Доклад на Научно-практичсекую конференцию
Тема: Первые каменные церкви Верхнеудинска. Свято-одигитриевский кафедральный собор.
Вложение | Размер |
---|---|
tserkvi.doc | 32.26 КБ |
prezent.sobor_.pdf | 2.6 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Исследовательская работа
Первые каменные церкви Верхнеудинска.
Свято-Одигитриевский Собор.
Выполнила ученица 4 класса «г»:
БадлаеваАрюна
Научный руководитель:
Сафронова Марина Евгеньевна
г.Улан-Удэ
2017г
Содержание |
Ведение………………………………………………………………………….3 |
Основная часть……………………………………………………………….…4 |
Особенности Спасской церкви…………………………………………….…..4 |
Особенности Троицкой церкви..........................................................................5 |
Свято-Одигитриевский собор……………………………………………….…5 |
Заключение………………………………………………………………..….…9 |
Опрос………………………………………………………………………..….10 |
Список литературы……………………………………………………………………………...11 |
Введение
Я люблю свой город. Он с каждым годом становится краше, появляются всё новые и новые современные здания. Но мне так же интересно каким был город раньше, как он начал застраиваться. В Улан-Удэ много старинных деревянных домов и я всегда с интересом рассматриваю их, представляю людей, которые жили в них. Мы с мамой ходили в музей Истории города, читали и рассматривали книгу Л.К. Минерта «Архитектура Улан-Удэ». Из этой книги я узнала о наиболее выдающихся и характерных памятниках архитектуры города. Было интересно посмотреть фотографии города: каким он был 50-100 лет назад. Меня заинтересовал Одигитриевский собор, один из красивейших соборов нашего города. Я решила участвовать в исследовательском проекте по истории родного города
Моя работа посвящена памятникам архитектуры г. Улан-Удэ, в частности кафедральному Свято-Одигитриевскому собору.
Цель работы:
- на основе фактов, взятых из книг, написать интересный и общедоступный рассказ о том, как собор вместе с городом пережил все драматические моменты истории России, чтобы в начале ХХI столетия вновь возродиться;
- создать работу, которая вызвала бы интерес читателей к родной истории, любовь к своему городу, трепетное отношение к памятникам старины и желание о них заботиться.
Задачи работы:
Основная часть
К 1735 году в Верхнеудинске было 3 деревянные церкви. Особенностью Верхнеудинских церквей, свидетельствующей о высоком уровне их архитектуры, являлись рубленые колокольни. Они имелись у двух из трёх церквей. Известно, что даже в Москве XVII века колокольни обычно были примитивными - открытыми. Высокие шатры колоколен и церквей, энергично выделяясь среди жилой застройки придавали панораме Удинска живописность, устанавливали достойную взаимосвязь архитектуры и природного окружения.
Во второй половине 18 века деревянные церкви заменяются каменными. Это было связано с оживлением экономической деятельности и заметным ростом населения города. Начало каменного строительства за Байкалом задержалось в связи с отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга.Только с 1740-х годов в Восточной Сибири начинается новый подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного. Во второй половине века были заложены и все три каменные церкви Верхнеудинска.
Особенности Спасской церкови
Первым каменным зданием Верхнеудинска явился Свято-Одигитриевский собор. Он был заложен в 1741 г. Но строительство растянулось более чем на 40 лет.
Спасская церковь была заложена в 1786 г. и закончена в 1800 годах.(находилась в районе Центрального рынка). Архитектура колокольни Спасской церкви по своей изысканной простоте и органичности, несомненно, выдающееся достижение. В архитектуре Спасской церкви смелость замысла, соединенная с творческой фантазией, говорит о мастерстве ее зодчего. Ступенчатое развитие объема храма было заметно более стройным, чем в Одигитриевском соборе, вертикальная устремленность явно подчеркнута. Спасская церковь как и Одигитриевский собор, являлся архитектурной доминантой города. К сожалению, этот архитектурный шедевр Забайкалья в 1930 году был взорван.
Особенности Троицкой церкови
Троицкая церковь(находится в Городском саду) построена в 1798-1809 годах. Архитектура Троицкой церкви своеобразна, хотя в ней и много традиционного, общего с более ранними церквями Верхнеудинска. Главное достоинство церкви заключалось в стройности и изящности силуэта, который особенно выигрывал, когда проектировался на фон неба. Завершение колокольни сочетанием купола и шпиля, ранее уже осуществленное за Байкалом в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря, в Верхнеудинске появилось впервые. Благодаря своему расположению на возвышенной части территории, Троицкая церковь была хорошо видна из любой точки города.
В 1940 году Свято-Троицкую церковь закрыли. В здании храма расположился склад кинопроката. К церкви пристроили танцплощадку. Планировалось в здании храма открыть музей архитектуры Улан-Удэ.
Поскольку строительство этих церквей осуществлялось в течение 70 лет, их архитектура во многом несхожа. Различия относятся прежде всего к характеру архитектурно-декоративных форм и деталей.
Свято-Одигитриевский собор
Особо же хочется остановиться на Свято-Одигитриевском соборе. Название собора происходит от Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, что значит «путеводительница».Это одно из старейших и красивейших архитектурных сооружений Сибири. Собор был построен в стиле барокко, он напоминает корабль. Лестницы, колокольня, трапезная, храм, алтарь переливаясь в друг друга создали единое целое.
Главным элементом являлись золоченые резные иконостасы. Иконостас – это алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов икон, отделяющая алтарную часть храма от остального помещения.В верхнем храме иконостас был четырехярусным с восьмью рядами икон.
Интересной особенностью архитектуры Одигитриевского собора является отсутствие кровли на сомкнутом куполе главного объема. Эта необычная конструкция уже двести с лишним лет стойко, без какого-либо серьезного ремонта, сопротивляется атмосферным воздействиям. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Фундамент в соборе был сделан трехслойный: из камня, бревен, кирпича.
По численности прихожан, декоративному оформлению интерьеров, богатству церковной утвари и библиотеки кафедральный собор занимал главенствующее положение среди православных церквей Верхнеудинского уезда и Забайкалья.
Кафедральный Одигитриевский собор и сегодня сохраняет свою роль главной доминанты нижней исторической части Улан-Удэ. Он замыкает своим силуэтом главную улицу города, впечатляя своеобразием и красотой постройки.
Икона Божьей Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. На время ярмарок (особенно зимних) в Верхнеудинск съезжались купцы и торговые люди из Нерчинска, Кяхты, Иркутска, Нижнего Новгорода, Москвы и других мест, жители окрестных деревень и улусов. Торговали на ярмарке чаем, шелком, сукном, посудой фаянсовой и фарфоровой, тюменскими коврами, платками, бусами, табаком, сахаром, леденцами и т.д.
Важность Верхнеудинской торговли отразилась в гербе города: «на золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак того, что в городе происходит знатный торг». Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт.
С первых дней кафедральный собор стал играть важную роль в жизни Верхнеудинского уезда. Об этом говорит деятельность его настоятелей. Среди них – священник Лаврентий Мордовских, который занимался просветительской деятельностью, построил больницу для холерных и тифозных больных. В годы Первой Мировой войны Свято-Одигитриевский приход активно помогал фронту уходом за ранеными и сбором средств, а один из священников собора , Николай Титов ушел даже за своей паствой на фронт и оставался с ней в годы гражданской войны.
Самым знаменитым настоятелем Свято-Одигитриевсого собора был на протяжении 30 лет священник Харлампий Попов. Этот человек вел очень активную, социальную работу, был главой и деятельным членом многих городских, уездных и земских обществ помощи.
В 20 годах XX века собор был закрыт. В 1930 году сняли колокола. Имущество (дорогая утварь, иконы) было конфисковано. Здание церкви использовалось в разных целях. Первое время в соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года – антирелигиозный, а потом и краеведческий музей. Впоследствии, до 1991 года в храме находились фонды Музея истории Бурятии. Это спасло здание от гораздо худшей доли. Моя прабабушка,Бадлаева Нина Базаровна , заслуженный работник культуры Бурятии, работала главным хранителем фондов более 30 лет.Благодаря ее усилиям, были восстановлены и отреставрированы многие памятники культуры и искусства, которыми так гордится наша республика.
Хочется отметить, что в период с 1935 года по 1991 год в Одигитриевском соборе находилась знаменитая святыня буддийского мира - стоящий Сандаловый Будда «ЗанданЖуу». Много было легенд об этой удивительной скульптуре. А.А.Терентьев в своей книге «Сандаловый Будда раджи Удаяны» пишет, что Сандаловый Будда был сделан 2,5 тыс. лет назад при жизни Будды, в Индии, затем 1тыс. с лишним лет находился в Китае. А в 1900 году был вывезен в Бурятию и до 1935 года находился в Эгитуйском дацане, в Еравнинском районе.
Этот легендарный памятник представляет из себя мощную деревянную скульптуру высотой 2 метра 18 см. Правая рука Будды обращена открытой ладонью вверх в жесте «дарования защиты», левая – в жесте дарования «милосердия». Скульптура обладает определенной «магнетической» силой: доброе милосердное выражение лица, серые глаза, со скорбно опущенными уголками, с любовью взирают на всех молящихся.
25 сентября 1991 года ЗанданЖуу возвращен в возрожденный Эгитуйский дацан.
В 1960 году Свято – Одигитриевский собор получил статус памятника архитектуры федерального значения.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход.
1 августа 1995 года Указом президента республики Бурятия началась поэтапная передача Свято – Одигитриевского собора Русской Православной Церкви. 23 мая 1996 года на колокольню собора поднялись 6 колоколов. В храме возобновились богослужения и начались реставрационные работы
Заключение.
Какие мне удалось сделать выводы? Соборы, церкви являлись важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Церковь принадлежала к образу жизни того времени, оказывала большое влияние на общественную жизнь города. Архитектура церквей и соборов являлась символом престижа города и горожан. Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири 18 века. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением.
Соборы и старинные здания хранят память о прошедших событиях, и мы должны заботиться о них и относится к ним с уважением. Они рассказывают об ушедших веках и помогают не забыть свое прошлое, напоминают о людях, у которых нам есть чему поучиться, и мы многим им обязаны.
А Улан-Удэ разросся. Из небольшого поселения превратился в большой красивый город.
Каким ему быть в будущем? Мы нынешние жители Бурятии, несем ответственность за дальнейшую ее судьбу. И это от нас зависит, будем ли мы повторять ошибки своих предшественников или сможем сохранить лучшие традиции наших предков. А чтобы суметь это сделать, мы должны знать свою историю.
Опрос
Я провела опрос среди горожан разных возрастов.
Цель: знают ли горожане историю своего города.
Было опрошено 10 человек. 1группа- молодежь, 2-группа- пожилые
1. В каком году был основан г. Верхнеудинск?
2. Как называлась до революции улица имени Ленина?
3. Первое каменное здание Верхнеудинска?
4. Когда был построен Одигитриевский Собор?
Знают -2 чел.
Знают, но частично- 4 человека
Не знают- 4чел.
Вывод. О своем городе больше знают люди пожилого возраста, чем молодые .
.
Список литературы
Лиса Лариска и белка Ленка
Композитор Алексей Рыбников
Рисуем домики зимой
"Портрет". Н.В. Гоголь
Убунту: я существую, потому что мы существуем