправильное словоупотребление
Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:
Лексические ошибки:
* я одену пальто (правильно: надену)
Грамматические ошибки:
* я извиняюсь (правильно: извините)
Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Так, например: книгоединица, недоотдых, обилечивание пассажиров, человеко-койко-место.
Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например:
* Футболисты ушли с поля боя без голов.
* Долг врача – довести больного до конца.
9. Неправильное расположение слов
Бывает так, что, с точки зрения лексики и грамматики, предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:
* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)
* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)
* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)
10. Низкий уровень общей речевой культуры
Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
К явлениям, характеризующим речь молодежи, относятся также слова-"паразиты": блин, э-э, типа, типа того, чисто конкретно, как бы; а также слова с "опустошенным" значением: супер! круто! нормально!.
11. Сокращения
Значительно обедняют нашу речь сокращения: коммуналка, безналичка, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим, а также усеченные или просто ненормативные фразы: В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").
12. Орфоэпические ошибки
Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях):
*дОговор (правильно: договОр),
*созвОнимся (правильно: созвонИмся),
*средствА (срЕдства).
Пользуясь различными источниками информации, изучила некоторые аспекты проблемы речи, как-то: чрезмерные заимствования, «вирусы» жаргона и канцелярита, многословие, неправильное словоупотребление и т.д.
Следующий шаг моего исследования - изучение качества речи подростков в нашей школе.
Глава 2. Исследование качества речи подростков школы
В связи с описанием качества речи мне важно было знать, как представляют себе обучающиеся правильную речь, что хорошо в речи, что плохо, как оценивают они свою речь и чужую. Для этого мной было проведено анкетирование. Я предложила учащимся две анкеты, одна из которых содержала вопросы, на которые требовалось дать развернутый ответ, а вторая была составлена в виде теста .
Первая анкета показала, что только 20% опрошенных знают некоторые качества хорошей речи, называют их, характеризуя речь с точки зрения произношения ( непринужденная,спокойная, ясная,), с точки зрения общих требований к речи письменной и устной (ясная, правильная, точная).
40% имеют представления о качествах хорошей речи, определяют некоторые из них. 40% не имеют представление о качествах хорошей речи, их ответы примерно таковы: «Хорошая речь-это хороший разговор» или «Хорошая речь-это красивая,отчетливая ,правильная речь».Оценка собственной речи и речи окружающих затрудняет подростков: только 10% опрошенных смогли дать определенный ответ, который сводится к следующему: «Мне не нравится в речи окружающих многословие,чрезмерное употребелние жаргонов и матерных слов».(Слайд 16)
Ответ на четвертый вопрос анкеты показал, что 70% предпочитают устную форму речи и только 30% любят писать. О своих затруднениях при письме и разговоре говорят довольно уверенно: 10% не испытывают затруднений, 25% испытывают затруднения из-за незнания правил правописания, 65% затрудняются в выборе нужного слова.(Слайд 18)
Судя по ответам на шестой вопрос, работу над написанным проводят только 10%. Односложные высказывания учащихся на последний вопрос анкеты сводятся к следующему: 55% понимают исправления, 30% не всегда понимают, 5% не понимают. (Слайд 19)
Проанализировав результаты опроса, делаю вывод, что большинство обучающихся затрудняются вести предметный разговор о культуре речи, т.к. имеют самые поверхностные знания в этой области..
После чего была проведена следующая анкета. Она помогла мне разобраться в причинах, по которым подростки употребляют слова, засоряющие их речь, узнать, какие это слова и как к такой речи относятся окружающие и родители, чья речь является для моих сверстников эталоном.
Проанализировав результаты анкеты, сделала вывод, что речь подростков моей школы засоряют слова-«паразиты», орфоэпические ошибки, жаргоны, неправильные словоупотребление, чрезмерные заимствования и сокращения. Причем, самыми распространенными речевыми ошибками являются слова-«паразиты»: ими полна речь 92% юношей и 89% девушек. Также речь 52% девушек и 82% юношей засорена жаргонами. Действительно, жизненные наблюдения за речью моих ровесников подтверждают, что слова-«паразиты» и жаргонизмы обедняют речь и делают ее похожей на какую-то знаковую систему.
Главной целью употребления слов, засоряющих речь, является желание подростков придать речи живость (50%). Я совершенно не согласна с этим мнением, потому что данные слова не делают речь выразительной. Также я считаю ошибкой то, что этими словами можно передавать информацию (28%), так как чаще всего они не имеют глубокого смысла. Некоторые мои сверстники думают, что использование жаргонизмов, чрезмерного заимствования, слов-«паразитов», сокращений помогут поддержать хорошие отношения с одноклассниками (10%) и самоутвердиться (17%). Я не сторонница данной позиции, так как считаю, что в человеке интересен его внутренний мир, а бедность языка свидетельствует о духовном оскудении.
Отвечая на вопрос №3, респонденты слукавили. Некоторые написали, что не употребляют в своей речи матерных жаргонизмов, но жизненный опыт доказывает обратное. Большинство подростков признались в том, что использование тех или иных жаргонов зависит от ситуации, написав, что в их речи встречаются и матерные, и юмористические жаргонизмы (50%).
Неприятно осознавать и то, что большинство окружающих равнодушно относятся к тому, как говорят подростки (46%). Их речь волнует лишь немногих (9%), а некоторые вообще позитивно относятся к неправильной речи моих ровесников (45%). Родители тоже почти не придают значения тому, как говорят их дети (11%), и лишь изредка делают им замечания (57%). Чаще всего взрослые люди не знают, какие слова употребляют в своей речи дети. (Слайд 21)
Тем не менее, эталоном правильной речи обучающиеся считают речь своих родителей (61%) и учителей (52%), речь друзей (21%) и средств массовой информации (14%), по их мнению, далека от совершенства.
Результаты исследования отражены в диаграммах .(Слайд 23)
Целью анкетирования являлось изучение речи современных школьников подросткового возраста. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают употребление слов, засоряющих речь, неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией ипридавать своей речи живость ,юмор.
2. При изучении уровня засоренности речи выявлено, что первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» и жаргонизмы (матерные и юмористические).
3. Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.
4. Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.
5. Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.
Я считаю, что к причинам отрицательных явлений в речевой практике можно отнести следующее:
проблемы в пополнении фонда библиотек;
Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков
Я изучила проблемы культуры речи своих сверстников и пришла к выводу, что эти проблемы необходимо решать. Мне кажется, что никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, я хочу предложить пути повышения культуры речи подростков. Если принять их во внимание, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.
Пути повышения культуры речи подростков:
проводить устные журналы, например: «Язык мой – друг мой», «Родное слово»;
Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. По этой причине не лишними станут методы самостоятельного совершенствования языковой культуры:
Заключение
Изменения, происходящие в социальном мире, в мире духовном, не могли не отразиться на состоянии нашей общей культуры, которая долгое время катастрофически разрушалась и продолжает разрушаться, деградировать и гибнуть, а вместе с нею гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «поддержка и опора», - великий русский язык.
Грубый, жаргонный, изуродованный по прихоти своих носителей нелитературный язык берет верх, входит во все сферы нашей жизни, включая сферу культуры.
Говорить сегодня изящным и изысканным языком, который вызывает к жизни поток прекрасных человеческих чувств, стало, к сожалению, немодным, неуместным и ненужным.
Средства массовой информации, призванные создавать образцы устной речи и быть хранителями ее культуры, утратили это свое высокое предназначение. Поэтому нужна общегосударственная программа по спасению нашего великого языка, которая бы охватывала все сферы нашей жизни (политическую, экономическую, социальную, культурную), всё население (от детей ясельного возраста до взрослых).
Список используемых источников и литературы
1. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 2012
2.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 2010
3.Шапошников В. «Русская речь», 2000-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп,
4.. http://www.bestreferat.ru/referat-20893.html
Русский язык начала 20 века.
Научно-исследовательская работа по русскому языку.
Тема:«Проблемы культуры речи подростков»
Выполнила: Муртазалиева Амина, ученица 11 класса
Руководитель: Муцалханова Л.А., учитель русского языка и литературы
Оглавление
1. Введение………………………………………… .. ……………3
2. Основная часть
Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе------5
Глава 2. Исследование качества речи подростков школы ----10
Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков……………………………………………………… 12
3.Заключение…………………………………………………… 13
4. Список использованных источников и литературы……… 14
Введение
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил,
в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
И.Бунин
« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, который пользуется языком народа», - так пишет в своих «Письмах о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Я предлагаю на миг прислушаться к речи окружающих нас людей, к своей собственной речи. Я думаю, каждый из нас услышит это: «хай», «бай», «Пипец!», «Крутяк!», «Воще прет!», «Тусняк!», «Вау!». Когда слышишь такое, начинаешь невольно задумываться, что стало с «великим и могучим» русским языком?! Кто превратил язык наших предков в подобие языка? Почему мы стали говорить на «птичьем» языке?
Я считаю данную проблему актуальной, потому что каждый день сталкиваюсь со сквернословием, бранными словами, излишним заимствованием. Неслучайно Д.С. Лихачеву принадлежит термин «экология культуры». К культурно-экологическим бедствиям он относил и обеднение русского языка.
Цель моей работы – проанализировать, какие проблемы культуры речи существуют в подростковой среде.
Задачи:
1)изучить общие положения проблемы речи, пользуясь различными источниками информации;
2)исследовать качество речи подростков в школе;
3)найти пути решения проблемы языкового образования подростков;
4)создать мультимедийную презентацию
Методы исследования:
1)Описательный;
2)Статистический.
3)Объект исследования:
Этапы работы:
1. Теоретический этап (определение области исследования, проблемы и темы, планирование структуры и содержания работы, поиск и сбор информации).
2. Практический этап (обработка информации, исследование культуры речи подростков).
3. Рефлексивный этап (оценка и отзыв руководителя работы, защита работы на конференции)
Глава 1. Проблемы культуры речи на современном этапе
Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время "предъявления себя", время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.
В настоящее время известна поговорка "Слово – визитная карточка человека". Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.
Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.
Что же подразумевает понятие «культура речи»?
1. Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
2. Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.
3. Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Данная работа ориентирована на последнее значение понятия «культура речи».
Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в устной речи сегодня таковы.
1. Чрезмерные заимствования
Известно, что в 80-е годы XX веке с развитием экономики нового типа в Россию пришло огромное количество иностранных слов. В основном, это были слова англо-американского происхождения: а) экономические термины (маркетинг, менеджмент, брокер); б) политические термины (рейтинг, электорат, консенсус); в) названия понятий из бытовой сферы (сникерс, кола; лосины); г) речевые формулы (о'кей, ноу-проблем, вау) и многое другое.
2. Жаргоны
Жаргоны – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.
Существует определенная мода на употребление жаргонов в элитных кругах. Например, в речи
1) бизнесменов: баксы, штука, дать на лапу;
2) телеведущих эстрадно-музыкальных программ: драйв, тусовка, раскрутить;
3) политических лидеров: беспредел, замочить, разборки.
Но самый массовый язык жаргона – это язык молодежи. Например, такие выражения, как: отпад! прикол! я тащусь! полный абзац! кино и немцы! в зависимости от ситуации могут выражать сразу несколько значений и не поддаются точному переводу.
Характерным признаком жаргонов является их недолговечность. Вспомним, как быстро менялись названия денежных купюр. В 50–60 годы прошлого века – тугрики, в 80-е – мани, в 90-е – бабки, баксы, деревянные, зеленые.
3. "Вирус канцелярита
Как известно, канцеляризмы – это характерные для официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, при наличии, настоящим удостоверяется). Однако в других стилях речи канцеляризмы неуместны.
4. Речевые штампы
Штамп – речевой образец (слово или словосочетание), который вследствие слишком частого и постоянного употребления превратился в стандартную, ходовую и надоевшую единицу. Это такие избитые выражения, как, например, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения и т.п.
6. Слова-спутники
Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники – парные слова, которые из-за многократного повторения утратили выразительность и постепенно превратились с стилистически ущербные словосочетания, например: если критика, торезкая; если размах, то широкий.
7. Многословие
Многословие – это явление речевой избыточности, связанное с неумением точно и кратко выразить мысль.
Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив; повседневная обыденность, темный мрак.
8. Неправильное словоупотребление
Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:
Лексические ошибки:
* я одену пальто (правильно: надену)
Грамматические ошибки:
* я извиняюсь (правильно: извините)
Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Так, например: книгоединица, недоотдых, обилечивание пассажиров, человеко-койко-место.
Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например:
* Футболисты ушли с поля боя без голов.
* Долг врача – довести больного до конца.
9. Неправильное расположение слов
Бывает так, что, с точки зрения лексики и грамматики, предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:
* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)
* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)
* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)
10. Низкий уровень общей речевой культуры
Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
К явлениям, характеризующим речь молодежи, относятся также слова-"паразиты": блин, э-э, типа, типа того, чисто конкретно, как бы; а также слова с "опустошенным" значением: супер! круто! нормально!.
11. Сокращения
Значительно обедняют нашу речь сокращения: коммуналка, безналичка, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим, а также усеченные или просто ненормативные фразы: В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").
12. Орфоэпические ошибки
Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях):
*дОговор (правильно: договОр),
*созвОнимся (правильно: созвонИмся),
*средствА (срЕдства).
Пользуясь различными источниками информации, изучила некоторые аспекты проблемы речи, как-то: чрезмерные заимствования, «вирусы» жаргона и канцелярита, многословие, неправильное словоупотребление и т.д.
Следующий шаг моего исследования - изучение качества речи подростков в нашей школе.
Глава 2. Исследование качества речи подростков школы
В связи с описанием качества речи мне важно было знать, как представляют себе обучающиеся правильную речь, что хорошо в речи, что плохо, как оценивают они свою речь и чужую. Для этого мной было проведено анкетирование. Я предложила учащимся две анкеты, одна из которых содержала вопросы, на которые требовалось дать развернутый ответ, а вторая была составлена в виде теста .
Первая анкета показала, что только 20% опрошенных знают некоторые качества хорошей речи, называют их, характеризуя речь с точки зрения произношения ( непринужденная,спокойная, ясная,), с точки зрения общих требований к речи письменной и устной (ясная, правильная, точная).
40% имеют представления о качествах хорошей речи, определяют некоторые из них. 40% не имеют представление о качествах хорошей речи, их ответы примерно таковы: «Хорошая речь-это хороший разговор» или «Хорошая речь-это красивая,отчетливая ,правильная речь».Оценка собственной речи и речи окружающих затрудняет подростков: только 10% опрошенных смогли дать определенный ответ, который сводится к следующему: «Мне не нравится в речи окружающих многословие,чрезмерное употребелние жаргонов и матерных слов».(Слайд 16)
Ответ на четвертый вопрос анкеты показал, что 70% предпочитают устную форму речи и только 30% любят писать. О своих затруднениях при письме и разговоре говорят довольно уверенно: 10% не испытывают затруднений, 25% испытывают затруднения из-за незнания правил правописания, 65% затрудняются в выборе нужного слова.(Слайд 18)
Судя по ответам на шестой вопрос, работу над написанным проводят только 10%. Односложные высказывания учащихся на последний вопрос анкеты сводятся к следующему: 55% понимают исправления, 30% не всегда понимают, 5% не понимают. (Слайд 19)
Проанализировав результаты опроса, делаю вывод, что большинство обучающихся затрудняются вести предметный разговор о культуре речи, т.к. имеют самые поверхностные знания в этой области..
После чего была проведена следующая анкета. Она помогла мне разобраться в причинах, по которым подростки употребляют слова, засоряющие их речь, узнать, какие это слова и как к такой речи относятся окружающие и родители, чья речь является для моих сверстников эталоном.
Проанализировав результаты анкеты, сделала вывод, что речь подростков моей школы засоряют слова-«паразиты», орфоэпические ошибки, жаргоны, неправильные словоупотребление, чрезмерные заимствования и сокращения. Причем, самыми распространенными речевыми ошибками являются слова-«паразиты»: ими полна речь 92% юношей и 89% девушек. Также речь 52% девушек и 82% юношей засорена жаргонами. Действительно, жизненные наблюдения за речью моих ровесников подтверждают, что слова-«паразиты» и жаргонизмы обедняют речь и делают ее похожей на какую-то знаковую систему.
Главной целью употребления слов, засоряющих речь, является желание подростков придать речи живость (50%). Я совершенно не согласна с этим мнением, потому что данные слова не делают речь выразительной. Также я считаю ошибкой то, что этими словами можно передавать информацию (28%), так как чаще всего они не имеют глубокого смысла. Некоторые мои сверстники думают, что использование жаргонизмов, чрезмерного заимствования, слов-«паразитов», сокращений помогут поддержать хорошие отношения с одноклассниками (10%) и самоутвердиться (17%). Я не сторонница данной позиции, так как считаю, что в человеке интересен его внутренний мир, а бедность языка свидетельствует о духовном оскудении.
Отвечая на вопрос №3, респонденты слукавили. Некоторые написали, что не употребляют в своей речи матерных жаргонизмов, но жизненный опыт доказывает обратное. Большинство подростков признались в том, что использование тех или иных жаргонов зависит от ситуации, написав, что в их речи встречаются и матерные, и юмористические жаргонизмы (50%).
Неприятно осознавать и то, что большинство окружающих равнодушно относятся к тому, как говорят подростки (46%). Их речь волнует лишь немногих (9%), а некоторые вообще позитивно относятся к неправильной речи моих ровесников (45%). Родители тоже почти не придают значения тому, как говорят их дети (11%), и лишь изредка делают им замечания (57%). Чаще всего взрослые люди не знают, какие слова употребляют в своей речи дети. (Слайд 21)
Тем не менее, эталоном правильной речи обучающиеся считают речь своих родителей (61%) и учителей (52%), речь друзей (21%) и средств массовой информации (14%), по их мнению, далека от совершенства.
Результаты исследования отражены в диаграммах .(Слайд 23)
Целью анкетирования являлось изучение речи современных школьников подросткового возраста. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают употребление слов, засоряющих речь, неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией ипридавать своей речи живость ,юмор.
2. При изучении уровня засоренности речи выявлено, что первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» и жаргонизмы (матерные и юмористические).
3. Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.
4. Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.
5. Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей и учителей.
Я считаю, что к причинам отрицательных явлений в речевой практике можно отнести следующее:
проблемы в пополнении фонда библиотек;
Глава 3. Пути решения проблемы языкового образования подростков
Я изучила проблемы культуры речи своих сверстников и пришла к выводу, что эти проблемы необходимо решать. Мне кажется, что никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, я хочу предложить пути повышения культуры речи подростков. Если принять их во внимание, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.
Пути повышения культуры речи подростков:
проводить устные журналы, например: «Язык мой – друг мой», «Родное слово»;
Как уже говорилось выше, главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. По этой причине не лишними станут методы самостоятельного совершенствования языковой культуры:
Заключение
Изменения, происходящие в социальном мире, в мире духовном, не могли не отразиться на состоянии нашей общей культуры, которая долгое время катастрофически разрушалась и продолжает разрушаться, деградировать и гибнуть, а вместе с нею гибнет единственная, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «поддержка и опора», - великий русский язык.
Грубый, жаргонный, изуродованный по прихоти своих носителей нелитературный язык берет верх, входит во все сферы нашей жизни, включая сферу культуры.
Говорить сегодня изящным и изысканным языком, который вызывает к жизни поток прекрасных человеческих чувств, стало, к сожалению, немодным, неуместным и ненужным.
Средства массовой информации, призванные создавать образцы устной речи и быть хранителями ее культуры, утратили это свое высокое предназначение. Поэтому нужна общегосударственная программа по спасению нашего великого языка, которая бы охватывала все сферы нашей жизни (политическую, экономическую, социальную, культурную), всё население (от детей ясельного возраста до взрослых).
Список используемых источников и литературы
1. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 2012
2.Скворцов Л. И. «Об оценках языка молодёжи (жаргон и языковая политика)» //Вопросы культуры речи, вып. 5, М., 2010
3.Шапошников В. «Русская речь», 2000-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп,
4.. http://www.bestreferat.ru/referat-20893.html
Русский язык начала 20 века.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Твёрдое - мягкое
Кактусы из сада камней
Любимое яичко
Мороз и заяц