Проект посвящён слову. Когда мы говорим «язык», мы думаем «слова». Это естественно: язык состоит из слов. Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах человека. Будет замечательно, если кто-то начнёт прислушиваться к речи окружающих, внимательнее вглядываться в строки книг и газет и думать не только словами, а думать о словах.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Слово о словах" | 32.4 КБ |
АНО ОШ «Академическая гимназия-Новогорск»
Проектная работа
«Слово о словах»
Автор работы:
учащаяся 2-А класса:
Каминская Анастасия.
Руководитель работы:
учитель начальных классов
Мухина Ирина Валерьевна
Новогорск 2018 г
Введение……………………………………………………………….…..3
1.4. О чем рассказывают разные словари?...................................
Заключение………………………………………… …12
Литература……………………………...…………….. 13
Приложение…………………………………………...14
Введение.
Свой проект я посвящаю слову. Когда мы говорим «язык», мы думаем «слова». Это естественно: язык состоит из слов. Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким тонким и сложным творением человека оно является, какую огромную роль играет в жизни человека. Хорошо если кто-то начнёт прислушиваться к речи окружающих, внимательнее вглядываться в строки книг и газет и думать не только словами, а думать о словах и будет задаваться вопросом о происхождении слов. Почему окружающие нас предметы и явления называются так, а не иначе?
Актуальность проекта:
данный проект позволит мне создать основу для изучения языка
художественных произведений на уроках литературного чтения;
сформировать умение находить в тексте и употреблять в собственной речи
изучаемые лексические и фразеологические явления, обосновывать
необходимость их использования, научиться работать со словарями.
Цель работы:
Задачи:
«Хромое слово – кривая речь», - гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была не кривой, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться. Тогда можно хорошо понять прочитанное и увиденное, точно рассказать об этом.
Все, что нас окружает и волнует, мы называем и высказываем словами. Умение владеть языком, а не просто знание свода правил – это настоящее умение, которое показывает уровень культуры человека. Умея без запинки определить окончание существительного, гласную после шипящей и т.д., нельзя оставаться глухим к красоте, гармонии, живой душе слова. Именно живая речь, художественные тексты помогают почувствовать вкус родного слова.
Так же, как из году в год меняют леса
свои листья – старые падают, ─ так же и слова
ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и
крепнут, как дети, на смену другие.
Гораций.
Я как и многие, наверное, задумывалась над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко- другое.
Я задалась вопросом «Как появились первые слова на Земле и как пополняется наш словарь?» Изучив данный вопрос, пришла к выводу, что , точный ответ на этот вопрос неизвестен. Однако, существует целый ряд теорий того, как появились языки.
Мне показалась интересной одна из версий, которую выдвинул лингвист Макс Мюллер ещё в XIX веке. А он тогда предположил, что могло быть четыре причины, по которым люди начали разговаривать:
1) Теория "Куку", согласно которой люди начали разговаривать, изображая звуки животных и, таким образом, предостерегая друг друга от опасности;
2) Теория "Пу-пу", согласно которой люди начали разговаривать звуками, изображающими боль, удовольствие, удивление и другие основные чувства и эмоции;
3) Теория "Динь-Дон", согласно которой люди начали разговаривать, изображая естественные звуки природы (такие, как шум воды, треск дерева, шум ветра и так далее);
4) Теория "Йо-хе-хо", согласно которой люди начали разговаривать, издавая ритмичные звуки во время коллективного труда, что позволяло им синхронизировать работу и совершать её эффективнее;
Несмотря на то, что теория Мюллера были выведена ещё в XIX веке, многие современные лингвисты не считают их устаревшими.
Ответом на вопрос как возникают слова занимается этимология (в переводе с греческого –наука о значении и происхождении слов).
Этимология - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Порой так же называют само происхождение слова: например, «у слова тетрадь греческая этимология», «предложить новую этимологию», то есть версию происхождения.
1.3.Как появляются новые значения слов?
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами (др.-греч. νέος — новый + λόγος — слово).
Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов.
В языке больше создается новых слов, чем исчезает старых, так что словарный состав языка непрерывно увеличивается. Новые слова возникают потому, что развитие общества, производства, науки, культуры приводит к появлению новых понятий, которые не могут существовать, не получая языкового оформления. Потребность в новых словах удовлетворяется языком; создаются новые слова теми способами и из тех средств, которые характерны для его структуры.
Очень редко они придумываются заново, да и в этом случае обычно используются какие-то модели, образцы, существующие в языке. Так, слово нейлон было выбрано фирмой, начавшей изготовлять этот вид волокна, по специальному конкурсу, но выбрали это слово из-за его созвучия с семантически близкими словами (ср. английские: cotton, rayon и т. п.). Слово газ долго считали придуманным голландским физиком Ван-Гельмантом, но сейчас доказано, что «придумал» он его по связи с фламандским словом geest (дух).
Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших: калькулятор, колхоз ,комсомол
Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными): вай-фай ,джойстик, интернет
Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года: гироскутер, лайфках ,квест, селфи,смартфон
«Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги. Нужно лишь извлечь их из нее».
Словарь должен быть у каждого человека и являться настольной книгой. Словари - это книги без времени и возраста, ими пользуются и маленькие дети, и школьники, и взрослые. Ведь человек не может знать абсолютно всё в этом мире, а словарь даёт эти знания тому, кто хочет их постигнуть и в тот момент времени, когда это нужно. Мы на уроках часто обращаемся к словарю для того, что бы узнать что обозначает то или иное слово, как оно правильно пишется.
Конечно, прежде чем начать свою работу мне нужно было узнать лексическое значение слова словарь. И вот что я узнала: Словарь — это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык.
Словарей бывает много видов. Их можно разделить на следующие группы:
а) двуязычные и многоязычные словари — переводят слова с одного языка на другой. Обычно распространены словари с двумя языками, но иногда попадаются многоязычные словари, где языков три и больше.
б) толковые словари — объясняют значения слов. Типичные примеры толковых словарей: словари Даля, Ушакова, Ожегова. Часто в толковых словарях все словарные статьи бывают написаны прописными буквами.
в) этимологические словари — рассказывают об этимологии, то есть о происхождении слов.
г) словари синонимов
д) словари антонимов
е) словари омонимов
ж) фразеологические словари — повествуют о различных фразеологизмах, идиомах, то есть об устойчивых выражениях. Иногда включают также пословицы и поговорки.
з) орфоэпические словари — учат, как надо правильно произносить слова и где нужно ставить ударение. Пример: словарь Рубена Аванесова 1989 года.
и) орфографические словари — учат, как нужно правильно писать слова. Отличаются краткостью, но я их как раз очень уважаю за немногословность.
к) энциклопедические словари — рассказывают дополнительные подробности о тех или иных предметах. Характеризуются пространностью изложения, могут иметь большой объём. Часто в таких словарях бывают различного рода картинки и изображения.
Так что выбор зависит от того, на какой урок Вам нужен словарь. Но мне показалось, что не всегда удобно пользоваться многими словарями и не всегда они есть под рукой. Я решила создать универсальный словарь, в котором собрала информацию из многих словарей для удобства получения всесторонней информации о слове.
2.Практическая часть.
2.1.Универсальный словарь.
Свой «Универсальный словарь» я создавала с использованием словарей и других источников:
Пример словарной статьи « Универсального словаря»
Заключение.
Итак, создавая свой проект, я:
В заключении работы над проектом я сделала неожиданные для себя интнресные выводы. Чтение толкового словаря русского языка - это изучение истории нашей страны Ведь в словаре много слов, которые сейчас не употребляются в речи, а когда встречаются, мы смотрим в словарь что бы понять, значение этого слова. Таким образом, мы можем себе представить, о чем и как говорили и думали наши предки, какая была наша страна. А при поиске информации о слове узнала много интересного и нового для себя.
Литература:
Госпожа Метелица
Как нарисовать ветку ели?
Мост из бумаги для Киры и Вики
Сказки пластилинового ослика
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое