«Возвращение дворовых игр».
Цель: популяризация дворовых игр.
Задачи:
1. Осветить проблемы городской среды, мешающие развивать детские дворовые игры.
2. Охарактеризовать дворовые игры советского времени.
3. Познакомить современное поколение школьников с играми, на которых выросли их родители, рассказать о правилах, научиться в них играть.
Методы исследования: опрос, в форме интервью, беседы, анализ полученных результатов.
Основные положения и выводы: Сегодня в городской среде существует много проблем, не позволяющих развивать детский дворовый досуг. Решение многих из них зависит не только от государства, но и от нас самих. Старшеклассники могут взять на себя добровольную миссию просвещения детей младшего школьного возраста о правилах поведения во дворах.
Мы провели соцопрос на тему: «В какие дворовые игры вы играли в детстве» среди людей старшего поколения, чье детство пришлось на 60-70-гг. Когда провели опрос среди старшеклассников лицея «Лидер», то выяснилось, что многие из старых игр им тоже известны, но есть и такие о которых даже не слышали.
Поэтому мы решили ознакомить подростков с дворовыми играми, и тем самым способствовать их возрождению среди учащихся (штандер и др.).
Вложение | Размер |
---|---|
vozvrashchenie_dvorovyh_igr.doc | 146.5 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ «ЛИДЕР»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДВОРОВЫХ ИГР»
Выполнил:
Ученик 11 «В» класса
Зерщиков Максим.
Научный руководитель:
к.и.н., учитель истории, МХК
Лазновская Г.Ю.
Волгоград, 2019
Содержание
Введение
I. Детский досуг как проблема социализации
II. Проблемы городской среды и дворовые игры
III. Дворовые игры советского времени.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Статистика говорит о том, что более 70% населения России – городские жители. А это означает, что большинство детей в нашей стране проживает в городах. Как современные городские дети проводят свой досуг, часто ли играют в игры на свежем воздухе? К сожалению, нет, по разным причинам.
Многие игровые традиции дворов не перешли «по наследству» от родителей к детям. В течение 1990-2000-х гг. выросли поколения детей, которые понятия не имеют о дворовых играх.
Дворовые игры формируют много замечательных качеств. Они воспитывают чуткость к людям, расширяют процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, помогают усвоить нормы и ценности культуры, помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. В игре дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.
Следовательно, актуальность данного проекта заключается в привлечении детей и подростков к совместному времяпрепровождению, т.е. возобновлению культуры дворового соседского общения, в том и числе и детской культуры массовых дворовых игр. Это, в дальнейшем, позволит формировать командные качества детей, способствовать их социализации, приучению к активному образу жизни.
Таким образом, целью исследовательского проекта является популяризация дворовых игр.
Цель обусловила решение следующих задач:
Объектом исследования является досуг как форма социализации.
Предметом исследования являются дворовые игры советского прошлого.
Методы исследования: опрос, в форме интервью, беседы, анализ полученных результатов.
Степень исследования проблемы
Данную тему следует рассмотреть с точки зрения социологии досуга, а также в свете социологии потребления.
С точки зрения английского исследователя З. Баумана сегодняшний мир живет в состоянии хронического потребления. В такой ситуации молодой человек оказывается лишенным возможности «не выбирать», или, попадает в ситуацию «выбора без выбора».[1]
Французский исследователь Ж. Бодрийяр также утверждает, что потребление становится доминирующей линией человеческой жизни.[2]
Психологический анализ ситуации взросления детей в сегодняшнее время дан в статье Б.Д. Эльконина, в которой он развивает идею кризиса детства как кризиса событийности и посредничества и связанную с ним потерю идеальной формы.[3]
Грецкий А.В. в работе «Генезис двора как социально-культурного и педагогического феномена» рассматривает двор как тренировочную площадку, на которой дети осваивают различные элементы жизни. Двор и улица являются, по его мнению, важным звеном в процессе социализации. Во дворе дети приобретают навыки поведения в обществе, психический опыт и другие знания, умения и навыки.[4]
В своей статье О. Понукалина делает вывод о том, что вся подростково-молодежная культура в целом ассоциируется, прежде всего, с досугом и отдыхом. Именно данная сфера общественной жизни интегрирует детей в особую социальную группу. Здесь она ведет себя необычным образом, особенно независимо, выражая отличительно невзрослые вкусы и ценности.[5]
Выбор того или иного способа проведения досуга обусловлен, с одной стороны, уровнем культурного развития самого человека, что проявляется в системе его запросов и целевых установок, а с другой стороны, теми возможностями, которые социум предоставляет ему для реализации интересов. Возможности раскрываются в системе условий, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности. Свободное время, которое человек не может заполнить личностно значимыми формами досуговой деятельности, превращается во «враждебное», становится источником негативных переживаний, проявляющихся в форме комплексов и коммуникативных барьеров. В подростковом и юношеском возрасте это приводит к развитию девиантных форм поведения. В зрелом возрасте неспособность найти адекватные формы досуговой деятельности порождает чувство тоски и одиночества.[6]
В массовое сознание молодежи с помощью рекламы, СМИ, моды, брендинга сегодня успешно встраиваются ценности общества массового потребления; потребление становится элементом повседневной жизни. Однако в отличие от высокоразвитых стран мира общество потребления формируется в России в виде оазисов в кризисном социальном пространстве. Лишь меньшинство населения имеет возможность жить в них. Большинство же находится в виртуальном обществе потребления, которое можно наблюдать со стороны – с помощью телевидения, разнообразной рекламы, в магазинах и на улицах, – к которому можно стремиться, но в которое нет шансов войти.[7]
Становление идеологии потребительства существенным образом повлияло на сферу досуга. На сегодняшний день можно говорить о том, что досуговая активность подростков и молодежи вне контекста потребления услуг или товаров для отдыха снизилась до минимума. И наоборот, потребление в сфере досуга преобладает над другими сферами деятельности. С одной стороны, происходит увеличение объемов потребления услуг досуговых сервисов молодежью, с другой стороны, многие из них значительную часть своего досуга тратят на потребление. В больших российских городах сферы досуга и потребления тесно переплетаются, взаимодополняя и проникая друг в друга. Причины подобной ситуации кроются в повсеместной коммерциализации института досуга. Он становится более ориентированным на финансово состоятельные слои населения.
Происходит ликвидация и вытеснение досуговых сервисов, не приносящих прибыль, в отдаленные районы города. Указанные тенденции сопровождаются «уплощением» досугового пространства. С одной стороны, растет количество предложений со стороны индустрии досуга, с другой – практически все они имеют целью коммерческую прибыль, несут развлекательный, реакционный характер.
Распространенной практикой в общении является использование современных средств коммуникации. Революция в средствах коммуникации резко уплотняет общение. Возникает новое информационное пространство, в котором не действуют традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и в нем поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т.д. Общение все больше смещается в Интернет, в обычные телефонные сети и систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Но в то же время оно превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения.
Массовое производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, позволяет втянуть в активное потребление не только молодежь и подростков из состоятельных семей, но и абсолютное большинство подрастающего поколения. Истинная цель данных производств – не скорейшее удовлетворение потребностей их клиентов, а провоцирование новых желаний, соблазнение новыми предложениями, являющимися логическим продолжением уже потребленных товаров или услуг.
Состояние удовлетворенности у потребителей не наступает и не должно наступить никогда. С точки зрения З. Баумана, идеальный потребитель и не стремиться к удовлетворению своих желаний, его «желание не желает удовлетворения», наоборот, «желание желает желания». Подобное оказывается возможным благодаря рекламе, брендингу, активному влиянию СМИ, профессионализму персонала различных сервисов, создающего ситуацию непринужденной заботы и повышенного внимания к потребителю. «Свобода быть собой фактически означает свободу проецировать свои желания на промышленные изделия», – говорит Ж. Бодрийяр.[8] Та же самая мысль прослеживается у З. Баумана: «В нашем обществе свобода конституирована в первую очередь как свобода потребителя».[9] В подобной ситуации потребление становится доминирующей линией человеческой жизни.
Действительно, становление рыночных отношений, демократизация общества противоречиво сказались на взаимоотношениях «высокой» и «массовой» культуры. Первая осталась сильно идеологизированной, поэтому сегодня происходит отторжение от нее массовой аудитории, так как она ждет от культуры развлечения и утешения. В нынешних условиях многими людьми «высокая» (элитная) культура воспринимается как ориентированная на прошлое, на школьные шаблоны, на старые имена, – то есть неактуальная и неуместная. «Массовая» же культура, не отличаясь достаточно высоким качеством, выполняет в обществе сложные и важные функции адаптации к цивилизационным процессам, реформам и модернизациям. Перспектива развития культуры, в конечном счете, определяется тем, какой выбор сделает каждый человек, что он изберет в качестве модели и ориентира своего поведения.
Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры вслед за многими исследователями необходимо выделить индустрию «субкультуры детства».[10] Среди детских литературы и искусства, промышленного производства игрушек и игр, детские клубы и лагеря, технологии коллективного воспитания, занимают особое место и «преследуют цели явной или закамуфлированной универсализации процесса социализации, внедрения в сознание детей стандартизированных норм, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в том или ином обществе».[11]
Б.Д. Эльконин пишет в о том, что в традиционных обществах культура существует как возрастная культура и социум – как возрастной социум. В них возрастные нормы и формы обязательны для всех и представлены всем. Для неё характерны возрастная стратификация и возрастная символизация. «Очень важно, – отмечает Б.Д. Эльконин, что в таких сообществах каждый возраст представлен предыдущему и последующему, причем для предыдущего он выступает как ступень взрослости и зрелости, а для последующего, наоборот, – как незрелость, несовершенство. Последовательная трансляция взрослости во времени онтогенеза, трансляция событий взросления по схеме «абсолютный взрослый – относительный взрослый – ребенок» задает ясность для представителей каждого возраста того, что такое взрослость, т.е. понятность того, что такое самостоятельность и ответственность и каковы их границы».[12]
В современном обществе этого нет. Из-за социальных и технологических изменений жизнь детей и взрослых оказалась «разорванной»: детям не представлены взрослые в их трудовой деятельности; стиль современной жизни таков, что родителям просто нет возможности предъявлять детям свою «взрослость» и предъявлять требования на взросление – детям. Таким образом, взрослые теряют все средства воздействия на собственных детей.
При ближайшем рассмотрении среды жизнедеятельности современного ребенка помимо отсутствия образа взрослости как механизма обуславливающего формирование межпоколенных связей, можно выделить еще несколько процессов препятствующих успешной социализации индивида. Одним из основных является сведение к минимуму в жизни детей – «реальных» взаимоотношений. Сегодня дети растут в мире, где происходят процессы глобальной информатизации, в «виртуальном мире».
Именно в настоящее время предельно остро встают вопросы о последствиях влияния экрана, во-первых, на соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Основные тенденции подобного влияния представляются в следующем.[13]
Преобладание визуальной информации, идущей от плоского теле-, видео- и компьютерного экрана, не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.
Формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от экрана отчуждает его от живого общения со взрослыми и сверстниками, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье.
Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.
Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного ребенка. Это следующие духовные подмены:
- мозаичность, «распадаемость» образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам - вместо ценности живого и целостного мира;
- конвейер шаблонных приемов и образов порождает китч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;
- облегченное отношение к жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо четкой системы заповедей («если Бога нет, то все дозволено»);
- ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;
- инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов.
Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.
В.В.Абраменкова провела исследование влияния теле-, видео- и компьютерного экрана на психоэмоциональное состояние детей и их родителей и визуализации детской картины мира. Она сделала вывод о том, что в детской субкультуре появились сдвиги в сторону:
- меркантилизации детского сознания, выражающегося в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но «работать в мафии»;
- вестернизации, за которой стоит культ силы, экспансии агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни, с подавляющим преобладанием западных образов и моделей;
- танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и собственной смерти - как о чем-то обыденном;
- сексуализации как циничном отношении к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса;
- порнографизации языка;
- демонизации детского сознания (через все органы чувств) - его раздвоение и растроение.[14].
В результате ребенок попадает в открытое информационное пространство, которое задает большое количество разных образов возможной действительности. В этой ситуации взрослый должен обеспечивать упорядочивание этих действительностей, задавая собой идеальный образ взрослости.
II. Проблемы городской среды и дворовые игры
Являясь одним из главных средств социализации и воспитания детей на протяжении длительной истории, двор, по разным причинам, постепенно утрачивает свои функции.[15] Какие проблемы существуют в городской среде, не позволяющие развивать детский дворовый досуг?
Во-первых, недостаточная оснащенность дворов детскими площадками. Волгоградские дворы многоквартирных домов десятилетиями не получали должного внимания со стороны властей. За это время дворы покрылись, ямами, рытвинами, арматурой, заросли кустарниками и т.д. Значит необходимо решать такие задачи как: выравнивание дворовой территории, создание на ней песчаного основания; оснащение детских площадок ограждениями, которые отделяли бы их от проезжей части и зеленой зоны.
Для физического развития и отдыха необходимы новые линии наружного освещения, лавочки с урнами. Многие родители обеспокоены тем, что даже если есть во дворе детская площадка, то она не зонирована, и на ней гуляют дети от совсем маленьких до подростков. Если старшие дети будут играть в активные игры с мячом, то это может закончиться очень болезненно для малышей. Эту проблему можно решить, если поблизости есть стадион или специальная площадка для игр с мячом. Если нет, то специалисты советуют обратиться в управляющую компанию с тем, чтобы она оборудовала такую площадку.
А как быть скейтбордистам, велосипедистам? Для них нужны специальные дорожки, забетонированные площадки.
В волгоградских дворах не хватает универсальных спортивных площадок с футбольными воротами, баскетбольными кольцами, тренажерами и ударогасящей сеткой для безопасности занимающихся. И конечно было бы замечательно, если бы во дворах оборудовали не только контейнерные площадки, но и камеры видеонаблюдения.
Надеемся, что эти проблемы будут постепенно решаться. В 2017 г. впервые в истории России стартовал проект «ЖКХ и городская среда», благодаря которому наши города должны стать уютнее, красивее и удобнее. Волгоград также стал участником федерального проекта по благоустройству дворов и общественных территорий.
В рамках пилотного городского проекта «Наш двор – наш дом» в 58 волгоградских дворах отремонтировано асфальтовое покрытие, в 67 – установлены новые детские игровые площадки. Успешная реализация проекта в Волгограде дала старт развитию общероссийского проекта благоустройства территорий «Формирование комфортной городской среды». На преображение дворов из федеральной казны областному центру направлено свыше 300 миллионов рублей.[16]
Однако решение многих проблем зависит и от нас самих.
Во-вторых, даже наличие детских площадок не гарантирует безопасность. По словам опрошенных учителей у всех дворы бесконтрольно заставлены и автомобилями, которые теснят площадки и создают угрозу жизни детям.
Мы считаем, что старшеклассники вполне могут взять на себя добровольную миссию просвещения детей младшего школьного возраста о правилах поведения во дворах. Например, в школах привести акцию и рассказать детям, что играть в прятки, догонялки между автомобилей опасно. Мы готовы объяснять детям, что если у него укатился мяч, то не нужно бежать за ним сломя голову. Нельзя лазить под машину, если под нее закатился, мячик, санки, игрушка. Необходимо попросить о помощи взрослых. Выйдя из подъезда или с детской площадки, нужно оглядеться, нет ли поблизости машины. Дети должны узнать от старших, что происходит, если машина движется назад – у нее загораются задние фары.
В-третьих, занятость детей часто не позволяет проводить время во дворе. Кроме общеобразовательной школы, многие еще посещают репетиторов, спортивные, музыкальные школы.
В-четвертых, большую роль играет Интернет, с появлением которого дети стали меньше выходить во двор. Сетевые игры, соцсети «отвратили» детей от двора и дворовых игр. С одной стороны, социальные сети дали неограниченные возможности общения. Теперь можно играть на виртуальной игровой площадке, а затем обсудить игру в киберпространстве. С другой стороны, Интернет не решает, например, проблему конфликтов. Если во дворе поругался с другом, то рано или поздно нужно мириться. А в Интернете не надо этого делать, можно просто перейти на другой сайт.
Однако Интернет не может быть единственным средством социализации и заменить собой непосредственное общение, которое гораздо эффективнее снимает психические перегрузки и тем более развивает двигательные способности: быстроту, силу ловкость, выносливость. Поэтому мы решили узнать, как же проводили свой досуг в детстве взрослые и использовать их опыт.
III. Дворовые игры советского времени
Мы провели соцопрос на тему: «В какие дворовые игры вы играли в детстве» среди людей старшего поколения, чье детство пришлось на 60-70-гг. Учителя физики, русского языка, информатики, географии, истории, английского языка рассказали, что после школы многие часто гуляли на улице, встречались с друзьями. Самые популярные игры их детства, в которые играли мальчики и девочки: «Казаки-разбойники», «Штандер», «Выбивной» или «Вышибалы», догонялки, прятки, «Ручеек» стрельба из самодельных луков, «Войнушка», «Море волнуется раз», «Съедобное – несъедобное», «Колечко-колечко», «Испорченный телефон», «Вы поедите на бал?», «Камень-ножницы-бумага», «Тише едешь, дальше будешь – стоп!».
Зимой дети лепили снеговиков, играли в снежки, катались на коньках во дворах, с горки. Летом бегали друг за другом с брызгалками, пускали мыльные пузыри, запускали бумажные самолетики, «змея», после дождя – бумажные кораблики.
Девочки играли в классики (в Волгограде в классики играли хапой – плоской жестяной битой из-под леденцов-монпансье, наполненная песком для веса. Откуда пошло это название – непонятно. Хапа была у каждого своя.), «резиночки», «дочки-матери» (причем во двор выносили своих кукол и «пупсиков», кукольные коляски, посуду и др.).
Интересным занятием было прятать «секретики»: выкапывали ямку в незаметном месте и выкладывали в ней разные маленькие и красивые предметы (пуговицы, стеклышки от бутылок, фантики, листики и т.п.), прикрывали и закапывали. Время от времени раскапывали и любовались. У каждой девочки был свой «секретик».
Были популярны считалочки, например:
«На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной —
Кто ты будешь такой?».
Интересно то, что в «Войнушку» играли и мальчики и девочки. Учитель физики рассказал, как в детстве вырезали из куска фанеры ружье, брали резинку, из подручного металла сооружали спусковой механизм, всё это соединяли и назвали – шпоночное ружьё. В игре было несколько режимов: просто битвы, захваты точек и т.д.
Дети назначали друг-друга санитарами, брали «в плен фашистов», давали «звания», «награды». Наверное, это увлечение связано с тем, что эти дети еще слышали реальные рассказы своих бабушек и дедушек, заставших войну. По телевидению регулярно показывали фильмы о войне, и все эти впечатления переносились на улицу, во двор.
Кроме того, дети во дворах просто общались: рассказывали анекдоты, «страшные истории» и т.д.
Когда мы провели опрос среди старшеклассников лицея «Лидер», то выяснилось, что многие из старых игр им тоже известны и в них играли в детстве (даже на переменах в школе): догонялки, прятки, классики, следопыты, лапта, вышибалы. Однако надо учитывать, что в лицее-интернате проживают и учатся дети, проведшие детство не в городе, а в деревнях и поселках Волгоградской области. В деревне же в отличие от города намного больше простора для подвижных игр. Тем не менее, когда одноклассникам задали вопрос: знают ли они такую игру как «Штандер», то из 13 человек в классе ни один даже не слышал о такой игре. «Казаки-разбойники» – слышали, но играли 2-3 человека.
Поэтому мы решили рассказывать о дворовых играх, знакомить с правилами некоторых из них, показывать их и тем самым способствовать их возрождению среди учащихся.
Например, популярная 1950-1980-е гг. игра «Штандер», правила которой существуют в двух вариантах. Самый простой вариант: «Штандер-Стоп».[17]
С помощью считалочки выбирается водящий, остальные игроки образуют круг. Центр круга лучше обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.
Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу.
Если игрок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!».
После этого все игроки замирают, и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, то другой игрок становится новым водящим. Если он ни в кого не попал, он водит снова.
Если во дворах мало места для игр с мячом, то можно предложить не менее интересные игры, тоже ныне полузабытые.
«Вы поедите на бал?». Ведущий предупреждает: «Да» и «Нет» не говорите, черное и белое не называйте. Вы поедете на бал?» Потом он начинает задавать игроку самые разные уточняющие вопросы: на чем поедет, что наденет, какого цвета будет наряд, весело ли ему там и т.д. Его задача — запутать игрока. Игроку нужно ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Эта игра, заставляющая думать, что говоришь и не говорить сразу то, что думаешь.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в своей «лодочке» монетку, пуговицу или другой мелкий предмет. Обходит всех сидящих, вкладывая каждому в «лодочку» свою, и произносит считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то положу, а кому положу, никому не скажу». Кому-то нужно незаметно вложить «колечко». А после обхода объявить: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Игрок с «колечком» должен выскочить, все остальные стараются его не выпустить. Смог вырваться – стал водящим.
«Я знаю пять»
На каждый удар мяча о землю (отбивается ладонью как в баскетболе) нужно назвать пять имен мальчиков, девочек, городов, стран, фруктов, овощей, цветов и т.д. Очередность и количество тем оговаривается заранее. Один удар мяча - одно слово. Например: я - знаю - пять - имен - мальчиков. Коля - раз, Саша - два, Ваня - три, Павел - четыре, Олег - пять. Я - знаю - пять - имен - девочек. И т.д. Заминка больше трех секунд или ошибка - и ход переходит к следующему. Когда мяч обойдет всех игроков и вернется к первому, тот начинает с той темы, на которой споткнулся. Победил тот, кто продвинулся по темам дальше всех.
«Испорченный телефон».
Все выстраиваются в шеренгу, водящий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому. Тот передает слово второму так, как расслышал (переспрашивать нельзя). И так до конца цепочки. Последний произносит слово вслух. Чтобы было весело, слово нужно шептать тихо и быстро, тогда последний в цепочке выдаст что-нибудь неожиданное. Усложненный вариант игры: водящий загадывает не слово, а фразу.
«Съедобное – несъедобное».
Игроки усаживаются в ряд. Ведущий кидает мяч всем по очереди и произносит по одному слову. Съедобное (мороженое, конфета, яблоко и т.д.) нужно поймать, то есть «съесть». Несъедобное (дом, бревно, камень и др.) – отбить. Тот, кто ошибся, меняется местами с водящим. Ошибки обычно всех веселят.
«Тише едешь, дальше будешь – стоп!».
Водящий стоит на линии финиша, игроки – на старте. Чем больше между ними расстояние, тем лучше. Водящий стоит спиной и громко произносит (быстро или медленно): «Тише едешь, дальше будешь - стоп!».
Пока звучит считалочка, игроки бегут к финишу. Как только водящий замолкает, все должны застыть на месте. Кто не успел или пошевелился (водящий поворачивается и высматривает нарушителей), выбывает. Побеждает тот, кто добежит первым и дотронется до водящего.
Заключение
Можно отметить, что в детстве людей старшего поколения игр было больше. Дети 30-40 лет назад больше проводили время на свежем воздухе и сегодняшние взрослые вспоминают много интересного. Все описанные ими игры очень веселые, развивают внимательность, умение нестандартно мыслить, коммуникативные навыки. В дворовые игры играли дети практически всех республик СССР, а значит, у многих поколений постсоветских граждан существует общая культурная платформа, которая помогает лучше понять друг друга.
Несмотря на то, что советский двор – это наследие советских времен со своими правилами, духом, традициями, а сегодня жизнь серьезно изменилась, все же необходимо помнить об этих традициях, чтобы не оборвалась нить, связывающая современных детей и их родителей. Преемственность очень важна, так как формирует социальную и культурную идентичность личности.
Мы считаем необходимым, рассказывать младшим детям о правилах поведения во дворах, чтобы не допустить несчастных случаев. Для этого не нужно много денег. Достаточно разговаривать с детьми, расклеить в подъездах или на входной двери в подъезд картинки, предупреждающие об опасности игр вблизи с автомобилями.
Мы не противопоставляем дворовые игры и виртуальное общение в Интернете, которое тоже является полезным. Но будем стараться популяризировать подвижные и другие игры советских времен, расспрашивать больше о них взрослых. Такой опыт уже есть. Лицеисты познакомились с игрой в «Штандер» и другими играми. И, надеемся, что они расскажут о них другим.
Ведь дворовые игры развивают ловкость, выносливость, силу, а главное учат таким вещам, как сплоченность, взаимовыручка, радость от непосредственного общения. Воспоминания о детских играх сохраняются надолго и помогают преодолевать трудности на других этапах жизни.
Список использованной литературы
[1] См.: Бауман З. Свобода. М., 2006.
[2] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.
[3] Эльконин Б.Д. Кризис детства как основание проектирования форм. // Вопросы психологии № 3-4, 1992.
[4] Грецкий А.В. Генезис двора как социально-культурного и педагогического феномена. // dropdoc.ru
[5] См.: Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи [Текст] / Понукалина О.// Высшее образование в России . - 2007. - № 11. - С. 124-128.
[6] Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи. // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 125.
[7] Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. // Мир России. 2005. № 2. С. 3-4.
[8] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 201.
[9] Бауман З. Свобода. М., 2006. С. 20.
[10] См.: Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. («Круглый стол»). // СОЦИС. 2000. № 7.
[11] Культурная интроспекция XX столетия и современности. Волгоград, «Перемена». 2002 . С. 10.
[12] Эльконин Б.Д. Кризис детства как основание проектирования форм // Вопросы психологии № 3-4, 1992.
[13] Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000.
[14] Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000. с. 18.
[16] Во дворах Волгограда начали устанавливать детские игровые площадки. // http://rsknews.ru
[17] Есть версия, что своё название игра получила от немецкого «Stand hier!» ((«Стой здесь!» ; «Остановись!»).
Сочини стихи, Машина
Денис-изобретатель (отрывок)
Нарисуем попугая цветными карандашами
На горке
Щелкунчик