В работе человеческого мозга можно обнаружить множество интересных фактов, которые были мною приведены ранее. Я считаю, что человек воспринимает информацию намного точнее, когда все пять органов чувств работают слаженно. Именно по этой причине необходимо их беречь, дабы воспринимать от этого мира как можно больше информации.
«Главным начальником» в нашем организме является мозг, именно он регулирует работу всех органов чувств человека.
На первый взгляд кажется, что различные органы чувств подают мозгу разные сигналы. Однако это не так. По зрительному, слуховому и обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают. Например, от органов зрения сигналы идут к затылочной части мозга, а от слуховых – к височной. Вот почему при ударе затылком «из глаз сыплются искры», а при ударе виском «звенит в ушах».
Вложение | Размер |
---|---|
obman_mozga.docx | 99.72 КБ |
Муниципальная научно - практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор»,
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 1»
Обман мозга
Автор: Казанова Анастасия, учащаяся 8 «А» класса,
МБОУ «СОШ № 4», МОУ ДОДД «Центр развития творчества детей и юношества «Гармония»
г. Ангарска, Иркутской области.
Руководитель: Варичева Марина Александровна,
учитель биологии высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 4», г. Ангарска, Иркутской области.
г. Ангарск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………… 3 | |
Глава I. Строение головного мозга человека. Психологические и физиологические особенности восприятия информации мозгом человека…5-14 1. Строение головного мозга человека………………………………………….....4-6 | |
1.1 Масса мозга………………………………………………………………………....4 | |
1.2 Строение головного мозга……………………………………………………….4-5 | |
1.3 Половые различия…………………………………………………………………. 5 | |
2. Психологические и физиологические особенности восприятия информации мозгом человека……………………………………………………………………..6-10 | |
2.1 Определение восприятия…………………………………………………………..6 | |
2.2 Свойства восприятия………………………………………………………….....6-7 | |
2.3 Виды восприятия………………………………………………………………....7-8 | |
2.4. Особенности зрительного восприятия…………………………………………....8 | |
2.5 Особенности слухового восприятия………………………………………….....8-9 | |
2.6 Особенности обонятельного восприятия ……………………………………...9-10 | |
2.7 Особенности осязательного восприятия…………………………………………10 | |
2.8 Особенности вкусового восприятия………………………………………….......10 |
Глава II. Исследования обмана мозга…………………………………………....11-12
3. Зрительное восприятие…………………………………………………………......11
3.1 Слуховое восприятие…………………………………………………………...11-12
3.2 Осязательное восприятие………………………………………………………….11
3.3 Обонятельное восприятие……………………………………………………...12-13
3.4 Вкусовое восприятие…………………………………………………………...13-14
4. Заключение………………………………………………………………………..15-16 5 Литература…………………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Головной мозг человека является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
Четыре миллиона лет эволюции человека сделали его мозг самым сложным и загадочным объектом во Вселенной. Движущей силой каждого человека на планете является всесильный мозг. Его изучение связано с поисками ответов на глубочайшие вопросы о человеческой природе.
Ученые всего мира работают над феноменом мозга более ста лет. Собрано множество знаний, однако сложить все воедино пока не удается. Одно можно сказать с уверенностью – мозг это самый таинственный из органов человеческого организма.
Проблема: Большая часть информации, поступающая в мозг, обрабатывается внутри него и является побочным продуктом входящей информации или раздражителей.
Актуальность исследования заключается в том, что Мозг - главный орган центральной нервной системы каждого человека.
Целью работы является изучение способов обмана восприятия информации мозгом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В соответствие с целью выдвигается гипотеза:
Можно предположить, что в каждом основном способе восприятия информации можно найти уязвимые места, т.к. человеческий мозг абсолютно не совершенен.
Объект исследования: Человеческий мозг.
Предмет исследования: Восприятие информации.
В работе использованы следующие методы:
1.Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение.
2. Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдный метод
3.Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы (опросники и занятия), анализ продуктов деятельности.
ГЛАВА I. СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
Головной мозг человека является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.
1.1 Масса мозга
Масса мозга нормальных людей колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2% массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин. Широко распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И.С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжелый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Итак, прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет. Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определенных отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей.
Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50. У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека — 1:55—1:56.
1.2 Строение головного мозга
Различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, эпифиз, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:
Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое. К ним принадлежат доли полушарий, кора большого мозга (плащ), базальные ганглии, обонятельный мозг и боковые желудочки. Полушария мозга разделены продольной щелью, в углублении которой содержится мозолистое тело, которое их соединяет. На каждом полушарии различают следующие поверхности:
В каждом полушарии есть части, которые наиболее выступают: впереди, — лобный полюс, сзади — затылочный полюс, сбоку — височный полюс. Кроме того, каждое полушарие большого мозга разделяется на четыре большие доли: лобную, теменную, затылочную и височные. В углублении боковой ямки мозга лежит небольшая доля — островок. Полушарие поделено на доли бороздами. Самая глубокая из них — боковая, или латеральная, ещё она называется сильвиевой бороздой. Боковая борозда отделяет височную долю от лобной и теменной. От верхнего края полушарий опускается вниз центральная борозда, или борозда Роланда. Она отделяет лобную долю мозга от теменной. Затылочная доля отделяется от теменной только со стороны медиальной поверхности полушарий — теменно-затылочной бороздой.
Полушария большого мозга извне покрыты серым веществом, образующим кору большого мозга, или плащ. В коре насчитывается 15 млрд клеток, а если учесть, что каждая из них имеет от 7 до 10 тыс. связей с соседними клетками, то можно сделать вывод о гибкости, устойчивости и надежности функций коры. Поверхность коры значительно увеличивается за счет борозд и извилин. Кора является самой большой структурой мозга, её площадь примерно 220 тысяч мм2.
1.3 Половые различия
Методы томографического сканирования позволили экспериментально зафиксировать различия в строении головного мозга женщин и мужчин. Установлено, что мозг мужчин имеет больше связей между зонами внутри полушарий, а женский — между полушариями. По мнению исследователей, именно эти физиологические отличия объясняют хорошо известные отличия в мышлении полов: мужчины, в среднем, лучше ориентируются в пространстве и имеют более эффективный переход от наблюдения к действию. Женщины способны лучше оценивать ситуацию в целом и эффективнее взаимодействуют в группах.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ МОЗГОМ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Определение восприятия
Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления.
Восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.
Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.
Скорость восприятия - это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.
Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику - несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.
Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.
2.2 Свойства восприятия
К основным свойствам образа восприятия относятся:
Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует.
Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся.
Целостность восприятия - это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом.
Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.
Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.
2.3 Виды восприятия
Основные виды восприятия человека - это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.
Восприятие времени - восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления. Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.
В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.
В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.
Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.
2.4 Особенности зрительного восприятия
Зрительный анализатор, пожалуй, самый сильный из всех существующих. С помощью зрения человек познает окружающую реальность, воспринимает первичную информацию о мире. То, что он видит, вызывает у него положительные или отрицательные эмоции, помогает глубже понять то, как устроена жизнь вокруг.
Люди с нарушением зрения страдают не только от того, что не могут что – то увидеть, у них наступает состояние депривации от невозможности наполнить свою эмоциональную сферу новыми впечатлениями. Часто можно наблюдать, как слабовидящие личности начинают более тщательно прислушиваться к звучащему слову, пытаясь как – то компенсировать свой недостаток.
Как и у любого другого анализатора, у зрения есть свои физиологические особенности, позволяющие ему максимально полно воспринимать предметы и явления окружающего мира.
Здоровый человеческий глаз способен воспринимать все существующие цвета. Такой феномен возможен благодаря совершенному строению зрительного анализатора. Ученый Гельмгольц сформулировал понятие светочувствительности и определил, от чего зависит восприятие зеленого, красного, фиолетового и других цветов. Он сказал также про возбуждения, которые регулируются зрительными нейронами в коре головного мозга и создают ощущение наличия того или иного цвета.
Под остротой зрения понимается обычно способность различать отдельные предметы. Чем более четкая эта особенность, тем ярче возможность человека хорошо видеть. Острота зрения проверяется с помощью специально разработанных таблиц, в которых буквы расположены таким образом, чтобы наиболее четко и полно отобразить реальную картину. Человеческий глаз способен объять довольно большое пространство вокруг себя, уловить мельчайшие единицы, находящиеся как вблизи, так и вдалеке. Причем при очень близком расстоянии зачастую некоторые вещи упускаются, а на расстоянии видятся отчетливее.
2.5 Особенности слухового восприятия
Речь относится к одному из главных наших слуховых опытов. Слуховой аппарат человека сформирован таким образом, что позволяет ему улавливать и различать колебания воздуха, даже очень слабые по интенсивности. Что дает нам эта способность воспринимать и оценивать колебания воздуха? На слух мы определяем расположение источника звука в пространстве; воспринимаем неречевые звуки, например музыку; наконец, воспринимаем и различаем звучащую речь - наиболее распространенный и естественный способ коммуникации. Это все - часть мира любого человека. Даже новорожденные дети способны определить, где - справа или слева - находится источник звука: все культуры мира имеют понятие "музыки", все народы имеют такую знаковую систему, как язык.
Колебания воздуха образуют физические свойства звука (его акустические характеристики). Ученые выяснили, что физические свойства звука (его акустика) и особенности психологии восприятия (перцепции) звуковой стороны окружающего мира человеком, а также сама физиология слуховой системы человека достаточно хорошо приспособлены друг к другу. Поэтому способность производить звуки и воспринимать их стала в человеческом обществе главным средством передачи информации. Все слуховые явления, с которыми сталкивается человек, имеют как минимум три общих, базовых компонента.
Все, что слышит человек, основано на его способности идентифицировать звуки по отношению к их источнику - от идентификации голоса говорящего по телефону до определения того, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент. Большую роль играет также способность различать изменения звучания во времени и вычленять из них повторяющиеся модели изменений. Благодаря этому различаются звуки, слова и предложения, мелодические фигуры и вообще все нестабильные во времени звучания акустические явления (например, траектория движения комара, который кружит неподалеку). В человеческом восприятии все это связано прежде всего с таким явлением, как ритм, или ритмичность звучания. Ритм (способность улавливать в некотором природном явлении или специально конструировать для проявлений человеческой активности модели повторяемости) - базовая составляющая бытования человека.
Ритм разных типов звучания рассматривается как определяющий фактор для многих видов человеческой деятельности. Действительно, никто не танцует под мигание огней, но абсолютное большинство людей для этого используют музыку (хотя и сопровождают ее согласованным с нею по ритму миганием огней).
2.6 Особенности обонятельного восприятия
Запахом называется специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих ароматных веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей. Это ощущение определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы.
Таким образом, восприятие запаха – это восприятие мельчайших частиц вещества, органического и неорганического происхождения, специфическими рецепторами.
Многие психологи утверждают, что человек воспринимает запахи двум способами - естественным (реальным), и мнимым, так как любой запах вызывает в сознании ассоциативные образы, связанные с прошлыми событиями. В зависимости от концентрации, одно и то же вещество может оказывать разный эффект. В общем случае, с ростом концентрации летучих ароматических веществ типично изменение индивидуального восприятия от нейтрального или приятного (аромат), через индифферентное при среднем уровне «нагрузки рецепторов» — к неприятному и отвратительному (вонь), при «сенсорной перегрузке». Существуют такие эффекты при восприятии запахов, как адаптация и интерференция.
При различных заболеваниях или в определенных эмоциональных состояниях у человека могут возникать обонятельные иллюзии и галлюцинации (например, человек начинает ощущать запах гари как цитрусовый аромат). Явления иллюзорного восприятия запахов еще называется хеморецепторной анестезией (притуплением) или гиперстезией (обострением), они могут возникать в различное время, некоторые - периодически (в начале менструального цикла, после перенесенной черепно-мозговой травмы, тяжелого нервного потрясения). Помимо иллюзий, могут появляться также обонятельные галлюцинации. Они, чаще всего, представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов (человек ощущает, например, запах плесени, уксуса или гниения), реже – совсем не знакомый запах, еще реже – запах чего то приятного. В большинстве случаев такие эффекты возникают в результате различных патологических процессов.
2.7 Особенности осязательного восприятия
Одним из основных видов человеческого восприятия является осязание. Сенсорная система, которая обеспечивает формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и кинестезический анализаторы. Органом осязания является рука. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Кроме того, отдельные свойства объектов не поддаются восприятию зрением, слухом или обонянием. К их числу относятся температуpa предмета, его вес, некоторые качества определения необходимо осязание.
2.8 Особенности вкусового восприятия
Вкус и обоняние тесно взаимосвязаны. При употреблении пищи, нос ощущает его запах, а язык – вкус. Но обоняние преобладает над вкусом: при простуде, когда заложен нос, не ощущается запаха еды и она кажется безвкусной.
Вкусовые качества еды ощущаются языком, на котором расположены тысячи вкусовых сосочков – небольших бугорков, которые делают поверхность языка шершавой. В каждом сосочке имеется маленькое отверстие, которое ведет в небольшую камеру. На ее дне расположены вкусовые рецепторы – клетки с волосками. Нервы соединяют эти клетки с головным мозгом. По ним передается информация о том, что человек употребляет в пищу. Каждая область языка различает определенный вкус. Кончик языка чувствует сладкое, боковые участки – соленое, основание, или корень языка, - горькое, а участки, расположенные по бокам корня, - кислое.
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБМАНА МОЗГА
Методика 1. Зрительное восприятие:
Уменьшение боли
Если вы вдруг слегка поранились, посмотрите на поврежденную часть с помощью перевернутого бинокля. В этом случае, боль должна уменьшиться.
Ученые из Оксфордского университета в эксперименте продемонстрировали, что если смотреть на раненную руку через дальний конец бинокля, это визуально уменьшает размер руки, а также боль и припухлость.
Это говорит о том, что даже основные ощущения такие как боль зависят от нашего видения.
Вывод:
Методика 2. Слуховое восприятие:
Слушать глазами: эффект Мак-Гурка.
Еще одним заметным явлением в психологии восприятия можно назвать эффект Мак-Гурка, который представляет собой так называемый оптико-акустический обман. Он был случайно открыт в ходе исследований восприятия маленьких детей психологом Гарри Мак-Гурком и его сотрудниками в университете Суррея в середине 1970-х гг., и служит доказательством интеграции визуальных эффектов в речевое восприятие. Эффект Мак-Гурка описывает влияние восприятия акустических сигналов на синхронное наблюдение за движениями губ. В этом эксперименте ученые манипулировали испытуемыми. Детям предъявляли видеозапись, на которой они могли увидеть, как человек произносил слоги «га-га-га». Одновременно с этим они слышали звукозапись слогов «ба-ба-ба». Ученые просто впали в шок, когда 99% испытуемых заявили, что они слышат звук «да-да-да». Речевой терапевт Уве Курц, который возглавляет Институт речевой терапии в Дуйсбурге, объясняет этот феномен следующим образом: «Мак-Гурк пришел к заключению, что при обработке речи для ее понимания используются и сигналы другой модальности. Наш опыт учит нас, что между движениями губ и звуками должна существовать прямая связь. По причине этого визуальная информация о движении губ влияет на центральную обработку услышанных фонем. Если, как в данном примере, мы имеем противоречивые сенсорные ощущения, то наш речевой центр комбинирует и исправляет эту информацию, и собираетя из нее новое ощущение, более убедительное для мозга».
Вывод:
Данный опыт служит доказательством интеграции визуальных эффектов в речевое восприятие. Эффект Мак-Гурка описывает влияние восприятия акустических сигналов на синхронное наблюдение за движениями губ. Наш опыт учит нас, что между движениями губ и звуками должна существовать прямая связь. По причине этого визуальная информация влияет на центральную обработку услышанных фонем. Если, как в данном примере, мы имеем противоречивые сенсорные ощущения, то наш речевой центр комбинирует и исправляет эту информацию, и собирает из нее новое ощущение, более убедительное для мозга.
Методика 3. Осязательное восприятие:
Иллюзия резиновой руки
Больше десяти лет назад психологи обнаружили иллюзию, которая позволяет убедить человека в том, что резиновая рука является его собственной. Для этого опыта нужна резиновая рука или надутая резиновая перчатка, кусок картона и две кисточки. Поместите резиновую руку на стол перед собой, а свою руку спрячьте за картон. Попросите кого-то одновременно поглаживать настоящую и резиновую руку, используя одни и те же движения кисточками.
Через несколько минут у вас появится ощущение, будто искусственная рука стала вашей плотью. Если попросить другого человека ударить резиновую руку, человек почувствует беспокойство и боль, так как мозг убежден, что резиновая рука настоящая.
Вывод:
В данном эксперименте происходит рассогласование информации.
Здесь совершаются синхронные поглаживания резиновой и спрятанной рук, мы начинаем испытывать тактильные ощущения, но об источнике этих ощущений наше зрение судит обманчиво: он видит прикосновение кисточки к резиновой руке.
Удивительно, что несмотря на то, что ощущения «привязаны» к реальной руке, и исказилась лишь зрительная составляющая, образ руки «перескакивает» в резиновую руку.
Методика 4. Обонятельное восприятие:
Определение продукта без зрительного контакта
Если предложить человеку определить продукт только по его аромату, можно будет сделать вывод, что это не так уж и просто, как могло показаться на первый взгляд. Например, предложив испытуемым кофе с корицей, ответы будут абсолютно разными.
Обонятельные рецепторы при контакте с сильными запахами привыкают к ним. Если одновременно на орган обоняния действуют несколько запахов, то ни один из них может не проявить своих настоящих свойств. Рецепторы же в этом случае могут ощущать последний сильный запах, с которым сталкивались.
Вывод:
Корица и кофе – это очень сильные ароматы. Обонятельные рецепторы при контакте с сильными запахами привыкают к ним. Если одновременно на орган обоняния действуют несколько запахов, то ни один из них может не проявить своих настоящих свойств. Рецепторы же в этом случае могут ощущать последний сильный запах, с которым сталкивались. Что и доказал мой эксперимент – половина испытуемых пар в смеси ароматов чувствовала последний запах, который они нюхали – либо кофе, либо корицы.
Методика 5. Вкусовое восприятие:
Данный эксперимент похож на предыдущий, но теперь перед испытуемыми стоит задача, заключающаяся в том, что определить продукт без зрительного контакта и обоняния, то есть, посредством вкуса.
Каждая группа верно определила свой продукт.
Далее их задача усложнилась, и на этот раз нужно было определить грушу/яблоко или же смесь данных продуктов.
Вывод:
Вывод данного эксперимента аналогичен с предыдущим: вкусовые рецепторы так же привыкают к продуктам, которые мы потребляем. Поэтому если одновременно на орган вкуса действуют несколько продуктов, то ни один из них может не проявить своих настоящих свойств. Рецепторы особенно четко определяют последнюю потребляемую пищу.
Заключение
Есть у меня пятёрка слуг
Проворных, удалых.
Всё, что случается вокруг
Всё знаю я от них.
В результате исследований моя гипотеза подтвердилась. В работе человеческого мозга можно обнаружить множество интересных фактов, которые были мною приведены ранее. Я считаю, что человек воспринимает информацию намного точнее, когда все пять органов чувств работают слаженно. Именно по этой причине необходимо их беречь, дабы воспринимать от этого мира как можно больше информации.
«Главным начальником» в нашем организме является мозг, именно он регулирует работу всех органов чувств человека.
На первый взгляд кажется, что различные органы чувств подают мозгу разные сигналы. Однако это не так. По зрительному, слуховому и обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают. Например, от органов зрения сигналы идут к затылочной части мозга, а от слуховых – к височной. Вот почему при ударе затылком «из глаз сыплются искры», а при ударе виском «звенит в ушах».
Живя в суматошном мире, решая многочисленные проблемы, человек совсем не задумывается о том, какие чудесные подарки сделала ему природа. Не задумывается и не ценит, а просто воспринимает как должное возможность видеть, слышать, чувствовать вкус, запахи и прикосновения. Понимание бесценности органов чувств приходит только когда начинаются проблемы. Наверняка, каждому из вас доводилось видеть на улице человека с белой тростью, или со слуховым аппаратом, или в очках с толстыми линзами. Нам кажется, что подобных проблем никогда не будет у нас, но на самом деле это не так.
В своем заключении я хотела бы дать несколько советов о том, как сберечь свои органы чувств: в основном в первую очередь страдает зрение. На глаза оказываются неимоверные нагрузки. Даже когда человек отдыхает, как ему кажется, глаза по-прежнему работают. Не сидите за компьютером без перерывов. Давайте глазам отдыхать каждые 40 минут. Если уж не получается оторваться от срочной работы, то моргайте чаще. Так глаз получит нужное ему увлажнение. Не думайте, что оторвавшись от монитора и начав смотреть телевизор, вы сменили вид деятельности и устроили глазам отдых. Правила чтения знакомы со школы. Еще в первом классе всех учили правильно сидеть, направлять свет и делать перерывы в процессе чтения. Но, став старше, большинство об этих правилах забывает. Откажитесь от привычки читать в полумраке, особенно лежа. Не читайте во время поездок, лучше помечтайте о чем-нибудь приятном ‒ вот время и пройдет быстро. И обязательно соблюдайте правила гигиены: не трите глаза грязными руками, чтобы не занести инфекцию. Остерегайтесь травм глаз.
Слух тоже сильно страдает, особенно если у вас есть привычка слушать музыку в наушниках. Как часто можно увидеть молодых людей, слушающих ее так, что даже стоящим рядом людям она слышна через наушники. Откажитесь от такой привычки. Музыка должна звучать, а не кричать. Обязательно регулярно мойте уши теплой водой с мылом. Периодически чистите их, но не пользуйтесь острыми предметами для этого, а возьмите специальные ушные палочки. Берегите уши от простуды.
Что качается обоняния, то его потеря на первый взгляд не имеет страшных последствий. Но только представьте себе, что вы не можете почувствовать свежесть моря или аромат кофе, не говоря уже о каких - то лично своих любимых ароматах. Поэтому берегите свое здоровье и не простужайтесь. Если у вас аллергия, то, посоветовавшись с врачом, принимайте выписанные лекарства.
То же можно сказать и про вкус – его тоже надо беречь. Безусловно, не всем нужно тонкое чувство вкусовых качеств продукта. Но до чего же приятно ощущать все прелести съедаемых блюд. Поэтому откажитесь от слишком горячей и холодной пищи, это к тому же и поможет сохранить зубы. Не курите.
Берегите свои органы чувств и свой мозг!
Литература
Хризантема и Луковица
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Зимний лес в вашем доме
Сказка "Колосок"
Пятёрки