В данной работе поднимается проблема употребления школьниками младшего возраста жаргонных слов, сленга.
Вложение | Размер |
---|---|
sleng.docx | 172.13 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Конкурс проектов «Юный исследователь»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Детский сленг младшего школьника»
Автор проекта:
Хомич Наталья - ученица 3 «Б» класса
Руководитель проекта:
Щербань С.М. – учитель первой квалификационной категории
г. Калининграда
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 стр.
Глава I. Теоретический аспект исследования……………………………...4 стр.
Глава II. Практический аспект исследования………………………….….6 стр.
2.1. Школьный сленг…………………………………………………….………6 стр.
2.2. Источники пополнения речи школьников сленгом и причины употребления…………………………………………………………….………7 стр.
Заключение………………………………………………………………………8 стр.
Список использованной литературы……………………………………..…10 стр.
Приложение 1 ………………..…………………………………………………11 стр.
Приложение 2……………………………………………………………………13 стр.
Приложение 3…………………………………………………………………....15 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Я заметила, что общаясь между собой, школьники, мои сверстники, разговаривают на своём, особом языке, который понятен не многим, а только определенной группе. Меня заинтересовало это. И я решила разобраться и выяснить, что это за слова, почему и выбрала тему своей исследовательской работы: « Детский сленг младшего школьника».
В данной работе поднимается проблема употребления школьниками младшего возраста жаргонных слов, сленга.
Гипотеза: предположим, что сленг школьникам необходим, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.
- поиск информации и изучение материала;
- анкетирование учащихся и родителей;
- сбор школьного сленга.
Новизна работы заключается в том, что такое явление как сленг рассматривается не в целом, а только в среде учащихся МАОУ СОШ №5 г. Калининграда.
Теоретическая значимость: теоретический материал систематизирован и приведен в работе таким образом, что изучение сленга при помощи данного исследования становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания.
Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование сленга школьниками в речи. Анкетирование помогает учителю постараться предотвратить использование сленга в сочинениях и изложениях путем подбора синонимов.
Глава I. Теоретический аспект исследования.
1.1. Общая характеристика сленга.
Что же такое сленг? В настоящее время существует достаточно большое количество определений сленга. Я рассмотрела значение этого слова в различных словарях, энциклопедиях, в интернете. Например, В «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой даны два значения термина «сленг»: 1. Разговорный вариант профессиональной речи.
2. Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску. В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. Slang ]– это слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон. В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова «сленг» одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей. Сленг – заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон или арго. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон, арго и сленг – синонимы. Одним из самых интересных и более подходящим к изучаемой теме, как мне показалось, определение у И.Р. Гальперина:
Сленг, слэнг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной нормы.
Из всех определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. К литературной речи относятся: 1) книжные слова, 2) стандартные разговорные слова, 3) нейтральные слова. Нелитературная же лексика делится на: 1) профессионализмы, 2) вульгаризмы, 3) жаргонизмы, 4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом.
Профессионализмы – это слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией. Например, выражение «убрать хвост» на языке газетчиков означает требование сократить материал на газетной странице.
Вульгаризмы – это грубые, просторечные слова, обычно не употребляемые образованными людьми. Например, мать обращается к ребенку: – Морду-то подними от тарелки. Как ты жрешь?!
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными группами людей, которые имеют понятный смысл не для всех. Например, у воров: ботать по фене, т.е. говорить на воровском языке.
Главным образом сленг распространён среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. Сленг подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений. Он легко проникает в литературный язык, используется для речевой характеристики героев и авторской речи. Например, у В.Ю.Драгунского:
«- Ты спятил, братец, - сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши». [ стр. 67 Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с. ]
«И я вошел во двор, и мы стали с Чапкой носиться и кувыркаться, и прыгать и колбаситься, подскакивать, и вертеться, и лаять, визжать, и смеяться, и валяться». [ стр. 134 Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – X.: Изд. –коммерч. Предпр. «Паритет» ЛТД, 1993г.- 296 с. ]
Сленг используют в своей речи и образованные люди, представители определенной возрастной или профессиональной группы (например, ЗЫ используется для удобства при наборе текста и является аналогом аббревиатуры P.S.( post scriptum, послесловие)).
Изучая теорию, связанную с понятием «сленг», я пришла к выводу, что сленги бывают разных видов: армейский, журналистский, компьютерный, игровой, сетевой и т.д. Я являюсь ученицей школы, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг.
Глава II. Практический аспект исследования.
2.1. Школьный сленг.
Есть в школе между учениками свой особый язык. Когда он возник неизвестно, но, что он был во времена наших бабушек и дедушек – совершенно точно.
Я провела опрос в своей школе среди школьников 8-10 лет. На основании их ответов я составила «Словарь школьного сленга» (Приложение 1). Все слова в данном словаре можно разделить на несколько групп:
- работники школы (училка – учительница, физручка – учитель физкультуры и др.)
- наименования учебных предметов (матеша - математика, инглиш – английский язык, физра - физкультура и др.)
- наименование школьных помещений (столовка - столовая, тубзик - туалет и др.),
- школьных оценок (пара, твикс, лебедь - оценка «2», трайбан - оценка «3» и др.)
Многие слова передаются как эстафетная палочка из поколения в поколение (например, камчатка — задние парты, матеша – математика, и д.р.), некоторые «отмирают», некоторые возникают, как отклик на новое время (например, мобила – мобильный телефон, инет – интернет и др.).
Заменяя одни слова другими, ребята часто сами не понимают, почему именно этим словом воспользовались. Просто потому, что звучит необычно. Страшным оскорблением для молодого человека в настоящее время является слово «лох». Лох для молодого человека – это не только дурак, но и обманутый человек. А ведь «лох», когда-то у торговцев мелким товаром (у коробейников) было безобидным словом и обозначало крестьянина, а слово «лоша» – крестьянку. Потом оно перешло в арго шулеров, где обозначало жертву карточной игры, а затем словом «лох» стали пользоваться уголовники, и уже после этого «лох» перешел в жаргон молодежи.
Если школьнику что-то нравится, он скажет: «потрясно, классно, ништяк, клево». А ведь с помощью синонимов русского языка можно сказать: «прекрасно, чудесно, восхитительно, бесподобно, здорово».
Вывод: несмотря на то, что происхождение и значение многих жаргонных слов школьникам непонятны, они всё чаще заменяют ими правильную речь.
2.2. Источники пополнения речи школьников сленгом и причины употребления.
Так почему же школьники пользуются сленгом? Что их в нем привлекает?
Я провела анкетирование, в котором приняли участие 42 школьника 8-10 лет (Приложение 2). Результаты анкетирования показали:
4. На вопрос «Хотели бы вы избавится от сленга в своей речи?» лишь у небольшой группы опрошенных школьников желание есть. Большинство не желают избавляться от сленговых слов, так как считают, что они необходимы.
Мне захотелось узнать мнение взрослых на эту тему. Я провела анкетирование, в котором приняли участие 20 человек (Приложение № 3). Оказалось, что многие родители не видят ничего плохого в сленге, относятся к этому явлению спокойно и считают, что с возрастом дети перестанут так говорить (сами в детстве так говорили). Но всё же, большая часть родителей считают засорение языка проблемой, с которой надо бороться.
Можно сделать вывод: основная причина употребления школьниками сленговых слов – следование за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется им скучной. Другая причина - чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все. Есть мнение, что если школьники будут говорить на культурном языке, то одноклассники и друзья не только их не поймут, но и будут смеяться. Третья причина - в детстве хочется выглядеть взрослее, старше. Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования я выяснила, что сленг является неотъемлемой частью речи учащихся. Сленг был, есть и, по-видимому, будет в школьной лексике.
В настоящее время сленговые слова употребляются везде, даже в прессе, в кино и в литературе для придания речи живости. А дети подражают взрослым, схватывают все на лету и быстро запоминают, впитывают в себя как губки и нужную, и ненужную информацию.
Исследование показало, что на сегодняшний день проблема школьного сленга не разрешима. Учащиеся считают сленг нормой, так как слышат его повсюду.
Для меня явилось открытием, что многие родители считают сленг нормой.
Гипотеза подтвердилась частично: школьники действительно употребляют сленговые слова, чтобы выглядеть «круто» - быть не такими, как все, утвердиться при помощи сленга в среде сверстников и отличаться от взрослых. Но исследование также показало, что сленг не является необходимым в нашей речи. Он не украшает, а портит язык, делает речь непонятной и оскорбительной. Язык общения должен быть доступным и понятным. Культурный, образованный человек не будет разговаривать на сленге.
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Словарь школьного сленга
Б
Базар – разговор.
Балдеть – очень хорошо.
Башка – голова.
Блеск - положительная оценка.
Блин – выражение отрицательных эмоций, досады.
Бомбер - куртка
В
Везуха – удача.
Велик – велосипед.
Д
Дискач – дискотека.
Днюха – день рождения.
Домашка – домашнее задание.
До свидос – пока.
Достал – надоел.
З
Замётано – договорились.
Зануда – надоедливый человек.
И
Инглиш – английский язык.
Инет – интернет.
К
Кайф – удовольствие.
Камчатка – задние парты.
Клёвый – весёлый.
Колбаситься – бурно веселиться.
Комп, компик – компьютер.
Косяк – ошибка.
Кроссы – кроссовки.
Круто – здорово
Крутой – добившийся успеха.
Крутяк – хорошо.
Л
Лебедь – двойка.
Лох – дурак.
М
Матеша – математика.
Мобила – мобильный телефон.
Мура – отрицательная оценка.
Муть – отрицательная оценка.
Н
На фига – зачем.
Ни фига – полное отсутствие.
Ништяк – все хорошо.
О
Обалдеть – с ума сойти, удивиться.
Облом – неудача.
Окружайка – окружающий мир.
Отвали – уйди.
Отвяжись – отстань.
Отвянь – отойди, отстань.
Отпад – красиво, потрясающе.
Отстой – плохо, некрасиво.
Офигеть – Боже мой! С ума сойти.
П
Пара – двойка.
Пипец – всё плохо.
По-барабану - всё равно.
Посеял – потерял.
Потники – носки.
Потрясно – здорово.
Предки – родители.
Приколоться, прикольно – интересно.
Проехали – оставить в прошлом.
Р
Русиш – русский язык.
С
Спятил – сошёл с ума.
Столовка – столовая.
Стянуть – украсть.
Супер – хорошо.
Т
Тачка – машина.
Твикс – двойка.
Тормоз – медлительный человек; человек, который долго думает.
Трайбан – тройка.
Тубзик – туалет.
Тупица – плохо соображающий человек.
Туфта – отрицательная оценка.
У
Училка- учительница.
Ф
Фигня – ерунда, чепуха.
Физра – физическая культура.
Физручка – учитель физкультуры.
Фишка – смысл, суть.
Футбик – футбол.
Ч
Чел – человек.
Чувак – человек.
Чудовищно - положительная оценка.
Ш
Шик - положительная оценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анкетирование учащихся 8-10 лет МАОУ СОШ №5 г. Калининграда
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Анкетирование родителей
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Швейня
Ералаш
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
И тут появился изобретатель