Исследовательская работа о Хрипунове П.З.-участнике Великой Отечественной войны, который в мирное время 33 года возглавлял среднюю школу №2 г. Петровска Саратовской области.
Вложение | Размер |
---|---|
soldat._uchitel._patriot.doc | 55.5 КБ |
Введение
Война… Написала слово и ужаснулась, даже дрожь пробежала по телу. А в сердцах старшего поколения это слово – неизлечимая рана. Это несбывшиеся мечты, утраченные надежды на счастливую жизнь. Это последнее пожатие руки, последний поцелуй, последний взгляд близкого человека. Это лютый холод, жуткий голод, кровь и смерть. Это страшно.
Война.. Что знаем о ней мы, живущие в двадцать первом веке, когда зажили раны ветеранов? Ведь там, где происходили битвы и сражения, сейчас растут деревья, зеленеют поля, построены большие города.
Я родилась в счастливое, мирное время, но много слышала о войне от своей прабабушки, от ветеранов войны, на уроках истории, из книг и фильмов.
Древние говорили: « Если не забывать войну, появится много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». В наше неспокойное время это звучит особенно актуально. Долгое время это слово оставалось на устах тех людей, которых война опалила своим дыханием. Для простого солдата война была ежедневной, тяжёлой и кровавой работой. На самой страшной войне двадцатого века все без исключения, выстояв, совершили подвиг. Для того, чтобы победить всем, надо было победить каждому в отдельности. Помогло чувство ответственности, когда каждый считал войну своим личным делом. Любовь к Родине делала непохожих друг на друга людей единым целым, помогала выстоять и победить
Был огонь, смерть, но была и высшая справедливость на свете, которая сделала прошедшую войну народной.
Сейчас все чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. А сами они, участники тех событий, более сдержанно оценивают свои действия. Пошли воевать, потому что считали это своим долгом, за честь почитали участвовать в защите Родины. Знали, что если не они, то кто же? И защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз. Знали только слово "надо”. Таким человеком был почетный гражданин Петровского района, почетный директор школы №2,Отличник народного просвещения, блестящий учитель, участник Великой Отечественной войны, Хрипунов Павел Захарович
Актуальность исследования
Война унесла жизни миллионов людей, погубила миллионы талантов, разрушила человеческие судьбы. В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.
Цель: На примере биографии Хрипунова Павла Захаровича, прошедшего всю войну, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества!
Задачи:
1. Изучить боевой путь и послевоенную деятельность Хрипунова П.З.
2. Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории нашей Родины
3. сохранить память о Хрипунове П.З – участнике войны, Почетном гражданине Петровского района, Почетном директоре школы №2, блестящем учителе, Отличнике народного просвещения
Глава 1. Довоенное время.
Павел Захарович родился 3 февраля 1920 года в с.Поселки Вольского района. В 1939 году закончил Мурманское педагогическое училище. Детство у него было очень коротким. В 12 лет он уже познал всю сельскую работу. Смерть в голодном 33-м году отняла сразу и родителей, и пятерых сестер -из большой семьи он выжил один. Родственники забрали его в себе в Мурманск, где от голода спасались рыбой. В семье тети рос как родной. Закончил семилетку, поступил в педучилище. Учился с охотой. Нелегко жилось, но несмотря на все, отогрелась душа после страшных потрясений.
Глава 2. Война
1939 год был неспокойным. Все дышало войной, ребят призывали в армию без предупреждения. Павлу Захаровичу не пришлось доучиться. Стукнуло 18 – получил повестку. Явиться на призывной пункт нужно было через два часа. Сборы были короткими: оставил записку любимой, собрал рюкзак. В Европе гремела война, но в СССР еще был мир и Павел готовился к демобилизации. Дома у него не было и он собирался ехать к невесте. Но грянула война и Павел Захарович оказался на передовой. В годы Великой Отечественной войны Павел Захарович был механиком-водителем танка Т-34. Он воевал на Юго-Западном, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Награжден медалью «За оборону Кавказа», орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалью «За взятие Будапешта». В боях за Вену Павел Захарович награжден орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Вены». Всю войну в танковой части, механик – водитель – всегда на линии огня. Были поражения и победы, ранения и госпиталя. Украина , Кавказ, Румыния, Югославия, Венгрия, Австрия, где и встретил День Победы.
В архиве семьи Хрипуновых имеются записи выступления Павла Захаровича к празднованию Дня Победы в 1984 году. Их опубликовала в газете «Петровские вести» дочь Павла Захаровича.
Из воспоминаний: « Все труднее становиться делиться воспоминаниями о войне. Не одно десятилетие прошло с тех пор. Многие детали забыты, фамилии, имена однополчан.
Войну я закончил механиком – водителем танка Т-34, о котором в начале войны говорили как о чуде боевой техники, а в конце признали лучшим танком Второй мировой. Но в 1939 году, когда меня призвали в армию, у нас этих танков еще не было, и обучали нас на старых, изношенных Т-24. 26 июня 1941 года наш полк вступил в бой, так и не дождавшись обещанных « тридцатьчетверок». Оборонялись мы отчаянно, но боевые машины быстро выходили из строя, горели как свечки. Очень тяжело и обидно было ощущать превосходство противника в технике, особенно в танках. Приходилось часто и беспорядочно отступать.»[1]
В июле 1941 года танк Павла Захаровича был подбит, он получил ранение и отправлен в госпиталь в город сумы на Украине. С ноября 1942 года по май 1943 года Хрипунов П.З. находился в составе 18-ой десантной армии, оборонявшей Кавказ, Новороссийск. Так как железная дорога через Сталинград осенью 1943 года была перерезана немцами, на кавказский плацдарм пришлось добираться через Ташкент, на Красноводск и на пароме через Каспий в Баку. В Сумгаите бригада получила американские танки и благополучно прибыла в Геленджик и направилась к Новороссийску, точнее на 6 й километр от него, чтобы преградить врагу дорогу по побережью к кавказской нефти. Бригада рассредоточилась в долине между гор. Место было удобным для обороны. Три танка выдвинулись на передовую и заняли оборону в одном из корпусов цементного завода. В соседних корпусах засели немцы. Лишь 30 – 40 метров разделяли противников. Нередко с обеих сторон летели гранаты и трещали пулеметные очереди. Над городом ночью постоянно летали самолеты « кукурузники» женского полка Полины Грязодубовой.
Враг рвался к кавказской нефти, не считаясь ни с какими потерями. Атаки следовали одна за другой. Под жесточайшими бомбежками наша 5-я танковая бригада в трех километрах от Новороссийска прочно преградила дорогу немцам вдоль Черного моря на Геленджик и Туапсе и полгода держала оборону, не давая врагам ни на шаг продвинуться вперед.
Бригада прикрывала огнем из своих пушек со стороны моря десант, высадившийся на Малую землю. Особенно запомнилось Павлу Захаровичу форсирование Шаптунского перевала. Он часто сравнивал его штурм переходом Суворова через Альпы.
На танках предстояло преодолеть Кавказский хребет по высокогорной дороге, по которой ездили только ишаки. Дело очень сложное и рискованное. Сложность состояла не только в глубоких отвесных пропастях вдоль дороги, но и в конструкции американских танков, которые не могли делать крутые повороты. Наши Т-34 были более маневренными, но на наш танк Павел Захарович пересядет гораздо позже, пока же «взявшись за рычаги «американца», предстояло выполнить задачу - пробиться на кубанские просторы»[2]. Танк Павла Захаровича шел в середине колонны. Два танка во время следования рухнули в пропасть. Три дня понадобилось, чтобы пробиться на плоскогорье, где танкам было где развернуться . 25 апреля 1943 года началось наступление . Гитлеровцев погнали на Запад.
В начале мая 1943 года Павел Захарович был ранен осколком разорвавшейся немецкой авиабомбы и отправлен в госпиталь. В полевых условиях, в специальной палатке была сделана операция. Извлекли несколько осколков, но более глубокий так и остался в области поясницы. Операцию делали без наркоза. « Я и сейчас помню, как врач, по завершении операции сказал: «Этот будет жить». Это я услышал, словно в глубоком сне, но во мне укрепилась на выздоровление».[3]
После госпиталя Павел Захарович был отправлен в Майкоп в учебно – оздоровительный полк механиков – водителей, затем в Горький , где выпускались Т-34, осваивать новый танк. В книге « Петровчане в годы Великой Отечественной войне», Павел Захарович вспоминает командира экипажа лейтенанта Александра Талызина, который погиб в бою за югославский город Баймок , радиста Геннадия Урбановича, заряжающего Михаила Качанкина.
В конце февраля 1944 года из Г.Горького на новом танке экипаж был переброшен на Украину, в состав 170 бригады 18 танкового корпуса высадились в пятидесяти километрах от передовой и своим ходом направились к местам сражений. Участвовали в боях за освобождение Кировограда, затем было участие в Корсунь - Шевченковской операции, в которой решающую роль сыграла 5-я танковая армия под командованием генерал- полковника Ротмистрова П.А. В начале июля 1944 года 2-ёй украинский фронт перешел в наступление. Началась ясско- кишиневская операция. Потом было освобождение Румынии, Югославии.Победу Павел Захарович встретил в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.
Глава 3 . Любовь.
В педагогическом училище Павел Захарович встретил свою единственную на всю жизнь любовь- Елену.
Когда в1939 году пришла повестка, сборы были короткими. Его любимая-Лена даже не успела проводить его. Во время войны связь между ними была надолго потеряна. Через эвакобюро Павел разыскал девушку. И начались письма. « Павлик чудесные письма писал. Я их берегла, хранила. Как мечтала почитать их когда – нибудь нашим детям. Не удалось. Все осталось в Ленинграде»[4]. После войны они встретились в Манчегорске. Там же и расписались. Переехали в Саратов и поступили в педагогический институт. Было очень трудно. Но молодость, военная закалка были их спасением и любовь. Негромкая настоящая, которая помогала все преодолевать и жить , веря во все лучшее. Радости и беды – все пополам.
Глава 4 Директор школы.
Получив «красные» дипломы Хрипуновы были направлены в Петровск. Елена Семеновна – историк - в школу №3, а Павел Захарович назначен директором школы №2, где проработал 33 года. В его трудовой книжке одна единственная запись о трудоустройстве. Уже в Петровске родились две дочери. Большой радостью было получение квартиры в 1966 году. Но никогда в ней не было большей ценности, чем книги. У Хрипуновых была отличная библиотека. За богатством они не гнались, измеряя ценности другими мерками. С годами пришли к Павлу Захаровичу опят руководителя и педагогическое мастерство.
33 года был он бессменным директором школы №2,заслужив звание Почетного директора. До пенсии читал и перечитывал Ушинского, Сухомлинского, Макаренко. Очень любил его «Педагогическую поэму». Замечательно читал стихи Маяковского. У Павла Захаровича к боевым наградам добавились профессиональные «Отличник просвещения СССР», позже «Почетный гражданин Петровского района». В школе его называли «учитель учителей». За время его директорства к старому зданию было пристроено новое здание, затем построили и спортивный зал – мечта тогдашних учеников.
Такими людьми сильна наша страна. А их собственная сила- в крепкой семье. И не зря говорится, что счастливы те люди, которые утром с радостью идут на свою работу, а вечером с радостью торопятся домой.
И даже находясь на заслуженном отдыхе, Павел Захарович в свободное время играл в шахматы, участвовал в турнирах, занимая призовые места. Работал в совете ветеранов, являлся ответственным за военно-патриотическое воспитание молодежи. Вместе с другими ветеранами написал к 55-летию победы книгу «Петровчане в Великой Отечественной войне».
Заключение
Война… Она прошла, прокатилась по каждой семье. Заглянула в каждую избу, оставляя там смерть, голод, болезни, слезы матерей, оплакивающих своих мужей, отцов, сыновей – у которых все ещё было впереди. А они отдали свои жизни, чтобы нам жилось спокойно, чтобы не исчезла с карты мира великая Русь.
Работая над темой проекта я удивлялась, сколько испытаний может выпасть на долю одного человека, поражалась его мужеству и стойкости, оптимизму и силе духа. В годы испытаний Павел Захарович сохранил душевную теплоту, щедрость и сострадание. Не растерял он этих качеств и после войны, отдавая все силы самому благородному делу- воспитанию подрастающего поколения.
Нам, молодому поколению, есть чему поучиться: не искать легких дорог, трудиться, быть нужным обществу, любить свою Родину.
Литература.
[1] Газета «Петровские вести»№ №133, 18 ноября 2000г.
[2] Петровчане в Великой Отечественной войне. Сборник, очерков, воспоминаний, размышлений Петровск, 1999, с.187.
[3] Петровчане в Великой Отечественной войне. Сборник, очерков, воспоминаний, размышлений Петровск, 1999, с.191
[4] Газета «Петровские вести»№133, 18 ноября 2000г.
Муравьиная кухня
Карты планет и спутников Солнечной системы
Ералаш
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Весёлые польки для детей