Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. Многие века к этой теме обращались многие знаменитые авторы. Так вXX веке были опубликованы книги: А. Лиханов «Урок», А. Алексин «Безумная Евдокия», В. Быков «Обелиск», Г. Полонский «Ключ без права передачи» и др.
Тема образования в 21 веке находится у всех на слуху. О нем говорят по телевизору, в новостях, на радио, в СМИ, в книгах, журналах и т. д. Меня также затронула эта тема, так как я являюсь выпускницей. Но решила исследовать данную проблему на литературном материале, т. к. интересуюсь литературой.
Гипотеза: образ учителя в литературе не мог не меняться.
В ходе исследования была поставлена цель: проследить динамику образа учителя в русской литературе 18 – 21 вв.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
Время проведения работы: 2016 – 2018 учебные года.
Методы работы: анкетирование, статистика, анализ.
Объект исследования: художественная литература 18 – 21 вв.
Предмет исследования: образ учителя в творчестве авторов 18 – 21 вв.
Материалом для исследования послужили следующие произведения русской литературы18 – 21 вв: Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л. Н. Толстой «Детство», А. П. Чехов «Человек в футляре», А. П. Платонов «Песчаная учительница», Ч. Т. Айтматов «Первый учитель», Г. М. Садовников «Иду к людям», Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», В. П. Астафьев «Фотография на которой меня нет», Г. Е. Распутин «Уроки французского», Н. З. Соломко «Белая лошадь – горе не мое», Ю. М. Поляков «Работа над ошибками».
В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, ведь им предстояла большая работа – дать образование безграмотному народу России.
Можно сделать вывод о том, что образование не ценилось в дворянских кругах 18 века, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание. И мы увидели это в таких произведениях, как Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и др.
В произведениях 19 века мы видим неоднозначный образ учителя. Встречается как положительный, так и отрицательный образ. Добрый немец Карл ИванычЛ.Н.Толстого совершенно противоположен сатирическому персонажу А.П.Чехова Беликову.
В литературных произведениях 20 века также была затронута тема школы и учителя. Формирование умственных способностей учеников всецело лежало на учителях. Именно такие качества, как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя 20 века. Так, учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Это подтверждают книги Ч.Т.Айтматова «Первый учитель», Г.М.Садовникова «Иду к людям», Г.Е.Распутина «Уроки французского» и др.
Во многих произведения современной литературы отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ. Это заметно на примере произведения Ю.М.Полякова «Работа над ошибками».
Вложение | Размер |
---|---|
stolyarova_sasha.docx | 88.23 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №8»
Учебно-исследовательская работа по литературе
«Образ учителя в русской литературе 18 – 21 вв.»
Автор: Столярова Александра Максимовна,
ученица 9А класса
Руководитель: Полищук Любовь Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
г.Елизово 2018
Содержание
Введение
« Если учитель имеет только любовь к детям, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»
(Л.Н.Толстой)
Профессия учителя, педагога – одна из древнейших профессий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей – трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Первые учителя появились тогда, когда начался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.
Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греч. «пейдагогос» («пейда» – ребенок, «гогос» – вести) и обозначало «детоводитель»: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога. В Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.
Слово «учитель» появилось тогда, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, т. е. обучение. Учитель – это тот, кто наставляет, преподает, обучает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди.
В России роль учителя была велика с самого начала. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя. Учителей в Древней Руси называли мастерами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.
Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. Многие века к этой теме обращались многие знаменитые авторы. Так вXX веке были опубликованы книги: А. Лиханов «Урок», А. Алексин «Безумная Евдокия», Ю. М. Поляков «Работа над ошибками», В. Быков «Обелиск», Г. Полонский «Ключ без права передачи» и др.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, поэтому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем. Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
Энциклопедия Жака Бросса «Духовные учителя» специально посвящена истории духовного учительства. Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах ( Л. В. Рябова, И. Л. Сафронов). Между тем такой подход раскрывает специфику образа профессионального учителя в русской литературе в недостаточной степени.
В современном литературоведении исследование образа учителя представлено единичными работами: Ю. М. Лотман «Городничий о просвещении», В. А. Викторович «Повесть Ф. М. Достоевского об учителе: реконструкция замысла», С. П. Лавлинский «Литературная стратегия «обучение у чудовища»», «Уроки» Д. Хармса, Э. Ионеско, Ю. Мамлеева и некоторые др.
Образ учителя не является стабильным, он меняется. Вызывает интерес то, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе и каковы причины этих изменений. Литература живет разной жизнью в разные времена. Интересно, каково было образование тогда и каково оно сейчас.
Тема образования в 21 веке находится у всех на слуху. О нем говорят по телевизору, в новостях, на радио, в СМИ, в книгах, журналах и т. д. Меня также затронула эта тема, так как я являюсь выпускницей. Но решила исследовать данную проблему на литературном материале, т. к. интересуюсь литературой.
Гипотеза:образ учителя в литературе не мог не меняться.
В ходе исследования была поставлена цель: проследить динамику образа учителя в русской литературе 18 – 21 вв.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
Время проведения работы: 2016 – 2018 учебные года.
Методы работы: анкетирование, статистика, анализ.
Объект исследования: художественная литература 18 – 21 вв.
Предмет исследования: образ учителя в творчестве авторов 18 – 21 вв.
II. Основная часть
Материалом для исследованияпослужили следующие произведения русской литературы18 – 21 вв:
В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»мы встречаем в качестве учителей Кутейкина, Цыфиркина, немца Вральмана. Отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком. Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин – это недоучившийся семинарист. Но если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, неравнодушен и жаден к деньгам. В сатирическом образе представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало, что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?
В комедии Фонвизина представлены не профессиональные учителя, а люди, случайно попавшие в эту профессию.
В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию». «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».
Учитель был уличен в беспутстве, пьянстве и пренебрежении обязанностями. Образ учителя, несомненно, отрицательный.
В первой части трилогии Л. Н. Толстого «Детство» учитель Николеньки Иртеньева – Карл Иваныч. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехи час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.
Отраженное в повестиотношение Николеньки к Карлу Иванычупоказывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, он – совершенный учитель. Именно таким предстает в повести «Детство» КарлИваныч.
В произведении А. П. Чехова «Человек в футляре» сатирический персонаж Беликовпротивоположен толстовскому Карлу Иванычу. Это действующее лицо не вызывает у нас симпатий, так как он погряз в пошлости.
Беликов – учитель греческого языка. Футляр обволакивает мозг, контролирует его мысли, подавляет его положительные начала. Это уже не человек, а механизм. Все прячет в чехле. Эти правила и предрассудки он навязывает всем окружающим и естественно ученикам. Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. И взрослые, и дети подчиняются ему. Он подозревает всех, и ему никто не доверяет. Он не может никого полюбить по-настоящему, и его никто не полюбил. С появлением в городе свободных личностей в лице нового учителя Коваленко и его сестры заканчивается господство Беликова. Он умирает. Создается впечатление, что герой «именно ради этого и жил, наконец, он положен в футляр, из которого никогда не выйдет. И в день похорон шел дождь, все учителя были в калошах и с зонтиками», как бы продолжая традиции умершего. Людей, ведущих «футлярный образ жизни», ждет неизбежное одиночество. Развивая мысль Чехова, понятно, что «футляр» – это обобщенный образ всей России с ее государственным режимом.Этот персонаж не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.
В рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница»Мария Никифоровна Нарышникова – молодая учительница, приехавшая после педагогических курсов в глухую деревушку, затерянную в песках. Попав туда, она увидела ничтожность человеческого существования. Его бесполезную и практически никому не нужную работу по уборке песка. Она увидела молчаливую бедность, бесплодное молчание и голод. Столкнулась с неплодородными землями и голодными детьми, не проявляющими никакого интереса к учебе. Ее крепкая, веселая, жизнерадостная натура стала потихоньку потухать среди этого смирения и покорности. Но она решает бороться с бессмысленностью жизни и понимает, что крестьяне пойдут за кем угодно, кто выведет их из этой борьбы с бескрайними песками. Она решает возглавить эту борьбу.Прочитав множество книг по песчаному делу, она так преобразовала Хошутово, что через год это место было не узнать.
Но случилась беда. Пришли кочевники и разорили деревушку. Тогда, отважная учительница решилась пойти к вождю кочевников и обвинить его в невежестве и жестокости. Она была готова поднимать село сначала, но получила другое задание: поехать в село Сауфту и научить его жителей спасаться от песков.Эта умная, красивая женщина решила пожертвовать собой, ради спасения и возрождения народов. В этом проявилась вся сила ее характера, вся ее натура.
Образ молодой учительницы стал героическим. Она проделала большой путь и была готова сделать еще столько же, ради победы. Таким человеком можно гордиться и ставить его в пример!
В работе Ч. Т. Айтматова «Первый учитель» молодым учителем выступаетДюйшен. Сложный авторский замысел, социальные и психологические проблемы затрагивают события прошлого нашей страны. В условиях и обстоятельствах, в которых пришлось работать Дюйшену, его труд – подвиг. События происходят в маленьком глухом ауле Киргизии, где сложились вековые традиции. Бывшая ученица Дюйшена Алтынай поняла «ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит детей». Предлагает устроить школу в старой конюшне, страстно берется за дело. Автор не просто влюблен в Дюйшена. Главный герой лично ответственен за все, что было, что есть и будет, что может случиться с людьми. Он человек дела, человек напряженной мысли, он не допускает просчета на трудном пути.
В произведении Г. М. Садовникова «Иду к людям» главный герой – наставник Нестор Петрович – лучший выпускник исторического факультета. Молодой ученый работает педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своим великоковозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.
В рассказе Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удается установить «образцовую тишину». Никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Только шутит над провинившимся учеником.
Главный герой, не сделав домашнее задание, со страхом ожидает, что станет объектом насмешек. Воспользовался случаем проводить медсестру к 5 «А». После ухода медсестры до конца урока оставалось немного времени, и главного героя вызывают к доске. Он не справляется с задачей. Харлампий Диогенович рассказывает классу о 12-ти подвигах Геракла и сообщает, что был совершен 13-ый. Но Геракл совершал их из храбрости, а этот их трусости. Спустя годы герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь наверное и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов. Учитель смехом закалял их детские души.
В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» учитель – Евгений Николаевич. Автор описывает условия, в которых проживает семья учителя. Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, его уважительный стиль общения. И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям. Бабушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелые годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек. Автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни. Особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.
Автора особенно привлекают такие личностные качества учителя, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям. Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.
Одно из лучших произведений Г. Е. Распутина «Уроки французского» о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Лидия Михайловна – классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу настоящего педагога. Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благородность Лидии Михайловны за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты. Лидия Михайловна пришла на помощь к мальчику. Повела себя мужественно и благородно, всяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Пострадала за то, что помогла ребенку освоиться в жестоком и суровом послевоенном времени. Такие черты характера, как великодушие, умение взять на себя чужую боль, терпение, присущие Лидии Михайловне – ведущие черты характера настоящего учителя.
В работе Н. З. Соломко «Белая лошадь – горе не мое»учитель – Александр Арсеньевич с детства мечтал быть путешественником. На семейном совете его решение поступать в горный институт было резко осуждено, учиться надо на учителя. Своего решения он не изменил. Но через год поступил в педагогический институт. Ученики не сразу приняли нового учителя географии. Он не сдавался, и через месяц другой члены географического кружка с нетерпение ожидали субботы. По субботам в любую погоду, в любом составе, не смотря ни на что, они все вместе отправлялись в поход. Интереснейшие уроки, забота о каждом ученике, собеседования с родителями и многое другое сделали свое дело. У учителя географии началась новая жизнь. Чем дальше, тем больше жил Александр Арсеньевич, поперек детского спасательного заклинания – белая лошадь была рядом с ним. Произведение написано с большим уважением к учителю.
Именно такие качества, как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают образ учителя произведений 20-ого века.
Герой повести Ю. М. Полякова «Работа над ошибками»Андрей Петрушов молодой журналист, временно устроившийся преподавателем русского языка и литературы в школу. Учитель пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой, считая, что художественная литература прежде всего действует на чувства, воображение, мысль. Но все тщетно. «Я чувствую себя брошенным», – говорит о себе Андрей. В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков. Суровая будничная реальность, отсутствие положительного образа учителя, проявление негативных явлений в школе и восприятие обстоятельства приводят к мысли – учительство в упадке. Стать учителем непросто. Опыт приходит не сразу. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом. В образе Андрея Петрушова мы видим лишь зачатки личности, но он не в силах их развить. Он не смог справиться с трудностями, которые встречаются в школе и решил ее покинуть.
Вывод: в разные века образ учителя изображался писателями по-разному.Сегодня, в произведениях 21 века, мы также видим проблемы образования.Но несмотря на это, образование не стоит на месте, и учащиеся получают намного больше необходимых знаний, чем в ранние времена.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся, в котором было задано 8 вопросов:
В ходе анкетирования было опрошено 272 учащихся 5-11 классов МБОУ ЕСШ №8. У каждого была своя точка зрения, ответы на вопросы были самые разнообразные.
Вопрос №1. Какими качествами, как вам кажется, должен обладать учитель? В первом вопросе учащиеся назвали 94 качества, которыми, как им кажется, должен обладать учитель. Вот 10 качеств, лидирующих по мнению учащихся (см. все качества в приложении №1):
Качество | Кол.-во человек | % |
| 104 чел. | 38% |
| 50 чел. | 18% |
| 46 чел. | 17% |
| 33 чел. | 12% |
| 28 чел. | 10% |
| 27 чел. | 10% |
| 24 чел. | 9% |
| 23 чел. | 8% |
| 16 чел. | 6% |
| 15 чел. | 6% |
18 человек (7%) ответили «Не знаю».
Вопрос №2. Может ли современная школа обойтись без учителя? Почему?
Всего ответов было 3, их можно представить в виде диаграммы. Большинство учеников школы считают, что школа не может обойтись без учителя.
Ответы на вопрос«Почему школа может обойтись без учителя»были следующие.1) в 21 веке учителя спокойно могут заменить роботы и компьютеры; 2) дети сами могут работать по учебникам;3) всю необходимую информацию можно найти в Интернете.
На вопрос«Почему школа не может обойтись без учителя» отвечали по-разному. Самым популярным ответом было: учитель может намного доходчивее и понятнее объяснить материал, а также были следующие: 1) человеку, в отличие от робота, свойственны эмоции; 2) учитель может обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику; 3) «человека должен обучать человек»;4) без учителей их некому будет контролировать.
Вопрос №3. Популярна ли профессия «учитель» сегодня? Почему?
Мнения учащихся разделились. Но большинство ответило, что не популярна.
Популярность профессии 19% учеников объяснили следующим: хороший заработок, многие любят детей, данная профессия является простой, в школах мало специалистов.
Непопулярность профессии 67% учеников объяснили следующим: маленькая заработная плата, много тяжелой работы и тратится много нервов.
Вопрос №4. Хотел бы ты стать учителем? 84% учеников не хотят стать учителем.
Желание работать учителем объясняется любовью к детям.
Нежелание работать учителем ученики объясняют тем, что это большая ответственность и что им не хватит терпения и нервов.
Вопрос №5. Кто из учителей твоей школы тебе нравится? В таблице показаны 10 учителей, которые больше всего нравятся учащимся МБОУ ЕСШ№8:
Учитель | Кол.-во человек | % |
| 103 чел. | 38% |
| 40 чел. | 15% |
| 39 чел. | 14% |
| 22 чел. | 8% |
| 21 чел. | 8% |
| 20 чел. | 7% |
| 17 чел. | 6% |
| 17 чел. | 6% |
| 16 чел. | 6% |
| 15 чел. | 5,5% |
Вопрос №6. Какие книги об учителях вы знаете? (или одним из героев, главный или второстепенный, является учитель). Назовите авторов и названия.
Многие учащиеся, отвечая на этот вопрос писали, что они не знают никаких произведений, в которых главным героем или одним из героев является учитель (176 чел.=65 %). Но все-таки 19% учащихся вспомнили произведениеГ. Е. Распутина «Уроки французского».Также ученики называли следующие произведения:Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.И.Солженицын «Матренин двор», В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» и т.д.
Вопрос №7. Как вы думаете, менялся ли образ учителя и отношение к нему в литературе разных веков? На этот вопрос учащиеся ответили по-разному. Но большинство подтвердили нашу гипотезу.
Вопрос №8. О каких знаменитых педагогах вы слышали?Большинство учащихся написали, что они никаких знаменитых педагогов не знают ( 149 чел.=55%). Но среди тех, кто слышал о знаменитых педагогах, самым распространенным ответом был Антон Семенович Макаренко, признанный одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Известен своими выдающимися достижениями в области воспитания и перевоспитания трудной молодежи.
III.Заключение
Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, ведь им предстояла большая работа – дать образование безграмотному народу России.
Можно сделать вывод о том, что образование не ценилось в дворянских кругах 18 века, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание. И мы увидели это в таких произведениях, какД.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и др.
В литературных произведениях 20 века также была затронута тема школы и учителя. Формирование умственных способностей учеников всецело лежало на учителях. Именно такие качества, как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя 20 века. Так, учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Это подтверждают книги Ч.Т.Айтматова «Первый учитель», Г.М.Садовникова «Иду к людям», Г.Е.Распутина «Уроки французского» и др.
Во многих произведения современной литературы отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ. Это заметно на примере произведения Ю.М.Полякова «Работа над ошибками».
IV.Список литературы
V.Приложение
Приложение№1
Качество | Кол.-во человек | % |
| 104 чел. | 38% |
| 50 чел. | 18% |
| 46 чел. | 17% |
| 33 чел. | 12% |
| 28 чел. | 10% |
| 27 чел. | 10% |
| 24 чел. | 9% |
| 23 чел. | 8% |
| 16 чел. | 6% |
| 15 чел. | 6% |
| 13 чел. | 5% |
|
| 4% |
| 12 чел. | 4% |
| 11 чел. | 4% |
| 10 чел. | 4% |
| 9 чел. | 3% |
| 9 чел. | 3% |
| 9 чел. | 3% |
| 8 чел. | 3% |
| 7 чел. | 3% |
| 7 чел. | 3% |
| 7 чел. | 3% |
| 7 чел. | 3% |
| 5 чел. | 2% |
| 5 чел. | 2% |
| 5 чел. | 2% |
| 5 чел. | 2% |
| 3 чел. | 1% |
| 4 чел. | 1% |
| 4 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 3 чел. | 1% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 2 чел. | 0,7% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
| 1 чел. | 0,4% |
Ах эта снежная зима
Крутильный маятник своими руками
Любили тебя без особых причин...
Рисуем кактусы акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь