Исследования автора посвящены событиям Великой Отечественной войны. На территори ЯНАО не проходили боевые действия, но жители округа, как и весь советский народ, приблежал победу на трудовом фронте. Исследовать роль ямальской женщины в войне автор попытался используя материалы региональной прессы, интервью жителей села Белоярск.
Вложение | Размер |
---|---|
Ямальские женщины в Великой Отечественной войне | 42.2 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Белоярск
Приуральский район, ЯНАО
Исследовательская работа : Ямальские женщины в Великой Отечественной войне.
Автор: Тысия Светлана, ученица 10 класса
Руководитель: Андрущак Татьяна Петровна, воспитатель интерната
Содержание.
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1. «У войны не женское лицо».
2.2. Участие ямальских женщин в боевых действиях.
2.3. Ямальские женщины приближали Победу в тылу.
3.Заключение.
1.Введение.
70 лет отделяет нас от самой страшной войны 20 века - Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков. Война стала поистине - всенародной войной. Весь советский народ - мужчины, женщины и даже дети стали на защиту Родины. Представители всех народов и национальностей необъятной страны- Советского Союза- первым делом стремились попасть на действующий фронт. Все, кто не смог взять в руки оружие самоотверженно трудились в тылу.
Архивные материалы, воспоминания наших земляков легли в основу научных и художественных произведений об участии ямальцев в Великой Отечественной войне.
Меня заинтересовал вопрос о судьбах ямальских женщин. Я решила изучить исторические и литературные источники, свидетельствующие о военных и трудовых подвигах женщин-земляков. Есть ли сведения о военных подвигах наших женщин? Готовили специально девушек к участию в военных действиях или отправляли на фронт сразу после мобилизации? В каких войсках и на каких фронтах сражались? Какая судьба постигла женщин, оставшихся в тылу?
Цель - определить основные тенденции в судьбах ямальских женщин в период Великой Отечественной войны.
Задачи:
1.Изучить основные проблемы советской и российской историографии по вопросу участия женщин в войне.
2.Установить особенности мобилизации женщин на Ямале.
3.Исследовать основные виды деятельности ямальских женщин в тылу.
Гипотеза – Великая Отечественная война повлияла на судьбы женщин Ямала таким же образом, как и на судьбы всех советских женщин военного времени.
Работая над темой исследования, изучила литературные источники школьной библиотеки, информацию Интернет-порталов. Среди прочих литературных источников выделю журнал «Ямальский меридиан». Сборник воспоминаний «20-й век глазами обдорян», который подготовила Людмила Липатова помог мне познакомиться с судьбами женщин-жительниц г.Салехарда. Статьи газеты «Красный Север», подобранные Людмилой Липатовой в сборнике «Будем помнить всегда», рассказывают о жизни жителей Приуральского района в годы войны. Информация о военном периоде истории Ямала размещена в учебном пособии «История Ямала», авторы А.В.Головнев, Г.С.Зайцев, Ю.П.Прибыльский, книге «Ненцы в истории Ямало-Ненецкого округа», авторы Петрова В.П., Харючи Г.П.
2.Основная часть.
2.1. «У войны не женское лицо».
Изучая литературу по теме исследования, открыла для себя новые факты. Одной из особенностей Второй мировой войны была невиданная вовлеченность в вооруженный конфликт гражданского населения, в том числе женщин. Бесспорным лидером по масштабам женского участия в войне оказался Советский Союз. Женщины заменили ушедших на фронт мужчин на производстве и составили подавляющую часть медицинского персонала военных госпиталей. Они выполняли вспомогательные работы в действующей армии, входили в состав партизанских отрядов и, наконец, воевали наравне с мужчинами на передовой. Красная армия была первой европейской армией ХХ века, включавшей в себя отдельные женские боевые подразделения на регулярной основе.
Официальная российская историография предполагает, что общая численность женщин, вовлеченных в боевые действия на стороне СССР, составляет 800 000 человек. Известно, что в определенный момент женщины составили примерно 8% личного состава Красной армии. К сожалению, эта цифра представляет собой лишь голую констатацию факта. Как отмечает в своей работе Ольга Юрьевна Никонова - доцент, сотрудник Центра культурно-исторических исследований Южно-Уральского государственного университета (http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ni32.html) до сих пор неизвестны соотношение вольнонаемных и военнослужащих, добровольцев и мобилизованных, их социальный, образовательный, национальный состав и семейное положение. Официальная статистика не выделяет женщин в особую группу при подсчете военных потерь, умалчивает о количестве раненых, контуженых и ставших инвалидами женщин-комбатантов. Столь же «закрытой» является и тема участия женщин в партизанском движении, хотя и здесь их численность была не малой. Удельный вес женщин в партизанских соединениях на оккупированной территории достигал 9,8% (примерно 28 500).
История участия женщин в Великой Отечественной войне пока остается ненаписанной, несмотря на рост интереса исследователей к этой теме в последние годы.
В 1980-е годы прошлого века внимание ученых привлекли женские авиационные подразделения Красной армии - 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков, 586-й женский истребительный полк и другие. История советских летчиц нашла отражение в целом ряде специальных исследований и публикаций.
Женщина считалась неприспособленной для войны в первую очередь из-за своих психобиологических особенностей - слабости, меньшей устойчивости по отношению к стрессам, материнства.
Женщины в СССР не были военнообязанными, хотя военное законодательство СССР предусматривало в случае необходимости обязательное привлечение женщин в ряды Красной армии для несения службы во вспомогательных войсках.
Колоссальные потери советских войск на начальном этапе войны привели к тому, что в 1942 году в СССР была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и в тыловые соединения. Только на основании трех приказов наркома обороны Иосифа Сталина от апреля и октября 1942 года, сравнительно недавно рассекреченных и опубликованных в России, подлежали мобилизации и направлению в войска связи, ВВС и ПВО 120 000 женщин. По мобилизации ЦК ВЛКСМ на военную службу были призваны около 500 000 девушек, 70% которых служили в действующей армии. Численность мобилизованных женщин, хотя и не поддается точной оценке, по всей видимости, достигала сотен тысяч. Обратим внимание на то, что мобилизационная политика советского руководства поддается хоть какой-то реконструкции. А вот реакция женщин на мобилизацию - энтузиазм, попытки уклонения, механизмы адаптации - все это нам практически неизвестно.
В целом мобилизация женщин, проведенная в СССР, не расходилась с принципами, декларированными еще до войны. Согласно этим принципам и представлениям о будущей войне, женское участие в защите отечества было ограничено службой во вспомогательных и тыловых войсках, организацией противовоздушной обороны и работой на производстве.
В эти рамки не вписывался феномен, с которым сталинское руководство столкнулось с самого начала войны и который оно, в конечном итоге, сумело поставить на службу себе и стране, - феномен женского добровольчества. Именно женщины-добровольцы обычно представляют для исследователей основную проблему, заставляя мучительно доискиваться до причин, по которым они отправлялись на фронт выполнять «мужскую работу». Мобилизовав патриотически настроенных женщин, власть оказалась совершенно не готова адаптировать их в армейский организм. Женщины, как правило, оказывались один на один с фронтовой повседневностью - не слишком удобной военной формой, отсутствием общих и специальных женских средств гигиены, необходимостью совместного проживания с мужчинами, дефицитом медицинского и гинекологического обслуживания.
Женские воспоминания о войне и официальная культура памяти о Великой Отечественной войне существуют как бы в двух различных измерениях. Уже в годы войны методами официальной пропаганды стал формироваться образ женщины-героини, прототипом которой чаще всего была партизанка или санитарка. Этот образ имел весьма опосредованное отношение к женской военной повседневности, женскому восприятию войны и женскому героизму. Советские деятели искусства при изображении женщины в плакате, кино, литературе, популярной песне и прессе изображали образ Родины-матери - женщины старшего возраста, своим героическим трудом приближающей победу. Знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня», чрезвычайно популярное в годы войны, акцентировало образ жены, ожидавшей бойца в глубоком тылу.
Принудительная демобилизация, не учитывавшая намерений и желаний фронтовичек, выбросила большое количество женщин в теперь уже мирное послевоенное общество, озабоченное своими проблемами, живущее незнакомой им мирной жизнью. Многие фронтовички оказались в этом обществе нежданными гостями, бывшими «военно-полевыми женами». Многие исследователи считают точкой отсчета в политике советского руководства по отношению к женской памяти о войне речь председателя президиума Верховного Совета Михаила Калинина, в июле 1945 года рекомендовавшего демобилизованным женщинам не хвалиться своими военными заслугами. Фронтовички превратились в официальной мемориальной культуре в «фигуру умолчания».
Брежневское «правление» примечательно тем, что в СССР впервые получила право на жизнь «женская» память о войне. Сегодня почти забылся тот факт, что день 8 марта стал нерабочим в 1965 году. Революционный и феминистский, День женской солидарности был «переозначен» к 20-летию победы в Великой Отечественной войне. Отныне в этот день официально чествовали всех советских женщин и женщин-ветеранов войны в благодарность за их «заслуги в деле коммунистического строительства» и «защиты Родины». Тем самым женщины на государственном уровне были включены в мемориальную культуру войны. В 1980-е годы Светлана Алексиевич начала работу над книгой женских воспоминаний о войне, которой суждено было стать первой доперестроечной репрезентацией альтернативной памяти.
Таким образом, изучив некоторые доступные источники об участии женщин в Великой Отечественной войне, я сделала следующие выводы:
1.на данный момент нет точных сведений о количестве женщин-участниц боевых действий;
2.участие женщин в боевых действиях (за исключением женских авиационных подразделений Красной армии) их фронтовые подвиги, в послевоенное время умалчивались;
3. с начала войны и до 60-х годов в стране сформирован образ женщины в войне-это женщина тыла, ждущая своего мужа, сына с войны, заменившая мужчин на производстве.
4.исследования об участии женщин в войне опираются в основном на воспоминания.
2.2. Участие ямальских женщин в боевых действиях.
В первые дни войны по инициативе Приуральского райкома ВЛКСМ открылись курсы медсестер, были организованы новые кружки «Готов к санитарной обороне», многие девушки вступили в ряды доноров. (Ляушин В.П. Участие молодежи Севера в подготовке боевых резервов для фронта. Вестник ОГУ №5,2003 г.)
В 1941-1945 гг. Ямало-Ненецкий округ направил в Красную Армию 500 молодых женщин и девушек, имеющих военно-спортивную подготовку.
Сведения об участии ямальских женщин в боевых действиях основаны в основном на воспоминаниях женщин, их родственников.
Статистические данные представлены архивными документами, которые опубликованы в журнале «Ямальский меридиан», Истории Ямала (том 2).
С началом войны большинство ямальских девушек старались овладеть военными специальностями: сандружинниц , медсестер и так же, как юноши, движимые единым порывом бить фашистов, обивали пороги военкоматов с заявлениями отправить их на фронт.
По исходным данным, в августе 1942 года Ямало-Ненецкий окружной военкомат призвал в Красную Армию из 56 подавших заявления первых 14 девушек-добровольцев. 16 августа пароходом они выехали в Омск. Там началась учеба в Ленинградском военно-медицинском училище ( оно было эвакуировано туда из Ленинграда). По окончании училища (3.10.43 г.) с присвоением званий младших лейтенантов медицинских служб их направили в Москву в распоряжение Главного управления кадров Красной Армии, а оттуда – на разные фронты в действующие воинские части и соединения.
Виталий Денисов в журнале «Ямальский меридиан» №1 2004 года описал истории военной жизни трех ямальских девушек, выпускниц школы №1 города Салехарда. Познакомившись с данной работой В.Денисова, автор попытался определить особенности мобилизации на Ямале, фронтовые дороги и судьбы ямальских женщин.
Клавдия Георгиевна Трапезникова (Максимова),выпускница школы № 1 1940 года. С началом войны она очень хотела уйти на фронт, и в августе 1942 года в числе других первых комсомольцев-добровольцев Ямала была призвана в ряды Красной Армии.
После окончания Ленинградского военно-медицинского училища имени Н. Щорса в октябре 1943 года направлена в Курск, где шло формирование 2 Белорусского фронта. Проходила службу в эвакуационном пункте, откуда раненые направлялись на автомашинах и санпоездах в тыл для дальнейшего лечения. Позже направлена в распоряжение фронтового госпиталя 5531, где вела прием раненых.
В составе 2 Белорусского фронта принимала участие в освобождении Белоруссии. Затем- в освобождении городов Польши- Люблина, Лодзи, Познани. Из Польши госпиталь перебазировался в Германию. Здесь Клава занималась эвакуацией раненых санпоездами по железной дороге в советский тыл. В числе других воинов оставила свою подпись на здании рейхстага. Награждена орденом «Красной звезды» и медалями Советского Союза. После войны вернулась в свой город.
Галина Ивановна Цыганова родилась 1 апреля 1922 года в Тюмени, в семье рабочего. В 1938 году, после окончания 8 классов, вместе с матерью и братом приехала в город Салехард. В 1940 году закончила 10 классов школы № 1, уехала в Тюмень и поступила учиться в пединститут на филологический факультет.
В декабре 1941 года окончила курсы медсестер, но в Армию не взяли, продолжала учебу в институте. А уже в августе в числе других добровольцев призвана в Красную Армию. По окончании Ленинградского военно-медицинского училища Галя была направлена в Санитарный отдел Белорусского штаба партизанского движения, где проходила службу в качестве фельдшера-эвакуатора. После освобождения Минска Галя была отозвана в распоряжение штаба партизанского движения и направлена фельдшером санотдела по формированию документов о ранении и долечивании партизан. Штаб располагался в 6 километрах от Минска. Здесь 28 мая 1946 года Галина Ивановна Цыганова была демобилизована. После демобилизации вернулась в Салехард. За участие в Великой Отечественной войне и трудовую деятельность имеет 8 правительственных наград.
Зоя Петровна Широкова (Павлова) родилась в зеленой деревеньке Филатово Свердловской области. В семье была пятым ребенком из семерых. По меркам начало 30-х годов большая крестьянская семья Широковых жила хорошо. Горькую чашу раскулачивания пришлось испить до дна семье Широковых: в 1932 году она была сослана по этапу в северный рыбацкий поселок Аксарку. Перед войной Широковы переехали из Аксарки в Салехард. В августе 1942 года в числе первых 14 девушек-добровольцев Ямала призвана в Армию. По окончании Ленинградского военно-медицинского училища им. Щорса была направлена на фронт. Участвовала в боях за Полтаву. Служила в эвакогоспитале под городом Кобеляки, занималась эвакуацией раненых. Вскоре сама Зоя была ранена. После госпиталя была направлена в 40-ю танковую бригаду под Одессу. Участвовала в танковых боях, дошла с войсками до Сухого Лимана. Принимала участие в освобождении Тирасполя, Варницы. Полк Зои перебросили в Польшу на Сандомирский плацдарм. Начался путь по немецкой земле. После Одерской операции и освобождения Дрездена войска двигались в сторону Берлина. Вскоре маршрут изменили, и войска направились в Чехословакию, под Прагу, где Зоя и встретила День Победы. Демобилизовалась в мае в 1946 года в Вене. За активное участие в боях Зоя Петровна награждена орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др. Имеет несколько благодарностей Верхового Главнокомандующего И.В. Сталина.
Таким образом, можно сделать вывод об особенностях мобилизации ямальских девушек. В Великой Отечественной войне приняли участие 500 ямальских девушек. Девушки уходили на фронт добровольцами. До мобилизации проходили военную подготовку на производстве или на курсах медицинских сестер. Сначала девушек отправляли в Омск, где они обучались в эвакуированном Ленинградском военно-медицинском училище. После обучения отправляли в Москву, а затем распределяли на фронт, где они воевали в качестве медицинских работников.
2.3. Ямальские женщины приближали Победу в тылу.
Стойкость, мужество и исключительную энергию проявили ямальские женщины в тылу. Многие из них заменили мужей на производстве. Женщины Салехарда работали на консервном комбинате, в ДОКе, в Горпромкомбинате. Сотни женщин, закончив рабочий день на производстве, шли на причалы, на их долю приходилось выгружать муку, сахар, картофель и другие тяжеловесы, а сотни ребятишек носили легкие грузы. Механизмов на причалах не было. Женщины ненки и ханты организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта.
В книге Петровой В.П.,Харючи Г.П. «Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа» упоминается следующее «В Шурышкарском районе, а затем других районах женщины организовали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. В армию было передано более 100 тыс.шкур, малиц, курток, кисов, унтов, шапок и рукавиц».
Мария Александровна Вэнго из колхоза «Красная Москва» Тазовского района стала организатором первой на Ямале женской рыболовецкой бригады. В тяжелых условиях военного времени женщины стали заниматься мужским делом. Война и нужда заставили женщин нарушить традиционные запреты прикасаться к вещам, которые могут брать мужчины. Примеру Марии последовали женщины из других районов Ямала. Все военные годы сотни женщин Ямальского, Приуральского, Шурышкарского, Тазовского районов работали в рыболовецких бригадах. Детские сады и ясли во многих поселках переходили на круглосуточный режим работы, чтобы дать возможность женщинам трудиться по 14-16 часов. В Приуральском районе последовательницами М. Вэнго стали Анна Серасхова и Александра Куйбина. В 1942 году их имена были занесены на окружную Доску почета за перевыполнение годового плана в два умело управляясь с совхозными стадами, выдерживали все испытания . (История Ямала , том 2, Екатеринбург, 2010 г.)
Расфасовщица Салехардского консервного комбината Нина Колесникова в течение военных лет выполняла норму на 200 % и в этом показывала пример остальным рабочим. Начальник консервного цеха Н.Ф. Русакова, жестяно-баночного цеха Вересова всю войну работали не жалея сил, порой не выходя из комбината по 16-20 часов в сутки .
Рабочая Пуровского рыбозавода Т. Уткина выполняла по три нормы, перевозя на лошадях рыбу и грузы. Численность женщин на промыслах Ямала в 1944 году увеличилась до 2 тыс. человек. Зимой, когда солнце чуть показывалось над горизонтом, в пятидесятиградусный мороз, рыбачки часами пробивали лед, чтобы добыть рыбу .
Подшивки газеты «Красный Север» за 1941-1945 гг являются для нас историческим источником, свидетельствующем о страницах жизни жителей всех районов Ямала, в том числе и Приуральского в военные годы. Много статей посвящены самоотверженному труду женщин Приуралья, женщин Щучья и Седельниково. Именно в этих селах проживали родители наших односельчан.
№ 91 от 1 мая 1943 г, П.Бердышева
«На днях в поселке Аксарка состоялось общее собрание женщин, на котором был заслушан доклад о роли советской женщины в Отечественной войне. На собрании было принято решение о помощи рыбзаводу в подготовке к путине. Решено начать сбор средств в помощь разоренному населению городов Ржева и Сталинграда. За 4 дня женщины поселка собрали для рыбозавода десятки рогожных кулей, более сотни катков ниток, 250 метров хребтины, много хозяйственной посуды для рыбаков.»
№169 от 30.08.1944 Сарнэ
«На ловле сельди на реке Щучья в этом году сосредоточено 38 звеньев, 212 рыбаков-колхозников. Выделяется из всей массы промысловиков-колхозников рыболовецкое звено молодой рыбачки Елизаветы Холлонен из колхоза имени Сталина, давшие к 25 августа 190 процентов годового плана рыбодобычи»
Женщины Седельниково, Лаборовой состояли в колхозах им. Сталина и «Нарьяна Нгерм». Более 70 женщин проводили на фронт сыновей, мужей. Женщины, проживавшие в поселках, рыбачили. Рыбным промыслом занимались на реке Щучья, на Обь не выходили. Ловили в основном ряпушку. Рыбу сдавали специальной комиссии. Если улов был хорошим, больше нормы, комиссия разрешала взять 10 ряпушек. За самовольное укрытие улова можно было угодить в тюрьму. Чумработницы присматривали за оленьими стадами, занимались охотой. В свободное от основных занятий время шили кисы, рукавицы, шапки. Материалом для пошива одежды служил олений мех. Из меха оленя делали и матрацы, которые также отправляли на фронт.
Роза Федоровна Филиппова в статье «Они заменили мужей» (газета «Приуралье» № 24 (544) от 17 июня 2011 года) называет фамилии женщин, девушек и девочек, принявших тяжелое бремя войны на свои хрупкие женские плечи в тылу.
Анна Ивановна Терентьева всю войну проработала пекарем. А Дарья Степановна Лагей одна заменила сразу несколько пастухов- оленеводов, ушедших на фронт. Матрена Алексеевна Терентьева рыбачила. Не было у нее сапог- одевала самосшитые чувяки, а то и просто ходила на работу босиком, не жаловалась.
Акулина Хасиковна Ломдо-инвалид с детства. Добровольно стала рыбачить в бригаде отца на Товопогольском песке, где велся лов ряпушки. Федора Ивановна Витязева заменила мужа ( похоронен в Эстонии) на заготовке сена для колхозного скота. В тундровых стойбищах трудились чумработницами Екатерина Сергеевна Вычедская, Федосья Сергеевна Сядай, Анна Гавриловна Филиппова. Татьяна Афанасьевна Вокуева, Прасковья Федоровна Хатанзеева. На заготовке дров ударно трудились Евдокия Михайловна Канева, Анастасия Галактионовна Канева, Вера Абрамовна Канева, Нила Викторовна Хатанзеева. Эти хрупкие женщины сами рубили, кололи и складывали дрова в поленницы. Даже по окончании войны заготовленными ими дровами снабжались школа, участковая больница, клуб.
Одновременно дояркой и фуражиром работала Мария Архиповна Вокуева. После утренней дойки она на лодке переплывала на другой берег реки Щучье, косила свежее сено для телят.
Марина Павловна Филиппова работала грузчиком в рыбкоопе. На своих плечах таскала ящики с товарами, мешки с мукой.
У всех этих женщин было по четверо детей на руках да еще и собственное домашнее хозяйство: в каждом подворье держали коров, кур, а сено заготавливали для себя и для колхоза.
Совсем юной учительницей приехала на работу в Седельниково Нина Семеновна Сургутскова. Зимой учила детей уму-разуму, а летом вместе с ними рыбачила, научилась шить для фронтовиков меховую одежду.
3.Заключение.
Таким образом, работая над темой исследования «Женщины Ямала в Великой отечественной войне» я узнала, что существуют проблемы , связанные с исследованиями по теме «Женщины и Великая Отечественная война». Я узнала, что тема боевых подвигов женщин-фронтовиков умалчивалась до 1965 года. Это для меня стало открытием, так как в современных учебниках по истории отмечается, что женщины, находившиеся на фронтах войны, совершали каждодневный подвиг уже самим своим присутствием.
После изучения фронтовых биографий некоторых жительниц Салехарда, я сделала вывод, что причиной добровольной мобилизации на фронт стали чувства патриотизма, любви к Родине. Ямальские девушки, как и тысячи девушек Советского Союза, уходили на фронт добровольно в надежде отомстить ненавистному врагу. Вначале девушки уплывали в Омск, где обучались в эвакуированном Ленинградском медицинском училище, а потом отправлялись на фронт.
Материалы газеты «Красный Север», воспоминания жительниц Салехарда и Белоярска помогли мне определить основные виды деятельности и помощи ямальских женщин фронту.
Основной вид деятельности женщин-рыбодобыча. Женщины Салехарда работали на рыбокомбинате, а женщины поселков Седельниково, Лаборовая ловили рыбу в реке Щучья, озерах. Занимались пошивом одежды из оленьего меха, пасли оленей. Больше всего переживали женщины за своих мужчин, ушедших на фронт, да за своих детей. Ибо все мужчины просили перед уходом беречь детей. А время было очень тяжелое и голодное. Особенно голодно стало в 1942 году, когда были установлены продовольственные пайки.
Таким образом, гипотеза моей работы частично подтвердилась. Судьбы ямальских женщин схожи с судьбами женщин других регионов. Часть женщин воевали на фронтах Великой Отечественной войны, большая часть сражались на трудовом фронте. Различия состоят в особенностях деятельности и количественных показателях, что связано с особенностями природы нашего региона.
Литература.
1.Головнев А.В., Зайцев Г.С. История Ямала. Тобольск-Яр-Сале, 1992.
2.Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: 2 т. Омск, 2004.
3.Зайцев Е.С. Административно-территориальные преобразования на Ямале в годы войны. Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне: сборник материалов V Всероссийской научной конференции «Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне» (Омск, 5–6 мая 2011 г.). Вып. 2. / гл. ред. Н.А. Томилов, отв. ред. Д.А. Алисов, М.Л. Бережнова. – Омск: Издательский дом «Наука», 2012. – 200 с.
4.Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого округа. Науч. центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера ЯНАО ; [под ред. Н.В. Лукиной]. – Томск : Изд-во Том. Ун-та, 1999. – 222 с. – ISBN 5-7511-1045-5 (в пер.).
5.Липатова Людмила. 20-й век глазами обдорян. Салехард. Издательство «СПЭЙБ», 2005.
6. Липатова Людмила. Будем помнить всегда. Администрация муниципального образования Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ.-Салехард: Красный Север, 2010.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Как зима кончилась
Фильм "Золушка"