Исследовательская работа учащейся, представленная на конкурс НОУ.
Вложение | Размер |
---|---|
bodrikova_viktoriya_1.doc | 200 КБ |
viktoriya_bodrikova_2.pptx | 1.18 МБ |
|
Работу подготовила Бодрикова Виктория, учащаяся 8 б класса
Научный руководитель: Казакова Марина Анатольевна, учитель обществознания
2016-2017 уч/год.
Оглавление:
Основная часть. «История праздников в почтовых открытках» 5
Из истории почтовой открытки. 5
I. Дореволюционные праздники в поздравительных открытках. 7
В. Здравствуй, широкая масленица! 10
Г. Примите поздравления с Пасхой! 11
II. Советские праздники в поздравительных открытках. 11
А. С Новым годом, с новым счастьем! 13
Б. Да здравствует годовщина Октябрьской революции! 16
В. С праздником весны и труда! 17
Г. С праздником, милые женщины! 18
Е. С праздником, защитники Отечества! 20
III. Новые праздники новой России. 21
Вступление.
Разнообразного материала об истории почтовых открыток много, и для меня, современной ученицы, изучать эту тему интересно, поскольку мы живём в эпоху технического прогресса, когда виртуальные послания всё больше вытесняют бумажные карточки, когда по телефону можно позвонить в любую часть света, послать СМС, которое через минуту достигает своего адресата. Сегодня поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное, а коллекции, сохранившиеся у наших бабушек и дедушек, вызывают живой интерес и позволяют лучше узнать историю своей семьи, историю России и мира. Но самое удивительное, что история открытки, несмотря на всё вышеизложенное, не закончилась, а продолжает жить и развиваться, приобретая новые интересные формы.
Актуальность темы: открытки - всегда были, есть и будут миниатюрными подарками, создающими атмосферу праздника, выражающими отношение людей друг к другу, оставляющими в памяти наиболее важные события жизни. Они всегда приносят радость, красоту и добрые пожелания в каждый дом. Изучение делтиологии (истории открытки) позволяет глубже познакомиться с возникновением и развитием данного направления в культуре, современными технологиями и разнообразием в направлении – авторская открытка.
Организационная часть
Цель моей работы:
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
Объект моего исследования – почтовая открытка.
Предмет исследования – отношение учащихся к открытке, как форме поздравления.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- анализ, сравнение и обобщение результатов исследования.
Рассматривая и изучая почтовые поздравительные открытки , я пришла к выводу, что они отражают в какой-то степени историю нашей страны, в том числе историю праздников, без которых нельзя представить жизнь нашего народа.
Действительно, по всему миру накануне больших праздников почтальоны разносят по адресам огромное количество поздравительных открыток. Каждая из них отражает индивидуальность ее отправителя и вместе с тем является свидетельством своего времени.
О чем могут рассказать эти прямоугольники из плотной бумаги, которые люди покупают к праздникам, чтобы поздравить родных или рассказать о своей жизни? Открытки хранят много интересных сведений из истории, документальных материалов об архитектуре, музыке, искусстве. На многих из них запечатлены моменты жизни выдающихся личностей. Миллионы старых открыток представляют собой авторитетные документы прошлых лет. Почтовая карточка служит неоценимым материалом для историка и этнографа, искусствоведа и туриста, в ней запечатлена история техники и спорта.
Иллюстрированные почтовые карточки стали предметом широкого коллекционирования. Людей, которые коллекционируют их, называют филокартистами. Иллюстрированные открытки делятся на художественные и документальные. Художественные открытки представляют собой репродукции произведений живописи, скульптуры, графики или отпечатки с оригиналов, созданных специально для этого издания. К художественным открыткам относятся открытки плакатного типа, агитационные, поздравительные, пригласительные, юмористические, сатирические, рекламные, юбилейные, детские открытки. Документальные открытки являются тиражированными оригиналами фотографий. Их можно подразделить на видовые, событийные, портретные и др.
Я в своей работе поставила перед собой цель – проследить, как изменялись поздравительные почтовые открытки в нашей стране в разные периоды российской истории: до революции (конец 19 - начало 20 веков), в советское время (1917-1991 гг.), в наши дни.
Основная часть. «История праздников в почтовых открытках»
Чаще всего люди вместе собираются на праздниках. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чем-то необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далеком прошлом зарождались праздники. Традиции древних обрядов, переродившись в игровые, карнавальные, обогатили народную праздничную культуру. Традиции народных праздников нашли отражение в поздравительных почтовых открытках.
Из истории почтовой открытки.
Интересна история появления почтовых открыток. Существует несколько версий появления первых рисованных открыток. Разные страны спорят за пальму первенства в данном вопросе. Французы говорят, что местный "Парижский почтовый альманах" рассылал открытки ещё в 1777 году. Англичане голосуют за 1794 г., когда некий художник Добсон отправил своему другу изображение счастливого семейства вокруг елки с поздравительным посланием на другой стороне. И так далее и тому подобное. Одно несомненно - первые открытки появились именно к Рождеству.Однако открытка в том виде, в каком мы привыкли ее сегодня видеть, появилась значительно позже. Только с 1865 года в Германии и Австро-Венгрии заговорили о введении нового «почтового листка», «карточек для корреспонденции».
С 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии было введено в обращение дешевое и удобное открытое письмо. Занимательна история появления первой иллюстрированной открытки. В день мобилизации германских армий 16 июля 1870 года - за четыре дня до начала франко-прусской войны - немецкий книготорговец А. Шварц отправил по почте выпущенную им открытку с виньеткой на обратной стороне, изображающую артиллериста у пушки. Первая французская иллюстрированная открытка была выпущена в осажденном Париже, откуда 30 сентября был запущен первый воздушный шар без экипажа, в гондолу которого было вложено 4 кг открыток. На адресной стороне этих открыток было помещено изображение эмблемы республики Франции.
Иллюстрированная открытка быстро шагнула в быт людей. Она имела широкую сферу использования: поздравление с праздником, сообщение новостей, напоминание о себе, назначение встречи, объяснение в любви. Художники и фотографы учитывали вкусы всех слоев общества. Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми. Затем их стали выпускать в цвете полиграфическим способом. Потом стали появляться почтовые открытки, изготовленные с применением металла, дерева, шелка, бархата, кружев, кожи, резины, птичьих перьев, бисера.
Иллюстрированная открытка пришла в Россию из Европы в конце XIX века. Первая русская открытка появилась в начале 1872 года. Считается, что первая иллюстрированная открытка в России вышла в 1897 году к Пасхе. С конца XIX - начала XX веков в России возникает ряд издательств, выпускавших почтовые открытки с различными сюжетами. Каждый издатель, каждая типография, печатня и фотосалон, занимавшиеся производством почтовых карточек в России, выпускали поздравительные открытки к Пасхе, Рождеству Христову, дню ангела, Новому Году. Иллюстрированные поздравительные открытки делились на 2 группы: одни делались по эскизам русских художников и выполнялись отечественными предприятиями, другие изготовлялись по заказу за рубежом. Русские художники сотрудничали с различными издательствами, которые заказывали им рисунки для открыток. В работе над открытками принимали участие такие известные художники как: В. Васнецов, Н. Рерих, К. Коровин, К Маковский, А. Бенуа, И. Билибин, Е. Бем, Е. Лебедева.
I. Дореволюционные праздники в поздравительных открытках.
А. Открытка к Рождеству!
С Рождества по Крещение на Руси праздновались Святки. Святки отмечались с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю), в течение двух недель, между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением. Одним из самых важных праздников христианского календаря является Рождество.
В рождественские дни молодежь веселилась от души, в деревнях и городах ряженые пугали и веселили людей, устраивались маскарады, которые проходили очень бурно, поскольку все они с Рождественского поста были запрещены.
Рождество и следующие за ним две недели до Крещения всегда считались на Руси временем всевозможных чудес и таинств, когда можно было гадать о будущем. Особое значение придавалось разным приметам. Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания.
Все эти святочные традиции и обычаи нашли свое отражение в поздравительных открытках. Открытки к Рождеству можно разделить
Сюжеты рождественских открыток включают: рождественские сцены, посещение церкви, праздник елки, зимние пейзажи, катания на тройках, гадания, колядования. Элементы, которые чаще всего присутствуют на российских дореволюционных открытках: Вифлеемская звезда, ангелы, подарки, Дед Мороз, лыжи, санки, коньки, люди, игры, свечи, дети, лошади, петушки, гуси, медведи, церкви, оружие, колокольчики, свечи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1- открытки, вышедшие в московской типографии братьев Менерт)
Б. Счастливого Нового года!
Традиция встречи Нового года восходит к древним римлянам. Новый год отмечают 1 января многие народы мира, люди разных верований, обычаев, национальностей, встречают его с особенным волнением и надеждами, ждут чудес, так как этот день благоприятного предзнаменования.
В старину Новый год на Руси праздновался сначала 1 марта, потом 1 сентября. 1 января, как сейчас, его стали праздновать в России только с 1700 года. Январский новый год был введен Петром I в 1700 году. В Петербурге его наступление отмечали колокольным звоном, пушечной и ружейной пальбой. Тогда в домах, как это принято сейчас, елки не украшали. Обычай этот пришел в Россию в середине XIX века из Западной Европы. На улицах жгли костры, чтобы скорее прибавилось света и тепла. Пекли пряники в виде разных забавных фигурок. По улицам ходили ряженые, заводили игры и забавы, разыгрывали сценки.
По крестьянскому хозяйству Новый год всегда отмечался в конце декабря, в день зимнего солнцеворота;
С праздником Нового года люди связывали самые большие надежды и мечты, подводились итоги прошедшему году и проводились заклинания на все двенадцать месяцев предстоящего года. Когда мы желаем друг другу: «С Новым годом, с новым счастьем!», то, сами того не подозревая, «колдуем», вселяя добрыми пожеланиями. Отсюда и ритуалы празднования Нового года. Считалось, что без елки нет в доме праздника. Наши далекие предки относились к деревьям, как к живым существам, и наделяли их способностью творить добро и зло, считая, что в вечнозеленых ветвях ели зимуют добрые духи, и люди несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать душистую ель. На Руси в начале века выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье, обуви – «тогда и весь год ходить в обновах». Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли окна и зеркала. Карнавальные маски под Новый год в России появились в начале XVII века, когда был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами.
Сюжеты новогодних дореволюционных открыток включают: жанровые сценки, гуляния, хороводы, застолье, карнавал. Непременными элементами новогодних открыток стали: год с датой, календарь, часы, гном, трубочист, деньги, цветы, гриб, ключи, колесо, воздушные шары.
В середине лета 1914 года Россия была втянута в мировой конфликт. Началась I Мировая война. Объявление Германией войны России вызвало невиданный всплеск патриотизма. Многие мужчины были мобилизованы. Во всех городах были открыты госпитали и лазареты. Стали устраиваться благотворительные концерты и спектакли, проводиться лотереи в фонд помощи раненым. Эти события нашли свое отражение в почтовых открытках, в том числе и в поздравительных. В сюжетах открыток этого периода можно видеть: Святого Георгия Победоносца, солдат на посту или на позиции. К новым элементам, появившимся на рождественских и новогодних открытках, можно отнести: пушки, палаточные лагеря, людей в военной форме. Российские рождественские и новогодние открытки отличались от иностранных открыток по сюжетам и отдельным элементам, иногда повторяя их. Иностранные открытки чаще всего, имели следующие элементы: ночное звездное небо, луна, сосульки, календарь, пейзажи, лодка, мельница, мольберт, рисование, библия, письмо, ангел, игровые кости, гриб, маяк, крест, зонт, пальмовая ветвь. Русские художники старались внести в сюжеты открыток традиционные элементы. На серии рождественских открыток по рисункам художника А. Красовского, выпущенной издательством «Рассвет» в 1915 году, можно было увидеть русских былинных героев: богатырей, гусляров, Соловья-разбойника.
В. Здравствуй, широкая масленица!
По части веселья со Святками успешно соперничала Масленица. Масленица гулялась в последнюю неделю перед Великим Постом, начиная от понедельника и кончая воскресеньем (неделя). Это был один из наиболее любимых праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Бытовало поверье: плохо справишь Масленицу, пошлёт Велес (Власий) неурожайное лето.
Название праздника возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Катанье на санях украшенных лошадях компаний нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства (прыжки в сани на ходу), было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор. Широкое распространение имели среди молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка.
Устойчиво держалась группа элементов, рождающая семейный характер масленицы: уборка дома, посещение родных, особенно родственников жены, семейное угощение. К сожалению, поздравительных открыток с масленицей сохранилось очень мало, на них главные элементы праздничного стола – блины, мед и масло на вышитой скатерти.
Г. Примите поздравления с Пасхой!
Праздником праздников, торжеством торжеств, Великоднем, Пасхой называли христиане Светлое Христово Воскресение. Об этом радостном и великом событии рассказывают все четыре Евангелия. Русские люди связывали пасху с приходом весны, нарождением новой жизни.
Это был праздник возрождения, любви, всепрощения. Пасху отмечали широко, связывая с ней добрые надежды. С праздником Пасхи исстари связано много самых разных светлых и добрых традиций. К празднику пекли куличи, делали пасху, красили яйца, освящали их в церкви. Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, одаривал нищих, немощных, убогих. Русские люди посещали больницы, богадельни, узников тюрем. Никто не мог остаться без церковной службы в пасхальную ночь.
После ночной пасхальной службы и освящения куличей прихожане приходили домой, христосовались и разговлялись праздничной едой. В воскресенье накрывали праздничный стол, приходили родные и знакомые с поздравлениями и приветствием «Христос Воскресе!». Им отвечали: «Воистинно Воскресе!», целовались, дарили яйца, маленькие куличики.
Пасхальный стол украшали вербой. На пасхальных открытках очень часто можно видеть – праздничные столы и в купеческой семье, и в крестьянской избе украшают куличи, пасхи, крашеные яйца.
II. Советские праздники в поздравительных открытках.
Октябрьская революция 1917 года внесла огромные изменения не только в политический строй России, но и в духовную жизнь народа, его традиции и обычаи и обряды. Церковь по декрету 1918 года была отделена от государства. Взамен старых религиозных праздников были предложены новые: октябрины вместо крестин, день рождения вместо именин, Новый год вместо Рождества, Первомай вместо Пасхи, праздник русской березки вместо Троицы и т.д. В нашей стране сложилась система советских праздников и обрядов, являвшаяся составным элементом социалистической культуры, социалистического образа жизни. Главное в советских праздниках было их идейно-политическое содержание. Огромное социальное значение имели советские общегосударственные и революционные праздники, так как они наиболее полно выражали общественные идеалы, революционные традиции, борьбу за новую жизнь.
После революции 1917 года главнейшей задачей всех видов печатной продукции стала агитация трудящихся масс для борьбы с внутренними и внешними врагами. Они вели наступление на массы, изменяя быт и психологию. Открытки того времени превратились в особый вид печатной продукции - крохотный плакат, зовущий в бой за утопическое будущее. Постепенно открытка теряла свое назначение почтового отправления. На месте, предназначенном для сообщения и адреса, начали помещать революционные песни или воззвания. Первой советской открыткой считается фотооткрытка, запечатлевшая торжественные похороны в парке Лесного института павших в Петрограде революционных бойцов. Открытка была издана 19 ноября 1917. К первым советским почтовым карточкам относится серия открыток, увековечивших Москву октябрьских дней. К первой годовщине Октября была издана 41 открытка с проектами первых советских памятников, разработанных московскими скульпторами по ленинскому плану монументальной пропаганды.
После революции изменилась и поздравительная открытка. Праздники Рождества и Пасхи были сметены воинствующим атеизмом. Новогодние поздравления упразднились газетными спорами о том, когда справлять Новый год—с 31 декабря на 1 января или с 7 на 8 ноября, и в каком летосчислении - или от Рождества Христова или от свержения Временного правительства. В ноябре 1919 года были напечатаны открытки «Привет с фронта! Поздравляем товарищей со второй годовщиной победы над помещиками и капиталистами».
Изображения на открытках пестрят новой, революционной символикой: красными знаменами, звездами, серпом и молотом. Основная тема открыток — призыв к «активному действию и соучастию». Яркие лубочные открытки, выпущенные в 1920 году, агитировали вступать в партию коммунистов, призывали быть бдительными. В 1920—1921 годах вновь появляются благотворительные открытки, на оборотной стороне которых печатались призывы: «Спасите умирающих детей Поволжья», «В пользу голодающих детей» и т. п. Средства от продажи поступали в комитеты по борьбе с беспризорностью. В 1920-е годы выходят благотворительные открытки, выручка от которых идет в фонды развития каких-либо обществ. Миф гигантизма и благополучия, миф военной угрозы и непобедимости страны постоянно повторялся в репродукционной и иллюстрационной открытке. Велась смертельная идеологическая борьба против народа всеми средствами массовой информации - от газет и плакатов до крохотных листков почтовых отправлений. Открытка была буквально превращена в плакат в конце 1930-х годов, это становится единственной нормой существования иллюстрированной открытки.
А. С Новым годом, с новым счастьем!
С Рождеством после революции боролись, вели агитацию, закрывали церкви. Апогей борьбы с Рождеством пришелся на 1930 год. Комсомольцы «весело» похоронили религию, героев старого быта, любителей побездельничать в Рождество. Они осмеивали елки и церкви, рядились в попов, пасторов, читали «проповеди», а потом под музыку, хохот и пляски жгли иконы, ризы.
Особых нападок на Новый год не было, но и в нем видели что-то, чуждое советскому режиму, обывательское. Но даже революция не помешала Деду Морозу - старик в белой или голубой шубе появлялся на празднике до самого 1927 года, когда обострилась борьба с религией. Новогодние открытки были упразднены раньше официального запрещения празднования Нового года. Но люди продолжали поздравлять друг друга с праздником. В семьях сохранялись дореволюционные поздравительные открытки с почтовыми штемпелями 1920—1930-х годов. Иногда на такой открытке старый текст тщательно заклеивался, и писалось новое поздравление. Пользовались и открытками с зимним сюжетом, на котором от руки писалось «С Новым годом!».
1935 год – это год реабилитации Нового года. Елка из рождественской превратилась в новогоднюю. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященное встречи Нового 1936 года». ЦК ВЛКСМ рекомендовал устраивать для детей новогодние ёлки с Дедом Морозом. Спустя два года его снабдили Снегурочкой, но имени собственного он ещё не заслужил - везде старика называли "дедом морозом" (именно в кавычках). Нынешнее имя, с двух заглавных букв, ему было возвращено только в 1958 году.
С 1935 года возродилось празднование Нового года, а к 1939 году, впервые за годы советской власти, были выпущены и поздравительные открытки в честь этого праздника. В 1938 году издаются иллюстрированные открытки «С Новым годом!» - со снежинками на фоне Спасской башни. Этот сюжет с тех пор постоянно повторяется как эталон для данного вида открыток. С 1939 года новогодние встречи стали проводиться в ЦПКиО имени М.Горького в Москве. Специально для этого праздника на фотооткрытках, с изображением летних гуляний в парке, на обороте допечатали поздравления с Новым годом.
Новогодние открытки военных лет отличались большим разнообразием. На них — эпизоды боев и будни фронтовой жизни, подвиги партизан и портреты героев, тексты песен военных лет и острая сатира на фашистов. Открытки часто сопровождались четверостишиями или пословицами. К новому, 1942 году выходят открытки с изображениями воинов, идущих на фронт из Москвы, замерзающих фрицев («Что русскому здорово, то немцу смерть!»); поздравительные открытки «Новогодний привет с фронта!», «Новогодний балтийский привет!»; со специальными детскими сюжетами - «Папа, бей фашистов!». В 1944 году выпущены открытки «С Новым годом—годом победы!», повторенные и к 1945 году.
С 1-го января 1948 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947года) первый день нового года стал нерабочим днем.
Новогодняя открытка прошла путь от героической символики 1940-х годов до детских забавных сюжетов 1950-х - начала 1960-х годов. Считалось, что Новый год – это, прежде всего, праздник детей. Первыми послевоенными новогодними открытками стали фотооткрытки с зимними пейзажами, с новогодними елками, с достопримечательностями Москвы и Ленинграда. Чуть позже непременными элементами новогодних открыток стали: розовощекие дети в шубах и валенках, мальчик «Новый год», Дед Мороз, Снегурочка, снежинки и морозные узоры,
В конце 50-начале 60-х годов XX века началась эра освоения космоса. Советский Союз запустил первые искусственные спутники Земли, а потом и космические корабли с человеком на борту. Это нашло отражение в почтовых новогодних открытках, на которых художники стали рисовать или деда Мороза или Новый год на спутнике или ракете. В послевоенное время стала бурно развиваться техника, и на почтовых открытках стали появляться такие элементы, как вертолеты, самолёты, паровозы, автомобили. В 60-70-е годы прошлого века усиливается политизация всех сторон жизни людей. Советские новогодние открытки тех лет часто имели такие элементы: звезда как украшение, звезда на Спасской башне, Кремль, праздничный салют. В 70-е годы прошлого века в связи с победами нашей хоккейной сборной команды на открытках стали появляться изображения хоккеистов. В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры, а на открытках часто можно было увидеть олимпийского мишку – символ московской олимпиады.
Затем в новогодних открытках стало наблюдаться засилье зимних пейзажей. Новогодняя открытка 80-90-х годов - фотомонтаж со свечами, елочными шарами и праздничным столом - была удачно введена в обиход прибалтийскими издательствами и ныне выпускается всеми. В период перестройки советских людей познакомили с восточным календарем, и в моду вошли новогодние открытки с изображением символического животного того или иного года: Год быка, Год овцы, Год тигра, Год зайца и т.д.
Б. Да здравствует годовщина Октябрьской революции!
Придя к власти в 1917 году, большевики вознамерились создать новый мир. Ни Богу, ни старым праздникам в новой России места не было. Началась кампания по борьбе с ними.
Среди них главный праздник - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. День 7 ноября стали считать первым днем новой эры и ежегодно праздновать как Новый год со всеми ритуалами. В нем наиболее полно была воплощена идея революционного преобразования мира на коммунистических началах. Этот праздник стал широко отмечаться в 20-е годы после окончания гражданской войны. Когда-то, до революции на осень приходились осенние «престолы», Завершались первые две трудовые недели – наступало время встречать осень, праздновать всем миром Осенины. Праздник Казанской Божьей Матери праздновался 4 ноября после покорения в 1552 году Иваном Грозным Казанского ханства. 10 ноября в России широко отмечался праздник, посвящённый Пятнице Параскеве. Этот праздник был связан с продолжающимися от Покрова осенними свадьбами. 14 ноября были Кузьминки – первый зимний праздник.
Революционный праздник Октябрьской революции был весьма к месту, ведь он заменил собой Осенины. Лидеры коммунистической партии понимали, что доклады, беседы вряд ли сыграют существенную роль в борьбе с религией. Другое дело - праздники, когда гремят оркестры, идут демонстранты, звучат песни, украшены улицы, сверкает иллюминация. В этот день в СССР устраивались карнавалы, где использовались маски «буржуев», «попов», «погребальных катафалков». Позднее на демонстрациях в честь этого праздника улицы и площади украшали знамена, транспаранты, лозунги, портреты руководителей партии и правительства. Вечером гремели праздничные салюты с фейерверками.
Многократно издавались открытки к годовщинам Октябрьской революции. Из них особенно интересны открытки, выпущенные к 10-летию советской власти. Но, очевидно, покупательским спросом они не пользовались. В 1941 году были изданы открытки к годовщине Октября «Поздравляем с XXIV годовщиной Октября!» (автор Ю.Васнецов). Открытки рассказывали тылу - о фронте, его героических буднях (выходили серии с портретами героев); и фронту - о тыле, непосильном труде, блокадном Ленинграде, бедствующих стариках, женщинах и детях. Детские открытки изображали пионеров-партизан, малышей, играющих в войну, пишущих отцам на фронт и ждущих писем; подростков, идущих на завод. В обиход подобные открытки вошли только после 1941 года.
С 1950-х годов композиция из кремлевских башен, рубиновых звезд и цветов вошла в типаж поздравительных открыток с годовщиной Октябрьской революции. Победу октябрьской революции средства массовой информации связывали с крейсером «Аврора», с Лениным, с красными флагами, гвоздиками, поэтому на почтовых открытках нашли своё отражение все эти элементы. Важное значение в политическом воспитании молодёжи, формировании их коммунистических взглядов имело участие детей и подростков вместе со взрослыми в революционных праздниках, в том числе 7 ноября (Праздник Великой Октябрьской Социалистической революции). Чтобы привлечь внимание детей к этому празднику, поэты сочиняли стихи о нем, композиторы перекладывали их на песни. В поздравительных открытках к этому празднику стали появляться сюжеты с изображением детей.
В. С праздником весны и труда!
Первомай или День Международной солидарности трудящихся стал широко отмечаться в советской России в 20-е годы прошлого века, после окончания гражданской войны. Так как велась активная антирелигиозная пропаганда, то Первомай возник в противовес Пасхе, которая обычно приходилась на конец апреля - начало мая. Уже тогда были выпущены первые поздравительные открытки к этому празднику, но они были немногочисленны. На них чаще всего изображали радостных демонстрантов с флагами и лозунгами.
В годы Великой Отечественной войны в стране увеличилась переписка. Судя по сюжетам и надписям на обороте - «Воинское», «Привет фронту», «Привет тылу», - открыточная продукция выпускалась и для фронта, и для тыла. Вновь появились и обрели широкую популярность иллюстрированные открытки с текстами и нотами песен, со стихотворными приветствиями. Во время войны появились открытки-поздравления «С боевым первомайским приветом!», «Героическому тылу первомайский привет с фронта!».
После войны основную массу открыток составляли репродукционные. К началу 1950-х годов советская историко-революционная живопись уходит на второй план. Привычные в 1930-е годы индустриальные пейзажи становятся крайне малочисленными. Основное место стало принадлежать жанровой первомайской открытке, воспевающей торжество социализма. Вот - пионеры с горном идут по «бескрайним просторам великой Родины», а это - улыбающиеся офицеры трогательно кормят «голубей мира», счастливые ударники труда украшают новую квартиру портретом вождя. К концу 1950-х годов с картин постепенно исчезает изображение Сталина. После смерти И.Сталина постепенно освобождаются от идеологического давления и иллюстрированные открытки. Не безликая «масса», а оживленные лица смотрят теперь с открыток, поздравляющих даже с праздником 1 Мая.
Первомай называли праздником мира, весны и труда, поэтому на поздравительных открытках 60-70-х годов можно увидеть такие элементы, как: цветущая ветка яблони или сирени, воздушные шары, голуби и слова «Мир, труд, май». С середины 70-х годов наблюдается тенденция сделать Первомай праздником международной солидарности трудящихся, придать ему более политический характер. В связи с этим меняются и почтовые первомайские открытки. Их фон становится почти красным, а основными элементами стали красные ленты, флаги, серп и молот, земной шар.
Г. С праздником, милые женщины!
Когда-то, в начале марта наши предки праздновали Ярилины дни. 1 марта - Ярило с вилами, так как считали, что в этот день начинается борьба тепла с холодом, и, Ярило «поднимает зиму на вилы». 2 марта - Продолжались Ярилины игры, совершался старинный русский обряд - боронился снег, особенно там, где он покрывался темным слоем. Этот обряд назывался «утучнением снега». После революции 1917 года вместо Ярилиных дней в СССР 8 марта стали праздновать Международный женский день. Впервые в России этот праздник был проведен в 1913 году в Петербурге. После войны День 8 Марта стал праздником, с которым поздравляли мам, бабушек, любимых, маленьких одноклассниц. На открытках появляются мальчики и девочки, готовящие подарки мамам, незадачливые шалуны, герои сказок и мультфильмов.
Международный день 8 Марта традиционно отмечался советскими людьми буквально во всех семьях, он стал неотъемлемой чертой советского быта. Мужчины с букетами цветов и подарками торопились домой — поздравить своих родных и близких. В каждой семье был праздник. А вечером все собирались у телевизоров, чтобы посмотреть традиционный «Огонек», любовно подготовленный Центральным телевидением к Международному женскому дню. Возникшая в середине 1950-х годов многосюжетная, с девичьими и женскими лицами открытка «8 Марта», превратилась к середине 1960-х годов в набор букетиков и листьев. Обязательными элементами стала сначала ландыши и первоцветы, затем, нарциссы и тюльпаны и, конечно, мимоза.
В последние 10 - 15 лет прошлого века открытки к 8 Марта чаще всего издавались для детей («Поздравляем бабушку», «Маме к празднику», «Поздравляем одноклассницу»), оставив самое незначительное место мимозам и лилиям. В настоящее время этот праздник сохранился, но утратил свою политическую окраску.
Д. 9мая - День Победы.
В мае 1945 года вышли открытки «С победой над Германией!», а в сентябре этого же года - «С победой над Японией!» и «С победой над Германией и Японией!»; подобные сюжеты повторялись еще несколько лет и исчезли к началу 1950-х годов.
Массовый выпуск поздравительных открыток ко Дню Победы наблюдался в СССР в начале 70-х годов прошлого века, особенно к 30-летию победы над фашизмом. На открытках того времени чаще всего изображались монумент «Матери-Родины» на Мамаевом кургане в Волгограде и монумент «Солдат-освободитель с девочкой на руках» в Трептов парке в Берлине. Обязательными элементами открыток были ордена Победы или Отечественной войны, орденские ленты, ветки сирени и слова «С праздником Победы!». В 80-е годы на открытках появляются новые элементы в дополнение к прежним: солдатские треугольники, гвоздики, орден Славы, голуби мира, праздничный салют. Часто на открытках ко Дню Победы воспроизводятся сюжеты плакатов военного времени, портрет маршала Г. Жукова. Интерес представляют композиции из фотографий военных лет, медалей, цветов, фронтовых писем. День Победы – один из немногих советских праздников, который живет в душах россиян, и в настоящее время его отмечают не только на официальном уровне, но и в каждой семье.
Е. С праздником, защитники Отечества!
Несомненно, общегосударственный характер и огромное общественно-политическое значение имел в СССР такой праздник, как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, отмечаемый всем советским народом 23 февраля. Он был установлен решением Советского правительства в 1919 году, но поздравительных открыток к данному празднику тогда не издавалось. В этот день поздравляли всех живущих воинов и чтили память героев прошлых сражений. Во время войны появились открытки-поздравления с Днем Красной Армии.
Поздравительные открытки к этому празднику начали выпускаться с 70-х годов XX века. Обязательными элементами этих открыток были: красная звезда, серп и молот, советский флаг, флаги военно-морского флота и военно-воздушного сил. Чуть позже обязательным атрибутом становится орденская ленточка, изображения ордена Славы, знаков «Отличник ВВС», «За службу Родине в ВВ СССР», «За отличие в воинской службе». В конце 70-х – 80-х годах отмечался пик гонки вооружений, и на поздравительных открытках стали изображения образцы военной техники, которые должны были показать советским людям силу советской армии.
Этот праздник сохранил свою актуальность и сегодня. Он сменил свое название – День защитника Отечества, стал нерабочим днем, но формы его проведения почти не изменились.
В целом, можно сделать вывод: поздравительная открытка советского времени стала с течением времени неинтересной и однообразной. Под влиянием массовой агитации и пропаганды, впитав все недостатки плакатной продукции, она превратилась в набор пустых символов, прикрывая слабость изображения магическим словом «идеология».
III. Новые праздники новой России.
После развала СССР и объявления независимости России произошло постепенное возвращение к традиционным православным праздникам. Это – Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Троица, Спасы и т.д. Но, к сожалению, многих горожан, особенно молодежь, в этих праздниках привлекает в основном внешняя сторона. Это – крестный ход, крашеные яйца и куличи, застолья. При этом многие не знают и не понимают сущности, содержания того или иного православного праздника. Народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р. Ушинского, который говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Надо возвращаться к своим корням!
7 января 1991 года Россия вновь на государственном уровне отмечала православное Рождество Христово. Символика современных рождественских открыток включает в себя элементы символики дореволюционных Рождества и Нового года. При этом из нее исчезло почти все, связанное с христианством и дореволюционным бытом.
Вновь появляются и открытки к Пасхе. В пасхальные современные открытки ворвалась символика европейской пасхальной открытки: кролики, превратившиеся в зайчат, цыплята, ветки вербы. Многие пасхальные открытки отличаются оригинальностью изобразительной канвы. В 1990 году эти открытки выпустили (без указания авторов) издательство «Протестант», Художественно-производственное объединение Русской Православной Церкви, анонимные совместные предприятия и кооперативы. Кроме того, были сделаны многочисленные переиздания старинных открыток, например с открыток Б.Зворыкина, и раскрашенных гравюр-открыток М.Сергеевой.
В конце XX – начале XXI веков в нашей стране стали появляться новые праздники.
День народного единства.
В декабре 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон о днях воинской славы России и Трудовой кодекс РФ. Одной из поправок было введение нового праздника – День народного единства – и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. По мнению ведущих духовных лидеров страны, смыслом названия праздника – День народного единства – наполняют события 1612 года..
Вот и появился новый красный день календаря, а именно 4 ноября. Заодно отменили праздник 7 ноября, который долгие годы именовался днем Великой Октябрьской социалистической революции, потом - днем Октябрьской революции, а затем и вовсе Днем согласия и примирения.
День Героев Отечества.
Этот праздник был добавлен в список памятных дат страны в марте 2007 года. 9 декабря 1054 года князь Ярослав Мудрый заложил в Киеве храм в честь одного из самых почитаемых на Руси святых - Георгия Победоносца. В этот же день 1769 года императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия. Его удостаивался тот, «кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу». С тех пор День Георгиевских кавалеров, в который чествовали всех героев, стал одним из самых почитаемых праздников старой России. После 1917 года прежние регалии были упразднены. Страна выбирала новых героев: в 1927-м было учреждено звание Героя Труда, в 1934-м - Героя Советского Союза. В 1938 году появилось звание Героя Социалистического труда, в 1992-м - Героя Российской Федерации. Воинов-победителей поздравляли 23 февраля и 9 мая, героев трудового фронта - в День международной солидарности трудящихся, он же Праздник весны и труда. День Героев Отечества в 2007 году отмечался впервые - после почти столетнего перерыва.
В настоящее время мы празднуем и «советские» праздники: Первомай, Женский день 8 Марта, День Защитника отечества, День Победы. Правда, издательства перестали выпускать поздравительные открытки к празднику Первомая, да и сам праздник народ воспринимает как дополнительный выходной день. Поздравительные открытки к остальным праздникам по-прежнему издаются, они стали более яркими, менее политизированными. Не появилось пока поздравительных открыток к новым российским праздникам: Дню народного единства и Дню героев, так как эти праздники еще не вошли в жизнь людей, мало кто о них знает, очень немногие их отмечают.
Заключение.
По всей стране идет работа по восстановлению исторической памяти. Настоящее и прошлое постоянно пересекаются друг с другом. Неброская красота русской природы, непреходящая ценность художественных традиций, оригинальность и сегодня продолжают удивлять и радовать людей, оставаясь одним из генетических кодов русского человека. Значит, надо это не утратить, не забыть и не испортить. Большую роль в этом процессе играют старинные народные праздники. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.
Репродукционная и иллюстрированная поздравительная открытка издается в нашей стране колоссальными тиражами, но, к сожалению, незначительным количеством названий. Но есть надежда, что со временем художественная открытка сможет возродить свою былую славу высоким качеством и беспристрастным подходом к популяризации всех видов изобразительного искусства и всех направлений и течений. Этому могут способствовать возникшие за последнее время новые издательства, фирмы и кооперативы. Возрождающиеся традиции христианских праздников (Пасха, Рождество и другие), возможно, вернут открытке и ее былой статус - почтового отправления.
Открытки - верные свидетели ушедшей эпохи. Академик С.Д. Лихачев называл их «визитными карточками времени». Они могут передавать атмосферу целой эпохи: костюмы, цвета, детали интерьера. По ним можно судить о быте, нравах, верованиях наших предков и традициях праздников на Руси.
Исследовательская часть
Опрос:
Как вы относитесь к подаренным открыткам
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
С ребятами был проведён опрос «Как вы относитесь к открытке» (Приложение 3), по результатам которого мы можем сделать следующие выводы:
- учащиеся нашего класса любят дарить и получать открытки;
- из 28 опрошенных, только двое не считают открытку нужным дополнением к подарку;
- все дети умеют изготавливать открытки своими руками;
- чаще всего они предназначаются для близких: мамы, папы, бабушки и дедушки – 100% опрошенных, 15 человек- для друзей, что соcтавляет 53, 57%.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Таким образом, открытки, созданные своими руками, помогают выразить наши чувства. Они без слов передают наши эмоции. В них отражаются наши добрые пожелания. Они по сей день создают атмосферу праздника, выражают отношение людей друг к другу, оставляют в памяти наиболее важные события жизни.
Список литературы.
6.«Твоя коллекция» (издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1963 г.)
7. Белицкий «Рассказы об открытках» (издательство «Радио и связь» 1986 г.)
8.Арлазоров М. Вам письмо! Из истории мировой почты. — М.: Советская Россия, 1966, 230с..
9.Википедия – свободная энциклопедия. Открытка. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia. org/wiki/ Открытка. Дата обращения (5.12.15).
10.История открыток. [Электронный ресурс]: http://vikanchik. ru/iz_istorii_otkrytok/ .
11.Меньшикова А. Имперские мотивы. «Россика» — распространённая тема в оформлении почтовых отправлений // Независимая газета. — 2005. — № 98
12.Мир поздравлений. История возникновения открытки. [Электронный ресурс]: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm? 52. Дата обращения (7.12.15).
13.Перфильева Л. Открытие открытки // Секрет фирмы. — 2003.
Слайд 1
«История праздников в почтовых открытках»Слайд 2
Актуальность темы : открытки , которые всегда были , есть и будут миниатюрными подарками , выражающими отношение людей д руг к другу . Цель работы : 1.изучить и проанализировать литературу по выбранной теме ; 2.осмыслить, какова судьба почтовых открыток в эпоху скоростей , интернета и электронной почты ; 3.исследовать отношение учащихся 8 класса «Б» МАОУ « Школа № 139» к открытке , как форме поздравления ; 4.создать открытку своими руками .
Слайд 3
Рассматривая и изучая почтовые поздравительные открытки , я пришла к выводу, что они отражают в какой-то степени историю нашей страны, в том числе историю праздников, без которых нельзя представить жизнь нашего народа. В своей работе я показала какие открытки были и как они изменялись в дореволюционный, советский, и период новой России.
Слайд 4
Чтобы узнать как относятся к открыткам с ребятами был проведён опрос , по результатам которого мы можем сделать следующие выводы : учащиеся нашего класса любят дарить и получать открытки ; из 28 опрошенных , только двое не считают открытку нужным дополнением к подарку ; - все дети умеют изготавливать открытки своими руками ; чаще всего они предназначаются для близких : мамы , папы , бабушки и дедушки – 100% опрошенных , 15 человек - для друзей , что соcтавляет 53, 57%.
Слайд 5
Существует несколько версий появления первых нарисованных открыток . Разные страны спорят за пальму первенства в данном вопросе . Французы говорят , что местный " Парижский почтовый альманах " рассылал открытки ещё в 1777 году . Англичане голосуют за 1794 г., когда некий художник Добсон отправил своему другу изображение счастливого семейства вокруг елки с поздравительным посланием на другой стороне .
Слайд 6
Иллюстрированная открытка пришла в Россию из Европы в конце XIX века . Первая русская открытка появилась в начале 1872 года . Считается , что первая иллюстрированная открытка в России вышла в 1897 году к Пасхе .
Слайд 7
В дореволюционное время праздники такие как Рождество, Нового год. Пасха и масленица несли религиозный характер. В советское время несло и религиозный и светский характер. В основном была Октябрьская революция, праздник весны и труда, 8 марта ,23 февраля.9 мая и т.д. У каждый праздника были свои традиции.
Слайд 8
Заключение Открытка – особый тип исторического источника , который объединяет в себе изобразительный источник , письменный и вещественный . За столь долгий срок её внешний вид и предназначение неоднократно менялись . Однако всё это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того , что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств : любви , уважения и признательности . Но разгадка и не нужна . Ведь чудо невозможно объяснить на языке рациональной логики , как невозможно изобрести « формулу любви ».
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Разноцветное дерево
Сказка об осеннем ветре
Сказка "Колосок"
Рисуют дети водопад